Система охлаждения двигателя (СО) есть в каждом автомобиле. Без охлаждения мотор перегреется и выйдет из строя. Поэтому необходимо, чтобы система функционировала нормально и была в исправном состоянии.

Элементы системы охлаждения газ 31105

Система охлаждения ГАЗ 31105

Охлаждение на автомобиле ГАЗ 31105 жидкостное, в роли охлаждающей жидкости используется тосол или антифриз. В крайнем случае, в систему можно залить воду, но использовать ее можно только в летнее время. Еще следует знать, что при работе на воде в рубашке охлаждения блока цилиндров образуется ржавчина, которая со временем разъедает металл.

Схема рубашки охлаждения блока цилиндров

  • Радиатор охлаждения;
  • Электровентилятор;
  • Водяной насос (помпа);
  • Бачок расширительный;
  • Водяные патрубки;
  • Рубашка охлаждения ГБЦ (головки блока) и блока цилиндров;
  • Термостат с корпусом.

Чтобы охлаждение ДВС происходило эффективно, в системе предусмотрена принудительная циркуляция охлаждающей жидкости (ОЖ). Контур охлаждения на ГАЗ 31105 является замкнутым, ОЖ в системе гоняется по кругу.

Схема охлаждения ГАЗ 31105

Схема охлаждения на «Волге» ничем не отличается от схемы на любом другом современном легковом автомобиле. В радиатор СО заливается антифриз, который с помощью водяного насоса гоняется по малому или большому кругу. Пока ДВС еще не разогрет, движение ОЖ в системе ограничивает термостат. Он перекрывает дорогу жидкости, заставляя ее двигаться по малому кругу.

Подробная схема системы охлаждения Волги 31105

Вентилятор охлаждения

Для подачи холодного воздуха на радиатор «Волга» оснащается вентилятором. Всего на этих машинах предусмотрено два вида вентиляторов:

  • С постоянным обдувом в виде крыльчатки. Крыльчатка крепится к помпе и вращается вместе с водяным насосом во время работы двигателя;
  • Электрический вентилятор. Он оснащается датчиком и включается только при достижении определенной температуры ОЖ.

Практически на всех моделях 31105 устанавливается электрический вентилятор охлаждения, крыльчаткой оснащаются только автомобили с двигателем ЗМЗ 402, а таких машин совсем мало.

Электровентилятор на 31105 обычно срабатывает при температуре ОЖ от 98 до 104ºC (показания датчика), часто он включается на холостом ходу двигателя, когда машина стоит на месте. На трассе и на скорости, особенно в холодное время года, электровентилятор почти никогда не включается – поток воздуха с дороги успевает охладить радиатор.

Включением электромотора управляет блок управления двигателем, в схеме предусмотрено реле включения вентилятора. Но реле может выйти из строя, и некоторые владельцы авто в обход реле в электрическую цепь подключают тумблер. В случае, если температура поднимается до критической, а вентилятор так и не сработал, тумблером достигается принудительное включение электромотора.

Наиболее известные производители вентиляторов: «Пекар», Luzar, Bosch, Фенокс.

Вентилятор охлаждения от фирмы Фенокс

Водяной насос

Водяной насос обеспечивает циркуляцию ОЖ в системе охлаждения. Чтобы не перегреть двигатель, к выбору помпы для 31105 следует отнестись со всей ответственностью. Производителей запчастей сейчас очень немало, и не вся продукция достаточно качественная.

Среди производителей водяных насосов для моторов ЗМЗ 406 (405) с положительной стороны зарекомендовали компании:

Не самые хорошие отзывы о помпах изготовления Kraft, Fenox, Luzar. В среднем цена насосов колеблется от 900 до 2000 рублей, и она зависит от региона продажи и производителя.

Так выглядит водяной насос от Волги 31105

Но если все же не хочется переплачивать за бренд, можно приобрести водяной насос Valeo за 2500 руб., HEPU за 3800 руб. или GMB за 2600 руб.

Качество, судя по отзывам, у этой продукции неплохое. Не слишком хорошо отзываются о помпах Dolz, подозрительно дешевая продукция у фирмы Concord (и не хвалят). Трудно что-то определенное сказать про насосы компании Luzar – реклама идет мощная, но негативных отзывов о деталях этой фирмы в интернете немало. Для желающих купить этот товар – цена вопроса около 1700-1900 руб.

Термостат

Выбор термостата – тоже вопрос важный.

В случае заклинивания клапана в термостате двигатель закипает, что приводит к пробою прокладки головки блока, к короблению ГБЦ, залеганию поршневых колей, прогару поршней. Лучше не скупиться и покупать термостат высокого качества, тем более, сама деталь не так уж и дорого стоит, даже если она оригинального производства.

Самыми дорогими будут детали для американского мотора «Крайслер». Оригинальный термостат MOPAR стоит дороже 2 тыс. руб., от фирмы LUZAR деталь будет стоить около 600-700 руб. Для моторов ЗМЗ 405/406/402 (они одинаковые) покупка такой детали обойдется существенно дешевле – в пределах от 150 до 300 рублей.

Многие автомагазины продают термостаты вместе с корпусом в сборе, и тогда цена детали резко (в несколько раз) увеличивается. Но стоит ли переплачивать за корпус, если он не лопнувший. Ведь для того, чтобы извлечь термостата из корпуса на моторе ЗМЗ 406 (405), достаточно открутить два болта.

Легковые автомобили ГАЗ являются представителями старейшего автопроизводителя страны. Впрочем, своей актуальности они не утратили, ведь и сегодня на дорогах огромное количество легковых автомобилей ГАЗ, а значит, регулярно возникает необходимость покупать запчасти для технического обслуживания.

К сожалению, сегодня в одной только Москве можно найти немало магазинов осуществляющих продажу запчастей, полученных от весьма сомнительных поставщиков. Наш интернет-магазин AvtoALL пошел по кардинально иному пути, наладив контакт напрямую с заводами изготовителями, благодаря чему мы можем гарантировать качество всех товаров нашего каталога.

У нас вы можете купить все необходимое для вашей Волги 3102/3110/31105 и др. моделей, начиная от двигателя, подвески, коробки передач и других крупных узлов и заканчивая принадлежностями и аксессуарами для обслуживания авто.

Кто менял заводской, шумный, пожирающий много энергии вентилятор охлаждения на бошевский, или какой нибудь иной высококачественный, тихий и т.д.
Если есть возможность скиньте ссылки на БЖ, или на магазины)

Recommendations

Comments 61

Я на свою от Chev-Нивы воткнул, сдвоенный. Шумноват, но тише чем заводской и работает раза в три меньше. Короче, у меня охлаждает секунд за 30-40, не важно при какой жаре за бортом.

А я с крайслеровского купил за 1320, такой как на фото, но он вроде тихо работает и жрет не так много, гена у меня 40 амперный.

У меня полетел взял с 2106 поменял крыльчатку.Ставте трубку промежуточную с датчиком и проблем нет, включается на 91-92 .А стоял датчик в радиаторе кипел всё время.

У меня БОШ стоит. Подключен напрямую к АКБ. Не тихий ни фига. шумит так, что прохожие спрашивают взлетаешь, я им говорю что взлет не разрешают.

тоже буду от шнивы ставить. там доп резистор как раз есть…

Посмотри у меня в БЖ, я от мазды поставил. Теперь вообще ни слышу его.

лежит в гараже двойной от нисан алмера скоро поставлю будет отчет

Стоит от "Citroen C5". Работает безупречно. В прошлом году ехал с моря почти 10 часов. Включился в Краснодаре (была авария на выезде из Краснодара) а потом ремонт дороги и движение 40 км/ч. Вентилятор работал 8 часов(!) с перерывом 1-2 минуты.Выдержал! И ничего — до сих пор работает…

от митсубиси стоит, работает очень тихо, а дует сильно, завтра посмотрю точно с чего. Прошлой весной родной встал, поставил то что в гараже волялось и подошло, так с ним и ездил.

ок, но только вечером отпишу

Я себе поставил от опель астра ж, работае тихо, имеет 2 скорости

2 радиатора от Шеви Нивы ставят))

вот примерно так =))

а результат в плане шумности) какой?

сегодня залепил дырку у рычага мкпп и теперь вентилятора практически не слышно. На улице конечно шумит, сказать что очень громко не могу, хотя для кого как.

ну у родного вой стоит такой что от меня люди отпрыгивали когда он включался…на взлёт самолёта похоже))

ставил б/у-шку от субару легаси — в восторге. Теперь я ни по шуму ни по перепадам оборотов ни по провалу напряжения не могу понять, включился вентилятор или нет. всегда тихо, а стрелка температуры держится как гвоздями прибитая, ни намека на поползновение выше положенного.

Поставил от моторчик от ВАЗ -08 . Лопасти и корпус родные — Шум вроде как по тише стал ни знаю, просто менял от того что родной сдох . Крепления одинаковые — Русский автопром !

Как уже сказали самое правильное решение двухскоростной вентилятор, примерно вот так www.drive2.ru/cars/gaz/31…rnal/4062246863888473568/

сейчас жопу катаю на калине когда там срабатывает вентилятор шумит сильно. На волгу подобрал вентилятор на рынке побольше шумит в раза 2 меньше. наверное форма лопастей сильно влияет

если есть возможность ставь от форда фокуса 2 вместе с диффузором . Я поставил и забыл что такое вибрация и охлаждает в разы быстрее

А ты новый или бу ставил?

бошевский лучше чтоле?
еще громче чем штатный и хавает больше штатного.

Да говорят что лучше

охлаждает да, шумит раза в два больше. при включении скачки по бортсети заметны. если плавный пуск для него сделать самое оно. кстати может есть и новый бош, который более экономичен, поскольку мой с машины 97 года и шума от него много.

бошевский лучше чтоле?
еще громче чем штатный и хавает больше штатного.

там два вида бошевских тоже есть на 15 и 30 ампер. у всех стоит на 30. они дорогие. у меня в магазине на 30 только есть примерно 3500 стоит. а на 15 тока под заказ

у меня скорей всего тоже на 30, шуму ппц. а на 15 имеет столько же лопастей?

вроде бы. где то видел фотку. один в один

они все шумные.
делайте вентилятор 2-х скоростным, на первой скорости(половина мощности), двигатель охлаждается точно также, как и на полной мощности вентилятора.

мой вообще орёт как истребитель)) прохожие шарахаются даже)))))

Здравствуйте! Нахожусь в поисках карлсона. Не могу пройти по Вашей ссылке — пишет страница не найдена. Подскажите пожалуйста какой у Вас вентл. установлен (марка или кат.номер)?! Заранее спасибо за ответ!

С сайта ajs.su универсальный 14дюимовый

Спасибо за ответ!

у меня кроме него стоит от таза 07 дополнительный кроме заводского.он 15 амперный с кнопки у меня.жрет намного меньше, спасает.почти всегда им пользуюсь летом, а основной отдыхает.3110.змз 406.

у друга такая же схема была…кипел постоянно…

незнай, у меня нормально.основной то рабочий.

у меня на старой волге (ЗМЗ 402) стоял основной принудительный и доп электровентилятор был с другой стороны(сторона решетки радиатора) вот это самый сок…один постоянно молотит а второй подхватывает) но 402 мотор более теплоёмкий). как себя 406 летом вести будет я пока не знаю)) а вообще оптимальный вариант это вентииляторы от Шеви Нивы их 2 ставят и все отлично

слыхал про "от нивы"но как правило если маленький работает, основной у меня никогда невключался.пока.основной хорош тем что включается когда двиг заглушен и ты спокойно ходишь по своим делам.

да кстати основной работает через реле…у меня плюс на релюху идет от зажигания…то есть выключив зажигание про охлаждение можно забыть) не в курсе как переделать на + с АКБ?

так просто кинуть + на акб.у меня тоже через реле.от реле + сразу на акб у меня.датчик замыкает, дает сигнал на реле и вентилятор включается.

там предохранители нужны какие нибудь?

нет ненадо, там + идет через предохранитель на 30А.черная коробочка такая на леврм крыле.оттуда подключаешь и все.

высоковольтник который? на нём плюс прямой?

ну неособо он и высоковольтный.там еще на 60А есть.да на нем плюс прямой.туда провод от акб сразу идет у меня.этот предохранитель чисто для вентилятора.даже в мануале написано.

всё) понял) спасибо) завтра пойду ковыряться в этой лапше) просто у меня там с проводкой кто то мудрил…дак даже смотреть трашно)) комки проводов вися)) откуда там понять можно где плюс и где минус… не особол в морозы хотелось там разбираться))) сейчас тепло стало дак вот…полезу туды)

выкинь лишние и новые провода пусти, все нормально будет.и вдшкой брызни потом соединения-окислятся небудут.)))

хм. не знаю как у вас но ВДшкой я больше в плане электрики не пользуюсь…они сначала не киснут…а потом хряснут так что мама не горюй…личный опыт…