Замена масла в различных узлах автомобиля — это банальная и несложная процедура, но всё же опишу, может быть моя информация кому-нибудь поможет.
1. Итак: начинается всё с закупок масла и фильтра, а так же промывочных жидкостей по желанию. Если при замене масла вы меняете вязкозть масла или производителя, то двигатель необходимо промыть. Для промывки я использую обычную пятиминутку. Масло лью Liqui Moly 5W-40 Optimal synth.
2. Если же с двигателем всё понятно, то с коробкой будет посложнее т.к. на Е34 устанавливалось множество различных модификаций МКПП и АКПП, чаще всего ZF и Getrag, в которое лилось различное масло.По VIN коду у меня бьётся М20 с АКПП, но предыдущие энтузиасты впихнули в 34 кузов М50Б20 с МКПП Getrag 220. Что должно заливаться в МКПП можно определить по наклейке. У меня она оранжевая с надписью ATF — OIL! и заливным и сливным болтами под накидной ключ на 17. Поэтому я лью масло Castrol ATF Dextron2. И, кстати, это же масло я лью в ГУР.
Заливать масло в коробку прямо из бутылки не вариант, поэтому я использовал аптечный шприц для промывки ушей и шланг от капельницы. Уровня в МКПП нет, а значит льём до последнего, пока не потечёт назад.
На МКПП были следующие наклейки:
1. Оранжевая наклейка с надписью "ATF — OIL!". — заливается масло по спецификации ATF Dextron 2. Жидкое масло красного цвета.
2. Жёлтая наклейка с надписью "MTF-LT-1". — по заявлению производителя для данного типа коробки передач замена масла не требуется в течении всего срока службы. Но если вдруг после ремонта необходима замена, то льётся Castrol MTF-LT-2 или специализированное масло, каталожный номер — 23001434404.
3. Зелёная наклейка с надписью "Special OIL!" — используются однодиапазонные моторные масла HD на минеральной основе класса SAE40, SAE30, SAE20.
4. Без наклейки. — Можно заливать все трансмиссионные масла на минеральной основе с классом вязкости SAE80 по спецификации MIL-L-2105 или API-GL-4.
Если же ваша наклейка изношена, стёрта или её просто нет, то можно определить масло по следующим критериям:
— Если заливная пробка под накидной ключ, то масло — ATF
— Если внутренний шестигранник, то масло — трансмиссионка
3. Теперь редуктор. Тут всё гораздо проще. Две пробки под внутренний шестигранник на 14. Снизу- сливная и над ней- заливная. Заливать удобно шприцом, как в коробку до последнего, пока не потечёт назад. При сливе старого масла можно поддамкратить перед, чтобы слить больше. Масло лью Castrol AXLE EPX 80W90. Можно любую другую трансмиссионку. И заодно прочистил датчик скорости, который находится над пробками.
Замена масла в двигателе
Необходимые инструменты и оборудование:
• осмотровая канава или гидравлический домкрат с подставками;
• для бензиновых двигателей: специальный ключ для масляного фильтра (бандажного типа или HAZET-2169);
• торцевая головка 17 или 19 мм для отворачивания сливной пробки, а также емкость для слива масла объемом от 5 до 8 литров в зависимости от типа двигателя (в том случае, если масло не откачивается).
• алюминиевое уплотнительное кольцо сливной пробки (только в том случае, если масло не откачивается). Сливная пробка имеет резьбу с наружным диаметром 12 мм, размер кольца А12х15,5. Кольцо иногда прилагается к масляному фильтру;
• патрон масляного фильтра;
• в дизельных двигателях и 4-кла-панных бензиновых двигателях (520i/525i выпуска с мая 1990 г ) дополнительно заменяется уплотнительное кольцо крышки фильтра и прокладка отводящего маслопровода;
• от 4 до 6 л моторного масла, в зависимости от типа двигателя. Используйте только рекомендованные масла (см. стр. 65).
Заправочный объем (с заменой фильтра):
*4-клапанныи двигатель М50*
Разница объемов между отметками "Min" и "Мах" на масло из мерительном стержне составляет 1 л.
Замена масла должна выполняться после появления на панели приборов сообщения "Oilservice" или через каждые 10000 км (для дизельных двигателей — через 7500 км) При меньшем годовом пробеге масло должно заменяться раз в год При этом одновременно заменяется патрон масляного фильтра.
При эксплуатации в тяжелых условиях, например, частых поездках на короткие расстояния, частых холодных запусках, движении по пыльным дорогам, замену масла и масляного фильтра следует производить чаще.
Масло также можно откачать с помощью зонда (на заправочной станции) через трубку маслоизме-рительного стержня. На этой же заправочной станции можно купить и новое масло.
Внимание: отработавшее масло должно сдаваться в пункты приема спецотходов. При покупке масла учитывается стоимость сданного масла, поэтому не выбрасывайте канистру и квитанцию! Информацию о расположении ближайшего пункта приема спецотходов можно получить в городской или сельской администрации. Ни а коем случае не выливайте масло в канализацию и не выбрасывайте вместе с домашним мусором. При этом загрязняется окружающая среда, в том числе водоемы.
Головка на 13 мм, головка на 17 мм, трещетка, бак или ведро под отработанное масло
Моторное масло, комплект масляного фильтра, уплотнительная шайба сливной пробки
Выполняйте работу на слегка прогретом двигателе
Поддержание долговечности двигателя
Замените и воздушный фильтр
Одним из ключевых условий долгой и надежной службы двигателя вашего автомобиля является регулярная замена масла. Если у вас возникают сомнения из-за большой стоимости таких частых замен (особенно актуально для владельцев автомобилей с большими моторами, где достаточно велик объем замены масла. К примеру, на M30 при замене уходит больше 5 литров масла), то мы бы рекомендовали лучше использовать недорогое, но при этом качественное масло и менять его почаще, чем тратить деньги на самое дорогое и ездить на нем до последнего.
Самый простой способ вовремя менять масло — следовать индикатору замены Oil Service, который отображается на приборной панели и является главным сигналом к тому, что пришло время замены. Когда необходимо выполнить обслуживание – на панели загорается желтый светодиод вместе с сообщением Oil Service или Inspection.
Всего есть два типа сервисных интервалов: Inspection I и Inspection II, которые следуют друг за другом поочередно. Мы уже писали о них ранее. Между любыми двумя обслуживаниями Inspection обязательно следует Oil Service. Таким образом получается следующий порядок процедур: Oil Service – Inspection I – Oil Service – Inspection II и так далее. В случае если автомобиль регулярно используется для коротких поездок в сильном трафике, или регулярно эксплуатируется в агрессивном режиме индикатор должен загореться раньше.
Если вы предпочитаете самостоятельно выбирать время для обслуживания ориентируясь на пробег, то рекомендуемый пробег между заменами составляет 12 000 километров (7 500 миль), или 6 месяцев. (Лично я предпочитаю не ездить более 7-8 тысяч между заменами).
Необходимые навыки и инструменты
Данная процедура достаточно проста и не требует каких-либо особенных инструментов или навыков.
Сложность процедуры:
Понадобится следующий инструмент:
- Головка на 13 мм;
- Головка на 17 мм;
- Трещетка;
- Бак или ведро под отработанное масло;
- Динамометрический ключ (опционально);
- Резиновые перчатки (опционально);
- Устройство для сброса сервисного интервала (опционально);
Также понадобятся следующие детали (номера деталей приведены для мотора M30 с 535i):
- Моторное масло
- Масляный фильтр — 11 42 9 063 138;
- Уплотнительное кольцо 12х17, медное — 07 11 9 963 151;
- Уплотнительное кольцо 10х14, алюминиевое — 07 11 9 963 075;
- Уплотнительная прокладка 91х4 — 11 42 1 741 000;
- Уплотнительная прокладка 4.5х1.5 — 11 42 1 711 076;
Обычно все уплотнительные кольца идут в комплекте с масляным фильтром. По поводу производителя фильтра – я раньше брал Knecht (Mahle), но они болтаются в масляном стакане, мне рекомендовали брать только Mann.
Примечание: в автомобилях BMW E34 используется два основных типа фильтров, в зависимости от модели. На моделях 525i с двигателем M20 используется фильтр Spin-on Type. На всех остальных используется фильтр типа картридж (фильтр-патрон).
Подготовка
Для проведения данной процедуры удобнее всего использовать подъемник: под машиной будет много рабочего пространства и удастся слить максимум масла. В противном случае можно воспользоваться эстакадой или смотровой ямой.
Прежде чем загнать автомобиль на подъемник необходимо поездить на нем минут 10-15. Если это невозможно, то просто дать поработать на холостом ходу минут 20, чтобы разогреть масло в двигателе до рабочей температуры. Когда масло горячее – оно потечет намного лучше и удастся удалить больше грязи и частиц металла при его сливе.
Слив масла из масляного фильтра
На двигателе M30 масляный фильтр располагается внутри корпуса масляного фильтра (масляного стакана) снаружи двигателя, с левой стороны по ходу движения. Он выполнен в виде сменного картриджа, так что придется заменить только фильтр.
Прежде чем начать слив моторного масла, необходимо сначала слить масло в корпусе масляного фильтра. В противном случае вы разведете грязь и беспорядок в моторном отсеке.
Крышка на корпусе масляного фильтра крепится длинным болтом. Когда вы извлечете этот болт, внизу корпуса откроется сливное отверстие и масло медленно стечет в поддон картера.
Начните с болта, крепящего крышку корпуса масляного фильтра. Возьмите головку на 13 мм или накидной ключ и открутите болт. В то же время необходимо другой рукой надавить на крышку, чтобы не дать маслу вылиться наружу. Извлеките болт и продолжайте удерживать крышку еще около 60 секунд. За это время уровень масла в корпусе опустится достаточно, чтобы можно было снять крышку. Очень важно сильно надавить на крышку, иначе масло может просочиться и потечь по стенкам корпуса масляного фильтра.
Снимите крышку и просто извлеките масляный фильтр. Нормальный использованный масляный фильтр должен выглядеть как на фото: он ни в коем случае не должен рассыпаться на части или иметь какие-либо повреждения.
Слив масла из мотора
Начните с удаления крышки маслозаливной горловины – это поможет слить масло.
Далее найдите в нижней части масляного поддона сливную пробку – она располагается на правой стороне двигателя. Подставьте большой бак, ведро или кастрюлю (по объему он должен вместить не меньше того объема масла, которое вы планируете залить позже). Когда вы уберете сливную пробку масло потечет очень быстро и не будет времени на поиск ведра или поддона.
Мы рекомендуем надеть толстые резиновые перчатки, т.к. масло может быть достаточно горячим чтобы обжечь, особенно если вы прогрели двигатель как должны были сделать.
Используйте головку с трещоткой или накидной ключ чтобы отвинтить пробку. Иногда легче отвинтить последние обороты вручную в самую последнюю очередь, слегка надавив на винт в сторону масляного поддона и затем быстро удалить пробку.
Ожидайте пока вытечет примерно 5-6 литров масла (в руководстве говорится что двигатель M30 на 535i вмещает 5,75 литров масла с учетом масляного фильтра). Так что запаситесь не только достаточно большим ведром, но и достаточным количеством масла для замены.
Теперь необходимо дождаться пока масло перестанет течь и будет только капать. Если вы подозреваете что на дне поддона картера осталось еще какое-то количество старого масла, можно попробовать смыть его залив немного свежего масла через отверстие на дне корпуса масляного фильтра.
Подготовка к заливке
Чтобы не терять время, пока вы ждете полного слива масла из двигателя, можно начать подготовку масляного фильтра к монтажу назад в корпус.
Менять масло не меняя при этом масляный фильтр фактически бесполезно, поэтому всегда меняйте масляный фильтр при замене масла.
Большинство масляных фильтров (Mann, Mahle, Febi) идут в комплекте с полным набором уплотнительных колец. Вот что понадобится:
- Уплотнительное кольцо под крышку корпуса масляного фильтра;
- Уплотнительное кольцо под болт корпуса масляного фильтра;
- Уплотнительное кольцо AL-10×14 под болт корпуса масляного фильтра;
- Уплотнительное кольцо CU-12х17 для сливной пробки;
Заливаем новое масло
Теперь вы почти готовы к заливке нового масла.
Начните с установки на место сливной пробки. Обязательно используйте новое уплотнительное кольцо. Это кольцо не может использоваться повторно. Теперь затяните его усилием 25 Нм. Не перетягивайте, это не колесные болты!
Вставьте новый масляный фильтр в корпус. У этого фильтра нет верха и низа, так что его можно вставить любой стороной. Фильтры Mann входят достаточно тяжело.
Теперь установите на место крышку корпуса, вставьте болт и начните затягивать его. Убедитесь что крышка установлена ровно и затяните болт усилием 33 Нм.
Теперь пришло время наполнить двигатель свежим моторным маслом. Необходимое количество масла для различных моделей вы найдете в конце статьи. Избегайте перелива масла, так как это не даст никакой пользы, а только усложнит жизнь двигателя. И помните – добавить масло гораздо проще, чем удалить излишки!
Дайте маслу несколько минут чтобы стечь в поддон картера, а затем проверьте уровень масла в двигателе. Если необходимо долейте. Постарайтесь попасть в интервал между min и max на масляном щупе. Этот интервал примерно соответствует одному литру масла.
Запустите двигатель и дайте ему поработать несколько минут на холостом ходу. Первые несколько секунд будет гореть лампа давления масла (т.к. мы удалили все масло в корпусе масляного фильтра). Если она не гаснет – заглушите мотор. Так что остерегайтесь каких-либо сигнальных ламп: низкого давления масла, или низкого уровня масла в двигателе.
Проверьте наличие подтеков, особенно вокруг сливной пробки и крышки корпусам масляного фильтра. Затем заглушите двигатель и подождите несколько минут, пока мало стечет обратно в поддон картера. Проверьте уровень масла и добавьте, если это необходимо.
Если у вас есть инструмент для сброса индикатора сервисного обслуживания – это удачный момент чтобы сбросить его. Если инструмента нет – можно сбросить индикатор замкнув контакт номер 7 – в скором времени мы напишем, как сбросить индикатор сервисного интервала.
Усилия затяжки болтов
Сливная пробка | 25 Нм |
Болт крышки корпуса масляного фильтра | 33 Нм |
Объем заливки масла
Все цифры даны с учетом замены масляного фильтра.
«>