Если вы попали на данную страницу, значит, вы столкнулись с проблемой неисправности кондиционера. Сегодня я расскажу про самые распространенные поломки бытовых сплит-систем. Но прежде чем мы начнем их рассматривать вы должны понимать, что бывают сложные системы и особые случаи, где нужно разбираться на месте.

Некоторые признаки поломок могут иметь неоднозначные решения. Чтобы охватить весь объём неполадок, конечно же, будет мало одной странички. Но все же ОСНОВНЫЕ неисправности я постараюсь изложить таким образом, чтобы вы научились мыслить в нужном направлении и искать пути решения проблемы.

Думаю, будет правильно начать статью с перечисления признаков неисправностей. Ведь когда вы впервые сталкиваетесь с такой проблемой, вы видите только внешние её проявления. Я бы даже уточнил, что для пользователя основным индикатором является в первую очередь «поведение» внутреннего блока. Поэтому в статье ограничимся изучением неполадок, ориентируясь на поведение внутреннего блока.

После того как разберемся с внешними признаками, перечислим причины их появления и способы их устранения. Поскольку сейчас наша основная задача это выявить неисправность и приступить к поиску её причины. А устранение каждой отдельной причины это тема для отдельной статьи.

Основные признаки неисправного кондиционера:

Прежде чем начать разбирать неисправности, сразу поставим условия, что КОНДИЦИОНЕР ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧИСТЫМ! Чтобы не путать понятия «неисправный кондиционер» и «кондиционер, требующий технического обслуживания». Поскольку причиной всех поломок может быть загрязнённость кондиционера.

Пожалуй, все ОСНОВНЫЕ неисправности можно разделить на 4 группы, которые уже косвенно указывают на причины. Обозначим их так:

  1. Самым распространенным случаем является такое поведение внутреннего блока, когда «внутренний блок работает, но не холодит». Этот признак обычно подразумевает, что жалюзи блока открываются, вентилятор крутится, но никаких изменений температуры в комнате не происходит. При этом вы должны быть уверены, что кондиционер настроен правильно и соблюдаются условия эксплуатации (например, температура на улице).
  2. Вторым так же распространенным случаем является ситуация когда течет вода из внутреннего блока.
  3. Следующий случай обозначим так — кондиционер вообще не подает никаких признаков жизни (не реагирует на пульт).
  4. Четвертый случай звучит примерно так – кондиционер некоторое время работает, а затем неожиданно выключается. Так же сюда отнесем и все остальные неполадки (не работающие вентиляторы, компрессор и прочее).

А теперь начинаем разбирать по порядку все четыре пункта, но не забываем, что причина может быть неоднозначная:

Кондиционер работает, но не охлаждает – так часто называют самый распространенный признак

Первым делом необходимо убедитесь, что кондиционер настроен правильно и соблюдены все условия эксплуатации. Чтобы на этом этапе понять, куда двигаться дальше, необходимо выяснить работает ли компрессор.

При работе он должен немного «гудеть» и вибрировать:

  • если компрессор работает, то причина, скорее всего в нехватке хладагента (фреона). Чтобы в этом убедиться, необходимо проверить давление (подключить манометры). В большинстве случаев утечка происходит в соединениях медных трубок у внутреннего и внешнего блоках. Всего 4 таких соединения, которые нужно проверить и при необходимости устранить утечку (некачественная вальцовка или как на фото треснутая гайка). Часто в «больном месте» остается масло, на которое налипает пыль. Признаки нехватки фреона читайте в отдельной статье.
  • если компрессор не запускается, то без специальной подготовки устранить проблему не получится. Поскольку причин может быть много. Основные из них:
  • не работает пусковой конденсатор компрессора;
  • отгорели контакты питания компрессора;
  • неисправны температурные датчики;
  • сам компрессор вышел из строя;
  • поломка в плате управления.

Течет вода из кондиционера – не менее распространенная ситуация

Причина этому явлению часто кроется в забивке дренажного лотка или дренажного шланга. Необходимо разобрать внутренний блок и тщательно прочистить дренажную систему. Для этого можете почитать подробную инструкцию «как почистить кондиционер».

Мне попадались кондиционеры с дефектами системы сбора конденсата. Вода периодически течет из блока по причине несовершенства конструкции. Не буду «палить» модели. В этом случае найти причину сложно. Приходится разбирать внутренний блок и в процессе его работы, изучать, как стекает конденсат. И как назло именно в эти моменты дренажная система нормально функционирует!

Кондиционер не включается

Также распространенная ситуация но в некоторых случаях выход несложный! В первую очередь проверяем работоспособность пульта и источник питания. Об этом я уже писал, так что лучше прочитать отдельную статью, почему не включается кондиционер. Если описанные действия не помогли причину следует икать в блоке управления (т.е. читаем следующую причину).

Кондиционер некоторое время работает, а затем выключается — таким словами пользователя выражается еще один признак

Причин здесь может быть много: не соответствие количества фреона в системе, перегрев компрессора, неработоспособность вентиляторов, засорение капиллярной трубки и прочее. Наиболее сложная – это неисправность электроники. В общем, разбираться лучше на месте (все зависит от признаков). Без профессиональных навыков, опыта и специального инструмента здесь вряд ли обойтись.

Если причина в электронике, и вы обладаете некоторыми знаниями, то поиск начинаем искать с наиболее уязвимых деталей: предохранителей, трансформаторов. Если обнаруживается сгоревший предохранитель, то необходимо найти причину его сгорания и устранить её (обычно причина кроется в варисторе). Если такие действия не дали результата, то следует переходить к еще более сложным причинам и подробнее изучать плату (диодный мост, стабилизатор напряжения, конденсаторы, реле).

Мало кто занимается ремонтом платы, в большинстве случаев её просто меняют на новую. Но не на все модели кондиционеров легко можно её найти. Трудности бывают с редкими (часто недорогими) китайскими кондиционерами. Тогда приходится ремонтировать плату и искать подходящие детали. В некоторых ситуациях бывает рациональнее заменить весь кондиционер. В любом случае без специальной подготовки здесь не обойтись.

Статью пытался написать короткую, но структурированную, чтобы обозначить основные направления поиска неполадок. Но нужно понимать, что признаков неисправностей кондиционера гораздо больше. Каждый из них лучше разбирать в отдельных постах. Если опыта у вас мало, то не стоит рисковать устройством, а лучше вызвать специалиста!

Заклинивший компрессор автомобильного кондиционера — одна из самых неприятных и дорогих в ремонте авто проблем. Почему компрессоры кондиционера ломаются, клинят, перестают качать? Когда нужен ремонт?

Компрессор автомобильного кондиционера — мощный герметичный насос, приводящийся в действие от двигателя автомобиля. Компрессоры бывают нескольких типов:

  • Поршневые, где давление создается пятью или семью расположенными по кругу поршнями.
  • Лопастные, где в эксцентрично расположенном маховике под действие центробежной силы перемещаются лопасти.
  • Спиральные, где давление создает алюминиевая «улитка», вращающаяся в другой такой же улитке.

Заклиниванию больше всего подвержены поршневые компрессоры. Лопастные же и спиральные чаще всего перестают качать и начинают издавать при работе страшный грохот.

По каким причинам может заклинить компрессор кондиционера? Прежде всего, это отсутствие в системе нужного количества масла. Куда же может деться масло из автомобильного кондиционера? Оно может уйти вместе с фреоном при утечке, его могут не добавить при заправке после замены какой-либо детали кондиционера, часть масла может «сплюнуть» через аварийный клапан при избыточном давлении. Долгая работа кондиционера с недостаточным количеством фреона также ведет к масляному голоданию и заклиниванию. Ведь масло по кондиционеру переносится фреоном. Мало фреона — мало масла поступает к трущимся частям. Так что не стоит пользоваться полупустым кондиционером. Нельзя не отметить, что избыток масла в системе, а также ее перезаправка фреоном тоже, мягко говоря, не полезны.

Повышенное давление в системе — вторая причина заклинивания компрессоров кондиционера. К избыточному давлению приводит, прежде всего, недостаточное охлаждение радитора кондиционера (конденсатора). Чаще всего это случается из-за элементарно забитого грязью радиатора кондиционера или из за стены пуха и грязи, скопившейся на радиаторе охлаждения двигателя. Вентиляторы не в силах продуть грязные радиаторы, давление от этого может повыситься до аварийного.

Неисправны могут быть и сами вентиляторы, в этом случае кондиционер будет нормально работать только при движении по трассе, когда радиатор кондиционера обдувается набегающим потоком воздуха. Стоит остановиться — давление неумолимо ползет вверх.

Когда стоит задуматься о ремонте компрессора кондиционера автомобиля?

Первый тревожный симптом, на который стоит обратить внимание — ухудшение эффективности охлаждения при остановке машины. Встали в пробке — кондиционер холодит хуже. Поехали — пошел холод. Причина такой странной работы автомобильного кондиционера — грязь на радиаторах. Если ничего не предпринимать, к концу лета вас, скорее всего, ждет неприятный сюрприз в виде «словившего клина» компрессора.

Какое-то время компрессору хватает запаса прочности и он работает «на износ». Постепенно на внутренних поверхностях появляются задиры, а дальше ситуация развивается быстро и неуправляемо. В один прекрасный момент вы слышите из-под капота страшный грохот или скрежет, откуда-то идет дым. При этом может оборваться или соскочить ремень. На многих современных автомобилях, где установлен компрессор постоянного вращения, вы можете ничего не услышать и не понять. На шкиве с тихим щелчком оборвутся предохранительные пластины, и кондиционер просто перестанет холодить.

Как отремонтировать правильно компрессор кондиционера?

Что же делать, если компрессор кондиционера заклинил? Просто его поменять, увы, недостаточно. Дело в том, что при износе, перед тем как заклинить, компрессор вашего кондиционера усиленно «строгал» из своего тела стружку и загрязнял ей циркулирующее в системе масло. Если раньше масло было прозрачным и чистым, то теперь оно стало грязно-серым или черным. Загрязнена изнутри оказывается вся система. Все трубки и шланги, испаритель, ресивер-осушитель, ТРВ, радиатор кондиционера…

Если просто взять и поставить новый компрессор (некоторые так и делают, причем даже на дилерских сервисах) , то долго он не проживет. В зависимости от степени загрязнения — от нескольких минут или часов до нескольких месяцев.

Перед тем, как поставить новый компрессор, всю систему надо промыть изнутри. Поменять на новый ресивер-осушитель. Едва ли не в половине случаев приходится менять радиатор кондиционера, потому что промыть его качественно часто не представляется возможным. Промывка системы — непростая задача. Автоматические промывочные станции в случае сильного загрязнения оказываются неэффективными. Мы разбираем всю систему и промываем все ее части вручную при помощи специальной химии и сильных растворителей. Только так можно дать гарантию, что печальная история в ближайшее время не повторится.

После промывки и сборки автокондиционер вакуумируется, заправляется чистым свежим маслом и фреоном. После этого вал компрессора прокручивается несколько раз вручную, чтобы застраховаться от масляного гидроудара. Теперь кондиционер можно включать и, проверив давления и работу системы в целом, наслаждаться холодом.

Промывка системы по времени занимает от одного рабочего дня на большинстве машин, до 2-3, в случае автомобилей представительского класса с двойным кондиционером.

Автомобильный кондиционер представляет собой герметичную систему и должен работать неопределенно долго. Это в теории. Однако на практике кондиционер в автомобилях работают в очень сложных условиях: их атакуют грязь и коррозия. Со временем неблагоприятные факторы могут вызвать поломку деталей кондиционера. Чаще всего теряют герметичность трубки и конденсатор (он же «радиатор кондиционера»). Однако самой дорогостоящей поломкой является выход из строя компрессора кондиционера.

Причины поломок

К поломке может приводить как естественный износ деталей компрессора, так и его работа в условиях недостатка фреона и масла в системе. В этом случае обычно развивается коррозия деталей компрессора, износ ускоряется в десятки раз быстрее.

Нередко к поломке компрессоров кондиционера приводит недостаточное охлаждения конденсатора. Отвод тепла может ухудшаться из-за отказа вентилятора, скоплению грязи на сотах «радиатора». В итоге перегретый фреон приводит к подъему давления в системе кондиционирования – компрессору приходится преодолевать огромное сопротивление горячего газа. Со стороны водителя кажется, что производительность кондиционера упала и он отправляется на дозаправку. Если мастер при заправке не обратит внимание на проблему с охлаждением конденсатора, то добавление фреона еще больше усугубит работу компрессора. В итоге он просто заклинит. Ремонт в этом случае обойдется очень дорого. Как вариант – можно купить подходящий компрессор на разборке.

Симптомы поломки

Если компрессор еще качает, но уже барахлит, можно услышать посторонние звуки его работы. Причем шумы от компрессора могут исходить как при его работе, так и в том случае, когда он отключен, а двигатель автомобиля работает. В первом случае, скорее всего, ситуация будет печальной: шумящий или грохочущий компрессор в итоге заклинит. В любом случае с заменой не стоит тянуть, так как вследствие внутренних люфтов и перекосов компрессор просто начинает стачивать алюминий со стенок компрессионных камер. Стружка обязательно попадет в другие детали системы кондиционирования и в худшем случае засорит их. Понадобится промывка всей арматуры кондиционера.

Во втором случае, когда компрессор отключен, но издает шум, речь идет о поломке подшипника шкива компрессора. Шкив необходимо заменить.

Ремонт: как и сколько?

Замена расходников компрессора, установка ремкомплекта, замена шкива обойдется в 50-100 бел. руб. Замена поршневой группы, наклонной шайбы, полусферы, вала – самых дорогих деталей компрессора – обойдется в сумму порядка 400-500 бел. руб. Но в этом случае после произведенного ремонта вы получите полностью восстановленный компрессор. Для сравнения, покупка нового компрессора обойдется вдвое дороже (а стоимость компрессора по оригиналу может быть выше в 8 раз!). На отремонтированный кондиционер предоставляется гарантия сроком 6-12 месяцев.

Также всегда остается вариант с покупкой компрессора кондиционера на разборке. Стоимость детали, в зависимости от автомобиля, варьируется от 100 до 600 рублей на популярные модели автомобилей. Компрессоры для относительно новых машин (в возрасте до 3-х лет) на разборках предлагают и по 800 рублей. Однако при покупке бывшего в эксплуатации компрессора следует быть внимательным. Его корпус должен быть целым, вал и шкив должны вращаться легко и без посторонних шумов. Также все отверстия на «б/ушном» компрессоре должны быть закрыты заглушками, что предотвратит попадание в него грязи. Также в идеале из отверстий компрессора (при снятии заглушек) должно вытекать чистое прозрачное масло. Если оно грязное или просто отсутствует, следует отказаться от покупки.

К указанным выше суммам ремонта также следует добавить расходы на снятие и установку компрессора, а также заправку системы кондиционирования.

Компрессоры кондиционера вы можете купить на нашем сайте