Задняя подвеска автомобиля ЗИЛ-131Н

(рис. 52) — балансирного типа, с двумя листовыми рессорами и шестью продольными реактивными штангами (по три у каждого моста).

Рессоры имеют по 12 листов трапециевидного профиля из коренных листа прямоугольного профиля. Толкающие усилия и реактивные моменты передаются на раму реактивными штангами, а боковые усилия — рессорами. 4

Каждая рессора средней частью прикреплена при помощи стремянок 4 к ступице 11 оси балансирного устройства. Концы рессор входят в отверстия опор 2, приваренных к мостам. Для ограничения хода мостов вверх и смягчения их ударов о раму на лонжеронах установлены резиновые буфера 16.

Шарниры реактивных штанг — неразборные, состоят из шаровых пальцев, обоймы и вкладыша, изготовленного из тканой ленты, пропитанной специальным составом.

Рис. 52. Задняя подвеска:
1 — рессора; 2 — опора рессоры;
3 — накладка рессоры; 4 — стремянка; 5 — стяжная шпилька; 6 — пробка; 7 —стяжной болт; 8 — крышка ступиц; 9—разрезная гайка; 10 — ось; 11 — ступица; 12 —
кронштейн оси; 13 — реактивная штанга; 14 —кронштейн крепления задней подвески к раме; 15— нижний реактивный рычаг; 16 — резиновый буфер; 17 — верхняя реактивная штанга; 13 — верхний рычаг

Шарниры имеют чехлы, под которые заложен смазочный материал. Обоймы шарниров запрессованы в головки реактивных штанг.

Балансирное устройство состоит из оси 10, запрессованной в кронштейны 12 и ступиц 11. Концы оси закалены, а в ступицы запрессованы втулки из антифрикционного материала.

Для предотвращения вытекания смазочного материала и защиты от грязи в ступицах установлены самоподжимные сальники и уплотнительные кольца.

Ступицы закреплены на оси разрезными гайками 9, стянутыми болтами 7. Гайки стяжных болтов самостопорящиеся. В крышке ступицы имеется отверстие для залива масла, закрытое пробкой.

Задняя подвеска прикреплена к раме кронштейнами 14.

Обслуживание подвески заключается в смазывании рессорных пальцев, проверке наличия смазочного материала в ступицах балансирной подвески и крепления рессор, амортизаторов и реактивных штанг, в проверке и регулировке осевых зазоров ступиц балансирной подвески.

При ремонте рессор необходимо удалить старый смазочный материал, грязь, ржавчину, после чего смазать трущиеся поверхности листов графитной смазкой УСс-А. Одновременно следует промыть и смазать ушки и пальцы передних рессор.

При износе концов коренных рессор задней подвески наполовину толщины рекомендуется первый и третий листы поменять местами.

Пальцы передних рессор смазывают через масленки до появления смазочного материала в зазорах между ушками и кронштейнами. Для слива масла из ступицы балансирной подвески необходимо снять крышку. Заливать масло в ступицы следует до уровня заливных отверстий, закрытых пробками. Периодичность смазывания и сорта смазочных материалов указаны в карте смазывания. Следует проверять затяжку следующих соединений: гаек стремянок рессор передней подвески; стяжных болтов пальцев рессор передней подвески; гаек стремянок и болтов крепления ушков рессор передней подвески; гаек пальцев амортизаторов; стяжных шпилек щек ступиц задних рессор; болтов крепления кронштейнов задней подвески к раме: болтов крепления кронштейнов оси балансирного устройства; гаек пальцев реактивных штанг.

Необходимо периодически осматривать наружные уплотнительные кольца и чашки ступиц балансирного устройства, уплотнительные чехлы и чашки шарниров реактивных штанг. Поврежденные детали уплотнений своевременно заменять, промывая при этом узлы и заправляя в них свежий смазочный материал.

Эксплуатация автомобиля с поврежденными уплотнениями ведет к течи смазочного материала, попаданию грязи внутрь узлов и их преждевременному износу.

При установке ступицы балансирного устройства на ось . нужно завернуть до отказа разрезную гайку, отвернуть на 1/4—1/6 оборота и затянуть стяжной болт. После сборки ступица должна поворачиваться от руки.

При необходимости надо отвернуть разрезную гайку.

Изнашиваемые детали задних кронштейнов рессор передней подвески (вкладыши и сухари) — сменные и при ремонтных работах могут быть заменены новыми.

Изношенные шейки и втулки ступиц оси балансирного устройства следует ремонтировать, шлифуя шейки оси и заменяя втулки на ремонтные. Инструкция по ремонту оси и втулок приложена к комплекту ремонтных втулок.

Чехлы шарниров реактивных штанг при повреждении необходимо заменять. При снятии реактивных штанг рекомендуется тщательно очищать их от грязи и заменять свежим загрязненный смазочный материал под чехлами.

Во время эксплуатации не требуется специальной регулировки амортизаторов. Периодически следует проверять надежность крепления амортизаторов и их герметичность.

При появлении на амортизаторе следов подтекания масла подтянуть гайку резервуара, для чего необходимо снять амортизатор. При появлении течи, которая не устраняется подтягиванием гайки резервуара, надо заменить сальник штока. При замене сальника штока следует иметь в виду, что на сальнике имеется метка «Низ», указывающая правильное положение сальника при его установке. При этом положении обеспечивается правильная работа маслоотражательных канавок сальника. В амортизаторы надо заливать амортизаторную жидкость АЖ-12Т или веретенное масло АУП (АУ).

Перед заливкой следует поставить амортизатор вертикально, закрепить нижнюю проушину, поднять шток в верхнее положение, отвернуть гайку резервуара и вынуть шток с поршнем, подготовить 0,45 л жидкости и заполнить

ею рабочий цилиндр доверху, оставшуюся жидкость слить в резервуар амортизатора; затем следует собрать амортизатор и установить на автомобиле».

При заливке жидкости необходимо следить за тем, чтобы в амортизатор не попали грязь, песок и т. д., так как это приводит к быстрому изнашиванию деталей и выходу из строя амортизаторов.

Разбирать и собирать амортизатор надо в мастерских, полностью обеспечивающих чистоту; без крайней необходимости разбирать амортизатор не следует. Доливать в амортизатор жидкость нельзя.

Передняя подвеска зависимая, рессорная. Состоит из двух продольных полуэллиптических рессор с деталями крепления, четырех резиновых буферов и двух амортизаторов.

У автомобилей с лебедкой в каждой рессоре по 17 листов, без лебедки — по 15 листов. От продольного смещения листы рессоры удерживаются тем, что наверху у каждого листа имеется выступ, который входит в углубление на нижней стороне верхнего листа. От поперечного .смещения листы удерживаются хомутиками.

В средней части рессора двумя стремянками крепится к балке моста. На переднем конце к двум верхним листам крепится ушко, в которое запрессована втулка. С помощью пальца передний конец рессоры закреплен в кронштейне, прикрепленном к раме. Трущиеся поверхности втулки и пальца смазываются через пресс-масленку.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

На задний конец рессоры опирается сухарь, установленный в кронштейне. На пальце сухаря крепятся вкладыши, предохраняющие стенки кронштейна от износа. Вкладыши закрепляются стяжным болтом, на который надета втулка. Второй лист рессоры изогнут, тем самым он удерживает рессору от выпадания из кронштейна. При наезде на препятствие задний конец рессоры скользит по сухарю 8. Толкающие усилия на раму передаются через переднее крепление рессор.

Амортизаторы по устройству и работе аналогичны амортизаторам, установленным на ГАЗ -66. Отличие состоит в размерах, конструкции клапанов и уплотнений.

Задняя подвеска зависимая, рессорная, балансирная, связывает с рамой два моста — средний и задний. Задняя подвеска состоит из двух продольных рессор, оси с кронштейнами, двух ступиц, шести реактивных штанг, четырех резиновых буферов.

Ось подвески через кронштейны крепится к раме. По концам оси, на двух втулках каждая, устанавливаются ступицы, закрываемые крышками. От осевых смещений ступица фиксируется разрезной гайкой, стянутой болтом. Смазка подшипников осуществляется маслом, заливаемым через пробку, слив масла —через другую пробку. Уплотняется ступица сальником и резиновыми кольцами.

Рис. 1. Передняя подвеска автомобиля ЗИЛ -131:
1, 6 — кронштейны: 2 — рессора: 3. 5 — резиновые буферы; 4 — амортизатор; 7 —накладка; 8 — сухарь; 9 — палец сухаря; 10 — вкладыш; 11 — стяжной болт; 12 — втулка; 13 — стремянка; 14 — пресс-масленка; 15 — палец; 16 — втулка; 17 — хомутик; 18 — накладное ушко

Рис. 2. Задняя подвеска автомобиля ЗИЛ -131:
1 — рессора; 2 — опора рессоры; 3 — накладка рессоры; 4 — стремянка; 5 — шпилька; 6 — пробка отверстия для заливки масла; 7 —стопорный стяжной болт; 8 — крышка ступицы: 9 — разрезная гайка; 10 — балансирная ось; 11 — ступица; 12 -кронштейн оси балансирной подвески; 13 — реактивная штанга; 14 — кронштейн; 15 — рычаги; 16 — буфер; 17 — болт для выпрессовки пальцев реактивных штанг

Рессоры имеют по пятнадцати листов. В средней части рессора крепится к ступице двумя стремянками, концы рессор устанавливаются свободно в кронштейнах балок мостов.

Резиновые буферы, прикрепленные к лонжеронам рамы, ограничивают ход мостов вверх и смягчают удары балок о раму.

Реактивные штанги служат для передачи толкающих и тормозных усилий от балок мостов на раму, они также воспринимают от мостов реактивные моменты, возникающие при трогании с места или торможении. Каждый мост имеет по три одинаковые штанги: одну верхнюю и две нижние. Штанга состоит из стержня и двух головок. В головке установлен шаровой палец и обойма с вкладышем. Вкладыш изготовлен из тканой ленты, пропитанной специальным составом. Шарнир уплотняется резиновым чехлом. В процессе эксплуатации шарниры реактивных штанг смазки не требуют.

У автомобиля ЗИЛ -130 передняя подвеска по устройству аналогична передней подвеске автомобиля ЗИЛ -131. Задняя подвеска имеет две продольные полуэллиптические рессоры и подрессорники. Крепление концов основных рессор осуществляется так же, как у передней подвески.

Передняя подвеска состоит из двух продольных полуэллиптических рессор и двух телескопических амортизаторов

Рессоры 2 автомобилей, оборудованных лебедкой, имеют 17 листов, а рессоры автомобилей без лебедки — 15 листов.

Передние концы рессор с помощью отъемных ушков 32 и пальцев 28 закреплены к кронштейнам 1 рамы.

Ушко прикреплено к рессоре через подкладку 30 двумя болтами, стремянкой; от смещений рессора удерживается специальными вы ступами на коренном листе и подкладке.

В ушко запрессована втулка 29 из термообработанного ковкого чугуна.

Задние концы передних рессор опираются на сухари 13, напрессованные на кронштейны 11.

На пальцы 14 сухарей установлены вкладыши 15, предохраняющие стенки кронштейна от износа.

Вкладыши закрепляют стяжными болтами 16. На стяжные болты установлены втулки 17.

На скользящем конце коренного листа приклепана накладка 12, предохраняющая его от износов.

Трущиеся детали термически обработаны для повышения срока их службы.

Каждая рессора средней частью прикреплена стремянками 26 к переднему мосту.

Резиновые буфера 4 смягчают удары рессор о раму; буфера 10 уменьшают поворот моста вперед при торможении.

Амортизатор (рис. 2) верхней проушиной 8 прикреплен к кронштейну рамы, а нижней — к передней оси.

Амортизаторы предназначены для гашения колебаний, возникающих при движении автомобиля по неровностям дороги.

Это повышает плавность движения автомобиля и улучшает его управляемость, а также увеличивает срок службы рессор.

Принцип действия гидравлических амортизаторов состоят в том, что в результате относительных перемещений подрессоренных и неподрессоренных частей автомобиля жидкость перетекает из одной полости амортизатора в другую через небольшие отверстия, вследствие чего амортизатор оказывает сопротивление, гасящее колебания рессор.

Наибольшее сопротивление, создаваемое амортизатором, происходит при его растяжении (отдаче), когда подрессоренная часть автомобиля удаляется от неподрессоренной его части (колес с мостами).

Задняя подвеска среднего и заднего мостов балансирного типа, на двух продольных полуэллиптических рессорах.

Каждая рессора средней частью прикреплена с помощью стремянок 4 (рис 3, а) к ступице 11 оси балансирного устройства. Концы рессор входят в отверстия опор 2, приваренных к мостам. При прогибе рессор концы их скользят в отверстиях опор.

Для ограничения хода мостов вверх и смягчения их ударов о раму на лонжеронах установлены резиновые буфера 16.

Толкающие усилия и реактивные моменты передаются на раму шестью реактивными штангами 13 (по три у каждого моста).

Боковые усилия передаются от мостов на раму через рессоры.

Шарниры реактивных штанг неразборные, состоят из шаровых пальцев 30, обоймы 28 и вкладыша 29, изготовленного из тканой ленты, пропитанной специальным составом.

Обоймы шарниров запрессованы в головки реактивных штанг.

Балансирное устройство состоит из оси 10, запрессованной в кронштейны 12, и ступиц 11. Концы оси закалены, а в ступицы запрессованы втулки 26 (рис. 3, б) из антифрикционного материала.

Для предотвращения втекания смазки и защиты от грязи в ступицах установлены самоподжимные сальники 22 и уплотнительные кольца 20 и 21.

Ступицы закреплены на оси разрезными гайками 9, стянутыми болтами 7. Гайки стяжных болтов самоконтрящиеся.

В крышке 8 ступицы имеется пробка 6 для заливки масла, а в ступице — пробка 25 для его слива.

Вся задняя подвеска крепится к раме с помощью кронштейнов 14.

Уход за подвеской заключается в смазке рессорных пальцев, рессор и периодической смене смазки в ступицах балансирной подвески, в проверке крепления рессор, амортизаторов и реактивных штанг, в проверке и регулировке осевых зазоров ступиц балансирной подвески.

Смазка является необходимым условием надежной и длительной работы рессор. Коррозия (ржавление) листов может снизить срок службы рессор.

При ремонтных работах следует производить переборку и смазку всех рессор автомобиля.

При переборке рессор необходимо удалить старую смазку и грязь, а также следы коррозии, после чего смазать трущиеся поверхности рессор специальной графитной смазкой.

Одновременно следует промывать и смазывать ушки и пальцы передних рессор.

При износе концов коренных листов задних рессор рекомендуется первый и третий листы поменять местами.

Смазку пальцев передних рессор производят через масленки 27 до появления свежей смазки в зазорах между ушками и кронштейнами.

Для слива смазки из ступицы балансирной подвески необходимо снять крышку 8 (рис. 3) и отвернуть пробку 25. 3аливать масло в ступицы следует до уровня наливных отверстий, закрытых пробками б.

Периодичность смазки и сорта смазок указаны в карте смазки.

Периодически следует также проверять затяжку следующих соединений: гаек стремянок передних и задних рессор; стяжных болтов 33 (см. рис. 1) пальцев передних рессор; гаек стремянок 31 ушков передних рессор; гаек пальцев 19 амортизаторов; стяжных шпилек 5 (рис. 3) щек ступиц задних рессор; болтов крепления кронштейнов 14 задней подвески к раме; болтов крепления кронштейнов 12 оси балансирной подвески к кронштейнам 14; гаек пальцев реактивных штанг.

Моменты затяжки резьбовых соединений подвески в кГм

Гайки стремянок передних и задних рессор

Стяжные болты пальцев передних рессор

Гайки стремянок ушков передних рессор

до сжатия пружинных

Пальцев амортизаторов со стороны конуса

Гайки пальцев амортизаторов со стороны амортизатора

Гайки стяжных шпилек щек ступиц задних рессор

щеками и рессорой

Болты крепления кронштейнов задней подвески к раме

Болты крепления кронштейнов оси

балансирной подвески к кронштейнам рамы

Гайки пальцев реактивных штанг . . .

Стяжные болты разрезных гаек ступиц балансирной подвески —

При втором ТО-2 одновременно со сменой смазки надо снять ступицы балансирной подвески с оси, промыть их и концы оси, проверить состояние сальника 22 (рис. 3), войлочного кольца 20 и упорного кольца 27.

Изношенные детали следует заменить. Эксплуатация автомобиля с изношенным уплотнением ступиц ведет к течи смазки и к преждевременному износу оси и втулок из-за попадания грязи внутрь ступицы.

При установке ступиц на ось необходимо затянуть стяжные болты 7 разрезных гаек 9.

После сборки ступицы должны свободно вращаться на оси и не иметь ощутимого осевого зазора.

Для снятия верхних реактивных штанг в боковых крышках редукторов мостов имеются специальные болты 17, при вывинчивании которых пальцы выпрессовываются из своих гнезд.

Изнашиваемые детали задних кронштейнов передних рессор [вкладыши 15 (рис. 1) и сухари 13] сделаны сменными и при ремонтных работах при необходимости могут быть заменены новыми.

Ремонт изношенных шеек и втулок оси балансирной подвески следует производить заменой втулок ремонтными. Инструкция по ремонту оси и втулок прилагается к комплекту ремонтных втулок.

Во время эксплуатации не требуется специальной регулировки амортизаторов. Периодически следует проверять надежность крепления амортизаторов на автомобиле и правильность их работы.

При появлении на амортизаторе следов подтекания масла следует подтянуть гайку 10 (см. рис. 2) резервуара, для чего необходимо снять амортизатор с автомобиля.

В случае появления течи жидкости, которая не устраняется подтягиванием гайки резервуара, нужно заменить сальник штока.

При замене сальников штока следует иметь в виду, что на сальнике 12 имеется метка «Низ», указывающая правильное положение сальника при его установке. При этом положении обеспечивается правильная работа маслоотражательных канавок сальника.

В амортизаторы надо заливать только амортизаторную жидкость в соответствии с картой смазки.

Смена жидкости производится при снятом с автомобиля амортизаторе.

Перед заливкой надо поставить амортизатор вертикально, закрепить нижнюю проушину, поднять шток в верхнее положение, отвернуть гайку резервуара и вынуть шток с поршнем; подготовить 0,45 л жидкости и заполнить рабочий цилиндр 3 доверху, оставшуюся жидкость слить в резервуар 2 амортизатора; затем нужно собрать амортизатор и установить на автомобиль.

При заливке жидкости необходимо следить за тем, чтобы в амортизаторы не попали грязь, песок и т. д., которые приводят к быстрому износу деталей и выходу из строя амортизаторов.

Разбирать и собирать амортизатор нужно в мастерских, в условиях, полностью обеспечивающих чистоту; без крайней необходимости разбирать амортизатор не следует.