Ослабить затяжку болта 1 на два–три оборота.

Отворачивая регулировочный болт 2, ослабить натяжение ремня и снять его.

Если на нем имеются трещины, расслоение резины, надрывы, отложение загрязнений между ребрами и т.п., ремень заменить.

При наличии загрязнений или повреждений шкивы очистить или заменить.

Если необходимо снять натяжное устройство, отвернуть три болта 3, при этом, чтобы удобнее было отворачивать болт под роликом, передвинуть ролик вверх.

1. Надеть ремень на шкив коленвала.

2. Надеть ремень на шкивы водяного насоса и генератора.

3. После этого надеть ремень на натяжной ролик.

После установки ремня отрегулировать его натяжение.

При правильно отрегулированном натяжении ремень должен прогибаться на 15 мм при приложении усилия 8 кгс посередине между шкивами генератора и водяного насоса.

Натяжение ремня регулируется перемещением натяжного ролика.

1. Ослабить затяжку болта 1.

Заворачивая или отворачивая болт 2, отрегулировать натяжение ремня. Затянуть болт 1.

2. Проверить прогиб ремня.

Подробно в картинках:

Замена и регулировка натяжения ремня привода агрегатов

Ключом «на 12» ослабляем затяжку болта крепления натяжного ролика (для наглядности радиатор двигателя снят).

Ослабляем натяжение ремня, вращая ключом «на 10», против часовой стрелки болт натяжного ролика

Снимаем ремень со шкивов

Устанавливаем новый ремень.

Вращая болт натяжного ролика, добиваемся прогиба ремня 15 мм под нагрузкой 8 кгс, приложенной посередине горизонтальной ветви привода (между шкивами генератора и насоса).

Затягиваем болт крепления натяжного ролика.

Замена натяжного шкива и механизма натяжения ремня привода вспомогательных агрегатов

Ослабляем натяжение ремня привода.

Полностью выворачиваем болт крепления натяжного шкива

Снимаем шкив с оси натяжителя.

При необходимости торцевым ключом или головкой «на 12» отворачиваем три болта крепления натяжителя

Снимаем крепление натяжителя с двигателя

Устанавливаем натяжитель и шкив на двигатель в обратной последовательности, после чего натягиваем ремень.

Многие владельцы силовых агрегатов ЗМЗ 406 сталкивались с тем, что была необходимость ремонта или замены генератора. Не все способны проделать эту процедуру своими руками. Разберем основные тонкости и нюансы эксплуатации, ремонта и обслуживания узла.

Описание генератора

Генератор ЗМЗ 406 — электрический узел, который обеспечивает стабильное напряжение бортовой сети, а также зарядку АКБ в процессе работы мотора. Деталь не сложная в ремонте и обслуживании. Она обеспечивает полную работоспособность электроцепей автомобилей. В основном устанавливается на автомобили производства горьковского автомобильного завода (ГАЗ-31105, "Газель", "Волга"). Также существует вариант установки на старые машины ГАЗ-24 и 31.

Генератор вращается в правую сторону при помощи поклинового ремня, который приводится в действие за счет оборотов коленчатого вала. Последний связан с валом генератора шкивами. Скорость вращения составляет 1400 об./мин. Максимальный скоростной режим составляет 5000 об./мин.

Выходящий номинальный ток составляет 14 вольт, а сила – 70 А. Сопротивление катушки возбуждения имеет диапазон от 2,3 до 2,7 Ом. Стоит отметить, что генератор ЗМЗ 405-406 — это одинаковые детали, могут быть взаимозаменяемыми. Однако, производитель рекомендует устанавливать такой, как идет с завода изготовителя.

Ремень для ЗМЗ 406 на генератор: размеры и производители

Размер ремня генератора зависит от наличия дополнительного оборудования, установленного на силовом агрегате. Если транспортное средство оснащено гидроусилителем руля, то длина поклинового ремня составляет 1370 мм. В случае, если на машине нет ГУР, то смело подойдет 1220 мм.

Оригинальный ремень на генератор ЗМЗ 406 имеет каталожный номер 406-1308020, 6PK1370 (для автомобилей с ГУР) или 6PK1220 (для моторов без ГУР). Средняя стоимость его составляет около 1000 рублей, в зависимости от места покупки может варьироваться в пределах 15%. Кроме этого, многие автолюбители рекомендуют аналоги, которые подходит для установки:

  • Luzar LB 0306 — еще один отечественный вариант.
  • Finwhale BP675 — известный германский производитель запасных частей.
  • Bosch 1 987 948 391 — немецкое качество.

Все представленные аналоги подходят для установки на генератор ЗМЗ 406 вместо оригинала. Что касается качества, то они ничем не уступают, выхаживают свой ресурс полностью.

Неисправности

К основным неисправностям электропитательного элемента можно отнести неисправность регулятора напряжения и щеточного узла. Чтобы провести ремонтные и диагностические работы, генератор ЗМЗ 406 необходимо демонтировать с автомобиля.

В обслуживание узла входит промер выходящего напряжения, проверка состояния контактов на наличие повреждения или коррозии. Если ток проходит слабо, а напряжение в бортовой сети периодически падает, то рекомендуется отключить провода питания, почистить контакты, промазать их при помощи специальных средств. Затем проводится подключение генератора ЗМЗ 406 к бортовой цепи. Наблюдаем, есть ли изменения. Если работа стабилизировалась, то проблема была в контактах. Но если напряжение продолжает прыгать, то рекомендуется демонтировать деталь и провести комплексную диагностику.

Демонтаж генератора

Демонтировать генератор ЗМЗ 406 с силовой установки можно своими руками. Для этого потребуется ключ на 10 и 12. Далее можно выполнять необходимые операции по демонтажу:

  1. Снимаем клемму-минус с батареи питания.
  2. Откручиваем провода, которые подведены к генератору.
  3. Откручиваем и ослабляем натяжитель ремня.
  4. Демонтируем ремень. Если ремень не планируется менять, то его можно снять только со шкива самого генератора.
  5. Откручиваем гайки крепления узла к кронштейну.
  6. Вытягиваем фиксирующие болты.
  7. Снимаем генератор.

Деталь снята с машины, теперь можно приступить к диагностике проблем. Для начала необходимо разобрать узел. Снимаем заднюю крышку, демонтируем регулятор напряжения и шкив. Далее выкручиваем стяжные болты крышек генератора и вынимаем статор. При необходимости можно демонтировать и выпрямитель.

Сначала необходимо провести диагностику щеточного узла и регулятора напряжения. Как показывает практика, именно в этих деталях часто и имеются неисправности. Если с деталями все в порядке, то стоит проверить статор, ротор и обмотку катушки. Обычно, если неисправны эти узлы, их можно заменить. Но, если вышла со строя обмотка или больше двух деталей, то целесообразно приобрести новый генератор ЗМЗ 406, поскольку ремонт старого может обойтись в значительно дороже.

Современный автомобиль невозможно представить без аккумулятора. Это жизненно необходимый элемент в каждой машине. Именно он позволяет производить запуск двигателя, а также давать нужное напряжение для поддержания его работы. Без аккумулятора банально не работали бы приборы освещения. Но АКБ – такая вещь, которая имеет свойство разряжаться. Без зарядки машина может проехать не более ста километров. Разумеется, заряжать аккумулятор каждые пару часов нет никакого смысла. Поэтому в конструкции любого автомобиля предусмотрен для этих целей генератор. «Газель Бизнес 4216 УМЗ» не является исключением. Подробно о данном элементе на «Газели» мы расскажем в нашей сегодняшней статье.

Описание

Генератор – это электрическая машина, главное назначение которой – преобразование механической энергии в электрический ток. В машине данный элемент используется не только для заряда аккумулятора, но и для питания иного электрооборудования (например, ЭБУ и системы зажигания) на работающем моторе. В «Газели» используется генератор переменного тока. Находится он в передней части двигателя, с левой стороны рядом с основным радиатором.

Что касается характеристик, генератор «Газели» выдает максимальное напряжение в 14 Вольт. Пиковый ток может составлять от 65 до 120 ампер, в зависимости от модели. Но с завода на «Газель» генератор ставится с мощностью не более 80-ти ампер. А если рассматривать первые модификации (95-2002 год), то и вовсе 60.

Устройство и принцип работы

Схема конструкции данного элемента есть в нашей статье. Генератор «Газели» состоит из следующих элементов:

  1. Ротора.
  2. Втулки.
  3. Переднего подшипника.
  4. Шайбы.
  5. Шпонки.
  6. Шкива, благодаря которому элемент приводится в действие.
  7. Вентилятора для охлаждения.
  8. Передней крышки.
  9. Статора.
  10. Обмотки.
  11. Щеткодержателя.
  12. Пружин.
  13. Щеток.
  14. Заднего подшипника.
  15. Крышки.
  16. Вала.
  17. Контактных колец.
  18. Выводов обмотки.
  19. Пластин-держателей.
  20. Задней крышки.
  21. Набора статора.
  22. Обмотки.

Сам узел являет собой синхронный трехфазный двигатель со встроенным выпрямителем на диодах и электромагнитным возбуждением. Ротор приводится в действие от шкива коленвала. Передача крутящего момента осуществляется путем клиновидного ремня. Если рассматривать генератор «Газели» с «Камминзом», то здесь используется уже ручейковый ремень. Он более практичен и дольше служит. Крышка и статорный механизм стягиваются при помощи четырех болтов. Вал ротора вращается в специальных подшипниках. Последние помещены внутрь крышки. Что примечательно, смазка в подшипниках заложена на весь срок службы генератора «Газели».

В вал роторного механизма встроен еще один подшипник. Он поджимается посредством пластиковой втулки и фиксируется шайбой на болтах. В статоре есть две обмотки, подключенные параллельно друг к другу. Выпрямитель состоит из шести диодов. Последние устанавливаются в двух металлических пластинах, которые напоминают собой подкову. Данные пластины объединены в выпрямительный блок. Последний фиксируется внутри задней крышки генератора «Газели».

На роторе имеется обмотка возбуждения. Ее выводы припаяны к медным кольцам, что есть на валу генератора. Благодаря угольным щеткам, что находятся в щеткодержателе, осуществляется питание обмоток. Также в конструкции есть регулятор напряжения. Он работает совместно с генератором и не дает возможности давать на АКБ ток, значение которого выше нормы. Для защиты электрического оборудования от неконтролируемых импульсов в системе зажигания в конструкции предусмотрен конденсатор. Он же снижает и радиопомехи. Отметим, что во время работы генератор «Газели Бизнес» сильно нагревается. Чтобы его охладить, в конструкции предусмотрен вентилятор. Благодаря воздушному охлаждению, обмотка и прочие элементы работают в своем температурном режиме. А горячий воздух выводится через предусмотренные в корпусе отверстия.

Неисправности

За время эксплуатации, данный узел может выходить из строя. Среди популярных проблем стоит отметить:

  • Износ щеток. Если угольные элементы существенно стерты, устройство не будет вырабатывать нужное напряжение с заданной силой тока. Данный элемент подлежит только замене. Обычно щеточный механизм выхаживает около 50 тысяч километров. Его можно заменить прямо на месте, но если это генератор «Газели» с 405-м мотором, лучше снять деталь полностью. Это выйдет быстрее, так как щетки находятся в неудобном месте.
  • Неисправность диодного моста. В данном случае необходима замена выпрямителя целиком. Более экономный вариант – замена отдельных диодов в подкове. Но их нужно правильно запрессовать в фиксатор, что требует наличия определенных навыков.
  • Износ или повреждение шкива. В такой ситуации генератор не будет работать на полную мощность. Деталь не ремонтируется и меняется целиком на новую.
  • Замыкание обмотки статора. В идеале, ее нужно менять полностью. Но можно попытаться перемотать обмотку заново. Однако эта операция занимает очень много времени.
  • Износ подшипника. Поскольку он неразборной и смазка в нем запрессована на весь срок службы, деталь меняется полностью.
  • Выход из строя регулятора напряжения (так называемой шоколадки). Эту неисправность можно определить по «гуляющей» стрелке напряжения на панели приборов.
  • Повреждение или износ ремня генератора. Обычно эта деталь служит около 60 тысяч километров. Но замена может наступить и раньше, если ремень имеет повреждения на своей структуре. Это трещины, надрывы и надрезы. Поскольку ремень – это расходный материал, его обязательно заменяют новым, без каких-либо попыток ремонта.

О мощности

Отзывы владельцев отмечают главный недостаток любого «газелевского» генератора. Это недостаточная мощность. Количество используемых электроприборов в кабине постоянно растет, а ГАЗ до сих пор использует генераторы с характеристиками 90-х годов. Желая обеспечить максимально быстрый и легкий пуск двигателя в морозы, многие владельцы решаются на установку аккумулятора большей производительности.

К примеру, вместо 55-амперного АКБ ставят 80-ку. Что получается в итоге? Ситуация зависит от состояния электропроводки. Если машина новая, то потери на контактах будут минимальными и зарядка пойдет в полной мере. Но если это автомобиль в возрасте, возможны существенные просадки напряжения под нагрузкой. В результате получается обратный эффект.

Можно ли заменить генератор?

Опытные владельцы вместе с заменой аккумулятора производят и установку нового генератора. Это правильное решение.

Аккумулятор не будет постоянно садиться, а в кабине можно устанавливать достаточное количество электроприборов. Сколько мощности они могут потреблять? Приведем пример:

  • На подсветку салона, номеров и габаритные огни уходит 40 ватт энергии.
  • Для фар ближнего света и противотуманок требуется 250 ватт.
  • Для вентилятора охлаждения – тоже 250.
  • На работу бензонасоса, «мозгов» и прочей электроники двигателя – 100 ватт.
  • Магнитола будет потреблять порядка 100-150.

В результате получается сумма в 1200 ватт. Это около 100 ампер. Штатный генератор будет работать на пределе, особенно если установлен нештатный ксенон и мощная музыка. Чтобы элемент не перегревался, а АКБ не получала недозаряд, стоит задуматься над установкой более производительного генератора. «Газели» с 406-м мотором достаточно будет 100-амперного устройства. Более современным «Некстам» — 120-130. Такие генераторы продаются в любом магазине. Их не нужно переделывать или менять крепления. Максимум – установить новый ремень генератора. «Газели» с запасом будет хватать мощности, и вы не будете ездить с нагруженным генератором.

Подводные камни

Но стоит учитывать, что установка более производительного устройства отбирает часть энергии от коленчатого вала. На практике, 130-амперный генератор «Газели» снижает мощность ДВС на две лошадиные силы. Впрочем, это не так существенно, и результат оправдывает себя на все 100 процентов.

Какой аккумулятор ставить?

Если планируется установка 115-амперного генератора, необходимо наличие АКБ на 75 Ач. Оптимальным решением будет покупка 120-амперного устройства и аккумулятора на 80 Ач. Но если количество электроприборов в кабине зашкаливает, можно установить и 150-ку. АКБ при этом должен быть рассчитан на 90 ампер-часов.

Будет ли нагреваться аккумулятор, если его емкость больше, чем способен выдать штатный генератор? Абсолютно нет. Проблема будет заключаться лишь в том, что заводскому генератору потребуется больше мощности. В итоге возможно нагревание обмотки и нарушение лаковой изоляции. Стоит помнить, что с ростом нагрузки по току возрастает нагрузка на ремень, а соответственно, и на вал ротора, натяжной ролик и помпу.

Как разобрать?

Данная процедура довольно простая. Для этой операции необходим минимальный набор инструментов и час свободного времени. Процедуры выполняется в несколько этапов. Справа нужно отключить зажигание и снять клеммы с АКБ.

Также необходимо снять провода от самой генераторной установки. После ключом ослабляем натяжной ролик. Затем выкручиваем винты в количестве двух штук, что крепят устройство к кронштейнам.

Что далее?

Далее извлекаем защитный кожух генератора и реле. Последнее снимается со щеточным узлом. Затем вкручиваются стягивающие болты, и производится демонтаж крышки со статором. После этого отключаются из выпрямительного устройства фазные контакты. Заменив все вышедшие из строя элементы, производим сборку в обратной последовательности. При сборке важно правильно подобрать натяжение ремня. Он должен прогибаться на 1-2 сантиметра и не проскальзывать на больших оборотах.

Заключение

Итак, мы выяснили, для чего нужен генератор, как он устроен и как работает. Для «Газели» с возрастом однозначно нужен генератор большей мощности. Но наряду с этим не стоит забывать и про аккумулятор. С новым генератором и АКБ вы забудете о затрудненных запусках зимой, и не будете иметь провалы напряжения при установке дополнительных электроприборов.