Расположение органов управления автомобиля показано на рис. 5.1.
Рис. 5.1. Органы управления
1 — маховичок блока управления корректором фар в зависимости от загрузки автомобиля (см. подраздел 8.5).
2 и 3 — заглушки.
4 — боковые вентиляционные решетки.
5 — рычаг переключателя указателей поворота, света фар и звукового сигнала.
Рычаг имеет шесть фиксированных положений — I, II, III, IV, V и VI и четыре нефиксированных положения "А" (рис. 5.2).
Если рычаг переключателя находится в положении I, а ручка 24 центрального переключателя света в положении II, то горит ближний свет фар. Переместив рычаг в положение II — горит дальний свет фар и загорается сигнализатор синего цвета.
Рис. 5.2. Положения рычага переключателя указателей поворота и света фар
При неоднократном перемещении рычага переключателя из положения I на себя вдоль рулевой колонки (положение не фиксируемое) происходит сигнализация дальним светом фар. При нажатии на кнопку рычага (из любого его положения) вдоль оси включается звуковой сигнал (без фиксации) — см. рис. 5.2.
При перемещении рычага из положения I или II вверх в положение VI или IV (правый поворот) или вниз в положение V или III (левый поворот) включаются указатели поворота, и на комбинации приборов загорается зеленый мигающий сигнализатор.
Переключатель имеет автоматическое устройство для возвращения рычага в положение I или II после окончания поворота. Для кратковременного включения указателей поворота рычаг переключателя необходимо перевести в соответствующее нефиксированное положение "А". При отпускании рычаг возвращается в положение I или II.
6 — выключатель приборов, стартера и противоугонного устройства.
При положении ключа (рис. 5.3);
Рис. 5.3. Положения ключа выключателя приборов, стартера и противоугонного устройства
0 — все выключено, ключ не вынимается, противоугонное устройство не включено; I — включены приборы, ключ не вынимается; II — включены приборы и стартер, ключ не вынимается; III — приборы выключены, при вынутом ключе включено противоугонное устройство.
Для выключения противоугонного устройства вставьте ключ в выключатель приборов и, слегка покачивая рулевое колесо вправо-влево, поверните ключ в положение 0.
7 — рычаг переключателя стеклоочистителя и стеклоомывателя.
При положении рычага (рис. 5.4): 0 — стеклоочиститель выключен; I — включена малая скорость стеклоочистителя; II — включена большая скорость стеклоочистителя; III — включена прерывистая работа стеклоочистителя.
Рис. 5.4. Положения рычага переключателя стеклоочистителя и стеклоомывателя
Перемещением рычага на себя (в направлении стрелки) из положения 0 кратковременно включаются омыватель и стеклоочиститель.
Омыватель можно включать из всех положений рычага. Стеклоочиститель работает только при включенном зажигании.
При однократном нажатии на кнопку вдоль оси включается функция "Круиз-контроль". При повторном нажатии кнопки функция "Круиз-контроль" выключается (описание работы функции "Круиз-контроль" см. раздел 8.2.1).
8 — выключатель аварийной сигнализации.
При включенном положении одновременно горят в мигающем режиме все шесть ламп указателей поворота и сигнализатор (красный) внутри кнопки (рис. 5.5) выключателя аварийной сигнализации.
Рис. 5.5. Кнопка выключателя аварийной сигнализации
Аварийную световую сигнализацию необходимо включать при вынужденной остановке автомобиля на проезжей части дороги с целью оповещения водителей других транспортных средств и информации технических служб о нахождении на дороге неподвижного автомобиля.
9 — выключатель "Круиз-контроль/Отбор мощности" (см. раздел 8.1.3 и 8.2.1).
10 — выключатель диагностики АБС.
11 — выключатель плафона заднего ряда сидений кабины (для автомобилей с двумя рядами сидений).
12 — центральные вентиляционные решетки.
13 — выключатель догревателя охлаждающей жидкости0.
14 — кнопка замка крышки отсека для документов.
15 — панель управления отоплением и вентиляцией.
16 — крышка отсека для документов.
17 — место установки радиооборудования (магнитолы).
18- заглушка.
19 — рукоятка замка вещевого ящика.
20- пепельница. Снятие пепельницы показано на рис. 5.6.
Рис. 5.6. Пепельница
Для очистки пепельницы необходимо открыть ее (потянув на себя), нажать вверх на пружинный ограничитель и вынуть пепельницу из гнезда. Для установки пепельницы на место необходимо приподнять пружинный ограничитель.
21 — рычаг коробки передач.
Рис. 5.7. Схема переключения передач
Заднюю передачу включать только после полной остановки автомобиля. При включении задней передачи в задних фонарях загорается свет заднего хода.
22 — рукоятка крана стояночного тормоза.
Для затормаживания автомобиля необходимо потянуть рукоятку вверх до фиксированного положения; при этом, если включено зажигание, на комбинации приборов загорается прерывистым светом сигнализатор 4 (рис. 5.12). Для возвращения рукоятки в исходное положение необходимо переместить муфту фиксатора рычага вверх; при растормаживании сигнализатор гаснет.
Рис. 5.8. Рукоятка крана стояночного тормоза
23 — розетка.
24 — центральный переключатель света.
Переключатель имеет пять фиксированных положений (рис. 5.9): 0 — все наружное освещение выключено; I — включены габаритные огни, освещение комбинации приборов, заднего номерного знака и некоторых органов управления электрооборудованием; II — дополнительно включены ближний или дальний свет, в зависимости от положения (соответственно I или II) рычага подрулевого переключателя указателей поворота и света фар; III — дополнительно (из положения I или II) включены передние противотуманные фары (устанавливаются на части автомобилей); IV — дополнительно (из положения III) включен задний противотуманный свет.
Рис. 5.9. Положения ручки центрального переключателя света
25 — переключатель "Круиз-контроль/Отбор мощности Увеличение/Возврат" (см. раздел 8.1.3 и 8.2.1).
26 — педаль управления подачей топлива.
27 — манометр заднего контура тормозов.
28 — педаль рабочих тормозов.
29 — рукоятка механизма фиксации колонки рулевого управления (рис. 5.10).
При перемещении рукоятки на себя происходит ослабление фиксации рулевой колонки, после чего рулевое колесо можно установить в удобное для водителя положение и зафиксировать в этом положении, установив рукоятку в исходное положение.
Рис. 5.10. Рукоятка механизма фиксации рулевой колонки
30 — педаль сцепления.
31 — манометр переднего контура тормозов.
32 — блоки предохранителей.
33 — ручка привода замка капота.
Для открывания капота нужно потянуть ручку на себя пока защелка не откроет замок, и капот немного приоткроется, а затем снова передвинуть ручку вперед до отказа. Для полного открывания капота необходимо нажать на крючок-предохранитель, установленный (закрепленный) на внутренней панели капота, в районе штыря капота (рис. 5.11).
Рис. 5.11. Выведение из зацепления предохранителя капота
Расположение приборов показано на рис. 5.12.
Рис. 5.12. Комбинация приборов
Комбинация приборов снабжена звуковым сигналом для дополнительного информирования водителя о критических и аварийных режимах работы основных систем автомобиля.
- 1. Сигнализатор критической неисправности двигателя.
При отсутствии неисправностей загорается при включении приборов и непрерывно горит 2-5 секунд, затем гаснет.
- 2. Сигнализатор засоренности воздушного фильтра.
- 3. Спидометр.
- 4. Сигнализатор включения стояночного тормоза.
Загорается мигающим светом при включении приборов и стартера, если автомобиль заторможен стояночным тормозом (дублируется кратковременным звуковым сигналом при движении автомобиля).
- 5. Сигнализатор разряда аккумуляторной батареи.
- 6. Сигнализатор включения левых указателей поворота.
- 7. Сигнализатор "STOP".
Загорается одновременно с одним из сигнализаторов 1, 4> 12 и 20. При загорании указанных сигнализаторов дальнейшая эксплуатация автомобиля не допускается до устранения неисправности.
- 8. Сигнализатор "Внимание" системы управления двигателем (см. раздел 8.7).
При исправной системе управления сигнализатор загорается после включения приборов и непрерывно горит в течение 3 10 секунд, затем гаснет. Это указывает на готовность системы к пуску двигателя. Разнохарактерное горение сигнализатора в движении указывает на выход из строя некоторых элементов системы управления двигателем.
9. Сигнализатор включения правых указателей поворота.
10. Сигнализатор неисправности антиблокировочной системы тормозов (АБС) — устанавливается на части автомобилей.
11. Тахометр. Указывает частоту вращения коленчатого вала в мин -1 .
12. Сигнализатор аварийно высокой температуры охлаждающей жидкости (дублируется кратковременным звуковым сигналом при работающем двигателе). При загорании сигнализатора необходимо немедленно остановить двигатель, определить и устранить причину падения уровня охлаждающей жидкости. Работа двигателя с недостаточным уровнем охлаждающей жидкости может привести к перегреву двигателя и выходу его из строя.
13. Указатель температуры охлаждающей жидкости.
Допускается работа двигателя при переходе стрелки в начало красной зоны шкалы до загорания сигнализатора аварийно высокой температуры охлаждающей жидкости.
14. Кнопка "Режим".
15. Сигнализатор включения подогревателя воздуха.
Информирует водителя о возможности включения стартера после выключения сигнализатора.
16. Сигнализатор включения заднего противотуманного света.
17. Сигнализатор включения дальнего света фар.
18. Сигнализатор включения габаритного света (дублируется кратковременным звуковым сигналом при выключении приборов).
19. Сигнализатор ближнего света фар.
20. Сигнализатор аварийного падения уровня тормозной жидкости (дублируется кратковременным звуковым сигналом при работающем двигателе). Загорается при снижении уровня жидкости в резервуаре главного цилиндра ниже допустимого. Автомобиль должен быть немедленно проверен на предприятии технического обслуживания.
21. Сигнализатор износа тормозных накладок.
22. Индикатор общего и суточного пробегов.
Верхний ряд — показания общего пробега.
Нижний ряд — показания суточного пробега.
23. Кнопка "Сброс".
Установка на нуль показаний индикатора суточного пробега.
24. Указатель уровня топлива.
25. Сигнализатор минимального резерва топлива в баке (дублируется кратковременным звуковым сигналом при первом включении при работающем двигателе).
Загорается при положении поплавка уровня топлива в районе 8 литров. Не допускается длительное движение автомобиля после загорания сигнализатора, т. к. это приведет к выходу из строя погружного топливного модуля.
ВНИМАНИЕ!
При загорании во время движения любого из красных сигнализаторов на комбинации приборов необходимо остановить автомобиль> выявить и устранить неисправность.
ВНИМАНИЕ!
Во избежание сбоев в работе комбинации приборов запрещается отключать аккумуляторную батарею (отсоединять провода с клемм "+" и "-") при включенных приборах.
Для исключения последствий сбоев в работе комбинации приборов необходимо:
- Выключить приборы.
- Восстановить соединение аккумуляторной батареи с бортовой сетью автомобиля.
Нажать на кнопку "Режим" на комбинации приборов и, удерживая ее, включить приборы. При этом стрелки вернутся в исходное положение.
КПП ГАЗ 3309 имеет довольно сложную конструкцию, из-за чего ее ремонт и замену реализовать самостоятельно и без посторонней помощи крайне проблематично. Все основные положения по проведению ремонта коробки передач данной модели автомобиля описаны в руководстве от производителя.
Так выглядит коробка передач для грузовика Газ 3309
Особенности КПП ГАЗ
КПП ГАЗ 3309 — это механический узел, состоящий из системы подвижных деталей для передачи крутящего момента от вала двигателя на колеса. Представлен узел 5-ступенчатой коробкой передач с рычагом для переключения режима работы. Схема переключения расположена в кабине водителя, поэтому пользователь всегда имеет перед собой визуальное напоминание на панели приборов. Реализуется смена передач через систему валов и зубчатых передач, которые способны уменьшить или увеличить полученный крутящий момент.
Разобранная КПП Газ 3309
Поскольку почти весь узел состоит из подвижных деталей, для корректной работы механизмов необходимо масло. Техническая жидкость заливается в два картера коробки сцепления, время от времени ее нужно менять. Картеры выполнены из прочного сплава алюминия. Между собой элементы конструкции соединяются при помощи прокладки с болтовыми соединениями и коническими шайбами.
Внутреннее устройство коробки передач
Устройство КПП размещено в металлическом защитном корпусе. Корпус можно снять, скрутив несколько креплений по периметру узла согласно руководству пользователя.
Схема устройства коробки передач Газели
При использовании рычага производится подключение одного из валов в рабочую систему, в то время как другие от нее отключены.
Невозможно одновременно выбрать несколько скоростных режимов из-за систем блокировки и регулировки. Передачи не «слетают» просто так, пока один из элементов блок-системы не сломается. Крутящий момент от двигателя поступает на первичный вал передачи, затем передается на вторичный вал, а оттуда на задний мост газ 3309.
Названия элементов конструкции КПП Газели 3309
Сборка и разборка узла
Коробка передач на грузовик ГАЗ 3309 весит около 75 кг без масла. Если предстоит разборка этого узла, вам необходимо демонтировать его из машины, предварительно слив все масло из картеров. Понадобится по крайней мере 2 человека, чтобы извлечь механизм целиком. Рекомендуется использовать специальный набор инструментов и стенд для дальнейших манипуляций.
То, как своими руками произвести разборку коробки передач, подробно описано в руководстве пользователя. Если следовать указаниям, можно без особых трудностей в течение нескольких часов разобрать и собрать весь узел. Вот краткое описание процесса разборки:
- Разобрать пол в салоне.
- Демонтировать рычаг коробки.
- Открутить карданный вал.
- Отключить коробку передач от тяги ручника.
- Открутить тросик спидометра.
- Снять винтовые крепления к картеру маховика основного движка.
- Теперь можно извлечь узел из посадочного места.
Примечание: масло сливается до начала разборки коробки. В случае когда у вас нет стенда и набора ключей для разборки подобных механизмов, лучше обратиться в СТО для обслуживания. Неправильная сборка КПП грозит потерей управляемости во время езды. Еще одно последствие некорректной сборки коробки передач — транспортное средство и вовсе будет стоять на месте, поскольку невозможно сменить передачу.
Типичные неисправности
Самыми обычными неисправностями КПП являются следующие:
- не переключаются скорости, при переключении возникает звук, похожий на металлический хруст;
- затруднен переход между передачами;
- при перегрузке автомобиля «слетает» активная передача;
- «залипание» одной скорости, невозможность перехода на нейтраль;
- шум со стороны КПП во время движения авто;
- на холостом ходу слышен шум, но при нажатии сцепления он пропадает;
- протекание картеров.
Причинами подобных поломок чаще всего являются неисправные детали, которые необходимо заменить. Вот список самых частых причин поломок:
- треск возникает из-за износа одиночных зубьев, сколов шестеренок;
- поломка зубьев в блоке передач;
- постоянное срабатывание трения вилок переключения;
- износ валов и подшипников приводит к невозможности сменить передачу;
- поломались сальники;
- закончилось или пришло в негодность масло.
Страница 19
Рис. 5.7. Схема переключения передач
22 – рукоятка крана стояночного тормоза. Для затормаживания автомо-
биля необходимо потянуть рукоятку вверх до фиксированного положения; при
этом, если включено зажигание, на комбинации приборов загорается прерыви-
стым светом сигнализатор 4 (рис. 5.12). Для возвращения рукоятки в исходное
положение необходимо переместить муфту фиксатора рычага вверх; при рас-
тормаживании сигнализатор гаснет.
Рис. 5.8. Рукоятка крана
23 – розетка.
24 – центральный переключатель света. Переключатель имеет пять
фиксированных положений (рис. 5.9): 0 – всё наружное освещение выключено;
I – включены габаритные огни, освещение комбинации приборов, заднего но-
мерного знака и некоторых органов управления электрооборудованием; II – до-
полнительно включены ближний или дальний свет, в зависимости от положе-
ния (соответственно I или II) рычага подрулевого переключателя указателей
поворота и света фар; III – дополнительно (из положения I или II) включены
передние противотуманные фары
; IV – дополнительно (из положения III)
включен задний противотуманный свет.
Рис. 5.9. Положения ручки центрального
переключателя света
25 – переключатель «Круиз-контроль/Отбор мощности – Увеличе-
ние/Возврат» (см. раздел 8.1.3 и 8.2.1).
26 – педаль управления подачей топлива.
27 – манометр заднего контура тормозов.