Сегодня ремонтируем двигатель от автомобиля ASX. Двигатель 4A92.

Т.к. двигатель это сложный агрегат, при его ремонте мы должны быть уверены в состоянии всех элементов. Одной из операций контроля является контроль зазоров в шатунных и коренных подшипниках. От этого зазора зависит давление масла в двигателе и безотказная работа коленчатого вала и шатунов при вращении.
В среднем при изготовлении двигателя данный зазор для новых деталей составляет 0,03…0,05 мм, допуск на износ 0,1 мм. Никакого контроля "на глаз"!

Для контроля этого зазора мы используем всемирно известный и современный метод, рекомендуемый заводом изготовителем – Plastigauge.

PLASTIGAUGE — измерительная пластиковая калиброванная проволока для точного измерения зазора между сопряженными поверхностями. Наверное самое широкое применение, PLASTIGAUGE нашла в автомобильной промышленности, для измерения радиального зазора в подшипниках скольжения.
В соединение между шейкой коленвала и вкладышем закладывается проволка, после поджимается крышкой шатуна или постелью коленвала.

Проволка при затягивании крышки или постели расплющивается. После крышка или постель снимается и по калиброванной шкале мы определяем фактический радиальный зазор в шатунном или коренном подшипнике. В данном случае он составил 0,038 мм, что равно зазору для новых деталей. Поэтому нашей рекомендацией будет сохранить имеющиеся вкладыши и не менять их.

Если у Вас возникли какие-либо проблемы с двигателем — заезжайте. Тщательно проверим, выясним и устраним причину и если необходимо последствия.

Зазор подшипника определяется как разность между наружным диаметром коленчатого вала и внутренним диаметром установленного подшипника.

Зазор подшипника определяется как разность между наружным диаметром коленчатого вала и внутренним диаметром установленного подшипника (Рисунок 1).

[Рис. 1]
Зазор подшипника представляет собой разность между внутренним диаметром подшипника, собранного в картере, и наружным диаметром шейки коленчатого вала. Диаметры посадочного гнезда и шейки коленчатого вала, а также и толщина стенки подшипника, должны быть пределах определенных допусков. Эти допуски указывают на чертежах компонентов. Общая сумма максимальных допусков составляет максимальный зазор подшипника. Например, сумма минимальной толщины стенки с максимальным диаметром посадочного гнезда и минимальным диаметром шейки коленчатого вала составляет максимальный зазор подшипника. Сумма максимальной толщины стенки с минимальным диаметром посадочного гнезда и максимальным диаметром шейки коленчатого вала составляет минимальный зазор подшипника. Нормальный минимальный зазор равен 20 микрон для шатунных подшипников и 25 микрон для коренных подшипников.

ЗАЗОР : C = Di + ΔD — 2w — dw

ДОПУСК : Доп. C = Доп. Di + 2 x Доп. w + Доп. dw

Факторы, влияющие на зазор подшипника

Зазор подшипника зависит от трех факторов: размерного допуска компонента, износа подшипника за время эксплуатации и свойств материалов, из которых изготовлен компонент.

Материалы, из которых изготавливают коленчатый вал, подшипники и картер имеют разные коэффициенты теплового расширения, что может значительно сказаться на зазоре подшипника при высоких и низких температурах. Обычно тугая посадка подшипника приводит к незначительному расширению посадочного гнезда.

Размер и допуски зазора подшипника
Допуск зазора подшипника определяется суммой допусков отдельных частей. Типичные значения допусков в случае с двигателем легкового автомобиля составляют 19 микрон для посадочного гнезда, 19 микрон для диаметра коленчатого вала и 10 микрон для толщины стенки подшипника. На легковых автомобилях также допускается минимальный зазор в 20 микрон для шатунного подшипника и в 25 микрон для коренного подшипника.

Таким образом, получаем зазор от 20 до 78 микрон для шатунного подшипника и от 25 до 83 микрон для коренного подшипника. На Рисунке 2 приведено сравнение минимального зазора шатунного подшипника легкового автомобиля с человеческим волосом. Это подтверждает тот факт, что даже мельчайшие частицы грязи, попавшие в подшипник двигателя, могут вызвать его повреждение.

[Рис. 2]
Человеческий волос в сравнении с минимальным допустимым зазором в 20 микрон шатунного подшипника.

Влияние зазора подшипника на работу двигателя

Величина зазора подшипника довольно сильно влияет на работу двигателя. Минимальный зазор обеспечивает хорошую прилегаемость между подшипником и шейкой коленчатого вала. Такая прилегаемость является результатом износа материала в некоторых частях подшипника порядка нескольких микрон. Этот процесс приводит к снижению локального напряжения на слое скольжения, лучшей амортизации ударных нагрузок и снижению износа. Меньший зазор также снижает шумы двигателя. Недостаток маленького зазора заключается в том, что через меньший смазочный зазор проходит меньшее количество масла, т.е. подшипник охлаждается хуже, чем при большем зазоре.

Для улучшения охлаждения подшипников применяется больший зазор. В качестве примера можно привести двигатели спортивных автомобилей, использование большего зазора на которых значительно сокращает срок их эксплуатации. Не стоит и говорить о том, что после каждой гонки двигатели спортивных автомобилей перебирают полностью.

Влияние температуры масла на зазор подшипника
Если картер двигателя и вал изготовлены из одного и того же материала, то по мере роста температуры масла компоненты расширяются равномерно. В этом случае при повышении температуры масла зазор подшипника остается неизменным.

Однако в том случае, если картер изготовлен из алюминия, а вал из стали, ситуация меняется (Рисунок 3). При повышении температуры алюминий расширяется больше стали, поэтому в данном случае с ростом температуры зазор увеличивается. Более того, снижается и тугая посадка. Такое явление можно компенсировать за счет увеличения припуска на длину вкладыша, который необходимо учитывать еще на этапе разработки двигателя.

При крайне низких температурах зазор может уменьшиться даже до нуля, что сделает невозможным запуск двигателя.

[Рис. 3]
Если картер и коленчатый вал изготовлены из одного и того же материала, то при повышении температуры масла зазор подшипника остается постоянным. Ситуация изменяется при использовании различных материалов, так как различные материалы имеют разные коэффициенты теплового расширения. На диаграмме приведены два примера для коленчатого вала, выполненного из стали. Если блок двигателя изготовлен из алюминия, то при повышении температуры масла зазор увеличивается (непрерывная линия). Если шатун изготовлен из титана (например, в двигателе гоночного автомобиля), то при повышении температуры масла зазор уменьшается (прерывистая линия).

По материалам компании Federal-Mogul

5 Протрите спинки вкладышей корен­
ных подшипников, и положите верхние
половины в посадочные места в блоке
цилиндров. Нижние половины из каждо­
го набора положите в соответствующие
крышки коренных подшипников.

6 Проследите, чтобы язычок каждого
из вкладышей вошел в соответствую­
щий ему паз в постели блока или крышки
(см. иллюстрацию). Если для проверки
используются прежние вкладыши, уста­
навливайте их строго на старое место.
Зазор можно измерить одним из двух
способов.

7 Первый метод (потребуются внут­
ренние микрометры или штангенцир-

19.2 Местоположение кода размерной груп­пы коренной шейки коленвала

куль) — установите крышки коренных подшипников на блок цилиндров со вкла­дышами в рабочем положении. Устано­вите прижимную рамку крышек и заж­мите болты крепления регламентирован­ным моментом затяжки, измерьте диаметр отверстия, образованного каж­дой парой вкладышей (внутренний диа­метр подшипника). Измерьте диаметр каждой шейки коленвала и вычтите его из внутреннего диаметра подшипника. Полученный результат равен рабочему зазору коренного подшипника.

19.3 Метки размерной группы внутреннего диаметра коренного подшипника (отмечены стрелкой)

8 Второй (и более точный) метод со­
стоит в использовании специального из­
делия Plastigauge. В комплект изделия
входит шкала и пластичные нити кругло­
го сечения. Процедура с использовани­
ем Plastigauge выполняется следующим
образом.

9 Установив верхние вкладыши в кар­
тер, аккуратно положите на них колен­
вал. Не используйте никакой смазки,

19.6 Установите верхние вкладыши в посте­ли в блоке цилиндров так, чтобы их язычки вошли в соответствующие выемки (отмече­ны стрелками)

Общие процедуры переборки двигателя

19.10 Положите кусок Plastigauge на корен­ные шейки, параллельно оси коленвала.

19.11 . затем установите крышки и прижим­ную рамку, после чего зажмите болты (см. текст)

19.12 Снимите рамку с крышками и измерьте ширину расплющенной калиброванной про­волоки из набора по шкале на упаковке

шейки коленвала и вкладыши должны быть абсолютно чистыми и сухими.

10 Отрежьте несколько кусков нити
Plastigauge подходящего размера (они
должны быть немного короче ширины
коренных подшипников) и поместите
по куску на каждую шейку (см. иллюст­
рацию).

11 Установите крышки коренных под­
шипников (см. иллюстрацию). Убеди­
тесь, что все установочные штыри уста­
новлены правильно, затем разместите на
крышках прижимную рамку и зажмите
болты крепления как описано в пункте
23. Следите за тем, чтобы не потрево­
жить Plastigauge, и не проворачивайте
коленвал в течение этого действия. От­
крутите болты крепления и аккуратно
снимите крышки коренных подшипни­
ков, стараясь не тревожить Plastigauge и
не проворачивать коленвал.

12 Сравните ширину деформировав­
шейся нити со шкалой. Рабочий зазор
указан на шкале (см. иллюстрацию).
Сравните полученный результат с при­
веденными в Спецификациях данными.

13 Если зазор слишком велик, установ­
лены вкладыши неподходящего разме­
ра, или они чрезмерно изношены (при
использовании старых вкладышей).
Прежде чем делать выводы о износе ко­
ленвала, удостоверьтесь, что между спин­
ками вкладышей и постелями подшип­
ников в блоке и/или крышке при
измерении зазоров не попала грязь, мас­
ло или посторонние частицы. Если ши­
рина расплющенной калиброванной про­
волоки заметно больше на одном конце,

чем на другом, возможно шейка сведена на конус.

14 Относительно дальнейших действий
советуйтесь со специалистом по ремон­
ту двигателя на станции Rover.

15 Где необходимо, приготовьте вкла­
дыш нужного размера и повторите про­
верку рабочего зазора.

16 В заключение, осторожно соскобли­
те все следы пластичной проволоки с
поверхностей шеек и подшипников. Дей­
ствуйте для этого лучше всего ногтем
или куском картона/старой кредитной
карточки и старайтесь не повредить по­
верхности.

Окончательная установка коленвала

17 Осторожно извлеките коленвал из
блока цилиндров.

18 Разместите вкладыши на свои места,
как описано ранее в пунктах 5 и 6 (см.

19.18 Установите нижний вкладыш так, что­бы язычок вошел в паз крышки коренного подшипника (отмечен стрелкой)

иллюстрацию). Если устанавливаются новые вкладыши, удалите с них защит­ную смазку. Обильно смажьте вклады­ши в блоке цилиндров и в крышках.

19 Заполните пазы в постели с каждой
стороны подшипника №4 в блоке цилин­
дров смазкой и установите в них упор­
ные шайбы, смазочными канавками на­
ружу. Протрите вкладыши и шейки
коленвала. Смажьте каждый вкладыш в
блоке цилиндров чистым моторным мас­
лом, затем опустите коленвал, стараясь
не потревожить вкладыши и упорные
шайбы (см. иллюстрации).

20 Проверьте осевой люфт коленвала
(см. Главу 14).

21 Убедитесь, направляющие штыри и
вкладыши вставлены в крышки, затем
установите крышки в блок цилиндров
строго на прежнее место. Стрелки на
крышках должны указывать к переднему
концу двигателя (см. иллюстрацию).

19.19а Используя смазку, разместите упор­ные шайбы с каждой стороны коренного под­шипника №4, канавками наружу (отмечены стрелками)

19.19Ь Смажьте верхние вкладыши чистым 19.19с . и аккуратно установите коленвал моторным маслом.

19.21 Установите крышки коренных подшип­ников, руководствуясь идентификационны­ми метками

Общие процедуры переборки двигателя

19.22 Вставьте новое кольцевое уплотнение в выемку в центре прижимной рамки крышек коренных подшипников

19.23а Перед установкой болтов крепления крышек коренных подшипников слегка смажьте их резьбу

1Э.23Ь Последовательность затяжки болтов крепления крышек коренных подшипников

Таблица подбора шатунных вкладышей
1 или I 2 или iI 3 или iiI 4 или iiiI
Аили1 краен. розов. желт. зелен.
В или il розов. желт. зелен. коричн.
С или ii1 желт. зелен. коричн. черн.
D или iii1 зелен. коричн. черн. голубой

20.2 Метка размера шатунного подшипника (отмечена стрелкой)

19.23с Зажмите болты крепления крышек ко­ренных подшипников

22 Вставьте новое кольцевое уплотне­
ние в выемку в центре прижимной рамки
крышек коренных подшипников и за­
фиксируйте его небольшим количеством
смазки (см. иллюстрацию). Убедитесь,
что все направляющие штыри вставлены
на прежнее место, затем установите при­
жимную рамку на крышки. Следите, что­
бы кольцевое уплотнение не выпало из
выемки.

23 Нанесите небольшое количество
смазки на резьбу болтов крышек под­
шипников. Вставьте болты с шайбами на
прежние места и зажмите их вручную.
Работая в указанной последовательнос­
ти, зажмите болты крышек сначала мо­
ментом Стадии 1. Затем в той же после­
довательности усилием Стадии 2 (см.
иллюстрации). Убедитесь, что коленвал
вращается свободно; если для его пово­
рота требуется большое усилие, опреде­
лите и устраните причину,

24 Установите/подсоедините к коленва-
лу шатунно-поршневые группы (см. Гла­
ву 20).

25 Замените правый сальникколенвала.

26 Установите масляный насос, махо­
вик/приводной диск, головку цилиндров,
звездочки и нрвый зубчатый ремень при­
вода. , , .

20 Шатунно-поршневые

группы — установка и

в шатунных подшипниках

Примечание: Устанавливайте новые поршневые кольца и шатунные вклады­ши независимо от их состояния.

Выбор шатунных вкладышей

1 Рабочий зазор шатунных подшипни­
ков устанавливается подбором одного из
семи сортов вкладышей. Цветовая метка
сорта нанесена на ребро вкладыша (см.
иллюстрацию 19.1). Цвет меток от само­
го тонкого до самого толстого вклады­
ша: красный, розовый, желтый, зеленый,
коричневый, черный и голубой.

2 Если вкладыши подлежат замене,
сначала перепишите идентификацион­
ные номера на крышках и шатунах (см.
иллюстрацию). Число от 1 до 4 является
кодом внутреннего диаметра шатунного
подшипника; 1 — минимально возмож­
ный диаметр, а 4 — максимальный.

Примечание: На некоторых двигате­лях для маркировки вместо чисел могут применяться символы; количество ли­ний в символе соответствует размер­ной группе шейки, т.е., Iразмерная группа 1, и НИ — размерная группа 4.

3 Во-вторых, проверьте и запишите
идентификационные метки размеров
шатунных подшипников. Эти метки от­
печатаны на перемычках коленвалов на
левой стороне каждой шатунной шейки

(см. иллюстрацию). Метка может быть в виде буквы (A-D), обозначая внешний диаметр шатунной шейки; А — макси­мально возможный внешний диаметр, а D — минимальный.

Примечание: На некоторых двигате­лях вместо букв для маркировки могут применяться символы; количество ли­ний в символе указывает размерную группу шейки. I — размерная группа А, и iiil — размерная группа D.

4 Сопоставьте код внутреннего диа­
метра шатунного подшипника с кодом
соответствующей шейки коленвала и
подберите вкладыши по приведенной
таблице. Коды шеек коленвала указаны в
левой колонке, а коды диаметров шатун­
ных подшипников — в верхней строке;
требуемый сорт вкладышей обозначен
на пересечении двух значений.

Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 610 | Нарушение авторских прав

«>