No Image

Устройство рулевого насоса дозатора

СОДЕРЖАНИЕ
7 просмотров
15 ноября 2019

Любая колесная машина требует качественной и рациональной системы рулевого управления. Современные рулевые механизмы во многом похожи друг на друга. Принципиальная структурная гидросхема мобильной машины содержит три основных контура – гидростатическую трансмиссию хода, гидропривод рабочих органов, тормозную и рулевую гидросистемы.

Как правило, рулевую и тормозную системы питает один гидронасос. В зависимости от команды оператора и воздействия на машину внешних сил сопротивления приоритетный клапан автоматически делит и направляет потоки рабочей жидкости в соответствующие упомянутые гидравлические контуры.

Рис. 1. Схема рулевого управления строительной спецтехники

Типовая система рулевого управления (рис. 1) содержит героторный (планетарный) насос-дозатор (гидроруль), который механически соединен с рулевым колесом, блок клапанов (антишоковых и антикавитационных), а также и исполнительные гидроцилиндры. Поток рабочей жидкости от питающего насоса поступает в рулевую систему через приоритетный клапан.

Рис. 2. Типовые конструкции компонентов рулевого управления

На рис. 2 приведены иллюстрации типовых конструкций главных гидрокомпонентов рулевого управления – приоритетного клапана (а), блока клапанов (б) и насоса-дозатора (в). Принципиальная схема на рис. 3 показывает типовую нереактивную рулевую систему с открытым центром.

Рис. 3. Типовая нереактивная рулевая система с открытым центром

Здесь сила реакции (со стороны грунта) при повороте колес не передается на рулевое колесо машины. Поток от насоса с постоянным рабочим объемом свободно проходит через гидроруль и возвращается в гидробак, когда рулевое колесо находится в нейтральной позиции.

Поворот рулевого колеса открывает вращающийся золотник внутри насоса-дозатора, и гидравлическая жидкость от питающего насоса с постоянным рабочим объемом поступает в полости исполнительных гидроцилиндров. Колеса машины поворачиваются. Из противоположных полостей гидроцилиндров рабочая жидкость, проходя через гидроруль, направляется на слив в гидробак.

При повороте рулевого колеса насос-дозатор обеспечивает поступление определенного (фиксированной порции) расхода рабочей жидкости в гидроцилиндры рулевой системы. Величина этого расхода зависит от значения угла поворота внутренней пары золотник-втулка (т.е. рулевого колеса) и рабочего объема гидроруля.

Исполнительные гидроцилиндры поворачивают колеса машины также строго на определенный угол, пропорциональный величине фиксированного расхода. Угол поворота колес машины строго пропорционален углу поворота рулевого колеса.

Если при движении колеса машины подвергаются воздействию внешней силы, вступает в работу система защиты от перегрузок. Как видно из схемы, рулевой механизм (насос-дозатор) находится в нейтральном положении и рабочие каналы, ведущие в исполнительные гидроцилиндры, закрыты.

При воздействии на колеса внешней силы в рабочем контуре исполнительных гидроцилиндров растет давление. Как только это давление превысит значения настройки антишоковых клапанов, они откроются и пропустят часть рабочей жидкости из нагруженных полостей рулевых гидроцилиндров в сливную гидролинию.

Поршни гидроцилиндров переместятся на небольшую величину, и в противоположных полостях возникнет разряжение рабочей жидкости, которое приводит к негативным явлениям кавитации.

Однако в этот момент автоматически открываются антикавитационные (подпиточные) клапаны и компенсируют недостаток рабочей жидкости, направляя ее из сливной линии в соответствующие полости гидроцилиндров рулевого управления.

Чтобы улучшить общую работу рулевого управления, вводится гидросистема, нечувствительная к внешним нагрузкам. Это LS (Loadsensing) система. По сравнению с общепринятыми (традиционными) гидросхемами LS система постоянно сравнивает изменение расхода и давления при работе машины и обеспечивает минимальные потери энергии. LS система и планетарный насос-дозатор используются в соединении с приоритетным регулятором потока.

Рис. 4. Схема приоритетного клапана

На рис. 4 показана принципиальная схема приоритетного клапана. Он выполняет функцию делителя и регулятора потока от питающего насоса в рулевой и тормозной контуры гидросистемы.

Здесь р – входной канал приоритетного клапана, к которому подводится рабочий поток от питающего насоса; канал РС питает рабочей жидкостью рулевую систему машины, канал ТС – линия вторичного контура тормозной системы; рр – линия управления (пилотное давление).

Жесткость пружины, прижимающей золотник приоритетного клапана, соответствует давлению управления рр = 0,4; 0,7 или 1,0 МПа. Рассмотрим работу приоритетного клапана в гидросистеме.

Читайте также:  Total nfc 5w 30

Рис. 5. Схема рулевого контура в исходном положении

На рис. 5 представлена схема рулевого контура в исходном положении. Питающий насос не работает, рабочее давление р и управляющее рр равны нулю, линия LS соединена со сливом, рабочие каналы А и В рулевых гидроцилиндров заперты.

В этом случае золотник приоритетного клапана под действием пружины находится в верхнем положении и своими каналами соединяет линию от питающего насоса с гидрорулем гидравлической системы. Тормозной контур отключен от питающего насоса.

Когда машина движется прямолинейно, рулевое колесо и, соответственно, насос-дозатор находятся в нейтральном положении. Линия нагнетания р заблокирована, канал LS соединен со сливом. При работающем насосе золотник под действием управляющего давления рр опускается вниз, преодолевая сопротивление пружины.

Поток рабочей жидкости направляется в линию ТС к тормозному контуру. Однако линия нагнетания р через дроссель в золотнике приоритетного клапана соединена с питающим насосом, т.е. в линии РС рабочая жидкость находится под давлением.

Это необходимо для формирования управляющего сигнала рр и приведения рулевой системы в работу с минимальным запаздыванием по времени. При повороте рулевого колеса насос-дозатор открывает путь рабочей жидкости от питающего насоса в соответствующие полости А гидроцилиндров. Их противоположные полости В соединяются со сливом.

Давление р в линии РС падает, уровень управляющего сигнала рр становится меньше, и золотник приоритетного клапана под действием пружины начинает подниматься. Одновременно часть рабочего потока поступает в канал LS и через дроссель управления подводится в подпружиненную торцевую полость золотника приоритетного клапана.

Эти процессы вызывают устойчивое перемещение золотника в условиях модуляции (высокочастотных колебаний давления), сбалансированного давлением управления рр от РС линии с одной стороны и с противоположной – давлением в полостях рулевых цилиндров и силой пружины.

В результате перепад давлений через гидроруль равен значению настройки пружины приоритетного золотника. Поэтому Δр = рр – LS = р1 – р2. На данной ступени приоритетный клапан становится регулятором давления для насоса-дозатора, формируя управление потоком с помощью РЕГУЛИРОВАНИЯ давления.

Это гарантирует постоянное значение расхода, поступающего в гидроцилиндры поворота колес, независимо от изменения действующих на них внешних сил. Поворот рулевого колеса немедленно изменяет соединения каналов внутри вращающейся золотниковой пары насоса-дозатора.

Увеличение угла его поворота повышает рабочий объем гидроруля и гарантирует поступление требуемого объема рабочей жидкости в исполнительные гидроцилиндры, чтобы повернуть колеса на заданную величину. Обычно диапазон угла поворота вращающегося золотника гидроруля составляет от 0 до 15°.

Рис. 6. Схема соединения каналов при повороте рулевого колеса

Схема на рис. 6 иллюстрирует это действие. При повороте рулевого колеса давление р1 и р2 растет в результате увеличения нагрузки в рабочих полостях исполнительных гидроцилиндров. Однако разница давлений благодаря LS каналу с дросселем управления не зависит от ее величины.

Золотник приоритетного клапана находится в рабочей позиции, строго дозируя необходимый расход, который требует рулевая система. Остаток рабочей жидкости направляется в контур тормозной системы.

Если давление р2 в рабочих полостях гидроцилиндров растет, а в LS канале оно достигает 15,0 МПа, предохранительный клапан в этом контуре откроется. Но с ростом давления р2 увеличивается также давление р1 и, соответственно, давление управления рр.

Оно начинает сильнее сжимать пружину и опускать золотник приоритетного клапана вниз. Это действие заставляет увеличить расход рабочей жидкости в тормозной контур. На практике это означает следующее. Если машина испытывает большое сопротивление при повороте колес или они достигли своего крайнего углового положения, то при нажатии оператора на педаль эффективно сработает система торможения.

Здесь мы рассмотрели наиболее принципиальные вопросы работы рулевых систем гидрофицированных колесных машин, к которым относятся автогрейдеры, фронтальные погрузчики, лесозаготовительная, сельскохозяйственная и другая спецтехника.

Читайте также:  Замена ремня грм шевроле реззо

Развитие гидравлической техники позволило создать совершенные системы управления, которые выпускаются известными компаниями. Особенности конструкции таких систем описаны в литературе производителей.

Насосное оборудование и компоненты гидросистем

Современный рулевой насос дозатор МТЗ 82 является составной частью рулевого управления трактора.

Механизм включает гидрораспределитель, героторный дозирующий узел и клапаны: по два противоударных, антикавитационных и обратных, а также один предохранительный.

Устройство агрегата

Гидрораспределитель состоит из гильзы и золотника, которые соединяются между собой с помощью штифта и центрирующих пружин.

Золотник имеет хвостовик, предназначенный для крепления к валу рулевой колонки и непосредственно к рулевому колесу. В гильзе зафиксирован штифт, а отверстие золотника превышает диаметр штифта. Это дает возможность последнему поворачиваться в отношении гильзы.

В состав героторного дозирующего узла входят:

  • Статор, закрепленный на корпусе;
  • Ротор, связанный через кардан с золотником;
  • Гильза.

Во время поворота руля зубья ротора проходят по выступам и впадинам на статоре. Предохранительный клапан на рулевом насосе дозаторе МТЗ 82 предназначен для ограничения уровня рабочего давления внутри гидросистемы. Его величина не должна превышать 175-195 кгс/см квадратных, отрегулировать давление можно винтом.

Функции и схема насоса дозатора МТЗ 82

Противоударные клапаны используются для ограничения давления в гидроцилиндрах в пределах 220-240 кгс/см (квадратных). Это позволяет сгладить ударные нагрузки в случае наезда на препятствие. Давление здесь также регулируют с помощью винта. После срабатывания противоударного клапана в полость гидроцилиндра всасывается масло.

Этот процесс обеспечивают антикавитационные клапаны, необходимые для предотвращения образования кавитации и вакуума в гидроцилиндре, а также в рулевом насосе дозаторе МТЗ 82. За счет работы обратного клапана ручного управления масло всасывается в нагнетательную магистраль. Это происходит в ручном режиме работы механизма.

В золотнике насоса есть канал, а снаружи имеются отверстия, через которые рабочая жидкость направляется на слив. Продольные канавки детали соединены с полостями дозирующего героторного узла, а также цилиндровыми полостями в насосе дозаторе МТЗ 82 рулевого управления.

Отверстия есть и в стенках гильзы. Элементы нужны для распределения жидкости в полостях дозирующего узла и гидроцилиндра поворотного механизма, а также направления масла для слива.

Все необходимое для комплекта рулевого насоса дозатора МТЗ 80 вы можете купить по привлекательной цене в нашем магазине. Мы предоставляем бесплатную консультацию по вопросам монтажа запчастей, а также гарантию завода-изготовителя. Все заказы обрабатываются и доставляются в кратчайшие сроки.

Насос дозатор МТЗ — это составляющая часть гидрообъемного комплекса, управляющего трактором. Он способствует правильному распределению жидкости и ее подаче к гидравлическим цилиндрам, что, в свою очередь, значительно упрощает управление трактором.

Это позволяет оператору прикладывать намного меньше усилий для поворота колеса, что очень важно при сильной загруженности трактора.

1 Какой принцип работы насоса МТЗ?

Насос дозатор МТЗ выпускают на тракторном заводе в Минске. Производителем было максимально упрощено устройство агрегата для обеспечения хорошей износоустойчивости механизмов и простоты в обслуживании. Агрегат включает 3 главные комплектующие части:

  • корпус с клапанным блоком;
  • особый качающийся узел;
  • механизм распределения.

Устройство насоса дозатора ГУР МТЗ

В качающемся узле насоса — несколько частей: неподвижный статор и ротор, к которым подходит золотник устройства. Золотник крепится 2 пружинами и соединяется с валом колонки руля. Двигаясь, рулевая колонка приводит в движение золотник и, смещаясь относительно центральной оси, осуществляет поставку масла внутрь насоса.

Особый клапанный блок корпуса содержит противовакуумные, предохранительные, обратные и противоударные клапаны. Обратные клапана требуются в случае отказа гидравлического мотора. Тогда клапаном перекрывается сливной канал системы гидравлического усиления, мешая перемещению жидкости. Предохранительные клапаны регулируют давление в системе маслопровода.

Читайте также:  В каких случаях не работает

Противовакуумные клапаны способствуют перемещению масла в гидравлические цилиндры при авариях в системе. Противоударными клапанами регулируется давление в магистралях при очень большой нагрузке при движении по неровным участкам трассы.

Устанавливать насос дозатор необходимо на технику, движущуюся со скоростью не выше 50 км/ч, а располагать в объёмном гидравлическом приводе машины.

Воздействуя на управляющую систему, насос дозатор осуществляет подачу рабочей жидкости к гидроцилиндру и усиливает действия оператора. При отсутствии воздействия на управляющую систему положение насоса становятся нейтральным, и он пропускает жидкость непосредственно к сливной системе.
к меню ↑

2 Как правильно выполнить установку насоса дозатора?

При установке насоса дозатора на МТЗ 80 и МТЗ 82 выполняется частичная замена системы ГУР (гидравлического управления руля) на ГОРУ (гидравлическое объёмное рулевое управление).

В комплект ГОРУ входят:

  • особый кронштейн гидравлического цилиндра;
  • усиленная тяга руля;
  • 2 рычага;
  • гидравлические цилиндры на передний мост с комплектом пальцев;
  • насос дозирующий;
  • особый переходник для насоса;
  • каналы высокого давления.

Комплект для установки ГУР на трактор МТЗ

Если необходимо, также покупают кран, блокирующий дифференциал механизма ГОРУ. Его применяют, чтобы заменить блокировку, используемую на ГУР. Этот кран предоставляет возможность для блокировки руля на нестабильных дорожных участках, что улучшает проходимость транспорта.
к меню ↑

2.1 Алгоритм установки

  1. В первую очередь снимают коробку ГУР (распределитель). Для этого необходимо снять рычаги управления, потом изъять пластины пыльников, уплотнители и пыльники. Потом нужно снять крышки и вытянуть золотники.
  2. На следующем этапе меняют подшипники, если имеющиеся износились.
  3. Снимают червяк агрегата.
  4. На место червяка устанавливают вал дозатора.
  5. Устройство для дозировки прикручивают к необходимой планке. Для установки используют потайные болты.
  6. Потом насос проверяют и после этого устанавливают насос дозатора на мтз в систему гидравлического усиления.

Остальной комплект ГОРУ меняют до того, как будет произведена установка агрегата.
к меню ↑

2.2 УСТАНОВКА АГРЕГАТА НА МТЗ СВОИМИ РУКАМИ (ВИДЕО)

3 Неисправности насоса

Всякая неисправность дозатора на мтз 82 или системы объёмного управления руля может вызвать осложнения в функционировании управляющей системы. Для восстановления работоспособности системы необходимо чёткое понимание того, что именно пришло в негодность. Об этом можно судить по таким признакам:

  1. Неустойчивость переднего моста говорит о том, что ось поворотного вала сместилась. Также это может указывать на то, что в узлах агрегата или в тяге управления руля образовались зазоры.
  2. Для того чтобы поворачивать руль, необходимо прикладывать больше усилий. Причина — малый объём масла в дозаторе. Вторая возможная причина – большой объём воздуха в гидросистеме, что может привести к холостой работе оборудования.
  3. Произвольное изменение положения колеса руля. Руль может поворачиваться сам из-за неправильного расположения золотника в насосе. Нейтральное положение золотника зависит от 2-х растягивающих пружин. Если одна из них поломается, возможна постоянная подача масла на один из цилиндров, что вызовет поворот руля.
  4. Плохой упор при повороте или его отсутствие. Это может объясняться недостаточным количеством масла в дозаторе, что ухудшает его работоспособность. Ещё одна причина этой неисправности – износ прокладок уплотнения на цилиндрах, которые отвечают за поворот автомобиля.
  5. Поворот колеса трактора в противоположную сторону при повороте руля. Это вызвано неправильным соединением выводов к гидроцилиндрам автомобиля с насосом дозатором, что приведёт к подаче масла на другой цилиндр и усилится другая сторона.

Схема установки насоса дозатора

Также к неисправности может привести загрязнение контура гидравлического усиления.

Если клапаны насоса забьются грязью и прочими частичками, то они не смогут обеспечить пропускание жидкости по системе и регулирование давления. Итогом будет снижение работоспособности системы, и она может сломаться.

Комментировать
7 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock detector