Проверка состояния и замена кислородного датчика (l-зонда)

Расположенный в выпускном тракте двигателя l-зонд отслеживает содержание кислорода в потоке отработавших газов. При контакте молекул О2 с чувствительным элементом зонда датчик вырабатывает амплитудный сигнал в диапазоне от 0.1 до 0.9 В, в зависимости от концентрации кислорода. Причем, значению 0.1 В соответствует высокое содержание О2 (обедненная смесь), а значению 0.9 В — низкое (обогащенная смесь). Верхнепоточный кислородный датчик выдает на РСМ снабжает модуль управления информацией об остаточном содержании О2 в системе выпуска отработавших газов. РСМ непрерывно контролирует поступающий с кислородного датчика сигнал, в случае необходимости выдавая команды на корректировку состава воздушно-топливной смеси за счет изменения длительности открывания инжекторов впрыска. Оптимальное соотношение компонентов горючей смеси, гарантирующее минимальный расход топлива при наиболее эффективном функционировании каталитического преобразователя, составляет 14.7 частей воздуха на 1 часть топлива, — именно его модуль управления и старается постоянно поддерживать, ориентируясь на поступающую с l-зонда информацию.

Нижнепоточный l-зонд не оказывает влияние на процесс компоновки модулем управления воздушно-топливной смеси. По конструкции и принципу функционирования датчик идентичен верхнепоточному. Путем сравнения уровня содержания кислорода на участках выпускного тракта выше и ниже каталитического преобразователя РСМ определяет эффективность функционирования последнего. Замечание: На моделях 1993 и 1994 г.г. вып. используется лишь один кислородный датчик (верхнепоточный). На моделях с 1995 г. вып. предусмотрено два верхнепоточных l-зонда (по одному на каждый из рядов цилиндров) и один нижнепоточный.

Следует отметить, что кислородный датчик способен вырабатывать сигнальное напряжение только будучи прогретым до нормальной рабочей температуры (318 С). Пока датчик находится в холодном состоянии, РСМ работает в режиме РАЗОМКНУТОГО КОНТУРА, осуществляя управление компоновкой воздушно-топливной смеси на основании заложенных в него базовых параметров. Исправность функционирования кислородного датчика зависит от выполнения совокупности некоторых определенных условий:

a) Электрические параметры: Стабильность вырабатываемого датчиком амплитудного сигнала низкого напряжения в большой степени зависит от качества контактных соединений цепи l-зонда, которое и следует проверять в первую очередь в случае возникновения проблем;
b) Подача наружного воздуха: Конструкция l-зонда предусматривает свободную циркуляцию наружного воздуха внутри датчика. При установке зонда всегда проверяйте проходимость воздушных каналов;
c) Рабочая температура: РСМ начинает реагировать на поступающую от l-зонда информацию только после того как датчик будет прогрет до нормальной рабочей температуры (около 320 С). Данный факт следует не упускать из виду при проверке исправности функционирования зонда;
d) Качество топлива: Исправное функционирование l-зонда становится возможным только при условии применения для заправки автомобиля НЕЭТИЛИРОВАННОГО топлива!

В дополнение к перечисленным в предыдущем параграфе условиям при обслуживании l-зонда следует соблюдать некоторые особые меры предосторожности:

a) Кислородный датчик оборудован намертво вмонтированным в него оснащенным контактным штекером отрезком электропроводки, выполнение попыток отсоединения которого могут привести к необратимому выходу зонда из строя;
b) Старайтесь не допускать попадания в жалюзи датчика или его электрический разъем грязи и смазки;
c) Не используйте для очистки кислородного датчика никакие растворители;
d) Обращайтесь с l-зондом крайне бережно, не роняйте его и старайтесь не стряхивать;
e) Силиконовый защитный чехол должен одеваться на датчик строго определенным образом, чтобы не быть расплавленным и не нарушать исправность функционирования зонда.

В случае нарушения исправности функционирования l-зонда или его цепи РСМ переходит в режим разомкнутого контура, игнорируя поступающую от датчиков информацию и поддерживая состав воздушно-топливной смеси на некотором заданном уровне, обеспечивающем достаточную эффективность отдачи двигателя.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Кислородные датчики крайне чувствительны к электрическим перегрузкам цепи. Для подключения вольтметра к разъему l-зонда пользуйтесь оборудованными предохранителями проводами-перемычками. Старайтесь крайне осторожно вводить щупы измерителя к контактный разъем с обратной его стороны (см. Главу Бортовое электрооборудование). Используйте для проверки датчиков только цифровые измерители.

Выполнение описанной ниже процедуры может привести к занесению в память OBD неисправности, который будет высвечен контрольной лампой “Проверьте двигатель”. По завершении проверки и соответствующего восстановительного ремонта не забудьте очистить память системы (см. Раздел Система бортовой диагностики (OBD) — принцип функционирования и коды неисправностей).

1. Отыщите электрический разъем датчика. С обратной стороны разъема подсоедините положительный щуп вольтметра к клемме белого провода (см. Главу Бортовое электрооборудование). Отрицательный щуп заземлите. Запустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры. По показаниям вольтметра определите величину сигнального напряжения датчика:

a) Амплитуда сигнала, вырабатываемого верхнепоточным датчиком должна лежать в диапазоне от 100 до 900 мВ, активно изменяясь в указанных пределах.
b) Нижнепоточный датчик должен вырабатывать сигнальное напряжение в том же диапазоне (в среднем 400 мВ), однако без активных изменений.

2. Проверьте исправность подачи на датчик напряжения батареи. Оцените качество заземления. Отсоедините от датчика электропроводку и подключите положительный щуп вольтметра к клемме зелено-черного (1993 и 1994)/красно-черного (с 1995) контактного разъема (см. схемы электрических соединений в конце Главы Бортовое электрооборудование). Отрицательный провод подключите к клемме синего/сине-желтого провода. При включенном зажигании прибор должен зарегистрировать напряжение, близкое к напряжению батареи.
3. Проверьте сопротивление нагревательного элемента кислородного датчика. Подсоедините омметр к двум клеммам нагревательного элемента в разъеме электропроводки l-зонда (со стороны последнего). Замечание: Вмонтированный в датчик жгут электропроводки обычно не имеет цветовой маркировки.
Требуемое сопротивление составляет:

a) Для моделей 1993 и 1994 г.г. вып. — 3.0 ÷ 1000 Ом;
b) Для моделей 1995 и 1996 г.г. вып. — 2.3 ÷ 4.3 Ом (верхнепоточные датчики) и 5.2 ÷ 8.2 нижнепоточный;
c) Для моделей с 1997 г. вып. — 2.3 ÷ 4.3 Ом.
4. В случае выявления обрыва, либо при чрезмерно высоких результатах измерений. Замените соответствующий датчик.

При положительных результатах описанных выше проверок следует проверить на обрыв и короткое замыкание электропроводку на участке цепи между датчиком и РСМ. Если никаких отклонений выявить не удается, автомобиль следует отогнать на станцию техобслуживания для более подробной диагностики.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Выворачивание l-зонда на холодном двигателе может оказаться крайне затруднительным ввиду теплового сжатия металла выпускного коллектора/трубы системы выпуска. Во избежание риска повреждения компонентов, прежде чем приступать к снятию датчика, прогрейте двигатель в течение пары минут, — постарайтесь не обжечься о разогретые поверхности в процессе выполнения процедуры:

Начиная с 2006 года, продукция японского автомобильного гиганта «Тойота» пользуется повышенным спросом у населения. Особую роль в этом сыграло не столько качество, как доступность моделей для среднестатистического человека. Хотя качеству также надо отдать должное. Японская техника, как бытовая, так и автомобильная, всегда была на порядок выше всех остальных. Даже среди самих японских марок присутствует жесткая конкуренция. Так, известная на весь мир марка «Тойота» занимает лидирующие позиции, на втором месте — концерн «Мицубиси», после идут «Ниссан», «Мазда» и прочие.

Вместе с такими прелестями присутствуют и недостатки, среди которых: привередливость топливной системы и дороговизна запасных частей при проведении ремонтных работ. С одной стороны, этому имеется объяснение, так как качественное должно потреблять только лучшее. После приобретения технического средства многие автовладельцы сталкиваются с такой проблемой, как преждевременный выход со строя катализатора и его «соседа» — лямбда зонда. О том, как это исправляется, читаем ниже.

Понятие датчика кислорода и почему на его место может встать обманка лямбда зонда Тойота Королла

Датчик кислорода и лямбда зонд — это одно и то же. Он предназначен для сепарации потока выхлопных газов, сканирования содержимого и передачи результатов центральному блоку управления. Внешне датчик имеет форму штуцера, длиной всего в несколько сантиметров, толщина также незначительная. Постоянное место дислокации датчика – корпус катализатора или возле фланцевого крепления трубы. В каждом автомобиле датчик инсталлируется по-разному, равно, как и количество самих штатных катализаторов. Сам штуцер ввинчивается в металлический корпус, а противоположная часть уходит контактной клеммой к плате электронного блока управления двигателем.

Каждый такой визит в сервис заставляет оставлять здесь не малую сумму денежных средств. Не все согласны с такими действиями. Чтобы как-то увеличить сроки посещения СТО и снизить затратную часть на обслуживание, используется положительная практика установки обманки лямбда зонда. О том, что это такое, и как его устанавливать, рассмотрим ниже.

Обманка датчика кислорода Тойота Королла

Обманка существует двух видов:

Подробным образом рассмотрим каждый из видов.

Механическая обманка

Представляет собой штуцер, изготовленный из металла с центральным сквозным отверстием по центру. Диаметр — 0,6 см. Кроме того, на каждом из концов имеется резьба. С одной стороны она — внутренняя, для вкручивания датчика кислорода, с иной — внешняя, для ввинчивания самой проставки. Иными словами, это обычный металлический переходник между корпусом катализатора и лямбда зондом.

Принцип работы прост. Выхлопы поступают в катализатор, при входе часть газов отбирается датчиком для сепарации. По пути следования к лямбда зонду газы разбавляются кислородом. Дойдя до самого датчика, количество токсических отходов уменьшается априори. Данные, которые передаются центральному блоку управления, содержат в себе изменённые показатели.

Электронная обманка

Эмулятор выхлопных газов имеет совсем иную структуру и форму. Это типичная микросхема, размером с половину спичечного коробка и двумя проводами на концах для подведения питания к эмулятору. Устанавливается обманка в том месте, где расположен блок центрального управления автомобилем. В каждом техническом средстве он имеет свою дислокацию.

Например, в Тойота Королла блок управления двигателем инсталлирован непосредственно в моторном отсеке, с правой стороны, ближе к крылу. В иных моделях он установлен под центральной торпедой, между передними сиденьями.

Сам эмулятор подключается к ЭБУ посредством контактной платы, откуда и происходит питание электрическим током. Принцип действия заключается в изменении данных, которые передаются на ЭБУ. Датчик кислорода пересылает данные для блока управления, на пути к нему эмулятор перехватывает их и заменяет своими, после чего следует отсылка адресату. «Свои данные» эмулятор считывает с хранилища стоковой прошивки, которая была ранее предустановленна. В общем, алгоритм работы схож с металлической проставкой, только в несколько изменённой форме.

Как установить обманки на Тойота Королла

Монтаж осуществляется просто и быстро. Нет необходимости демонтировать оборудование. Металлическая проставка устанавливается путём выкручивания датчика кислорода и ввинчивания в его отверстие механического эмулятора. В посадочное гнездо самого эмулятора ввинчиваем лямбда зонд. На этом работы по установке окончены.

Электронный эмулятор устанавливается несколько сложнее и дольше. Предварительно необходимо отключить положительную клемму от аккумулятора, чтобы предотвратить короткое замыкание системы. Далее подключаем контактную плату к электронному блоку управления. Снова подсоединяем плюсовую клемму и запускаем двигатель. Смотрим на панель приборов. Индикатор ошибки должен погаснуть, в противном случае нужно искать поломку. Не исключена вероятность прошивки блока на стандарты «Евро-2» или «Евро-3». Требования к указанным стандартам не такие жёсткие, как для «Евро» шестого поколения, и электронный блок управления двигателем не станет распознавать это в качестве ошибки.

Частые неисправности обманки

  • Электрические кабеля повреждены, из-за чего ток не поступает к микросхеме, данные не передаются блоку управления, система идентифицирует это как ошибку.
  • Физическое повреждение металлической обшивки катализатора или пластикового чехла эмулятора.
  • Неплотное завинчивание в посадочное гнездо, из-за чего идёт стравливание воздуха в атмосферу.
  • Нестабильная работа стоковой прошивки в автомобиле. Часто случается так, что при замене катализатора и монтаже обманки система даёт сбой, и необходимо её перепрошить. Таким образом, из памяти блока удаляем данные о наличии штатного катализатора. Процедура аналогичная стиранию программы на персональном компьютере.
  • Фактор брака при изготовлении детали, или в качестве материала было избрано низкосортное сырьё.

Советы по увеличению срока эксплуатации

Заправлять в силовой агрегат только качественное и очищенное топливо. Что машина потребляет, то она и выдаёт. Следите за уровнем масла в системе, так как его отсутствие приводит к моментальному перегреву системы и массовому выбросу большого количества выхлопных газов, которые оседают на поверхности каналов и затвердевают.

Старый датчик
Ему в России явно досталось, красноватый нагар плюс множественные удары по корпусу его просто согнули. Кто же придумал такой дорогой датчик размещать в самом низу? Если его трести то внутри чего то отвалилось. На удивление он работоспособен, но дает всего пять колебаний за 10 секунд.

Новый датчик
Долго думал, чем заменить старый датчик. Бош, НГК, оригинал? БОШ — дешевый, но сопротивление нагрева совсем не подходящее 1-2 Ома, нужно паять разъем и вешать дополнительный резистор, опять же риск а работает ли вся это конструкция. НГК по идеи должен подходить 4 проводной с изолированной массой, но опять же сопротивление нагрева 6 Ом, а не положеные 12 Ом, вешать дополнительное сопротивление? Есть случаи когда не вешали сопротивление и НГК датчики сгорали, просто мало кто потом измерял.

Новый и старый датчик
Оригинал на мою машину стоит в exist.ru стоит 420 баксов! Охренеть если честно. В итоге подобрал датчик от КОРОНы — за 2,5 тысячи рублей. У них разные каталожные номера, но они полные близницы-братья, разве что у Короновского — на два сантиметра длиннее провод. Сопротивление нагрева ясно одинаковое.

Старый и новый датчик (2)
Длинна провода старого на два сантиметра больше. Разъемы цвет проводов, материал изоляции — все одинаковое абсолютно.

Уже установленный новый датчик
Последствия.
Измерения проводились прибором multi-set
На холостых оборотах, расход не изменился, видимо в этом режиме кислородный датчик не используется?
Проверку изложенную в мануале не проходит, колебаний за 10 секунд — всего шесть, а должно быть 8 мь. Мануал очередной раз врет?
На тестовом заезде, от дома до работы расход составли 520 грамм сразу же, в то время как до замены лучший мой результат был 632 грамма.
То есть снижение порядка 20%.

БОШ — 1000 рублей точно работать не будет, есть опыт у людей из раум клуба, нужно паять провода

NGK — 1500 рублей, будет работать но недолго потом все равно сгорит нагрев, нужно паять провода

ОРИГИНАЛ — 400 баксов мой, нашел замену от оригинала КОРОНЫ обошлось 2500 рублей, один в один ничего менять не нужно, есть уверенность что будет работать долго, помоему не на много дороже.

Кстати все это касается 4-х проводных датчиков, потому что с однопроводными которые стоят до 99 года на 111 кузове?, проблем нет.
На 115 после 99 года стоят четырех проводные!

Автор статьи : Дмитрий Коваленко aka Dmitry_54.

Комментарии пользователей

Добавить новый комментарий

Каждый владелец Toyota Corolla Spacio, Corolla Verso или просто автолюбитель может вступить в наш Интернет-автоклуб. Здесь вы можете познакомиться поближе, пообщаться с одноклубниками и разместить контактную информацию о себе.

Подобная регистрация совершенно ни к чему Вас не обязывает, но дает ряд дополнительных возможностей.
Вы можете узнать об этом подробнее прямо сейчас.

Или напишите свой комментарий без регистрации

У Вас есть что рассказать?

Присылайте нам Ваши рассказы о ремонте своими силами.

Поделитесь своим опытом по ремонту и техобслуживанию с одноклубниками!

Все статьи мы обязательно опубликуем и укажем вас как авторов!

Сейчас на сайте

Нет участников автоклуба

по данным активности за последние 5 минут.

Поздравляем с днем рождения!

Исполнилось: 31 Возраст: 31

Исполнилось: 50 Возраст: 50

Исполнилось: 33 Возраст: 33

Всего 14 именниников.
В списке наиболее активные.