Всем привет! Сразу оговорюсь- я не собираюсь лить себе в коробку Dextron III 🙂 Её можно лить, но не в мою коробку. Ниже объясню почему и в какие коробки лить можно.
В прошлый раз (глобальная закупка запчастей) я лоханулся с выбором масла в коробку. Для моей МКПП концерн Mazda рекомендует лить GL-4 75w90. Пробежался по каталогам, выбрал в фильтре "Mazda", "75w90", "GL-4" и вот оно! Оригинальное масло! Заказал, забрал, прочитал этикетку с обратной стороны- сцука GL-5. Для тех кто не понимает что я написал- это масло используется в мостах и раздатках, рассчитано на гораздо более тяжелые условия работы и короче если опустить все подробности, дифференциалам в моей коробке скоро настал бы конец в случае замены масла на эту хрень. Две с хвостом тысячи рублей >:(
Начал поиск нормального недорогого масла (денег- то не осталось нифига) и долго ничего нормального найти не мог, наткнулся на статью о том, что многие льют себе ATF-ку Dexron III (а конкретнее Eneos ATF-III за 900 р. 4 л.) т.к. оно по всем характеристикам совпадает с обычным трансмиссионным маслом, а по износостояким характеристикам и текучести за эти деньги просто рядом никто не стоит. Начал рыть дальше, рыл 3 дня и нарыл, что всё- таки мне её лить не стоит, в конце объясню почему.
Начал рыть дальше, уже в поисках подходящего GL-4. Вариантов много, универсальные не рассматривал (если только GL-3/4 — они практически идентичные и взаимозаменяемые) Оригиналом для европейских Мазд является масло Total, но именно такое масло почему- то нигде заказать нельзя. Номер есть, описание есть, а купить нельзя. Да и фиг с ним не такое уж оно и хорошее (показатели среднячок). Idemitsu Zepro (Япония) тоже такое масло не делает. Искал, искал… В итоге решил не дешевиться (чего уж там пробег скоро 200.000 и лить надо масло, которого на столько же хватит) и на данный момент выбираю из двух вариантов:
Оба варианта- полностью синтетические трансмиссионки, но теперь не могу выбрать из двух зол меньшее. Чтобы донести до Вас муки выбора, мне придется очень много непонятного написать, поэтому скажу лишь что Castrol зимой погуще, но в то же время летом смазка лучше, а Shell зимой жидкий, но и летом смазка хуже из- за того же. Плюс к параметрам смазки добавляется экономичность топлива… Короче темный лес мля! Мозги кипят уже. Пока вроде склоняюсь к Shell’у т.к. он лучше сохраняет свои свойства в зависимости от температуры и экономия топлива за счет меньшей вязкости больше.
А теперь про то, в какие МКПП можно лить Dextron III без опасений.
Чтобы определить, можно ли лить в Вашу механическую коробку Dexron III нужно:
1. Открыть руководство по эксплуатации
2. Проверить какое масло рекомендует лить завод- изготовитель
3. Если там нет Dexron III, закрыть руководство и залить рекомендуемое заводом- изготовителем масло
Его можно залить если заводом- изготовителем рекомендовано использование жиденького масла, например 75w80 (основная цифра здесь w80, первая может отличаться)
А понять это мне помогло синтетическое "масло" Castrol AMX с допуском помимо Dexron III еще и API GL-3/4 и SAE 75W-80W
Да, да. Трансмиссионная жидкость с такими разными допусками! Его можно лить и в автомат и в механику, но:
Его сняли с производства, а вместо него начали выпускать CASTROL TQ Dexron III 🙂
Но факт остается фактом. Castrol получил допуски.
А теперь почему Dexron III лить всё- таки не стоит. По многим характеристикам оно очень похоже на трансмиссионку GL-3/4, например показатель щелочное число у Eneos’a "2,91" в то время как у качественных, дорогих трансмиионных масел GL-3/4 оно варьируется от 1 до 4х (всё зависит от качества противоокислительных присадок и ничего плохого в цифре 2,91 нет), плотность при 15 °С также примерно одинакова (немного ниже, т.е. в прохладную погоду они по вязкости похожи), температура вспышки не особо отличается (этот показатель также зависит только от качества масла, но никак не от типа масла). А вот вязкость при рабочих температурах масла разнится…
Сравним основные характеристики того самого Eneos’a ATF-III и например довольно- таки дешевого, но в то же время качественного варианта нормальной трансмиссионки G-Box GL-4 75W-90 НА ДАННЫЙ МОМЕНТ СРАВНИВАЕМ ЧТОБЫ ПОНЯТЬ ПОЧЕМУ ОНО ИМЕННО МНЕ НЕ ПОДХОДИТ
Eneos ATF-III
Кинематическая вязкость сСт при 40° С
35.3
Кинематическая вязкость сСт при 100° С
7.5
Плотность при 15 °С
847
Температура °C вспышки в открытом тигле
210
Температура застывания, °С
-50
G-Box GL-4 75W-90
Кинематическая вязкость сСт при 40° С
100,4
Кинематическая вязкость сСт при 100° С
16,1
Плотность при 15 °С
886
Температура °C вспышки в открытом тигле
185
Температура застывания, °С
-42
Видите жирные цифры? Это простая математика. Eneos ATF III при температуре внутри коробки 100 °С будет в три раза жиже чем моя транмиссионка. Про это, думаю, объяснять не стоит. Вот еще один образец для сравнения. Чтобы было всё по честному, возьмем то же G-box, но на этот раз G-Box ATF DX III (аналог Dexron III)
Кинематическая вязкость сСт при 40° С
33,6
Кинематическая вязкость сСт при 100° С
7,0
Плотность при 15 °С
853,0
Температура °C вспышки в открытом тигле
212
Температура застывания, °С
-45
А теперь возьмем еще одного кандидата, но на этот раз бой будет более честным- сравним с маслом вязкостью 75w80, о котором я говорил ранее- оно гораздо жиже моего масла (w90).
Встречаем Elf TRANSELF NFJ 75W-80
Кинематическая вязкость сСт при 40° С
47
Кинематическая вязкость сСт при 100° С
8,5
Плотность при 15 °С
884,0
Температура °C вспышки в открытом тигле
175
Температура застывания, °С
-40
Уже ближе, не так ли? То есть в принципе если у вас в коробке должно плескаться масло 75w80, его можно заменить на Dexron III, хотя оно всё равно будет немного жиже чем положено. За то пакет присадок, переключение передач и текучесть в морозы будут на высоте!
А теперь чтобы окончательно закрыть вопрос по совместимости, приведу пример самого жидкого масла GL-4 вязкостью 75w90 (которое я в итоге залью себе) Думаю, более жидкое масло просто быстрее погубит мою коробку. Но если кто- то всё же решится, будет интересно как и сколько будет работать коробка 🙂
Shell Getriebeoel EP GL-4 75w90
Кинематическая вязкость сСт при 40° С
64,2
Кинематическая вязкость сСт при 100° С
14,0
Плотность при 15 °С
868,0
Температура °C вспышки в открытом тигле
134
Температура застывания, °С
-42
Ну вот вроде бы и всё ) Всем спасибо за внимание, надеюсь кому- то я сэкономил время.
PS вот мне мля заняться нечем только статьи всякие писать под утро! >:(
Во второй половине XX века, когда автомобилестроение стало не только массовым, но и интернациональным, возникла острая нужда в классификации и упорядочивании смазочных материалов.
В это время лаборатория Lubrizol, принадлежащая одной из ведущих автомобилестроительных компаний, создала новый стандарт для трансмиссионных масел. Этот стандарт получил название Dexron.
Впоследствии стандарт неоднократно перерабатывался и модифицировался. Сегодня большинство автомобилей, эксплуатируемых в РФ, рассчитаны на стандарт Декстрон 3.
Хотя этот стандарт уже несколько лет как был заменен более совершенным. Ниже разберем детально, что собой представляют смазочные материалы Dexron 3.
История возникновения смазок Dexron
Компани GM презентовала инновационный состав для заливки в узлы трансмиссии, получивший название Dexron, в 1967 году. В 1968 году это трансмиссионное масло начало массово выпускаться.
Примерно с конца 1968 года почти во все новые коробки передач автомобилей, выпускаемых концерном GM, заливалось масло Декстрон. Первая версия трансмиссионной жидкости от General Motors получилась достаточно удачно для своего времени.
После проведения независимых тестов было доказано, что она по своим свойствам превышает большинство используемых в то время составов. И трансмиссионные масла Dexron получили широкое распространение.
Уже через три года после презентации у компании возникли разногласия с экологическими службами и ассоциациями, выступающими за защиту окружающей среды.
После запрета на использование животного жира в качестве модификатора трения, в 1972 году появилась смазка Декстрон 2. Однако она имела серьезный недостаток: пакет применяемых присадок сильно ускорял коррозию элементов системы охлаждения АКПП.
В 1973 году вышла новая версия этой смазки: Dexron IID. Из существенных недостатков отмечалась высокая гигроскопичность, что снижало срок ее эксплуатации.
Последняя версия Декстрон второго поколения увидела свет в 1990 году и получила индекс IIE. Для нее был существенно переработан состав присадок, что улучшило низкотемпературные свойства смазки.
В 1993 году впервые была представлена трансмиссионная смазка Dexron III. Это был инновационный смазочный материал, значительно превосходивший по всем свойствам предшественника. Его также начали массово использовать, как жидкость для ГУРа.
В 1997 году масло АТФ Декстрон третьего поколения было переработано. К названию прибавился индекс G. Основные изменения коснулись антиокислительных свойств. Улучшение стойкости к окислению позволило менять смазку реже при работе в тяжелых условиях.
В 2003 году масло Декстрон 3 получило последние и наиболее весомое обновление. Во-первых, для основы стало применяться масло 2 и 3 групп. То есть база значительно выросла в качестве, что сказалось на сроке службы.
Также был модифицирован пакет присадок. Улучшились противопенные, антикоррозионные, защитные и смазочные качества. Последняя версия масла из этой серии получила название Dexron IIIG.
Характеристики и область применения масел Dexron 3
Один из вопросов, в которых многие путаются, звучит так: Декстрон 3 – это синтетика или минералка? Первые две версии (IIIF и IIIG) – это чистая минералка. Последняя модификация, IIIH, является скорее полусинтетикой, так как изготавливается из баз 2 и 3 класса по API.
Вязкость смазок Dexron 3 выделяется своей стабильностью. С изменением температуры и в процессе общего старения масла, вязкость изменяет свои параметры незначительно.
Рабочая вязкость для смазочных материалов этой категории находится в интервале от 7 до 7,5 сСт. То есть масла Декстрон 3 в АКПП способны служить на протяжении длительного времени без замены по причине потери вязкостных свойств.
В целом все смазочные материалы от Dexron, прошедшие сертификацию General Motors, пригодны для использования во всех АКПП, рассчитанных на эту смазку.
Для определения соответствия смазки нормам можно обратиться к списку сертифицированных производителей, который выложен на официальном сайте компании. Например, из отечественных производителей имеет сертификат ATF-масло Лукойл Декстрон 3.
Область применения масла Dextron III:
- Сегодня трансмиссионные масла от GM применяются не только в качестве АТФ-жидкостей. Помимо использования в автоматических трансмиссиях, смазочные материалы Декстрон 3 используются и для других целей.
- Жидкость для гидроусилителя руля. Масла Декстрон 3 в ГУР заливаются часто. Почти на всех азиатских и на многих европейских авто применяются смазочные материалы, аналогичные ATF-смазкам Dextron III, или со сходными составами.
- Механические коробки передач, редукторы, раздаточные коробки, мосты и другие нагруженные узлы трансмиссии. Масла Декстрон 3 нередко применяются и для этих агрегатов.
- Индустриальные масла. В некоторых узлах промышленного оборудования также используются жидкости, разработанные GM.
- Гидравлические масла. Благодаря высоким и стабильным свойствам при минимальной зависимости от температуры, смазочные материалы Dexron используются в исполнительных элементах гидравлического оборудования.
Взаимозаменяемость Dexron 3 с другими смазками
Можно ли смешивать Декстроны от разных производителей и с разными индексами? Кратко ответим на этот вопрос.
В АКПП использовать желательно только те трансмиссионные жидкости, которые рекомендует производитель. Однако на форумах и даже серьезных СТО мастера часто рекомендуют более дешевые или доступные аналоги.
Но не всегда будет правильной такая замена. Например, специализированное масло Декстрон 3 Тойота, предназначенное для азиатских авто, лучше не менять на Мобил Декстрон 3, если нет достоверной информации о возможности подобной замены.
Даже при подтверждении сертификатов от GM, внешнем сходстве и аналогичной вязкости. Хотя стандарт JASO для японского автопрома создавался, в том числе на разработках GM.
Например, если по требованиям производителя авто в коробку нужно заливать масло серии Dexron 2, то можно без опасений использовать любую из версий смазок Dexron 3.
Отличия Декстрон 2 и 3 по всем параметрам показывают улучшение характеристик с повышением индекса. То же самое касается масел серии Dexron 6.
На понижение класса смазки лучше не идти. Это негативно скажется на деталях трансмиссии в течение довольно короткого срока.
Что касается ГУРов, то здесь действуют аналогичные правила. Однако краткосрочно можно залить и любую другую жидкость, если нет возможности приобрести подходящую.
Для ГУРа большие негативные последствия будет иметь эксплуатация гидроусилителя на сухую, чем с неподходящим маслом.
О стандартах трансмиссионной смазки Декстрон 2,3,6 — видео
В трансмиссиях с автоматическим переключением передач (АКПП) применяется смесь (fluid), которую в народе называют жидкостью АТF. Десятилетиями концерн GM General Motors вырабатывал стандарты качества в области масел для АКПП.
Отличие Dexron 2E (IIE) от 2D (IID)
Большинство мировых производителей масел ATF и АКПП ориентируются на спецификацию качества жидкости General Motors. С восьмидесятых годов действующим эталоном GM был Декстрон IID, который в после был обновлен на Dexron IIE. И уже в 1993 году на рынок вышла стандартизация Декстрон № 3.
Отличие Dexron IIE от Dexron IID незначительны. Однако новое поколения стандартов Декстрон номер 3 существенно отличается от предшественников. Фракционные характеристики смеси третьего поколения значительно улучшились, проявление которых оказывает воздействие на все режимы работы АКПП.
Все поколения спецификаций Декстрона считаются взаимозаменяемыми. Однако возможно обновлять трансмиссионное масло только на новое поколение, обратные действия ухудшат роботу присадок, которые добавляются в смеси Dexron 3.
Не стоит производить замену Dexron 2 на Dexron 3 в случаях, если производителем соответствующей трансмиссии не заявлено повышения эффективности при переходе на новые стандарты.
Популярные марки спецификации
Mannol Dexron 3
Mannol Dexron 3 автомат считается многоцелевым маслом для автоматических коробок передач. Эта смесь Манол применяется также в рулевых гидроусилителях, сцеплениях на гидравлической основе, механизмах верчения.
Также как и все, без исключения, масла Декстрон имеет красноватый тон. Производитель основательно потрудился над сочетанием присадок и синтетических составляющих, компоненты которых способствуют улучшению фракционных характеристик в момент переключения передач.
Масло от производителя с Германии обладает высокими низкотемпературными характеристиками, отличными антиокислительными показателями, стабильностью химического состава на протяжении всего периода эксплуатации. Не желательно использовать в качестве смазки элементов с меди, ко всем остальным сплавам и материалам жидкость абсолютно нейтральна.
Продукция обладает допусками всеми возможными допусками:
- ZF-TE-ML 09/11/14, ALLISON C4/TES 389, GM DEXR. III H/G/F, FORD M2C138-CJ/M2C166-H и другие.
Castrol DEXRON
Castrol DEXRON – смесь для АКПП, маловязкая и рассчитана на применения в современных коробках передач. Зарекомендовала себя как смесь с наибольшей экономией топлива.
Производство Кастрол налажено в германии. Масло состоит из качественных базовых смесей с оптимальным набором присадок. Располагает положительными отзывами от руководства GM и Ford, превышает требования японской спецификации JASA 1A. В случаях, когда отсутствует возможность приобрести Декстрон ATF для японца, то смело можно применять масло от Castrol — Dexron 6.
Отвечает стандартам всем основным стандартам:
- Honda/Acura, Hyundai/Kia SP, Nissan Matic, Suzuki AT Oil, Mitsubishi SP, Mazda ATF, Toyota и Subaru.
Масло Mobil 3 ATF
Масло Mobil ATF 320 Premium обладает минеральной структурой. Применяется в ГУР и АКПП стандартом допуска GM Dexron 3.
Мобил абсолютно соответствует всем видам трансмиссионных уплотнений в механизмах АКПП. Сопоставим со всеми жидкостями красных тонов спецификации Dexron III. Состав не рекомендуется использовать на северных континентах, где температура опускается до -30 градусов. Масло Mobil со спецификацией Декстрона №3 также возможно применять в механизмах гидроусилителя руля.
Отвечает стандартам Ford Mercon, ATF Dex. III, ZF TE-ML и Dex. 3
Motul Multi ATF
Motul Multi ATF – синтетическая жидкость на все 100%. Универсальное масло, которое рассчитано на АКПП производства с 2000 годов.
Также имеется возможность применять в трансмиссиях с гидростатикой, рулевому гидроусилителю, и в иных механизмах (в т.ч. и АТФ) поддерживающих стандартны Mercon и Dexron. Motul занимает лидирующие позиции по химическом составу и вязкости, температурным показателям, функциям устойчивости, соответствует всем требованиям от GM.
Не рекомендован для использование в АКПП гидроусиления, так как создавалась жидкость именно для автоматических трансмиссий. Имеет много допусков и позитивных отзывов.
Зарекомендовало себя как надежное трансмиссионное масло. Единственный недостаток смеси премиум класса Motul Multi его цена.
Отвечает стандартам основным стандартам MAZDA, CHRYSLER, JAGUAR, RENAULT Elfmatic, Renaultmatic D2 D3, Acura/HONDA, Lexus/TOYOTA ATF, Audi, GM DEXRON 2 и 3, FORD, BMW и MITSUBISHI.
Техусловия эксплуатации Dexron 3
Исторически сложилось, что на допуски смесей от компаний производителей ориентироваться не стоит. Все авторитетные автолюбители рекомендуют обращать внимание на спецификации от концерна GM и стандарты от производителей АКПП.
Главным предусловиям, на которое можно ориентироваться – это обозначения «трансмиссионки» на щупе АКПП. Если же отмечено «Dexron III» то и заливать предпочтительно его. В противном случае последствия могут быть печальными.
Наш совет: Исполняйте рекомендации производителей АКПП вашей машины, руководствуйтесь стандартами от General Motors, заливайте допустимую трансмиссионную смесь, своевременно производите ее замену. И ваша трансмиссия будет служить вам долго и стабильно.