Вчера узнал. Действительно работает.

Никогда не задумывались, почему в вагонах метро говорит то мужской, то женский голос? А ведь это неслучайно.

Оказывается, голоса – простейший способ понять, в какую сторону ты едешь.

Мужчина или женщина

Голоса, объявляющие станции Московского метрополитена внутри вагонов, неслучайны. По ним можно понять, в какую сторону ты едешь. Или успеть выскочить из вагона, пока двери не закрылись.

Если станции объявляет мужчина: едем в центр Москвы.
Если станции объявляет женщина: едем от центра Москвы к окраинам.

Это не всё. Кольцевая линия никогда не едет к центру, поэтому на ней действуют немного другие правила.

Если говорит мужчина: едем по часовой стрелке.
Если говорит женщина: едем против часовой стрелки.

Об истории этих решений подробнее написано в официальном блоге Московского метрополитена.

Проверь эту фишку сегодня

Если сегодня будешь возвращаться домой на метро, прислушайся. Всё совпадает. Кстати, эта система может помочь даже тем, кто хорошо разбирается в Московском метро.

Со всеми нами «автопилот» иногда играет злую шутку: на автомате заходишь не в тот вагон. Или же спешишь так сильно, что забегаешь в закрывающиеся двери, чтобы только потом понять, что перепутал направление.

В следующий раз прислушивайся к голосу, объявляющему закрытие дверей. Его слышно вне вагона, и даже если двери вот-вот закроются, ты уже узнаешь, куда поедет этот состав.

(4.88 из 5, оценили: 8)

Обновленная навигация в метро поставила пассажиров в тупик. По крайней мере, так написали в страдальческих постах блогеры. Якобы на новых табличках теперь нет полного списка станций, до которых можно доехать с левой и с правой платформы. Все, приехали! Неужели стоят бедные пассажиры посредине платформы и не понимают: налево им или направо идти? Иду проверять.

«МЕДВЕДКОВО» — ЭТО ЦЕНТР?

В метро спускаюсь каждый день, но ни разу я ни у кого не спрашивала: «Мне на первый или второй путь?» Все понятно. Теперь же на указателях обозначены только направления. Например, на станции «Ленинский проспект» на указателе написано: центр (« Медведково ») и юг («Новоясеневская»).

— Когда это Медведково стало центром Москвы ? — смеются в соцсетях.

— Ничего непонятно. Это как навигатор в Гугле говорит тебе: «Следуйте на юго- запад ». А у меня типа компас в кармане или я умею ориентироваться по солнцу. Лучше просто направо или налево, — рассказывает москвичка Юлия Смирнова .

Приезжаю на «Ленинский проспект». Сразу возник вопрос: раз есть юг и центр, где север? Путаница какая-то. Но разобраться помогают полные перечни станций оранжевой линии метро — они есть на боковых колоннах, о которых блогеры почему-то умолчали. С этим перечнем все понятно. Но беда в том, что пока повесили эти боковые таблички не на всех станциях. Например, нет их на «Технопарке», а на «Проспекте Мира» — кольцевой отмечены только названия соседних станций.

У пассажиров возник вопрос: раз есть юг и центр, где север? Фото: Алиса ТИТКО

На « Владыкино » (серая линия метро) тоже сложно без перечня станций. Это я езжу с нее постоянно. А другим как? Разберись с этими «на север» (« Алтуфьево ») и «в центр» («Бульвар Дмитрия. Донского »).

А вот на «Владыкино» МЦК (Московское центральное кольцо) удобно — есть продолговатые указатели со всеми станциями кольца. Еще мне нравится, что на станциях есть часы. Удобно — не надо доставать телефон из сумки.

БРИТАНСКИЕ СТОРОНЫ СВЕТА

Один из разработчиков новой навигации Михаил Квривишвили рассказал « КП »: в 2014 году британцы предложили свою систему ориентира, которая в лондонском метро больше 150 лет, — стороны света. Местные знают наизусть все станции, а туристы спросят у пассажиров. Но в Москве британская навигация непонятна — можно судить по откликам горожан.

— Нужно такие нововведения тестировать перед запуском, спрашивать мнение пассажиров. И важно создать единые принципы навигации, чтобы человек, передвигаясь в метро, мог быстро понимать, куда ему ехать. Также следует определиться и выбрать модель «север — юг» или «в центр — из центра», а не смешивать разные модели, — считает Михаил Квривишвили, ведущий дизайнер и партнер компании Wayfinding.pro, консультант компании City ID, разработчика единой системы навигации Москвы.

На станциях МЦК навигация удобнее Фото: Алиса ТИТКО

ВОПРОС – РЕБРОМ

Зачем убрали названия всех станций с верхних табличек?

Линии метро с каждым годом становятся длиннее, строятся новые станции. Это значит, что верхние указатели могут разрастись до неконтролируемых размеров. Кроме всего прочего, это небезопасно, если таблички, висящие под потолком, будут такими громоздкими. Уменьшат шрифт? Тогда неудобно — нужно подходить близко-близко и присматриваться.

ОТВЕТ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

— Какие основные изменения в навигации планируются?

— На ряде станций московского метро были размещены элементы новой навигации: световые короба, отдельно стоящие конструкции, стелы, схемы и надписи. Для создания современных носителей были использованы новые материалы, более прочные и эстетически привлекательные. Кроме этого, была адаптирована графика, учтены многие аспекты эксплуатации. Новые навигационные панели были смонтированы на станциях «Проспект Мира» (кольцевая), «Кутузовская», «Ботанический сад», «Красные ворота», «Спортивная», «Ленинский проспект», «Технопарк», «Саларьево», «Румянцево», «Фрунзенская», «Бауманская», «Студенческая», «Фили», «Минская», «Ломоносовский проспект», « Раменки » и «Текстильщики».

— На ряде навигационных панелей были указаны только направления движения поездов («В центр» / «Из центра», «На юг» / «На север»). Сделано это было для максимального увеличения размера надписей на платформах. Однако, в связи с комментариями, поступающими от пассажиров, полный список станции будет нанесен на все такие панели до конца 2017 года.

— В целом новая навигация отличается единым подходом к шрифтам и пиктограмма (сейчас – 3 разных подхода) на разных станциях, переводом надписей на английский язык (сейчас вся старая визуальная навигация недоступна для иностранцев), дополнительными элементами (картами на выходе из метро), изменением оформления входных групп. Новая навигация соответствует и даже в некоторых аспектах превосходит лучшие метрополитены в части навигации, в том числе метрополитены Лондона и Нью- Йорка .

— Это делается к ЧМ по футболу 2018 года?

— Проводится в рамках создания Единой системы навигации города Москвы. При этом Кубок Конфедераций показал, что новая навигация понятна иностранцам, не владеющим русским языком. К тому же, за счет новых элементов она сильно упрощает путь к спортивным объектам и конкретным секторам стадионов.

На ряде станций московского метро были размещены элементы новой навигации Фото: Алиса ТИТКО

— Таблички с указанием станций продублируют на английский?

— Да, вся информация на навигационных табличках будет продублирована на английский язык.

— Замена навигации будет только на центральных станциях или на всех? Когда завершится обновление?

— На всех. Одна из последних станций, оснащенных новой системой – станция Студенческая Филевской линии метрополитена. Но нужно понимать, что в процессе тщательно анализируется мнение пассажиров: каждую неделю добавляется более десятка обозначений, меняется графика, добавляются новые элементы, поэтому внедрение новой навигации производится постепенно.

— Москвичи уже говорят, что им не хватает старых табличек, где были указаны все станции. Например, оранжевая ветка. На первый путь перечень станций и на второй. Сейчас указаны только конечные и направления — юг, центр. Многие вообще не могут понять, как это Медведково, а направление центр? Люди путаются. Если свои стали задумываться, на какой путь идти, а как разобраться иностранцу?

— Такой вариант навигации был предложен в качестве эксперимента. Информация раскрывается последовательно по пути движения пассажиров. Подобная практика существует во многих метрополитенах мира. С поступающими от пассажиров пожеланиями там, где на навигационных панелях сейчас нет полного списка станций, до которых следуют поезда, они будут дополнительно размещены до конца этого года.

— В настоящее время на указанных выше станциях тестируются различные варианты навигации, по результатам тестирования будет выбрано единое решение. При этом, разумеется, навигация будет и дальше меняться по предложениям пассажиров и изменению транспортных потоков, в первую очередь, конечно, ее наполнение. Ведь все время в Москве открываются новые социальные объекты, крупные ТЦ, туристические объекты.

У Яндекса есть замечательный продукт — Яндекс.Карты. Значение этого инструмента уже, наверное, трудно переоценить: многие из нас пользуются Картами каждый день.

То, что делает этот продукт действительно интересным, это информация, генерируемая пользователями. В первую очередь, конечно, информация о скорости движения, которая преобразуется в карту пробок. А также текстовая пользовательская информация, когда люди предупреждают других о перекрытиях дорог, заторах и всяких опасностях.

Но без умелого модерирования любой продукт, в котором участвуют конечные пользователи, может серьёзно испортиться. Сейчас на примере Яндекс.Карт я покажу, как это происходит.

Нет, речь не о мате в «Разговорчиках». Без него даже не так весело. Сейчас разговор пойдёт о ситуации, когда, видимо, из лучших побуждений делают хуже. В принципе, уже многое понятно из первой картинки:

Это трасса М4. Наверное, лучшая трасса в России. Действительно мировой уровень: можно прямо после МКАД поставить машину на круиз-контроль и без лишнего напряжения за 4 с небольшим часа доехать, например, до Воронежа. Дорога сделана по всем стандартам. В частности, пешеходные переходы видно издалека. Знаки везде есть, они выполнены со светоотражающим покрытием.

Итак, в чём проблема? Проблема в том, что какая-то организация (в данном случае, Автодор) берёт инструмент для оповещения других о непредвиденных опаностях («восклицательный знак») и использует его таким образом, что он перестаёт быть значимым средством информирования. Всё как в древней притче про мальчика и волков. Если предупреждаешь — осознавай ответственность за свои слова. Иначе на 25-й раз тебя перестают слушать.

Скорее всего, чья-то чугунная голова во исполнение Высочайшего повеления о снижении смертности на дорогах, додумалась привести мероприятия, направленные на снижение, и прочая, и прочая… Вышло дико. Водитель, который хочет узнать, нет ли впереди ничего непредвиденного — аварий, пробок, перекрытий — вынужден много-много раз прочесть, что впереди будет пешеходный переход. Зачем?? На местности, повторюсь, переходы и так отлично видны, дорога построена по всем правилам.

Вот ещё пример. Москва:

Такой дурью маются уже достаточно давно. «Аварийно-опасный участок», сразу 4 предупреждения, налепленные почти что на одно и то же место. Какую конструктивную информацию дают эти предупреждения, которыми буквально утыкан весь МКАД на Яндекс.Картах? Водитель что должен сделать? Memento mori?

Современный водитель и так замордован всякой раздражающей информацией: плотность самого потока движения, реклама, предупреждения о камерах, бесчисленные развязки. И вот, когда он хочет свериться с картой, у него теперь кругом тоже раздражающие пометки, не несущие никакого практического смысла. Короче, сплошная невротизация. А нервированный водитель будет адекватнее вести себя на дороге.

И вот ещё какой вред от такого подхода. Например, это действительно полезное предупреджение:

может быть проигнорировано другими участниками движения, потому что все уже привыкли, что за восклицательным знаком на карте скрывает спам от ЦОДД.

Короче говоря, информация, передаваемая в рамках одной социальной сети, деятельность в которой направлена на решения конкретных задач (например, как Яндекс.Карты — картографическая информация, сопровождаемая участниками движения по поводу особенностей на местности), должна иметь вполне отформатированный, понятный вид. Так потери на расшифровку информации сведутся к минимальному уровню. А тем более, когда человек за рулём, время, на которое он отвлекается от управления с целью получить эту информацию из Яндекс.Карт, должно стремиться к минимуму.

Пример краткого и максимально понятного сообщения:

Здесь думать нечего: увидел краем глаза знак «перекрытие» и участок дороги, всё мгновенно понятно. Даже дублирование пиктограмм может не наносить вреда, а наоборот, сообщать водителю протяжённость ремонтируемого участка:

Здесь тоже всё понятно: ответ на вопрос «что случилось и почему затор» считывается пользователем мгновенно

А вот инструмент «восклицательный знак» уже далеко не так эффективен, когда мы хотим предупредить других водителей о чём-то действительно важном. Спасибо буратинам из больших организаций.

Этот момент рано или поздно (скорее рано) настаёт в жизни любой социальной сети (в широком понимании: там, где много людей взаимодействует друг с другом). То, что изначально проектируется как инструмент для взаимодействия с другими поверх обычного (это может быть caps-lock, выделение текста цветом, баннеры с призывом о помощи ребёнку, и т.д. и т.п.), легко портится, когда один из агентов ради решения сиюминутных задач начинает использовать его для привлечения максимального внимания. В итоге страдает вся экосистема сети: её агенты перестают должным образом реагировать на подобные предусмотренные конструкцией раздражители, либо заметно снижается скорость восприятия значимой информации.

В мало-мальски широком сообществе всегда найдутся группы людей, которые будут действовать вопреки долговременным интересам сообщества, преследуя свои личные цели.

И жаль, что Яндекс пускает этот процесс на самотёк.