Тротуа́р (фр. trottoir ), Вы́мостка или вы́мостки [1] — элемент благоустройства дорог, предназначенный для движения пешеходов, мостовая для пешеходов, по бокам улицы [2] .
Ранее на Руси (России) в крепостях, населённых пунктах по краям улицы для движения пешеходов строились настилки (дорожки, тротуары) как из плитняка [3] (камня и дерева), в некоторых населённых пунктах деревянные тротуары существуют до сих пор, в том числе и в Москве.
Содержание
Описание [ править | править код ]
Тротуар является элементом благоустройства улиц, дорог, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном на основании ст. 1 ПДД Правил дорожного движения и п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах» [4] [5] .
Покрытие современных тротуаров имеют двух видов: асфальтовое и сборное из цементно-бетонных тротуарных плит с использованием бордюрного камня. [6] .
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации — России, от 22 марта 2014 года, № 221 — Тротуар предназначен только для движения пешеходов; движение транспортных средств по тротуарам запрещено, за исключением работы машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подвоза грузов к торговым и другим предприятиям и объектам. По тротуару также могут передвигаться велосипедисты при отсутствии велодорожки и возможности двигаться по правой стороне проезжей части [7]
Езда по тротуару других транспортных средств запрещена и является административным правонарушением ч. 2 ст. 12.15 КоАП. Парковка на тротуаре также запрещена по ч. 3 ст. 12.19 КоАП [8] .
Строительство [ править | править код ]
Строительные нормы и правила имеют межгосударственный единый стандарт ГОСТ 33150-2014 и СНиП II-К.3-62 [9] [10] .
Снятие старого асфальта производится механически, с помощью больших и малых фрезеровальных машин. Укладка производит машина асфальтоукладчик, завершая работы по уплотнению дорожным катком. На малых и ямочных участках, для уплотнения асфальта, применяются ручная виброплита и ручной каток [11] .
При строительстве тротуара необходимо предусмотреть дренажную систему для своевременного удаления воды с поверхности. Один из самых распространенных методов дренажа тротуаров — создание поперечного уклона.
Существует несколько типов дренажных систем, применяемых для отвода воды от тротуарных дорожек — комбинированная система дренажа и система линейного дренажа. Форматы отличаются по способу транспортировки воды: подземный и поверхностный способы.
Государственный надзор [ править | править код ]
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 и статьи 13.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах» и пункта 11 Положения о ГИБДД МВД России, утвержденным Указом Президента России от 15 июня 1998 года № 711. Тротуар является элементом благоустройства дорог. Государственный надзор за состоянием тротуаров общего пользования возложен на территориальные отделы дорожной деятельности ОДД ГИБДД [5] [12] .
На основании пункта 9 статьи 55.25 Градостроительного Кодекса России, государственный надзор за состоянием тротуаров на придомовой территории возложен на Государственную жилищную инспекцию [13] .
Тротуар – это часть дороги, которая предназначена для движения пешеходов. В ПДД представлено более подробное определение, а также определенные требования. С этой информацией познакомим вас далее.
Общие понятия
В ПДД написано следующее: тротуар – это элемент проезжей части, который служит для движения пешеходов. Он может примыкать к автомобильной/велосипедной дороге, либо быть от неё отделенным (газоном или каким-либо архитектурным ограничением). Расположение никак не влияет на правила, касательно движения по тротуарам.
Глядя на столь размытое определение, можно сделать вывод, что тротуар – это место, где ходят пешеходы. Однако, он в корне неверный. Люди могут двигаться не только по тротуарам.
Согласно ПДД п.4.1, пешеходы могут передвигаться по тротуарам, специально отведенным для них дорожкам, велодорожкам. Если они отсутствуют, то им разрешается идти по обочине. Люди, которые переносят или перевозят (например, в тележке) какие-либо грузы, а также инвалиды в колясках, могут передвигаться по проезжей части. Однако это допустимо только в том случае, если они мешают движению пешеходов по обочине или тротуару. Если отсутствуют тротуары и пешеходные дорожки, люди могут передвигаться по велодорожкам, либо по краю проезжей части (если есть разделительная полоса, то справа от неё).
Отсюда вытекает вполне логичный вывод: не всё, где ходят пешеходы, является тротуаром. Так как же определить данный элемент дороги? Можно заглянуть в градостроительные нормы, в частности в СНиП 2.07.01-89. Там сказано, что максимальная ширина тротуара зависит от интенсивности движения пешеходов на конкретном участке дороги. Если она составляет 1500 человек в час, то ширина составит 1 метр. При увеличении, за каждые 1500 человек средних показателей прибавляется 0,75 метра. Однако есть ограничение 4,5 метра.
Каких-либо других ограничений нет. Дорожных знаков для обозначения данного элемента дороги тоже не введено. Поэтому зачастую возникают спорные ситуации, когда водитель из-за банального незнания особенностей местности, нарушил ПДД, проехав по тротуару.
Можно ли ездить по тротуару на автомобиле
В ПДД сказано, что данный элемент дороги предназначен исключительно для движения пешеходов. В условиях постоянных пробок (особенно в столице) некоторые водители могут решить проехать по тротуару, дабы сэкономить время. Подобное действие является правонарушением и за него следует наказание по ст. 12.15 — штраф 2000 рублей. За стоянку (парковку) на тротуаре штраф составляет 1000 рублей.
Обратите внимание: остановкой будет считаться, даже если автомобиль заехал на бордюр одним колесом. Будьте внимательны к данному аспекту, дабы не пришлось забирать свое транспортное средство со штрафстоянки.
В ПДД предусмотрены и исключения из правил – ситуации, когда можно двигаться на автомобиле по тротуару. Всего их 3:
- Транспортные средства, привозящие какие-либо грузы к торговым точкам, могут проехать по тротуару, если иной возможности подъехать нет. Такое случается довольно часто в наиболее оживленных городах нашей страны, где просто не хватает места. Невозможность подъезда к месту разгрузки товара должна иметь постоянный характер. Иными словами, если водитель решил, что подъехать нельзя, потому что на дороге сильная пробка, то его остановка на тротуаре будет признанна незаконной. В данной ситуации он должен подождать, пока трафик «рассосется».
- Транспортные средства, которые находятся на учете экстренных служб (полиция, скорая помощь и т.д.). При этом заезжать на тротуар они могут только, если того требует ситуация: им нужно оказать помощь, и отсутствуют иные пути подъезда к нужной точке. Если такие автомобили остановятся не при исполнении – это будет считаться административным правонарушением.
- В экстренной ситуации появилась необходимость совершения вынужденного маневра. Типичный пример: автомобилю не удается заехать во двор, так как единственный проезд заблокирован (разгружается грузовой автомобиль, ДТП и т.д.) и передвижение по тротуару является единственным решением.
Первый и третий пункты, хоть и прописаны в ПДД, но являются весьма спорными. На практике, при появлении претензий у автоинспекции возникает проблема доказать, что движение по тротуару было единственным и необходимым решением. Поэтому старайтесь совершать такое действие только в экстренном случае.
Допустимо ли движение по тротуару на велосипеде
Когда в городах отсутствует проезжая часть, отведенная для велосипедистов (в России таких дорожек практически нет, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), у них возникает дилемма, где двигаться. Велосипед является транспортным средством, следовательно, к нему применяются те же правила, что и для автомобилей. Поэтому им не разрешено ездить по тротуарам. Если человек просто ведет велосипед, а не едет на нём, то данное правило теряет актуальность.
Так, где же им двигаться? Согласно ПДД РФ, лицам старше 14 лет на велосипеде допускается ездить по правой полосе проезжей части. Если она занята, либо движение по ней невозможно по иным причинам, то допускается проехать данный участок по тротуару. Также по проезжей части могут свободно передвигаться организованные группы велосипедистов. С 2014 года в городах нашей страны стали появляться отдельные велодорожки, обозначенные специальным знаком.
Если у человека была возможность проехать по крайней правой полосе, но он решил продолжить движение по тротуару, его будет ждать штраф в размере 800 рублей. Если же водитель был при этом в состоянии алкогольного опьянения, то его сумма составит 1000-1500 рублей.
На видео об определении тротуара
Как» показывает практика, за нарушения связанные с движением по тротуару, в нашей стране наказывают крайне редко, особенно это касается велосипедистов. При этом, многие водители нарушают имеющиеся запреты, создавая потенциальную угрозу ДТП. Помните, что проезжая по тротуару даже на низкой скорости, вы можете создать аварийную ситуацию.
Добрый день! Интересует следующий вопрос. Как определяется ширина тротуара? Где заканчивается тротуар и начинается прилегающая территория?
В правилах ПДД этого точно не указано. Там сказано, что тротуар- это элемент дороги. И он примыкает к проезжей части. А прилегающая территория- это территория непосредственно прилегающая к дороге. Так как, определение дорога включает в себя тротуар согласно определению в ПДД, то прилегающая территория может прилегать к тротуару. Но если они сделаны в один уровень дорожного полотна, как определить границу?
Согласно ГОСТу Р 52766-2007 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дороги автомобильные общего пользования ЭЛЕМЕНТЫ ОБУСТРОЙСТВА. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ и СНиПу 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» на который в этом ГОСТе есть ссылка, для каждой категории дорог и улиц установлена конкретная ширина тротуара. Максимальная ширина, указанная там 4,5м. Значит ли это, что при определении ширины тротуара в спорной и непонятной ситуации с сотрудниками ГИБДД можно обращаться к этим нормам? Ведь согласно статьи 12 пункта 19 «Закона о полиции» и статьи 11 пункта а) Указа президента «О дополнительных мерах обеспечения безопасности дорожного движения» Полиция в целом и Госавтоинспеция в частности должны осуществлять контроль и надзор за соблюдением нормативно правовых актов и стандартов в области безопасности дорожного движения. В Данном ГОСТе указано, что область применения: «Стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.» Следовательно он относится к тем документам, требования которых госавтоинспекция должна знать и следить за их соблюдением.
Прошу дать ваши советы и комментарии. Как правильно ссылаться на эти документы в споре с ГИБДД, как строить диалог?
Ответы юристов ( 1 )
Здравствуйте, Игорь. Следовало бы сообщить сущность спора. Нельзя верно сориентироваться в вопросе, состоящем только из доводов и понятий. А о чем идет речь, о каком споре, неизвестно.
Тротуар — это зона для пешеходов, а не для движения автомобилей. И если спор у вас о каком-то конкретном случае — например, вы заехали на тротуар, или ДТП произошло на тротуаре, при чем тут ГОСТы? В это случае ширина тротуара определяется не ГОСТом, а его реальной шириной, определяемой на основании измерения. Если ширина тротуара, например, полметра, вы, думаю, не будете ссылаться на то, что тротуар — 4,5 метра потому, что так указано в ГОСТах? Вы ведь не возводить тротуар собираетесь, чтобы ГОСТами руководствоваться, а разрешить данный конкретный спор, на данном конкретном тротуаре, ширина которого вполне может быть какой угодно.
Следовательно он относится к тем документам, требования которых госавтоинспекция должна знать и следить за их соблюдением.
За чем следить? За шириной тротуаров? И как это должно выглядеть?
Как определяется ширина тротуара?
По результатам измерений.
Где заканчивается тротуар и начинается прилегающая территория?
Почему — заканчивается? А что мешает тротуару располагаться на прилегающей территории?
В данном конкретном случае эвакуирована машина с прилегающей территории. Машина находилась в кармане перед магазином. В этот карман можно заехать свернув с главной дороги по съезду на прилегающую территорию. Расстояние от края проезжей части (бордюра) до моей машины было около 7 метров.
В смысле, как должно выглядеть? ГИБДД следит, за тем, что бы тротуары соответствовали ГОСТу. Если они Выявляют нарушения, то заводят административное дело на ответственные за это органы. Я нашел конкретный пример, где за не соблюдение требований данного ГОСТа по организации пешеходных переходов, в Ульяновской области ГИБДД возбудило административное дело в отношении администрации. А сказал я это к тому, что хотел прояснить что можно ли ссылаться на требования этого ГОСТа в споре с ГИБДД, потому-что он относится к нормативно-правовому акту, напрямую их касающемуся.
А на каком основании Вы делаете заявление, что ширина тротуара может быть какой угодно? Ведь должен же быть нормативно-правовой документ, в котором будет это указано, что ширина тротуара может быть любой, если Вы так говорите. Если ширина тротуара 0,5 м. а по госту должна быть 4,5 м. я же могу ссылаться на нарушения ГОСТа в этом случае?
А как будут проводиться данные измерения? Меня этот вопрос и интересует. Я и просил дать мне на него ответ. Измерение будет проводиться от края проезжей части до куда? У тротуара же должна быть ширина. И это где-то прописано. Что будет является внешней границей тротуара?
Тротуар- часть дороги, примыкающий к проезжей части. Что бы был тротуар, нужна дорога с проезжей частью. Это следует из определений ПДД. И где-то он должен заканчиваться. Не может же он быть бесконечным. Тогда, раз тротуар часть дороги, то и ширина дороги тоже не определена получается. Допустим, от бордюра до дома 25 метров, все они заасфальтированы в один уровень. Туда есть съезд с главной дороги идущий перпендикулярно к дому. Все эти 25 метров будут считаться тротуаром? Как это будет определятся? На основании каких регламентирующих документов?
Я нашел конкретные цифры в ГОСТе и СНиПе, поэтому и задаю вопрос. И как мне кажется, сущность спора здесь значения не имеет. Мне очень важно в данной ситуации знать, как определить внешнюю границу тротуара. Какой бы ситуация не была, норма определения этой границы же должна быть одна и та же.
>