No Image

Погрешность при взвешивании на автомобильных весах

СОДЕРЖАНИЕ
306 просмотров
15 декабря 2021

Сенянский М.В., к.т.н.

Через автомобильные весы, как правило, проходят все основные учитываемые грузовые потоки. Как правило, точность этих весов определяет основные экономические показатели предприятия, в том числе и уровень, так называемых, «нетехнологических» потерь. В этой статье я попытаюсь объяснить, почему необходимо пользоваться только самыми лучшими весами. Это особенно важно в период финансово-экономического кризиса, когда все стараются снизить незапланированные издержки.

Весоизмерительная компания «Тензо-М», Генеральным директором которой я являюсь, производит автомобильные весы более 12 лет. Сегодня мы являемся крупнейшим производителем не только автомобильных весов, но всей весоизмерительной техники в России. Почти 3000 автомобильных весов «ВА» успешно работают в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. За это время мы накопили и используем громадный опыт их проектирования, производства и сервисного обслуживания. Весы сертифицированы аккредитованными институтами Ростехрегулирования и внесены в Государственный Реестр средств измерений (Рис.1).

Рис.1. Самые массовые электронные автомобильные весы в России – весы ВА «Сахалин»

В последние годы в России автомобильные весы стали производить не только десяток серьезных специализированных предприятий, но и сотни «артелей умелые руки», созданных случайными людьми. В Государственном Реестре по состоянию на сентябрь прошлого года содержалось более 170 действующих сертификатов на автомобильные весы. Думаю, что по числу предприятий-производителей автовесов в мире впереди нас только Китай! Беда состоит в том, что большое число типов весов и их производителей рождает еще большее число проблем в области метрологии, сервиса и контроля для наших потребителей.

Многие советы по выбору хороших весов описаны мною в журнале «Главный метролог» [1]. Однако, в статье не были сделаны экономические оценки потерь потребителя от использования «артельных» весов. Такие оценки и являются предметом настоящей статьи.

Чем же отличаются весы «ВА», являющиеся самыми массовыми электронными автомобильными весами в России, от весов типа «артель», изготовленных на скорую руку дилетантами? Самое удивительное, что на бумаге – ничем! В паспорте «артельных» весов будут указаны те же величины цены поверочного деления, определяющей их заявленную точность, средний и гарантийный сроки службы и т.д. Кроме того, их цена будет на 20…30% ниже.

В реальной же эксплуатации они будут менее точными и надежными, а, следовательно, в итоге, обойдутся Вам в разы дороже! Убедиться в этом мы сможем вместе, проделав ряд несложных арифметических действий. Но прежде некоторые сведения из области метрологии.

Весы, как и всякое другое средство измерений, обладают погрешностью. Погрешность весов — это разница между их показаниями и действительным значением массы взвешиваемого груза. Как правило, погрешность хороших автомобильных весов в температурном диапазоне от минус 30 до + 40С составляет ± 0.02…0,03%. Поскольку для взвешивания массы груза (НЕТТО), перевозимого автомобилем мы должны взвесить автомобиль дважды – груженый (БРУТТО) и пустой (ТАРА) – предельная суммарная погрешность результата будет примерно в 2 раза выше.

Для простоты наших расчетов будем считать, что хорошие автомобильные весы позволяют определять массу «НЕТТО» перевозимого автомобилем груза с точностью ± 0,05%. Таким образом, погрешность взвешивания, например, 20 т зерна составит ± 10 кг. Если на элеваторе в течение суток взвесились 200 автомобилей с зерном, общая масса которого равна 4000 т, то суммарная погрешность (неопределенность) результата составит ± 2 т! Подчеркиваю, что пока речь идет о взвешивании на самых хороших современных электронных автомобильных весах!

Читайте также:  Выезд задним ходом с парковки схема

Благодаря использованию высокоточных и надежных сертифицированных весоизмерительных датчиков, жесткой конструкции грузоприемной платформы, качественному микропроцессорному весовому терминалу и недеформируемому грамотно спроектированному и построенному фундаменту, погрешность «Δ» весов «ВА» будет оставаться неизменной и стабильной во времени. Каждый день, месяц и год летом и зимой, днем и ночью, в дождь и ясную погоду неопределенность взвешивания 20 т груза на этих весах не будет превышать предельной величины ± 10 кг.

Иное дело – «артельные» весы (рис.2). Экономия на комплектующих элементах весов – датчиках и электронике, на количестве и качестве металла, используемого для сварки грузоприемной платформы, а также на строительно-фундаментных работах приводит к тому, что при изменении температуры окружающей среды весы в 90% случаев начинают «врать». Метрологи говорят, что возникает дополнительная (температурная) систематическая погрешность взвешивания. По данным наших исследований метрологических характеристик дешевых привезенных из Юго-Восточной Азии датчиков температура может увеличивать величину погрешности втрое!

Рис.2. Изменение предельной погрешности взвешивания при изменении температуры окружающего воздуха

В результате постройки недостаточно жесткого фундамента, а некоторые «горе — производители» рекомендуют даже бесфундаментную установку весов, может возникать и дополнительная погрешность случайного характера. Со временем она может и прогрессировать – слабая грузоприемная платформа остаточно деформируется от все возрастающего количества взвешенных автомобилей, а «бесфундаментное основание проседает (рис.3).

Рис.3. Изменение предельной погрешности взвешивания при проседании фундамента и остаточной деформации грузоприемной платформы

И это не кошмарный сон, а, к сожалению, довольно частая картина, наблюдаемая у клиентов, решивших сэкономить 100…300 тысяч рублей при покупке весов и примерно столько же при строительстве фундамента. Оценим теперь ту выгоду, которую получает клиент, покупая самые массовые в России, проверенные временем автомобильные весы №1 типа «ВА» под названием «Сахалин».

Продолжая тему зерна, подсчитаем стоимость тех потерь при взвешивании, которые мы не понесли в результате использования лучших весов. Пусть тонна зерна стоит 7000 рублей, а реальная погрешность «артельных весов» в эксплуатации не в 3…8 раз, а всего лишь в 2 раза выше, чем у весов «ВА» №1. При взвешивании тех же 200 автомобилей в сутки «непонесенные» Вами потери (выигрыш) составят

2т х 2 х 7000 руб. = 28 000 рублей/сутки!

Таким образом, разница в стоимости «артельных» и профессиональных весов с учетом строительства нормального рекомендованного «Тензо-М» фундамента компенсируется максимум уже через 1 месяц:

(300 000 + 300 000) руб./28 000 руб. = 22 дня

Далее весы будут давать только прибыль и окупятся полностью через 2…3 месяца. А ведь это только на зерне! Если провести расчет окупаемости весов на более дорогих грузах, таких как мука, цветной металлолом, алюминий, мясная продукция и т.д., то результаты окажутся просто удивительными!

Стабильность метрологических характеристик весов «ВА» №1 «Сахалин» обеспечивается благодаря применению высокоточных весоизмерительных датчиков МВ-150 (www.mv-150.com), микропроцессорных весовых терминалов ТВ-017 и ТЦ-017, разработанных и производимых на предприятии «Весоизмерительная компания «Тензо-М». Датчики, являющиеся «сердцем весов», сертифицированы не только по ГОСТ 30129, но и по стандарту ЕЭС EN 45501 в независимой Европейской лаборатории.

Максимально жесткая среди аналогов грузоприемная платформа коробчатого сечения с обшивкой из 8-мм рифленой стали через датчики опирается на недеформируемый, проверенный годами эксплуатации монолитный железобетонный фундамент (рис.4). Специальные горизонтальные тяги воспринимают все горизонтальные силы, обеспечивая безударный заезд и съезд автомобилей с весов. Это решение наших конструктов имеет мировую новизну и защищено патентом [2].

Читайте также:  Здравствуй милый золушок как твой заворот кишок

Рис.4. Основные преимущества весов ВА №1 «Сахалин»

Основные преимущества весов ВА №1 «Сахалин»

1. Надежный плоский монолитный фундамент

2. Жесткая грузоприемная платформа коробчатого сечения с настилом из 8-мм стального рифленого листа

3. Цифро-аналоговая система измерения веса, защищенная от несанкционированного влияния на результат

4. Инструментальные средства обеспечения взвешивания без оператора-весовщика (светофор, шлагбаум, датчики положения автомобиля, видеокамеры)

Весы «ВА» №1 «Сахалин» обладают еще несколькими важными достоинствами, помогающими нашим потребителям эффективно вести бизнес, преодолевая влияние мирового финансового кризиса.

Цифроаналоговая система измерения веса позволяет избежать несанкционированного дистанционного влияния недобросовестных покупателей на результат взвешивания автомобиля. Такие дистанционные системы, построенные на базе приемо-передающих блоков автомобильных сигнализаций, к сожалению, уже обнаруживались нашей сервисной службой на старых весах.

Весы ВА «Сахалин» могут работать даже без оператора — весовщика в автоматическом режиме. Это важно в сегодняшнее кризисное время, когда все владельцы проводят оптимизацию численности персонала для снижения издержек производства. В этом случае весы оборудуются светофорами, шлагбаумами, датчиками положения автомобиля и видеокамерами, а также оснащаются специальным программным обеспечением (ПО) для автоматического распознавания государственных номеров автотранспорта.

В одной статье трудно рассказать о всех достоинствах автомобильных весов ВА «Сахалин», однако, думаю, что смог объяснить читателям почему же они являются самыми массовыми электронными автомобильными весами в России.

Считая бумажные купюры в кассе своего предприятия, мы часто повторяем эту операцию дважды, чтобы убедиться, что сумма подсчитана правильно. Взвешивая сырье или готовую продукцию на весах, мы фактически тоже считаем свои деньги. Так пользуйтесь для этого только самыми лучшими автомобильными весами!

Сделано в России – это звучит гордо!

1. Сенянский М.В. Как выбрать автомобильные весы через «ИНТЕРНЕТ». «Главный метролог», № 4, 2008 г

2. Челноков Б.М., Годзиковский В.А., Лапшин А.С. Весы для взвешивания автомобилей. Патент РФ № 2335742 от 4.08.2005 г.

Главной характеристикой любого измерительного оборудования, в том числе транспортных весов, является точность. И чем она выше, тем лучше. К сожалению, даже самые лучшие лабораторные приборы не способны обеспечить абсолютно точный результат измерений. Что уж говорить о погрешности автомобильных весов, или даже вагонных. Однако в этом нет опасности, если реальная точность измерительного устройства соответствует принятым нормам.

Точность вагонных и автомобильных весов, допустимая погрешность

Прежде всего, следует ознакомиться с понятием классов точности. Всего их, согласно действующим ГОСТам, – три (I «Специальный», II «Высокий» и III «Средний»). Класс точности автомобильных весов (как и вагонных) почти всегда «Средний» – этого вполне достаточно для данного типа измерительных устройств.

Что это означает на практике? Начнем с автомобильных весов III класса точности. Их погрешность при статическом взвешивании не должна превышать 0,2% (обычно в диапазоне 0,1-0,2%). При динамических измерениях допускаются отклонения до 1%, но их результаты нельзя использовать в коммерческих целях.

Теперь рассмотрим точность автомобильных весов в абсолютных величинах, с учетом различных типоразмеров на примерах реально выпускаемых моделей:

  • типоразмеры 20-40 тонн – наибольшая погрешность 30 кг (0,075-0,15%);
  • типоразмер 80 тонн – наибольшая погрешность 150 кг (0,18%);
  • типоразмер 100 тонн – наибольшая погрешность 150 кг (0,15%).
Читайте также:  Ремонт раздаточной коробки бмв х5 е53

Погрешность везде вписывается в рамки 0,2% и соответствует III классу точности. Что же касается вагонных весов, то ввиду некоторых особенностей взвешивания железнодорожных составов, вводятся три градации:

  • погрешность при взвешивании состава с 20 вагонами и менее – не более 0,1%;
  • погрешность при взвешивании состава с более чем 20 вагонами – не более 0,5%;
  • погрешность при динамическом взвешивании расцепленных вагонов – не более 1%.

Поскольку вес нагруженных железнодорожных составов огромен – погрешности в доли процента являются незначительными.

Недорого приобрести современные автомобильные или вагонные весы любого типоразмера вы сможете в компании «КубаньВесСервис». Вся наша продукция проходит тщательное тестирование, поэтому ее точность полностью соответствует действующим государственным стандартам. Оставьте заявку на нашем сайте или свяжитесь с менеджерами компании по указанным телефонам.

Весы являются измерительным инструментом и предназначены для измерения веса. Единицей измерения веса является килограмм, а также его производные грамм, тонна, миллиграмм и т.д.

Поскольку абсолютно точно вес измерить невозможно, то показания весов могут считаются достоверными с определенной погрешностью измерения. С другой стороны, показания результатов взвешивания на индикаторе электронных весов отображаются с некоторой дискретностью, обозначаемой величиной d.

Например, если дисплей торговых весов AP-15М показывает вес 1 кг, то при добавлении груза весом 3 г показания будут равны 1,005 кг, т.е. будут меняться с дискретностью d = 5 г. Многие ошибочно полагают, что эта величина d и является погрешностью измерения веса. Однако это не так.

Предельно допустимая погрешность измерений определяется специальной метрологической величиной е — ценой поверочного деления.

Обычно производитель весов гарантирует следующее соотношение: d = e. Как правило, об этом сообщено на дисплее конкретных весов, а также на "шильдике" — алюминиевой пластинке с заводским номером, прикрепленной к корпусу. Данное равенство позволяет установить связь между дискретностью показаний и погрешностью измерения.

Связь предельно допускаемой погрешности измерений с e для весов каждого класса точности приведена в соответствующих ГОСТах. Можно также посмотреть эти данные в описаниях типа средства измерения, являющихся неотъемлемым дополнением к метрологическому сертификату.

Для лабораторных весов — погрешность взвешивания — указана в «Руководстве по эксплуатации», которое входит в комплект поставки с каждыми весами. И здесь мы видим отличие от ранее действовавших документов. В предыдущей версии стандарта для электронных весов устанавливалось одно значение погрешности во всем диапазоне автоматического уравновешивания. Согласно новой версии стандарта весь диапазон взвешивания от наименьшего до наибольшего пределов взвешивания разбивается на интервалы взвешивания, характеризующиеся различными значениями предельно допускаемой погрешности. Границы интервалов взвешивания выражаются определенным количеством цен поверочных делений «е». В результате такого разбиения весы имеют несколько значений предельно допускаемой погрешности по диапазону взвешивания, нормируемых производителем в долях цены поверочного деления «е» и выражаемых в единицах массы. Интервалы взвешивания и соответствующие им предельные значения допустимой погрешности взвешивания для весов различных классов точности приведены в таблице

Интервалы взвешивания для весов класса точности Пределы допускаемой погрешности
специального высокого среднего при первичной поверке в эксплуатации
До 50000е До 5000е включ. До 500е включ. ±0,5е ±1,0е
Св. 50000е до
200000е включ.
Св. 5000е до
20000е включ.
Св. 500е до
2000е включ.
±1,0е ±2,0е
Св. 200000е Св. 20000е Св. 2000е ±1,5е ±3,0е

© « Весовые системы », 2001-2017
Все права защищены

Комментировать
306 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector