• Двигатели
  • Toyota
  • 1SZ-FE

1.0-литровый двигатель Тойота 1SZ-FE выпускался с 1999 по 2005 годы в Японии только для семейства моделей Yaris. Мотор оснащался системой фазорегуляции типа VVT-i лишь на впуске, а привод газораспределительного механизма агрегата осуществлялся при помощи цепи Морзе.

В семейство SZ также входят двс: 2SZ‑FE и 3SZ‑VE

  • Характеристики
  • Расход
  • Применение
  • Поломки

Технические характеристики мотора Toyota 1SZ-FE 1.0 литра

Точный объем997 см³
Система питанияинжектор MPI
Мощность двс69 л.с.
Крутящий момент95 Нм
Блок цилиндровчугунный R4
Головка блокаалюминиевая 16v
Диаметр цилиндра69 мм
Ход поршня66.7 мм
Степень сжатия10
Особенности двснет
Гидрокомпенсаторынет
Привод ГРМцепь Морзе
Фазорегуляторна впуске VVT-i
Турбонаддувнет
Какое масло лить3.2 литра 5W-30
Тип топливабензин АИ-92
Экологический классЕВРО 3/4
Примерный ресурс200 000 км

Расход топлива 1SZ-FE VVT-i

На примере Toyota Yaris 2000 года с механической коробкой переключения передач:

Город6.9 литра
Трасса5.1 литра
Смешанный5.7 литра

Аналогичные двигатели других производителей:

На какие автомобили ставили двигатель 1SZ-FE

Toyota

Yaris XP101999 — 2005
Platz XP101999 — 2005

Недостатки, поломки и проблемы Тойота 1SZ-FE

Данный двигатель крайне чувствителен к качеству и особенно к срокам замены масла

Бывает перескок цепи и встреча клапанов с поршнями из-за клина гидронатяжителя

В сильный мороз и наоборот жару возможен подсос воздуха во впускной коллектор

Из-за конструкции насоса масло долго разносится по системе после старта мотора

Весьма сложно отрегулировать клапана, так как нужно менять весь приводной стакан

  • Связаться с администратором сайта Вы можете по электронной почте:
    otobaru@mail.ru

    Все тексты написаны мной, имеют авторство Google, занесены в оригинальные тексты Yandex и заверены нотариально. При любом заимствовании мы сразу же пишем официальное письмо на фирменном бланке в поддержку поисковых сетей, вашего хостинга и доменного регистратора.

    Далее подаем в суд. Не испытывайте удачу, у нас более тридцати успешных интернет проектов и уже дюжина выигранных судебных разбирательств.

      31375 Просмотров

    Снятие и установка цепи привода ГРМ 1SZ-FE , 1 — нижняя защита двигателя, 2 — шкив, 3 * кронштейн промежуточного ролика, 4 — стойка кронштейна, 5 — кронштейн правой опоры двигателя, 6 — амортизатор опоры двигателя, 7 — трубка кондиционера, 8 — капот, 9 — насос гидроусилителя рулевого управления, 10 — ремень привода навесных агрегатов, 11 — разъем датчика массового расхода воздуха, 12 — впускной шланг воздушного фильтра, 13 — корпус воздушного фильтра.

    Снятие и установка цепи привода ГРМ 1SZ-FE (продолжение). 1 — клапан системы WT, 2 — крышка цепи привода ГРМ, 3,14 — прокладка, 4 — датчик положения коленчатого вала, 5 — передний сальник коленчатого вала, 6 — шкив коленчатого вала, 7 — шкив насоса охлаждающей жидкости, 8 — жгут проводов двигателя, 9 — катушки зажигания, 10 — масляный щуп, 11, 12 — шланг системы принудительной вентиляции картера, 13 — крышка головки блока цилиндров, 15 — масляный поддон, 16 — успокоитель цепи привода ГРМ, 17 — успокоитель №2 цепи привода ГРМ, 18 — ротор датчика положения коленчатого вала, 19 — направляющая натяжителя цепи привода ГРМ, 20 — цепь привода ГРМ, 21 — звездочка коленчатого вала, 22 — звездочка системы WT, 23 — звездочка распределительного вала, 24 — натяжитель цепи привода ГРМ, 25 — масляная форсунка.

    Цепь привода ГРМ 1SZ-FE Снятие

    1. Слейте моторное масло

    2. Снимите правое переднее колесо.

    3. Снимите нижнюю защиту двигателя.

    4. Снимите ремни привода навесных агрегатов

    5. Отсоедините насос гидроусилителя рулевого управления.

    6. Снимите кронштейн правой опоры двигателя с амортизатором

    7. Снимите маслоналивную крышку с прокладкой..

    8. Снимите клапан системы принудительной вентиляции картера и изолятор клапана.

    9. Снимите крышку головки блока цилиндров с прокладкой, вывернув 11 болтов и две гайки.

    10. Снимите шкив коленчатого вала,

    а) Установите поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия.

    б) С помощью спецприспособления выверните болт крепления шкива.

    в) С помощью съемника снимите шкив коленчатого вала.

    Длина болта (М12х1,25). 50 мм

    11 Снимите клапан системы WT, отвернув болт.

    12. Огберните два болта и снимите крышку №2 цепи привода ГРМ..

    13. Удалите сервисную заглушку крышки цепи

    14. Выверните девять болтов и гайку с помощью отвертки, обернутой изолентой, снимите крышку цепи привода ГРМ и прокладку.

    15 Снимите ротор датчика положения коленчатого вала

    16. С помощью штангенциркуля измерьте выступание плунжера натяжителя при установленной цепи привода ГРМ

    Максимальное выступание. .. 19,5 мм

    17. Снимите цепь привода ГРМ

    а) Поверните стопорную пластину натяжителя вниз, надавите на плунжер и заблокируйте его.

    б) Совместите отверстие стопорной пластины с отверстием в натяжителе с помощью стержня диаметром 2.5 мм

    если отверстия не совладают, то утопите плунжер натяжителя 2-3 раза.

    в) Выверните болт и гайку, снимите натяжитель.

    г) Выверните болт и снимите направляющую натяжителя цепи привода ГРМ. 1

    д) Выверните два болта и снимите успокоитель №2 цепи привода ГРМ.

    е) Снимите цепь привода ГРМ.

    18 Снимите успокоитель цепи привода ГРМ, отвернув два болта.,

    Установка ремня ГРМ 1SZ-FE

    1. Установите успокоитель цепи привода ГРМ и заверните два болта его крепления.

    Момент затяжки. 8,5 Н м

    2. Установите цепь привода ГРМ..

    а) Совместите желтые метки (звенья) цепи с установочными метками на звездочках и установите цепь.

    б) Установите успокоитель №2 цепи привода ГРМ и заверните два болта его крепления

    8,5 Нм Момент затяжки

    в) Установите направляющую натяжителя цепи привода ГРМ и заверните болт ее крепления

    Момент затяжки. 19 Н м

    г) Установите натяжитель, заверните болт и гайку его крепления.

    Момент затяжки. . .9 Н м

    д) Извлеките стержень из натяжителя цепи привода ГРМ.

    3. Установите ротор датчика положения коленчатого вала меткой "F" к переду двигателя.

    4. Установите крышку цепи привода ГРМ.

    а) Установите прокладку крышки.

    б) Нанесите валик герметика толщиной 3 мм на крышку цепи привода ГРМ, как показано на рисунке

    — Детали должны быть собраны в течение времени, указанного в инструкции по применению герметика.. В противном случае герметик должен быть удален и нанесен заново

    — Не заливайте моторное масло в течение 2 часов после установки крышки цепи.

    болт (35 мм). 18 Н-м

    болт (14 мм, 30 мм, гайка). 9 Н м

    5. Смажьте моторным маслом кольцевое уплотнение клапана системы VVT и установите клапан.

    Момент затяжки. 7,5 Н м

    6. Установите шкив коленчатого вала с помощью спецприспособления.
    Момент затяжки . 130 Н м

    7 Установите крышку №2 цепи привода ГРМ

    Нанесите герметик толщиной 2,3 мм на крышку в места, показанные на рисунке.. Установите крышку №2 и заверните два болта ее крепления. Момент затяжки. 8,5 Н м

    — Детали должны быть собраны в течение времени, указанного в инструкции по применению герметика. В противном случае герметик должен быть удален и нанесен заново..

    — Не заливайте моторное масло в течение 2 часов после установки крышки

    8, Установите крышку головки блока цилиндров

    а) Нанесите герметик толщиной 5 мм на головку блока цилиндров в места, показанные на рисунке..

    — Детали должны быть собраны в течение времени, указанного в инструкции по применению герметика. В противном случае герметик должен быть удален и нанесен заново

    — Не заливайте моторное масло в течение 2 часов после установки крышки;.

    б) Установите крышку головки блока цилиндров с прокладкой, завернув 11 болтов и две гайки,,

    9 Установите клапан системы принудительной вентиляции картера и изолятор клапана.

    10. Установите маслоналивную крышку с прокладкой.

    11 Установите насос гидроусилителя рулевого управления.

    12. Установите амортизатор правой опоры двигателя

    а) Заверните три болта Момент затяжки. 45 Н м

    б) Заверните гайку и два болта Момент затяжки . . 52 Н м

    в) Установите гайку с нижней стороны кронштейна опоры двигателя Момент затяжки. 52 Н-м

    13 Установите нижнюю защиту двигателя.

    14 Установите переднее колесо

    15 Залейте моторное масло.

    16 Запустите двигатель и убедитесь в отсутствии утечек охлаждающей жидкости и масла.

    Серия SZ стала для Toyot’ы неким возрождением традиции выпуска малолитражных моторов. Когда-то такую роль выполняла и серия E, но уже лет двадцать в ней не было движков "литрового" класса — эта ниша принадлежала отделению Daihatsu с его собственными разработками.

    Двигатель4E-FEМеМЗ-2451SZ-FE2SZ-FE
    Рабочий объем, см 3133110919981296
    Мощность, л.с.86/540053/540068/600087/6000
    Крутящий момент, Нм120/440079/320090-95/4100116/3800
    Степень сжатия9,69,510,010,0
    Диаметр цилиндра, мм74726972
    Ход поршня, мм77,46766,779,5
    RON929292/95*92/95*

    Производство серии SZ началось в январе 1999 года — на моделях семейства Yaris/Vitz/Platz появился литровый 1SZ-FE. Позднее был разработан и форсированный вариант увеличенного объема, однако трудно объяснить необходимость создания полного аналога уже существующего 2NZ-FE (видимо, требовалось в обязательном порядке поднять мощность, сохранив при этом компоновку силового агрегата).

    Блок цилиндров. В то время как почти все тойотовские двигатели 3-й волны получили гильзованные алюминиевые блоки с открытой рубашкой охлаждения, SZ сохранили чугунный блок традиционной конструкции — что очень неплохо с точки зрения долговечности.
    Коленчатый вал установлен с дезаксажем — оси цилиндров не пересекаются с продольной осью двигателя (коленвала), благодаря чему снижается износ пары поршень-цилиндр и появляется возможность немного увеличить отдачу мотора.

    Привод ГРМ. Оба распределительных вала (стандартная схема DOHC 16V) приводятся цепью мелкого шага. Фактически она представляет собой нечто вроде цепи Морзе, работает тише обычной, но не так надежно фиксируется на зубчатых шкивах. Поэтому процедуре установки цепи следует уделять особое внимание — уже зафиксирован ряд случаев перескакивания звеньев цепи относительно шкивов и, как следствие, "встречи" клапанов с поршнями.

    На всякий случай приводим рисунок правильного совмещения меток на цепи (звеньев с цветными метками) и на шкивах.

    Двухрядная цепь в теории должна иметь меньшую склонность к растяжению, нежели однорядная на моторах других серий, однако практика этого пока не подтверждает, так что и ее состоянию, и состоянию гидронатяжителя с успокоителем все же следует уделять некоторое внимание.

    Двигатель 1SZ-FE является короткоходным (ход поршня меньше диаметра цилиндра), то есть скорее "крутильным", чем тяговитым. Исправить эту неподходящую для исключительно городской машины особенность призвана система изменения фаз газораспределения (VVT-i). Установленный на впускном распредвале шкив VVT-i позволяет изменять момент открытия впускных клапанов в пределах 60°.
    Привод клапанов осуществляется или непосредственно через регулировочные толкатели (1SZ), или через рокеры (2SZ, причем стоит обратить внимание — безгидрокомпенсаторов). Седла клапанов — традиционные, запрессовываемые.

    Впуск и выпуск. Расположение коллекторов на этих моторах классическое: впуск сзади, со стороны моторного щита, выпуск — спереди. В соответствии с новыми тенденциями, впускной коллектор изготовлен из композита (иначе говоря, пластиковый) и представляет собой "паука" с трубопроводами равной длины. Чтобы не перегревать подкапотное пространство, катализатор не стали совмещать с выпускным коллектором, а переместили под двигатель.

    Система смазки. Привод масляного насоса осуществляется не напрямую от коленвала, а посредством цепи, что увеличивает нежелательные нагрузки на нее. Масляный фильтр установлен грамотно — под наклоном, но корпусом вниз и отверстием вверх.

    Система зажигания. Двигатели с самого начала имеют систему DIS-4 — отдельные катушки, расположенные в свечном наконечнике. Плюсы — точность подачи искры, отсутствие высоковольтных линий и вращающихся элементов, меньшее количество циклов работы каждой отдельной катушки. Минусы — значительный перегрев катушек в колодцах головки блока, невозможность регулировки зажигания, чувствительность к состоянию свечей, на практике — более частый выход катушек из строя.
    Степень сжатия составляет 10:1, однако двигатель спроектирован под обычный бензин (90-й по SAE, Regular в Японии, 92-й у нас), некоторую осторожность следует соблюдать с машинами европейского рынка — их системы управления настроены под 95-й.

    Привод навесных агрегатов. Здесь на привод насоса охлаждающей жидкости, генератора, ГУР и кондиционера работает один длинный ремень. Конечно, это позволило чуть уменьшить длину движка, но значительно возросла нагрузка на ремень, а его гидронатяжители никогда не отличались завидной долговечностью. Кроме того, нельзя при крайней необходимости сбросить ремень со шкива заклинившего устройства — без "помпы" особо не поездишь. Из-за усовершенствованных креплений — агрегаты ставятся не на кронштейны, а на приливы самого блока цилиндров — оборудование получилось эндемичным (не унифицированным с другими моделями). Не очень хорошо в плане защиты от грязи и воды размещен генератор.

    Система управления. На моторах серии SZ используются стандартные решения, сходные с описанными в статье "1ZZ-FE. Без права на ошибку" (собственно, с различными конструктивными особенностями этого двигателя мы и сравниваем здесь SZ).

    Для справки. Заправочные емкости и некоторые характеристики моделей с двигателями серии SZ (на примере Vitz SCP1#).

    Двигатель1SZ-FE2SZ-FE
    Моторное масло
    (с заменой фильтра)
    3,2 л3,4 л
    Охлаждающая жидкость4,7/4,6 л
    (МКПП/АКПП)
    5,1 л
    (CVT)
    Частота вращения холостого хода500-600 (МКПП)
    650-750 (АКПП)
    550-650 (CVT)
    Компрессия15 бар (ном.)
    11,5 бар (мин.)
    12 бар (ном.)
    9,5 бар (мин.)
    СвечиDenso K16R-UDenso SK16HR11
    NGK ILFR5C11
    Трансмиссионное масло (МКПП C550)1,4 л
    (API GL3 SAE 75W-90)
    ATF (АКПП U440F)5,5 л
    (Type T-IV)
    ATF (CVT K210)5,5 л (CVT Fluid TC)

    Характеристики. Следует давать себе отчет, что двигатель 1SZ-FE является самым слабосильным бензиновым мотором Toyota. Его 68 л.с. и 90 Нм для вполне полноценной машины снаряженной массой около 900 кг слишком мало, тем более свою долю отнимают и гидроусилитель, и кондиционер, и относительно более низкий КПД автомата — поэтому посредственная разгонная динамика и низкая максимальная скорость не должны удивлять.

    Реальные паспортные характеристики новой машины с механической КПП — 13,8 с разгона до сотни и предельная максималка 155 км/ч. С автоматом номинальный разгон увеличивается до 15,6 с, а максимальная скорость падает самое меньшее на 5 км/ч.