Замена маслоотражательных колпачков клапанов

Маслоотражательные колпачки заменяем в случае появлении сизого дыма из выхлопной трубы при пуске двигателя и в момент перехода двигателя с режима работы под нагрузкой в режим принудительного холостого хода (торможение двигателем), а также при повышенном расходе масла в двигателе, когда видимых снаружи течей нет.
Замену колпачков проводим на снятой с двигателя головке блока цилиндров.
Вынимаем из гнезд головки блока цилиндров гидротолкатели (см. «Снятие распределительных валов и замена гидротолкателей клапанов»).
Устанавливаем головку блока цилиндров на верстак камерами сгорания вниз. Чтобы стержень клапана не перемещался при его рассухаривании…

…подкладываем клиновидный деревянный брусок под тарелку клапана, на котором заменяем колпачок.

Подпятник рассухаривателя устанавливаем на тарелку пружины клапана, а зацепной рычаг заводим за головку болта, ввернутого в отверстие головки блока цилиндров, которое предназначено для крепления корпуса подшипников распределительных валов.
Надавливая на рычаг рассухаривателя, сжимаем пружину клапана до момента выхода сухарей из тарелки…

…и извлекаем пинцетом сухари клапана.
Сняв рассухариватель…

…вынимаем тарелку пружины…

Вынимаем клапан из головки блока цилиндров.

Снимаем опорную шайбу пружины.
Для снятия маслоотражательных колпачков…

…используем приспособление с цанговым зажимом.

Надеваем цанговый зажим приспособления на колпачок…

…и, нанося удары грузом по верхнему ограничителю приспособления…

…снимаем маслоотражательный колпачок с направляющей втулки клапана.

Вынимаем маслоотражательный колпачок из цангового зажима.
Перед сборкой очищаем металлической щеткой клапан от нагара, смазываем стержень клапана моторным маслом и вставляем его в направляющую втулку клапана.
Для запрессовки маслоотражательных колпачков лучше использовать специальную оправку. При ее отсутствии…

…можно воспользоваться высокой двенадцатигранной инструментальной головкой подходящего размера.
Аккуратно, чтобы не повредить рабочую кромку сальника колпачка, надеваем новый колпачок на стержень клапана и насаживаем колпачок на кромку направляющей втулки.

Легкими ударами молотка по оправке напрессовываем маслоотражательный колпачок на направляющую втулку клапана.
Собираем клапанный механизм в обратной последовательности.
После сборки клапанного механизма молотком через металлический стержень наносим легкий удар по торцу клапана, с тем чтобы сухари были правильно отцентрованы в проточке стержня клапана.
Аналогично заменяем маслоотражательные колпачки остальных клапанов.

После запила каналов ГБЦ было принято решение заменить направляющие клапанов на впуске . Причиной послужило то что направляющие стали короче после запила новая направляющяя 39 мм после запила 32 мм итог минус 7 мм что есть 20 % от общей длинны . Хотя люди не меняют ставит и со спиленными . Но если даже смирится с тем фактором что они стали короче есть еще один немаловажный фактор . это то что после того как направляющие спилены край направляйки не ровный и нарезать нормальную фаску на седлах невозможно в силу того что идет перекос .

Для выпресовки был выточен выпресовщик по принципу как у Евгения Травникова тока со своими размерами

Всякие варварские методы выбивания были откинуты дабы не повредить ГБЦ

Для выпресовки ГБЦ по любому греть я грел в духовке до той температуры когда смог сорвать первую направляющюю температура составила порядка 250 градусов в самой духовке . какая при этом была температура ГБЦ неизвестно .

После нагрева ГБЦ выпресовщик вставлялся на место предварительно подложив под него прокладку из под пружины клапанов и двумя ключиками на 24 все это выпресовывалось . Сначала идет небольшой натяг усилия потом щелочек и тянем до момента пока идет . Некоторые направляющие выходили за один подход некоторые приходилось подогревать ГБЦ т.к в какой то момент усилие резко возрастало т.к ГБЦ слишком быстро остывает буквально за минуты 3 если не успел значит придется опять греть . Самое геморройное это то что за один нагрев не получается больше 2 направляющих вытянуть . в силу того что коэффициент расширения у алюминия больше чем у латуни . но если долго греть остальные направляющие тоже расширялись и их сильно зажимало в ГБЦ .

Удивило то что при общей длине направляющей 39 мм в ГБЦ запрессована она не по всей длине а всего 20 мм остальные 19 со стороны камеры сгорания просто в воздухе этот факт отчетливо видно на фото .

Сам выпресовщик был изготовлен с минимальными затратами из подручных материалов .

Подшипник для выпресовщика был куплен на рынке от колес тачки с которыми бабушки ездят за картошкой с внутренним диаметром 17 мм . Болт М6 под шестигранник длинной 45 мм . нужен именно с круглой шляпкой и черного цвета т.к серые с квадратной будут головкой портить канал направляющей и они слабые его просто порвет и все .

Т.к диаметр внутренний направляйки 7 мм а болта 6 мм в самой старой направляющей было проточен маленький потай для центровки

После выпресовки в итоге все отверстия под направляющие получились 12,00 — 12,02

отверстие под направляющие мерял направляющей мерником дабы не покупать нутромер по цене 110 евро

взял одну направляйку и стачивал ее по 1 сотке до тех пор пока не начала залазить в отверстие, потом ее замерял микрометром .

Ремонтные втулки имеют следующие артикулы

21120-1007032-20 Втулка направляющая +0,02 мм.

21120-1007032-22 Втулка направляющая +0,22 мм.

Размеры натяга для новых направляющих процитирую от известного автора рекомендации Хрулева ( дядька пишит книги по ремонту двигателей ) по поводу натяга втулок

В то же время для направляющих втулок клапанов и сталебронзовых втулок верхней головки шатуна (ВГШ) вполне достаточно натяга 0,03-0,05 мм.

Внутренний диаметр направляющих втулок равен 7+0,015мм, а наружный (для втулок, поставляемых в запасные части) — 12,079-12,090 и 12,279-12,290мм (втулка увеличенная на 0,2мм)

Диаметр стержня впускного клапана равен 6,975±0,007мм, а выпускного -6,965±0,007мм

Направляющая втулка служит определенным каналом для хода клапана. Ее замена в гаражных условия практически не возможна, поскольку требуются специальные знания, навыки и инструмент, но все-же автомобилисты умудряются это делать. Конечно, рекомендуется проводить замену направляющих втулок ВАЗ-2112 с 16-клапанным двигателем на специализированных автосервисах. Этот процесс довольно сложный и займет день, а то и два.

Видео о замене направляющих втулок и о том, как распознать поддельную запчасть:

Видео материал расскажет, как провести замену направляющих втулок, приведены рекомендации и советы.

Процесс замены направляющих втулок клапанов

Направляющие втулки сделанные с металла и бронзы

Прежде, чем приступить к замене направляющих втулок, стоит понимать, что существует несколько изделий для 16-клапанного двигателя ВАЗ-2112. Можно заменить полностью ремонтную втулку в сборе, или установить бронзовую гильзу. Оба варианта идеально подходят для этого автомобиля. Рассмотрим оба процесса по отдельности. Обычно, направляющие втулки меняются с клапанами в сборе, но как показывает практика, меняются выпускные, которые прогорают, а впускные шлифуются и ставятся на место.

Демонтаж ГБЦ

Прежде, чем приступить к замене направляющих втулок, необходимо демонтировать головку блока цилиндров. Этот процесс не такой уж и сложный, как кажется на самом деле. Для начала стоит собрать необходимый инструментарий. Что же понадобится:

  • Набор ключей.
  • Динамометрический ключ.
  • Тара для охлаждающей жидкости.
  • Ветошь.
  • Непосредственно сама новая прокладка.

    Демонтируем «клемму-минус» с АКБ.

Демонтаж клеммы АКБ для ремонта

Через специальный клапан сбрасываем давление в топливной системе

Выкрутив болты крепления отсоединяем выпускной коллектор и приемную трубу

Снимаем ремень ГРМ

Фиксируем распределительные валы и демонтируем шкивы

Демонтируем датчик охлаждения

Выкрутив болты снимаем клапанную крышку

Когда все отсоединили проводим демонтаж ГБЦ

Демонтаж направляющих втулок

Теперь, когда головка блока цилиндров снятая, ее необходимо помыть. Для этого используется специальная ванна с горячим керосином, но как показывает практика, все заканчивается мойкой керосином под давлением. Когда ГБЦ – чистая, ее необходимо разобрать. Рассмотрим, последовательный процесс:

    Демонтируем распределительные валы.

Снимаем распределительные валы с головка

Открутив хомут снимаем отводящий патрубок

Рассухариваем клапанов головки блока

Проводим демонтаж маслосъемных колпачков при помощи отвертки или специнструменты

Выбиваем втулку клапана молотком

Этот способ подходит только тогда, когда будут устанавливаться вместо старых втулок металлические или латунные.

Установка металлических втулок клапана

Прежде, чем приступить к установке новых направляющих втулок, необходимо их подогнать по размеру. Обычно, для установки используют ремонтные изделия с зазором +0,22+0,25 мм. Но, существуют втулки с размерностью +0,5 мм, которые при новых технологиях уже не в ходу, но в продаже их можно найти.

Теперь, втулки необходимо подогнать под клапан и посадочное место. Конечно, для этого понадобится токарный станок. Прежде, чем провести расточку изделий, клапана шлифуются и промеряются, а посадочные места диагностируются на наличие эллипсов и царапин. После проведенных замеров на токарном станке втулки протачиваются, как внутренняя поверхность под клапан, так и наружная – под посадочное место.

Установка втулок проводится методом запрессовки. Она надевается на специальный инструмент и по немного забивается в посадочное место. Конечно, некоторые автомобилисты их устанавливают при помощи молотка и набойник круглой формы с наковальней поверхностью. Когда направляющая втулка села на посадочное место проводится монтаж стопорного кольца и сборка головки.

Когда все собрано, можно установить на место ГБЦ и подключить ее к всей системе.

Установка бронзовых направляющих втулок

Установка направляющих бронзовых втулок отличается от стандартной процедуры. Здесь, не требуется демонтаж направляющих втулок. Итак, рассмотрим, пошаговый процесс установки бронзовых деталей на стандартные изделия:

    При помощи ручной шарошки, направляющие втулки рассверливаются. Как правило, убирается -0,15-0,2 мм с внутренней поверхности.

Притирка клапана головки блока цилиндров при помощи дрели со специальной насадкой

Специальный инструмент для установки бронзовых гильз K-line в направляющее втулки

Конечно, не всегда имеется возможность установить бронзовые втулки. Невозможно совершить данный процесс, когда выработка по внутреннему диаметру превысила показатель -0,25 мм. Но, с другой стороны, ресурс этих изделий будет выше.

Причины выхода из строя

Причин выхода со строя направляющих втулок мало, поэтому рассмотрим каждую по отдельности:

  • Износ или выработка внутренней поверхности . В процессе эксплуатации наружная часть клапана трется о внутреннюю часть направляющей втулки, при этом хоть и присутствует смазка, но выработка все равно идет. Для мотора 2112 ресурс этих изделий составляет 200 000 км согласно сервисным мануалам завода изготовителя.
  • Нередко, замене направляющих втулок способствуют гнутые клапана . Зачастую на внутренней поверхности появляются задиры, но деформация втулки или ее разлом тоже встречаются.
  • Недостаточная смазка или малый уровень масла также сказывается на внутренней поверхности втулки, где образуется большая выработка и клапан начинает болтаться.

Выбор направляющих втулок

Существует несколько производителей, кроме АвтоВАЗ, которые производят направляющие втулки на ВАЗ-2112. Обычно в комплекте идут отдельно изделия для впускных и выпускных клапанов, но их классифицируют комплектами. Итак, рассмотрим, какие направляющие втулки можно приобрести на автомобильном рынке запасных частей:

    2108-1007032/33 – это стандартный набор металлических направляющих втулок производства АвтоВАЗ. Стоимость комплекта составляет 1300 рублей.

Направляющее втулки производства АвтоВАЗ

Бронзовые направляющие втулки производства ДМЗ