Примечание: каталожный номер радиатора и его креплений см. здесь.
Радиатор: 1 – резиновая подушка нижнего крепления; 2 – отводящий патрубок; 3 – левый бачок; 4 – штифт верхнего крепления; 5 – подводящий патрубок; 6 – правый бачок
Резиновая подушка крепления радиатора
Радиатор в сборе с вентилятором: 1 – дополнительный резистор; 2 – кожух; 3 – электродвигатель; 4 – крыльчатка; 5 – радиатор
Дополнительный резистор вентилятора
УХОД ЗА РАДИАТОРОМ
Наветренные поверхности радиатора могут загрязняться остатками насекомых, листьями и другими частицами через определенный период эксплуатации транспортного средства. В данном случае, блокировка будет влиять на работу кондиционера воздуха и системы охлаждения и может привести к неисправной работе кондиционера воздуха, а также перегрева системы охлаждения и т.д. Таким образом, рекомендуется чистить радиатор и конденсор.
Лицевая сторона поверхности радиатора должна чиститься раз в год. Вода или воздух под давлением может использоваться для очистки пластин радиатора и выдува остатков листьев и насекомых. Конденсор промывается методом прямого продувки через радиатор.
Давление воды и воздуха не должна превышать 150 кПа. Давление выше 150 кПа может нанести вред конденсору и пластинам радиатора.
Пластины радиатора должны поддерживаться в состоянии, что обеспечивает хорошую теплопередачу. их нельзя чистить щеткой. В противном случае повреждения пластин может привести к снижению уровня теплопередачи.
Ни в коем случае нельзя распылять воду на разогретый радиатор, потому что выделение при этом горячего пара может нанести вред. Применение воды для чистки может использоваться только в состоянии нерабочего или охлажденного двигателя.
Установить автомобиль на двухстоечный подъемник, затормозить стояночным тормозом, выключить зажигание и отсоединить клемму провода "массы" от аккумуляторной батареи .
Снять защиту картера двигателя (см. тут)
Снять передний бампер (см. тут)
Слить жидкость из системы охлаждения двигателя (см. тут).
Промыть систему охлаждения двигателя (см. там же).
Для автомобилей с гидроусилителем рулевого управления
Снять бачок 1, рисунок 13-4, насоса гидроусилителя рулевого управления с кронштейна крепления, не отсоединяя трубопроводов, и подвязать к двигателю.
1 — бачок насоса гидроусилителя рулевого управления;
2 — винт крепления;
3 — кронштейн крепления бачка насоса гидроусилителя рулевого управления
Отвернуть два винта 2 и снять кронштейн 3 крепления бачка насоса гидроусилителя рулевого управления (отвертка с насадкой Torx Т30).
Операции для всех комплектаций автомобилей
Снять хомуты подводящего и отводящего шлангов радиатора системы охлаждения двигателя (приспособление для снятия упругих хомутов Mot. 1448).
Отсоединить подводящий и отводящий шланги радиатора системы охлаждения.
Для автомобилей с кондиционером
Рисунок 13-5 — Снятие воздухоотражателя:
1 — воздухоотражатель;
2 — винт крепления воздухоотражателя
Отсоединить жгут проводов от держателя на электровентиляторе.
Отсоединить трубопровод кондиционера от держателя на электровентиляторе.
Выверните два болта крепления конденсора (радиатора кондиционера) к радиатору системы охлаждения двигателя.
Отсоединить конденсор 2, рисунок 13-6, кондиционера от радиатора системы охлаждения двигателя (отвертка плоская).
Снять воздухоотражатель 1, рисунок 13-5.
1 — болт крепления кронштейна радиатора;
2 — конденсор кондиционера
Закрепить конденсор кондиционера к верхней поперечине.
Операции для всех комплектаций автомобилей
Снять электровентилятор системы охлаждения двигателя (см.тут).
Отвернуть болты 1, рисунок 13-7, крепления кронштейна радиатора к кузову автомобиля (головка сменная 10, удлинитель, вороток трещоточный).
Снять кронштейны 2 крепления радиатора с радиатора системы охлаждения двигателя.
Извлечь радиатор 1, рисунок 13-8, системы охлаждения двигателя из крепления на подрамнике передней подвески и снять радиатор.
1 — болт крепления кронштейна радиатора;
2 — кронштейн крепления радиатора
1 — радиатор системы охлаждения двигателя;
2 — конденсор кондиционера;
3 — нижнее крепление радиатора
На штифты в нижней части каждого бачка радиатора надеты резиновые подушки (опоры) радиатора. Снимите их. Сильно обжатые или затвердевшие подушки замените.
Установить радиатор системы охлаждения двигателя в нижние крепления на подрамнике передней подвески.
Установить кронштейны 2, рисунок 13-7, крепления радиатора на радиатор системы охлаждения.
Установить и затянуть болты 1 крепления кронштейна радиатора к кузову. Момент затяжки болтов крепления кронштейнов радиатора 8 Н.м (0,8 кгс.м) (головка сменная 10, удлинитель, вороток трещоточный, ключ моментный).
Установить электровентилятор системы охлаждения двигателя (см. ниже).
Присоединить подводящий и отводящий шланги к радиатору системы охлаждения.
Установить новые хомуты подводящего и отводящего шлангов радиатора (приспособление для снятия упругих хомутов Mot. 1448).
Для автомобилей с кондиционером
Установить и зафиксировать конденсор кондиционера на радиаторе системы охлаждения двигателя.
Установить воздухоотражатель 1, рисунок 13-5, и закрепить фиксаторами к кузову автомобиля (отвертка с насадкой Torx Т30).
Закрепить трубопровод гидроусилителя рулевого управления в держателе на электровентиляторе системы управления.
Присоединить жгут проводов к держателю на электровентиляторе.
Присоединить трубопровод кондиционера к держателю на электровентиляторе.
Для автомобилей с гидроусилителем рулевого управления
Установить кронштейн 3, рисунок 13-4, крепления бачка насоса гидроусилителя рулевого управления и закрепить двумя винтами 2 (отвертка с насадкой Torx ТЗ0).
Установить бачок 1 насоса гидроусилителя рулевого управления на кронштейн крепления.
Операции для всех комплектаций автомобилей
Заполнить систему охлаждения двигателя (см. выше).
Установить защиту картера двигателя.
Установить передний бампер.
Присоединить клемму провода "массы" к аккумуляторной батарее .
Удалить воздух из системы охлаждения двигателя (см. выше).
Видео
Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.
Работу выполняем на смотровой канаве или на подъемнике
Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора.
Снимаем защиту двигателя.
Снимаем передний бампер.
Если автомобиль с гидроусилителем руля, то снимаем бачок 1 (рисунок 1), насоса гидроусилителя руля с кронштейна и подвязать его к двигателю.
Отверткой с насадкой TorxT30 отворачиваем два винта 2 и снимаем кронштейн 3 крепления бачка насоса гидроусилителя рулевого управления.
Снимаем хомуты подводящего и отводящего шлангов радиатора системы охлаждения двигателя.
Отсоединяем шланги радиатора.
Если автомобиль с кондиционером, отверткой с насадкой TorxT30 выворачиваем винты крепления воздухоотражателя.
Снимаем воздухоотражатель 1 (рисунок 2).
Отсоединяем жгут проводов от держателя на электровентиляторе.
Отсоединяем трубопровод кондиционера от держателя на электровентиляторе.
Плоской отверткой отсоединяем конденсор 2 (рисунок 3), кондиционера от радиатора системы охлаждения двигателя.
Закрепить конденсор кондиционера к верхней поперечине
Снимаем электровентилятор системы охлаждения.
Головкой на 10 отворачиваем болты 1 (рисунок 4), крепления кронштейна радиатора к кузову автомобиля.
Снимаем кронштейны 2 крепления радиатора.
Извлекаем радиатор 1 (рисунок 5), системы охлаждения из крепления на подрамнике передней подвески и снимаем радиатор
Установка радиатора системы охлаждения двигателя
Устанавливаем радиатор двигателя в нижние крепления на подрамнике передней подвески.
Устанавливаем кронштейны 2 (рисунок 4), крепления радиатора на радиатор системы охлаждения.
Головкой на 10 устанавливаем и затягиваем болты 1 крепления кронштейна радиатора к кузову.
Момент затяжки болтов крепления кронштейнов радиатора 8 Нм (0,8 кгс.м).
Устанавливаем электровентилятор системы охлаждения двигателя.
Присоединяем шланги отвода и подвода жидкости.
Устанавливаем новые хомуты на шланги.
Если автомобиль с кондиционером, то устанавливаем конденсор на радиаторе двигателя.
Устанавливаем воздухоотражатель 1 (рисунок 2), и закрепляем фиксаторами к кузову автомобиля.
Закрепляем трубопровод гидроусилителя рулевого управления в держателе на электровентиляторе.
Присоединяем трубопровод кондиционера к держателю на электровентиляторе.
Если автомобиль с гидроусилителем то устанавливаем кронштейн 3, (рисунок 1), и закрепляем двумя винтами.
Устанавливаем бачок насоса гидроусилителя.
Заполняем систему охлаждения.
Устанавливаем защиту двигателя.
Подсоединяем минусовую клемму аккумулятора.
Конденсор (радиатор кондиционера) многопоточного типа установлен перед радиатором системы охлаждения двигателя
Конденсор крепится с помощью четырех кронштейнов к бачкам радиатора системы охлаждения
Соты конденсора представляют собой тонкостенные алюминиевые плоские трубки.
Бачки алюминиевые, с фланцами для подсоединения трубопроводов.
По высоте бачки разделены на секции, поэтому, проходя через конденсор, поток хладагента несколько раз меняет направление.
В конденсоре происходит конденсация паров сжатого компрессором хладагента и отвод выделяющего при этом тепла в окружающий воздух.
При включении кондиционера блок управления двигателем включает цепь питания электрического вентилятора радиатора охлаждения двигателя, что улучшает теплообмен в конденсоре и снижает давление в системе кондиционера.
Не реже одного раза в год, лучше перед началом летней эксплуатации, промывайте оребрение сот конденсора от налипшей грязи, пыли и противогололедных реагентов. Это улучшит теплообмен, снизит давление в системе и увеличит срок службы элементов системы.
Не применяйте для мойки конденсора моющие установки со струей воды под высоким давлением. Это может привести к повреждению тонкостенных пластин оребрения.
Даже при регулярной мойке необходимость замены конденсора возникает гораздо чаще, чем хотелось бы. Дело в том, что он первым принимает на себя поток противогололедных реагентов, грязи и камешков с дороги. А стенки трубок у него тоненькие.
В большинстве случаев конденсор повреждается коррозией на третий-четвертый год эксплуатации.
Если в результате коррозии нарушится герметичность конденсора, то ремонтировать его себе дороже.
Даже если мастеру аргоновой сварки удастся залатать дыру, то вскоре возможно появление течи в другом месте. Кстати, давление в системе в жаркие дни может доходить до 25-28 бар.
Кроме того, следует учитывать сложную структуру трубки конденсора: вдоль она разделена перегородками на каналы, поэтому велика вероятность, что после сварки часть каналов будет перекрыта. Соответственно упадет рассеиваемая мощность и ухудшится работа кондиционера, особенно в пробках и в жаркую погоду.
После каждого эксперимента с латанием конденсора нужно будет оплатить снятие-установку, сварку конденсора и заправку системы хладагентом. Так что лучше сразу установить новый конденсор.
Вместо дорогого оригинального вполне можно купить более дешевый конденсор от авторизованных производителей запасных частей.
Снятие и установка конденсора
Для выполнения задания потребуются ключи: ключ на 7; Torx T30; торцовая головка на 10; пассатижи; отвертка с плоским лезвием; емкость для сливаемой жидкости.
Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора.
Удаляем хладагент из системы кондиционирования, как указано в статье «Как выгрузить и загрузить хладагент системы кондиционирования Лада Ларгус»
Снимаем дефлектор радиатора (статья – снятие радиатора)
Головкой на 10 откручиваем болт крепления фланца трубки и отсоединяем трубку высокого давления от конденсатора.
Снимаем уплотнительное кольцо с трубки
Головкой на 10 откручиваем болт
Отсоединяем трубку компрессора от конденсатора
Снимаем уплотнительное кольцо с трубки
Головкой на 7 откручиваем четыре самореза крепления конденсатора к радиатору системы охлаждения
Приподняв конденсатор с правой стороны, выводим кронштейн конденсатора из держателя на радиаторе системы охлаждения. Также выводим кронштейн с левой стороны конденсатора
Установка конденсора
Устанавливаем конденсатор в обратной последовательности.
Перед установкой нужно долить в конденсатор компрессорное масло в количестве согласно таблице в статье «Как выгрузить и загрузить хладагент системы кондиционирования Лада Ларгус»
Заводим конденсатор в проем рамки радиатора и устанавливаем его опоры в места крепления в корпусе радиатора
Вынимаем заглушки из трубок и конденсатора и устанавливаем на трубки новые уплотнительные кольца
На уплотнительные кольца наносим компрессорное масло Sanden SP 10
Подсоединяем трубки к штуцерам конденсатора и закрепляем болтами. Момент затяжки болтов трубок – 8 Нм
Устанавливаем передний бампер
После этого выполняем вакуумирование системы и заправку хладагентом
Проверяем систему кондиционирования на отсутствие утечек хладагента