No Image

Шайба и гайка отличия

СОДЕРЖАНИЕ
6 просмотров
15 ноября 2019

Гайка — крепёжное изделие в виде детали с резьбовым отверстием, образующее соединение при помощи винта, болта или шпильки.

Наиболее традиционная и широко применяемая гайка – шестигранная DIN 934. Ее удобно заворачивать и от руки, и простым рожковым ключом. Эти гайки могут разниться по конструкции, в первую очередь – по высоте. Основная гайка (Рис. 1) имеет высоту приблизительно равную 0,8 d (d – диаметр резьбы).

Шестигранные гайки

Низкие гайки

Имеют высоту 0,5–0,6 d. В нашем ассортименте их две – DIN 439 и DIN 936 , но размерные ряды совпадают не полностью (Рис. 2). Кроме того одна из гаек может выпускаться в исполнении без фаски.

Высокие гайки

Имеют несколько стандартизованных высот:

Высота равна 1,5 диаметра – высокая, DIN 6330;


Высота равна 3 диаметрам – удлиненная, DIN 6334.

Гайки для высоконагруженных резьбовых соединений

Несколько особняком стоит гайка DIN 6915, входящая в комплект для высоконагруженных предварительно напряженных резьбовых соединений стальных конструкций. Она обладает увеличенным размером под ключ по сравнению с основной гайкой (Рис. 3).

Корончатые и прорезные гайки

Корончатые и прорезные гайки DIN 935 получили свое название от формы. Их верхняя часть имеет характерные прорези. До диаметра резьбы М10 зона прорезей имеет ту же толщину, что и вся гайка, которая называется прорезной. Начиная с диаметра М12, зона пропилов утоньшается и называется корончатой (Рис. 4). По высоте гайки выпускаются обычными и низкими. Кроме того, они могут иметь обычные и мелкие резьбы.

Корончатые гайки часто используются как гаечный замок со шплинтом DIN 94 (Рис. 5).

Гайки с буртом или фланцем

Весьма распространены в промышленности гайки с буртом или фланцем, которые увеличивают одну из опорных поверхностей гайки. Тем самым увеличивается площадь контакта соединяемых деталей, равномернее распределяется нагрузка на них.

Гайка с фланцем DIN 6923 – гайка, одна из опорных поверхностей которой увеличена за счет конического элемента (Рис. 6). Фланец может быть гладким или рифленым.

Гайка с буртом DIN 6931 – гайка, одна из опорных поверхностей которой увеличена за счет цилиндрического элемента (Рис. 7).

Гайка с буртом в основном используется в станочном оборудовании, а с фланцем – в машиностроении.

Для более надежного контакта соединяемых деталей на увеличенную опорную плоскость гайки наносится дополнительное рифление. Такие гайки бывают нескольких типов, но в нашем ассортименте присутствуют только три (Рис. 8):


рифленая ребристая зубчатая

Колпачковые гайки

Гайки с глухим отверстием – колпачковые – бывают высокие и низкие (иногда называются «глухими»).

Приварные гайки

Гайка приварная DIN 929 (Рис. 9) имеет характерные выступы по трем ребрам. Именно они обеспечивают контактную стыковую сварку гайки и основания.

Самостопорящиеся гайки

Среди шестигранных существует семейство самостопорящихся гаек. Эти гайки имеют в конструкции элементы, препятствующие откручиванию в процессе эксплуатации, например, при вибрации. Стопорящий элемент представляет собой кольцевой вкладыш из нейлона, который располагается в специальной канавке имеющейся на опорной поверхности гайки (Рис. 10).

Читайте также:  Знак весовой контроль пдд

При навинчивании гайки под давлением резьбы вкладыш деформируется и препятствует свинчиванию гайки. Гайки с неметаллической вставкой бывают высокие DIN 982 и низкие DIN 985 (Рис. 11).

На том же принципе основана гайка с фланцем DIN 6926 (Рис. 12).

В то же время самостопорящаяся гайка с фланцем может быть выполнена и целиком из металла. Эффект стопорения обеспечивается деформацией резьбового отверстия гайки: оно имеет овальную форму DIN 6927 (Рис. 13).

Цельнометаллическая самостопорщаяся гайка выпускается также на базе основного типа DIN 6925 (Рис. 14).

Самостопорящиеся гайки выполняются также на базе корончатых, колпачковых и других гаек.

Неординарная стопорная гайка DIN 7967 вырубается из тонкой жести и используется чаще всего для законтривания (Рис. 15).

Квадратные гайки

Квадратные гайки представлены в ассортименте ЦКИ высокой, низкой и приварной конструкциями.

Круглые гайки

Круглые гайки представлены в ассортименте ЦКИ рифленой, шлицевой и гайкой с прямым шлицем на торце. Особенностью рифленой гайки является нанесение накатки по внешней поверхности цилиндрической части, облегчающее закручивание от руки.

Гайки-барашки

Близкие «родственницы» винтов-барашков – гайки-барашки DIN 315. Они также представлены двумя модификациями, отличающимися формой крылышек. Более остроконечные относятся к т.н. «американской» форме.

Мебельные гайки

В ассортименте ЦКИ имеется четыре очень непохожих друг на друга гайки, применяемых при производстве мебели.

Гайка забивная устанавливается цилиндрической частью в предварительно подготовленное отверстие и забивается так, чтобы острые шипы по периметру «впились» в деревянную основу и препятствовали прокручиванию гайки в основании.


Гайка ввертная (она же «муфта мебельная») ввертывается своей внешней крупной резьбой в предварительно подготовленное (в соответствии со специальной таблицей DIN) отверстие.


Затем ее внутреннее резьбовое отверстие работает как в обычной гайке (Рис. 15).

Гайка декоративная (гайка Эриксона), как правило, устанавливается в сквозном отверстии совместно с ответным винтом.

Гайка потайная (иногда называют «бочонок»). Устанавливается в цилиндрическое отверстие в деревянной основе таким образом, чтобы резьбовое отверстие было совместимо с соответствующим винтом.

Гайка кузовная – скорее уже не деталь, а сборка. Она состоит из двух деталей: вкладыша и обоймы. Вкладыш – обычная квадратная гайка. Обойма изогнута особым образом из пружинной стали. Гайка используется при сборке кузовов автомобилей, организуя отверстия с резьбой в тонкой обшивке, направляющих электрических систем.


Гайка отрывная (иногда говорят срывная) антивандальная. Особый вид гайки, демонтаж который невозможен. Антивандальная гайка – это крепёжная деталь с нарезанной внутренней резьбой. Состоит из двух сочленённых частей: шестигранной, которая нужна для того, чтобы затянуть гайку целиком, и гладкой нижней, которая и остаётся после затяжки на месте монтажа. Подробнее посмотреть об особенностях работы можно в кратком обзорном ролике.

Гайки представляют собой шестигранные либо квадратные детали из металла. Они обязательно имеют отверстия в центральной части и специальную форму, предусмотренную конструкцией для передачи крутящего момента специальным инструментом, гаечным ключом. Используются для соединения различных резьбовых элементов, таких как шпилька, болт, шуруп-шпилька и винт.

Читайте также:  Как выбирать литые диски на автомобиль

Видов гаек в наши дни немало. Они бывают: шестигранные, шестигранные с фланцем, крыльчатые, колпачковые, гайки-барашки, соединительные, со стопорным кольцом.

Шестигранная DIN 934 — применяется в крепежных соединениях в комплекте с болтом, шпилькой, винтом и т.д. Используется в машиностроении, строительстве, бытовых нуждах.
Изделие изготовлено из прочной стали.

Гайка с фланцем используется для создания разъемных креплений, большей площадью прилегает к материалу, тем самым, плотнее удерживая его. Это удобно при монтаже листового металла (DIN 6923), такая гайка, соединяясь с другим крепежом не деформирует закрепляемый материал.

Гайка DIN 6334 соединительная – самая длинная из всех. Используется для соединения и удлинения шпилек и штифтов подходящего размера резьбы.

Гайка крыльчатая (усовая) DIN 1624 конструктивно выполнена в виде цилиндра с внутренней резьбой, снизу цилиндра располагается шляпка с широким полем из которого вырезаны четыре усика (шипа). Гайка всегда покрыта белым цинком используется в основном в мебельном производстве. Так же хорошо подходит для скрепления деревянных конструкций. Надежно фиксируется в дереве и достаточно хорошо держит деревянные изделия.

Гайку барашек (DIN 315) можно закрутить пальцами и так же быстро открутить, что удобно для закрепления временных конструкций.

Гайка со стопорным кольцом: изделия стопорного типа всегда снабжаются нейлоновыми вкладышами для повышения сопротивляемости силам трения при кручении. Стопорное кольцо препятствует самопроизвольному откручиванию, например, в случае вибрации.

Гайка колпачковая DIN 1587 зачастую играет роль аккуратной декоративной заглушки — отсюда еще одно название декоративная. Колпачок гайки способен защитить соединение от повреждений механического характера и коррозии.

В чем же отличие гайки от шайбы?

В первую очередь гайка отличается от шайбы наличием внутренней резьбы. Это отличие вызвано разным назначением изделий. Гайка служит для соединения разных деталей с помощью болтов, винтов или стержней с наружной резьбой. Шайба же выступает в роли прокладки или изоляции.

Гайки всегда снабжены гранями с наружной стороны, которые служат упором для гаечного ключа. На шайбах же граней может и не быть. Чаще всего они выпускаются с гладкой наружной поверхностью. Гайки изготавливаются в основном из металла. Шайбы могут быть не только металлическими, но и пластиковыми, резиновыми, в зависимости от назначения. Еще одно отличие – габариты изделия. Шайбы всегда более плоские чем гайки.

Самыми распространенными метизами являются болты, винты и шурупы. Они позволяют без особых усилий создавать различные соединения. Основная задача данных метизов соединение двух и более деталей. Стоит отметить, что соединение может быть подвижным и неподвижным (жестким). Главная особенность в том, что для этого не нужна специальная подготовка и дорогостоящий инструмент.

Если шуруп от болта отличить сможет каждый, то болты от винта мало чем отличаются и возникает путаница в терминах. Многие считают, что болт обязательно должен иметь шестигранную головку, а винты имеют полукруглую или потайную форму головку и закручиваются с помощью отвертки. На самом деле отличие у них расплывчатое и не всегда совпадает с общим мнением. Конструктивно болт и винт имеют одинаковые части:

  • стержень с резьбой;
  • головку;
  • конструктивный элемент для передачи крутящего момента.
Читайте также:  Лада гранта седан технические характеристики

Как видно они полностью идентичны, и запутаться очень легко. Однако если речь идет о технических терминах, требуется быть максимально точным, чтобы это не привело к путанице и ошибкам. Разберем каждый тип метиза в отдельности и найдем у них принципиальные отличия, которые помогут с легкостью отнести их к той или иной группе.

Болты

Для того чтобы четко обозначить что такое болт обратимся к справочнику. Там указано, что болт должен иметь стержень с резьбой и головку, а для соединения требуется гайка. Такое соединение и называется болтовым. Оно характеризуется тем, что отверстия в соединяемых деталях делаются сквозные и без резьбы, а фиксация осуществляется только с помощью болта и гайки.

К болтам относятся такие метизы:

  • DIN 186 болт с Т-образной головкой;
  • DIN 261 болт с Т-образной головкой и квадратным подголовком;
  • DIN 444, ГОСТ 3033-79 откидные болты;
  • DIN 561 установочный болт;
  • DIN 931, ГОСТ 7798, ГОСТ 7796, ГОСТ 7805, DIN 933, DIN 960, DIN 961 машиностроительные;
  • DIN 6914 высокопрочный;
  • DIN 6921 с упорным фланцем.

Винты

По техническому справочнику винтом называют метизы, которые имеют стержень с наружной резьбой и конструктивный элемент для завинчивания (головку). Однако в отличие от болтов винты завинчиваются в тело (одну из соединяемых деталей), а остальные элементы (гайка, шайба) используются для предотвращения отвинчивания. Винтовое соединение характеризуется тем, что хотя бы одна из деталей обязана иметь отверстие с резьбой (может быть глухое) в которое и завинчивается винт. Также винты используются в качестве регулировочных элементов. Получается, что отличие винтов и болтов не в форме их головки, а в способе их установки.

Винты являются самой обширной группой метизов, которая насчитывает более 36 видов. Наиболее распространенные винты:

  • DIN 7984, DIN 6912 с круглой головкой под шестигранник;
  • DIN 963, ГОСТ 17475, DIN 965, ГОСТ 17475, DIN 7991 с потайной головкой;
  • ГОСТ 17473, DIN 7985, ГОСТ 17473, DIN 966, ГОСТ 17474 с полукруглой и полупотайной головкой;
  • DIN 316, DIN 653 винты с барашками (закручиваются от руки).

Шурупы

Отличить шуруп от винта или болта сможет любой, достаточно запомнить, что у него шаг резьбы намного больше и стержень имеет острое окончание. Таким же характерным отличием является и высокая резьба шурупов, которая необходима для удержания его в теле детали. Стоит отметить, что у шурупов головка тоже может иметь шестигранную, полукруглую или потайную форму.

Комментировать
6 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock detector