Добрый день, уважаемый читатель.

В десятой статье серии "Правила проезда перекрестков" речь вновь пойдет о проезде перекрестков, на которых расположены трамвайные пути и организовано движение трамваев.

В предшествующей статье речь шла о выборе правильного положения перед перекрестком, а также рассмотрены перекрестки, регулируемые регулировщиком. Сегодня речь пойдет о других вариантах перекрестков:

Напомню, что на перекрестках с трамвайными путями, как и на любых других, необходимо занять правильное положение на проезжей части. Причем в некоторых случаях автомобиль должен находиться прямо на трамвайных путях.

Трамвайные пути на перекрестке, регулируемом светофором

В данном случае проезд перекрестка регламентируется пунктом 13.6 правил дорожного движения:

13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

В большинстве случаев на перекрестках, регулируемых сигналами светофоров, преимущество имеют рельсовые транспортные средства, т.е. трамваи.

Единственное исключение из этого правила — ситуация, когда трамвай поворачивает под включенную в дополнительной секции зеленую стрелку одновременно с красным или желтым сигналом. В этом случае преимущество имеют водители автомобилей. Именно такая ситуация изображена на рисунке выше, где трамвай уступает дорогу синему и белому автомобилям.

Обратите внимание, если автомобиль и трамвай движутся с разных направлений (как на рисунке выше), то водитель машины не может определить, едет трамвай на зеленый сигнал в дополнительной секции или на обычный зеленый сигнал.

Если рассмотреть ситуацию с другой стороны и оценить последствия ДТП для водителя трамвая и водителя автомобиля, то становится очевидно, что водитель автомобиля всегда в проигрыше, т.к. автомобиль из-за своего малого веса получает значительные повреждения. Пример такого ДТП представлен на видео:

Единственный вывод, который можно сделать из всего вышесказанного — на перекрестках, регулируемых светофорами, следует всегда уступать дорогу трамваю, который начал движение.

Неравнозначный перекресток с трамвайными путями

Проезд нерегулируемых неравнозначных перекрестков с трамвайными путями описывается сразу несколькими пунктами правил дорожного движения. Для начала рассмотрим все указанные пункты:

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

13.11 1 . При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

На основе приведенных пунктов можно сделать следующие выводы:

1. Если трамвай подъезжает к перекрестку по второстепенной дороге, а Ваш автомобиль по главной, то трамвай должен уступить дорогу автомобилю. Ситуация приведена на рисунке ниже, где трамвай уступает дорогу оранжевому автомобилю, находящемуся на главной.

Замечу, что водитель трамвая, которому вскружил голову огромный вес его транспортного средства, может и не захотеть уступать дорогу Вашему "малюсенькому автомобильчику". Так вот, в этом случае под трамвай лезть не следует, даже если Вы полностью уверены, что при последующем разборе ДТП правда будет на Вашей стороне.

2. Во всех ситуациях, кроме описанной выше, трамвай на неравнозначном перекрестке имеет преимущество перед автомобилями, поэтому ему следует уступить дорогу.

Равнозначный перекресток с трамвайными путями

При проезде нерегулируемых равнозначных перекрестков с трамвайными путями применяются пункты 13.11 и 13.11 1 правил дорожного движения:

13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

13.11 1 . При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

В данном случае водители автомобилей должны уступать дорогу абсолютно всем трамваям, с которыми пересекаются их траектории.

Обратите внимание, с 8 ноября 2017 года начал действовать пункт 13.11 1 ПДД, относящийся к равнозначным перекресткам с круговым движением. На таких перекрестках трамвай должен при въезде на перекресток уступить дорогу автомобилям, движущимся по кругу.

Ну а в следующей статье серии рассмотрен выбор правильного места для остановки перед перекрестком.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

В очередной раз обращаем внимание, что трамвайные пути не являются составляющей проезжей части, а представляют из себя отдельный элемент дороги.

Движение по трамвайным путям

Трамвайные пути попутного направления не предназначены для движения безрельсовых транспортных средств. Выезд на них ограничен определенными условиями.

Расположение

  • с левой стороны от проезжей части;
  • на одном уровне с проезжей частью;
  • Когда разрешено движение по попутным трамвайным путям?

    • все другие полосы движения заняты;
    • при объезде;
    • при повороте налево или развороте в соответствии с пунктом 8.5 Правил дорожного движения.
    • Без причины занимать трамвайные пути Правила не допускают.

      Отсутствуют какие-либо дополнительные ограничения для левого поворота и разворота, то есть данные маневры можно выполнять на любом участке дороге, где не установлены иные запреты Правилами или знаками.

      Один уровень или нет?

      В контексте Правил дорожного движения и термина «Перекресток» под движением в разных уровнях подразумевается перекрестное движение транспортных средств через эстакады или тоннели. В пункте 9.6. понятие уровня стоит воспринимать буквально, когда на трамвайные пути выезд не ограничен и покрытие на трамвайных путях совпадает с покрытием проезжей части либо незначительно отличается.

      Трамвайные пути в разных уровнях с проезжей частью

      Движение по путям и не создавать помех трамваю

      В этой части правила прямо разрешают занимать трамвайные пути для движения, если заняты другие полосы, наиболее наглядный случай — это затор. При этом никаких дополнительных требований при приближении трамвая к водителям не применяется, в отличии от ПДД республики Беларусь:

      64.2. если выезд на трамвайные пути создаст препятствие для движения трамвая, водитель должен остаться на занимаемой полосе движения, не выезжая на трамвайные пути, в ожидании проезда попутного трамвая и встречных транспортных средств;

      64.3. в случае создания препятствия для движения трамвая трамвайный путь по возможности должен быть освобожден. Водители транспортных средств, движущихся рядом в попутном направлении, должны предоставить возможность для этого.

      Выдержка выше из Правил дорожного движения республики Беларусь, где однозначно прописано взаимодействие водителей трамваев и безрельсовых транспортных средств, что отсутствует В Правилах РФ.

      Намеренно ли в ПДД РФ формулировка в пункте 9.6 применяется для разгрузки улично-дорожной сети или это недоработка законодателя, но требование в действующей редакции ограничено термином «Уступить дорогу (не создавать помех)«, то есть временем выезда на трамвайные пути, и не предписывает иных действий для водителей при движении по трамвайным путям.

      Трамвай в заторе

      На встречные рельсы запрещено

      Правила дорожного движения РФ устанавливают безусловный запрет выезда на встречные трамвайные пути.

      Обратите внимание при движении через перекресток, где трамвайные пути изменяют направление. Запрет в равной степени распространяется и на трамвайные пути с изгибом, а грань между пересечением и выездом очень тонка и неоднозначна. Пересекать встречные трамвайные пути следует по возможности чтобы угол пересечения был близок к 90 градусам.

      Движение по полосам

      Дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2 запрещают движение через перекресток по трамвайным путям. Водитель должен занять полосу на проезжей части до выезда на перекресток для выполнения требований знаков.

      Думаю, каждый из Вас знает, что трамвай почти всегда имеет преимущество по отношению к автомобилям. Но выезжать на дорогу с мыслью "почти всегда" – не годится. Давайте окончательно определимся с теми случаями, когда трамвай едет первым и когда он должен ждать. После тщательного изучения всех пунктов ПДД, где говорится о трамваях, можно сделать следующие выводы:

      • Трамвай всегда едет первым, кроме трех конкретных случаев.
      • Водитель трамвая обязан уступить Вам дорогу , когда:
      • Он выезжает из депо, а Вы движетесь по дороге:

      Движение по дороге с трамвайными путями

      На дорогах с трамвайными путями посередине проезжей части Вас ждут целых три неприятности – остановки трамвая, перекрестки и сами трамвайные пути, вернее, проблемы, связанные с их использованием для движения.

      Когда надо уступить дорогу пешеходам

      Начнем с остановок. Прежде чем Вы вплотную подъедете к остановившемуся на своей остановке трамваю, Вам надо решить для себя один важный вопрос: "Должен ли я уступать дорогу пешеходам-пассажирам, переходящим проезжую часть от тротуара к трамваю и обратно?" Решение же этого вопроса зависит от наличия посадочной площадки.

      Когда не надо уступить дорогу пешеходам

      Во втором случае преимущество на вашей стороне! Пешеходы-пассажиры обязаны ожидать трамвай на посадочной площадке, причем, переходя дорогу, они не должны создавать помех движению транспорта.

      Все вышеизложенное относится также и к пассажирам, которые выходят из трамвая. В первом случае они могут сразу же переходить проезжую часть дороги, а во втором – должны остаться на посадочной площадке. Вот только знают ли все это пешеходы? Поэтому Вы должны быть готовы к плавной заранее спланированной остановке в любой из рассмотренных ситуаций!

      В то же время нельзя останавливаться просто из-за того, что трамвай стоит на своей остановке посередине дороги. Как правило, неоправданное торможение и необдуманная остановка провоцируют пешеходов на нарушение ПДД, а также приводят к закономерной аварии с ударом сзади.

      И еще об одном. Не создавайте заторов на дорогах! Это я о том, что некоторые из водителей, остановившись в ситуации, когда надо пропустить пешеходов, стоят до тех пор, пока трамвай не начнет движение. Такое требование было записано в "Правилах уличного движения", которые закончили свое существование в 1973 году. В ныне действующих ПДД требование одно – уступите дорогу пешеходам! Поэтому ориентироваться надо не на "бездушную железяку", а на людей! Если трамвай стоит на своей остановке, но при этом нет ни одного пешехода-пассажира, которому Вы могли бы создать помеху – можете спокойно (но осмотрительно) начинать движение!

      Движение по трамвайным путям

      Теперь об использовании трамвайных путей. Можно ли по ним двигаться, если вся дорога забита машинами? А как делать разворот, заезжать на рельсы или не надо? Ответы на эти вопросы есть. Если открыть ПДД и внимательно изучить все пункты, в которых содержится информация на данную тему (п. 9.6, 8.5 и др.), то для участка дороги между перекрестками можно будет сделать интересный вывод. В том случае, когда слева от Вас, в одном уровне с проезжей частью расположены трамвайные пути, к существующим на проезжей части дороги полосам движения как бы добавляется еще одна – трамвайные пути попутного направления.

      Давайте суммируем извлеченную из ПДД информацию на эту тему. На участке дороги между перекрестками (при отсутствии знаков 5.15.1, 5.15.2) водителю:

      • Разрешено двигаться по трамвайным путям попутного направления:
      • при обгоне и объезде (траектория "А")
      • при интенсивном движении, когда все полосы проезжей части дороги заняты (траектория "Б")
    • Предписано выезжать на трамвайные пути попутного направления:
      • при подготовке к повороту налево и развороту (траектория "В")
      • Запрещено:
        • выезжать на трамвайные пути встречного направления (траектория "Г")
        • создавать помехи движению трамваев попутного направления
        • В то же время, если на дороге установлены знаки 5.15.1, 5.15.2 "Направления движения по полосам (полосе)" или, например, композиция знаков 3.1 "Въезд запрещен" вместе с табличкой 8.14 "Полоса движения", то, конечно же, Вы должны подчиняться знакам и двигаться только по указанным полосам. Будем считать, что с теорией этого вопроса мы разобрались. Только зачем все это, где здесь практика?

          Трамвайные пути на перекрестке

          И опять здесь проблемы с информацией. Это все тот же пункт 8.5 ПДД, об изменениях в котором знают не все водители "со стажем". А ведь на перекрестках (при отсутствии знаков 5.15.1, 5.15.2) поворот налево и разворот по ныне действующим ПДД разрешается выполнять только с трамвайных путей попутного направления!

          На рисунке проезжая часть в нашем направлении официально имеет только две полосы движения – правую и левую. Но непосредственно перед перекрестком левая полоса перемещается на трамвайную линию попутного направления. Это означает, что к двум полосам добавляется еще одна, и теперь у Вас – три официальных полосы. Причем бывшая левая полоса превратилась в среднюю! А со средней полосы движение разрешено только прямо! Поэтому, собираясь повернуть налево (или сделать разворот) на этом перекрестке, Вы должны перестроиться на трамвайную линию попутного направления! Кстати, из этого же положения, как и с обычной левой полосы, разрешается продолжить движение прямо.

          Во следующем случае перед перекрестком установлены знаки 5.15.1 (или 5.15.2) "Направления движения по полосам (полосе)". Значит, Вы обязаны следовать указаниям знаков и выезжать на трамвайные пути сейчас запрещено! Думаю, что у тех из Вас, кто все-таки заглянул в указанные пункты ПДД, касающиеся правил использования трамвайных путей, возник один вопрос. А как же быть с трамваем попутного направления?

          С одной стороны, при отсутствии знаков 5.15.1 и 5.15.2 "Направления движения по полосам (полосе)", перед поворотом налево или разворотом Правила обязывают нас выехать на трамвайные пути. И вместе с тем эти же Правила требуют от нас "не создавать помех движению трамваев"! А если как раз в это время сзади приближается трамвай? Что делать?

          Ответ, конечно, есть. Чтобы не нарушать правила, Вам придется стать ясновидящим и немного заглянуть в будущее .

          Если Вы уверены в том, что успеете повернуть до того, как трамвай упрется в багажник вашей машины, то можете Выезжать на трамвайные пути перед ним. А если Вы в этом не уверены, то надо плавно снизить скорость, пропустить трамвай вперед и затем уже перестраиваться на рельсы. Какой же вывод можно сделать о дорогах с трамвайными путями посередине?

          Правильно, первое время лучше избегать поездок по таким дорогам. А уж если так случилось, что судьба занесла Вас на одну их них, то, по крайней мере, воздержитесь от поворотов налево и разворотов. Вполне достаточно и оставшихся двух направлений – прямо и направо.