No Image

Система смазки двигателя зил 131

СОДЕРЖАНИЕ
223 просмотров
14 сентября 2021

ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Система смазки двигателя ЗИЛ-131

Смазочная система двигателя ЗИЛ-131 — комбинированная. Схема смазывания показана на рис. 17. Масло под давлением подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, к опорам промежуточного вала привода распределителя
зажигания и валика масляного насоса и к толкателям.

К втулкам коромысел предусмотрена пульсирующая подача масла. К остальным трущимся деталям двигателя масло подается самотеком и разбрызгиванием.

Рис. 17. Схема системы смазки двигателя ЗИЛ-131

Из масляного картера масло через неподвижный маслоприемник засасывается в масляный насос. Через канал в задней перегородке блока насос под давлением подает масло в корпус масляного фильтра. Очищенное в фильтре масло попадает в распределительную камеру задней перегородки блока.

Из распределительной камеры масло поступает в два продольных магистральных канала; из левого канала масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала, а затем к подшипникам распределительного вала. По каналам в коленчатом валу масло поступает к шатунным подшипникам.

В теле шатуна просверлено специальное отверстие, в момент совпадения которого с каналом в шейке коленчатого вала масло выпрыскивается на стенку цилиндра. Лишнее масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, через отверстия в канавке отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и в верхней головке шатуна.

Из переднего конца правого (по ходу автомобиля) магистрального канала масло подается для смазывания компрессора. В средней шейке распредвала ЗИЛ-131 предусмотрены две винтовые канавки, при совпадении которых с отверстиями в блоке (один раз при каждом обороте
распределительного вала) масло подается в каналы, выполненные в каждой головке блока.

Из этих каналов через паз на опорной поверхности стойки оси коромысел и зазор между стенками отверстия в стойке и болтом, проходящим через стойку, масло поступает внутрь полой оси коромысел, откуда через отверстия в стенке оси подается к втулкам коромысел.

Из зазора между осью коромысел и отверстием в коромысле масло через канал, предусмотренный в коротком плече коромысла, подается для смазывания сферических опор штанг, а также клапанов и механизмов вращения клапанов, к которым оно поступает самотеком. Толкатели штанг смазываются маслом из продольных магистральных каналов.

Масляный насос ЗИЛ-131 — двухсекционный, шестеренный. Верхняя секция масляного насоса подает масло в смазочную систему двигателя через центробежный фильтр, а нижняя секция — в масляный радиатор. Редукционный клапан, встроенный в крышку масляного насоса, отрегулирован на давление 320—400 кПа (3,2—4 кгс/см2) и перепускает масло из напорной полости масляного насоса во всасывающую.

Нижняя секция масляного насоса подает масло в масляный радиатор. Перепускной клапан, встроенный в корпус нижней секции масляного насоса, отрегулирован на давление 120—150 кПа (1,2—1,5 кгс/см).

Фильтр очистки масла (рис. 18) — центробежный, с реактивным приводом, включен в смазочную систему последовательно.

Ротор 3 фильтра вращается под действием реактивной силы, создаваемой струей масла, вытекающей из ротора через два сопла 21, Правильность вращения ротора проверяют на слух. При остановке двигателя исправный ротор продолжает вращаться еще 2—3 мин; при этом слышен своеобразный звук.

Под действием возникающих центробежных сил механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к боковым стенкам крышки 5 ротора, на которых они откладываются, образуя плотный осадок. Этот осадок удаляют при чистке фильтра, проводимой одновременно со сменой масла в картере двигателя.

Для очистки фильтра надо остановить двигатель и дать стечь маслу. Для этого требуется 20—30 мин. Снятие крышки 5 ротора до полного опорожнения фильтра приведет к вытеканию масла на двигатель.

Очищать масляный фильтр ЗИЛ-131 надо в такой последовательности:

— Отвернуть гайку-барашек и снять крышку 8.

— Отвернуть пробку 26 и вставить в отверстие стержень диаметром 8 мм и длиной не менее 100 мм, удерживающий ротор от вращения.

— Отвернуть гайку 11 и снять крышку 5 вместе с гайкой 11.

— Снять вставку 7 и сетчатый фильтр 6.

— Очистить от отложений и грязи снятые детали, промыть их. При разрывах и засмолении сетки фильтра, если ее нельзя промыть и продуть, следует сменить сетчатый фильтр.

Читайте также:  Как снять защиту стартера на ниве

— Очистить от грязи прокладку 2.

Повреждение прилегающего к прокладке 2 торца крышки недопустимо, так как это приводит к течи масла.

Сборку надо проводить в обратной последовательности. Сетчатый фильтр 6 установить, как показано на рис. 18, сцентрировав его на буртике ротора 3. Перед установкой крышки необходимо проверить легкость вращения ротора. Усилие затяжки гайки-барашка не должно превышать усилия руки.

Запрещается отвертывать гайку 13 на оси ротора и снимать ротор с оси для очистки от отложений грязи во избежание повреждения подшипников скольжения ротора.

Рис. 18. Центробежный фильтр очистки масла ЗИЛ-131

Только в случае неудовлетворительного вращения ротора 3 на оси 9 необходимо после снятия крышки 5 отвернуть гайку 13 на оси, снять шайбы, снять ротор 3 с оси и проверить состояние узла ось — втулка. При снятии ротора с оси необходимо принять меры против выпадания упорного кольца шарикового подшипника в корпус фильтра.

При засорении втулок надо промыть их в бензине или керосине. В случае засорения сопел их прочистку следует вести таким образом, чтобы не повредить калиброванное отверстие.

Устанавливать ротор 3 на ось 9 следует в обратной последовательности. После очистки и окончательной сборки необходимо проверить вращение ротора на прогретом двигателе на слух.

Вентиляция картера — принудительная, с отсосом картерных газов во впускной трубопровод двигателя через специальный клапан (рис. 19), сообщающийся с внутренней полостью двигателя.

При работе двигателя ЗИЛ-131 с приоткрытой дроссельной заслонкой под действием большого разрежения во впускном трубопроводе клапан преодолевает сопротивление пружины и перемещается в корпусе, уменьшая площадь проходного сечения до величины, необходимой для прохода малого объема газов, попадающих в картер мотора.

При работе двигателя с полностью открытой дроссельной заслонкой разрежение во впускном трубопроводе уменьшается, и клапан под действием пружины опускается вниз, открывая проходное сечение полностью.

Перед клапаном на выходе из внутренней полости двс картерные газы проходят через специальный уловитель, отделяющий частицы масла от отсасываемых газов. Наружный воздух попадает в картер двигателя через воздушный фильтр, объединенный с маслозаливиой горловиной. Очищать и промывать фильтр необходимо каждый раз при смене масла в двигателе

Для отключения системы вентиляции при преодолении брода установлен кран. Рукоятка крана в момент преодоления брода должна быть расположена вертикально. После преодоления брода рукоятку необходимо повернуть в горизонтальное положение.

Масляный радиатор — из оребренной алюминиевой трубки воздушного охлаждения, установлен перед основным радиатором системы охлаждения двигателя. Масляный радиатор должен быть постоянно включен. Отключать его следует только при пуске холодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже О °С.

Рис. 19. Схема вентиляции картера двигателя ЗИЛ-131

Указатель уровня масла в картере двигателя имеет три метки: «Долей», «Полно» и метку в виде прямоугольника (рис. 20). Метка «Полно» соответствует нормальному уровню масла в картере, прогретого до рабочей температуры через 2—3 мин после останова.

Уровень масла в картере надо проверять перед каждым выездом автомобиля, а во время длительных рейсов — при каждом осмотре автомобиля в пути.

Для проверки уровня масла необходимо остановить двигатель, подождать 2—3 мин, пока стечет масло, вынуть и протереть указатель уровня масла, вставить его до упора и, вынув вновь, по меткам определить уровень. Если уровень масла ниже метки «Долей», эксплуатация автомобиля
запрещается и следует долить масло до метки «Полно».

При длительной стоянке автомобиля из масляного фильтра и из каналов в блоке цилиндров двигателя в картер дополнительно стекает некоторое количество масла, в результате чего уровень масла до пуска двигателя выше метки «Полно» и в полностью заправленном двигателе
устанавливается в пределах прямоугольной метки на указателе.

При проверке уровня масла до пуска двигателя после длительной стоянки нормальный уровень должен быть до прямоугольной метки, Превышение нормального уровня, соответствующего метке «Полно» на горячем двигателе или прямоугольной метке на холодном, не допускается. Периодичность замены масла в двигателе указана в карте смазывания.

Система смазки двигателя смешанная. Схема смазки показана на рис. 1.

Читайте также:  Блокировка заднего моста ниссан патрол

Масло под давлением подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, к опорам промежуточного валика привода распределителя зажигания и валика масляного насоса и к толкателям

К втулкам коромысел предусмотрена пульсирующая подача масла. К остальным трущимся деталям двигателя масло подается самотеком и разбрызгиванием.

Из масляного картера масло через неподвижный маслоприемник засасывается в масляный насос.

Через канал в задней перегородке блока насос под давлением подает масло в корпус масляного фильтра.

Очищенное в центробежном фильтре масло попадает в распределительную камеру, расположенную в задней перегородке блока.

Из распределительной камеры масло попадает в два продольных магистральных канала; из левого канала масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала, а от них — к подшипникам распределительного вала.

По каналам в коленчатом валу масло поступает к шатунным подшипникам, В теле шатуна предусмотрено специальное отверстие, в момент совпадения которого с каналом в шейке коленчатого вала масло выпрыскивается на стенку цилиндра (рис. 1, г).

Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, через отверстия в канавке кольца отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и в верхней головке шатуна.

Из переднего конца правого (по ходу автомобиля) магистрального канала масло подается для смазки компрессора.

В средней шейке распределительного вала предусмотрены два соединяющихся отверстия, при совпадении которых с отверстиями в блоке (один раз — при каждом обороте распределительного вала), масло подается в каналы, выполненные в каждой головке блока.

Из этих каналов через паз на опорной поверхности стойки оси коромысел и зазор между стенками отверстия в стойке и болтом, проходящим через стойку, масло поступает внутрь полой оси коромысел, откуда масло через отверстия в стенке оси поступает к втулкам коромысел (рис. 1, б).

Из зазора между осью коромысел и отверстием в коромысле масло через канал, выполненный в коротком плече коромысла, подается для смазки сферических опор штанг, а также для смазки клапанов и механизмов вращения клапанов, к которым масло поступает самотеком (рис. 1, б).

Толкатели штанг смазываются маслом из продольных магистральных каналов.

Вентиляция картера принудительная, отсосом картерных газов во впускной газопровод двигателя через специальный клапан 3, установленный на впускном газопроводе.

Из клапана газы отсасываются по специальной трубке в центральную часть впускного газопровода.

Для отключения системы вентиляции при преодолении брода между трубками установлен кран 4.

Рукоятка крана в момент преодоления брода должна быть расположена вертикально. После преодоления брода рукоятку необходимо повернуть в горизонтальное положение.

При работе двигателя с приоткрытой дроссельной заслонкой под действием большого разрежения во впускном газопроводе клапан 3 поднимается, верхняя ступенчатая часть клапана входит в отверстие штуцера 5 и уменьшает проходное сечение клапана до величины, необходимой для прохода малого объема газов, прорывающихся в картер двигателя.

При работе двигателя с полностью открытой дроссельной заслонкой разрежение во впускном газопроводе падает и клапан под действием собственного веса опускается, открывая полностью проходное сечение, величина которого соответствует проходу большого объема газов, прорывающихся в картер двигателя.

В сроки, указанные в разделе «Техническое обслуживание автомобиля», необходимо очищать клапан, применяя ацетон или другой аналогичный растворитель.

Масляный радиатор трубчатый воздушного охлаждения, установлен перед основным радиатором системы охлаждения двигателя.

Масляный радиатор должен быть постоянно включен, и отключать его следует только при пуске холодного двигателя при внешней температуре ниже 0° с.

При низких температурах в зимнее время масляный радиатор также можно отключать. Отключают масляный радиатор краном 2 (см. рис. 1).

При всех работах по обслуживанию двигателя необходимо помнить, что двигатель приспособлен для работы при погружении в воду; поэтому все стыки между агрегатами, независимо от наличия в них прокладок, уплотнены герметиком.

Эта система-—комбинированного типа, заправочная емкость— 9,5 л. Ома включает маслозаливной патрубок, картер (поддон), насос с маслоприемником, фильтр, радиатор, магистрали и трубопроводы, контрольные приборы. По устройству аналогична системе смазки двигателя ЗМЗ -66, но имеет некоторые особенности. У масляного картера спереди сделано углубление для сбора масла и отверствие с пробкой для слива.

Читайте также:  Антифриз для ссангйонг актион нью

Масляный насос двухсекционный, шестеренчатый, приводится во вращение от шестерни на распределительном валу. Крепится насос в задней части двигателя с правой стороны. Верхняя секция насоса подает масло в систему смазки двигателя, а нижняя — через специальный кран в радиатор.

Редукционный клапан верхней секции установлен в разделительной проставке и отрегулирован на давление 3,2 кгс/см2. Перепускной клапан нижней секции отрегулирован на давление 1,2 кгс/см2.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Масляный фильтр очистки масла двигателя ЗИЛ -131 по устройству такой же, как и двигателя ЗМЗ -66, и отличается наличием перепускного шарикового клапана, предназначенного для перепуска масла, минуя фильтр при значительном износе подшипников коленчатого вала двигателя.

Кран включения масляного радиатора ввернут в корпус нижней секции масляного насоса. Для контроля за уровнем масла с левой стороны двигателя установлен указатель уровня, на котором нанесены три метки: «Долей», «Полно» и метка в виде прямоугольника выше метки «Полно». При длительной стоянке автомобиля до пуска двигателя уровень масла должен быть в пределах прямоугольной метки. Давление в системе смазки контролируется контрольной лампой и по манометру.

Работа системы смазки заключается в следующем. Верхняя секция масляного насоса подает масло через канал в задней перегородке блока в фильтр. Очищенное масло попадает в распределительную камеру, имеющуюся в задней перегородке блока, откуда оно поступает в два продольных магистральных канала- Из левого канала подается к коренным подшипникам коленчатого вала, а от них — к подшипникам и упорному фланцу распределительного вала. По каналам в коленчатом валу поступает к шатунным подшипникам. В теле шатуна имеется отверстие, в момент совпадения которого с каналом в шейке коленчатого вала масло выпрыскивается на стенку цилиндра. Через два радиальных отверстия в шейке среднего подшипника распределительного вала масло по каналам в блоке цилиндров, головках блока, стойках, осях коромысел периодически подается к втулкам коромысел, а по отверстиям в коромыслах — к верхним наконечникам штанг. Толкатели смазываются маслом из продольных магистральных каналов.

Рис. 1. Схема системы смазки двигателя ЗИЛ -130:
1 — масляный картер; 2 — маслоириемннк; 3 — кран включения масляного радиатора; 4 — масляный насос; 5 — маслораспределительная камера; 6—фильтр очистки масла (центрифуга); 7 — воздушный фильтр; 8 — компрессор; 9, 14 — левый и правый магистральные каналы; 10, 11 — трубки подачи и слива масла из компрессора; 12— масляный радиатор; 13 — полости шатунных шеек (ловушки) для центробежной очистки масла

Рис. 2. Схема вентиляции картера двигателя ЗИЛ -131:
1 — воздушный фильтр вентиляции картера и маслозаливная горловина; 2 — маслоуловитель; 3 — клапан вентиляции; 4— штуцер.; 5 — корпус клапана

Из переднего конца правого магистрального канала масло подается для смазки компрессора, а из него по трубопроводу стекает в картер. В радиатор масло подается нижней секцией насоса через кран. Давление в системе должно быть 2—4 кгс/см2.

Вентиляция картера принудительная и осуществляется за счет отсоса газов из картера через клапан. Клапан предназначен для регулирования количества газов в зависимости от режима работы двигателя. Система вентиляции картера действует следующим образом. При работе двигателя на холостом ходу клапан вентиляции вследствие большого разрежения во впускном трубопроводе приподнимается, и площадь проходного сечения штуцера уменьшается — во впускной трубопровод отсасывается небольшое количество газов. С увеличением открытия дроссельных заслонок карбюратора при работе двигателя под нагрузкой разрежение во впускном трубопроводе уменьшается, клапан под действием собственного веса опускается, и площадь проходного сечения между ним и штуцером увеличивается, что соответствует проходу большего объема газов, прорывающихся в картер двигателя. Перед клапаном на выходе из внутреннего пространства двигателя картерные газы проходят через специальный маслоуловитель, предотвращающий попадание масла вместе с газами в камеру сгорания. Свежий воздух поступает в картер через фильтр, установленный на маслозаливном патрубке. Для отключения системы вентиляции при преодолении брода между трубками установлен кран. Рукоятка крана в момент преодоления брода должна быть расположена вертикально.

Комментировать
223 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector