Фотки сделал, теперь более серьёзно попробую рассказать, как сделан спальник и багажный отсек.

Сначала снимаем размеры. Далее уже имея размеры пространства со всеми его выпуклостями и впуклостями, начинаем конструировать.
Мы нарисовали много вариантов, остановились на следующем:

В транспортном состоянии за передними сиденьями установлен и жёстко зафиксирован в трёх точках рундук. Он имеет четыре зоны. Две центральные – самые большие.
Правая центральная подбиралась так, чтоб туда укладывались плашмя 20-ти, сверху на ней 10-ти (или 20-ти по необходимости) канистры с бензином. Также туда входят большой кейс для ЗИПа и редко применяемых инструментов, а также плоский бокс, в котором ездит такелажный стафф. Канистра с тосолом (4 кг), спальники, запасная обувь, мешок с горелкой, посудой, большой аптечкой и всякой другой мелочёвкой. Можно упихнуть и ещё чего-то, по необходимости.
Левая центральная зона отдана под продуктовый набор – это большой пакет Икея (типа огромных сумок с которыми мотались «челноки», торговавшие на рынках).
Оставшиеся самая левая и самая правая зоны маленькие. Туда входят компрессор, переноска, канистра масла (5л.) тормозная жидкость, палатка, второй огнетушитель, воронка, балонник-крест и опять же какая-нибудь мелочь.

Непосредственно перед рундуком вровень со ступенькой пола ставится пластиковая 20-ти литровая канистра с водой (при необходимости до 3-х штук) и рюкзак с одеждой.

Сверху поперёк машины на рундук кладутся 2 складных стула, 2 свёрнутых пенки, пледы и шкуры, ноут, фото-видеотехника.
Весь этот шмурдяк притягивается сеткой от ступеньки пола до задних колонок. Так что при скачках в колее в голову ничего не прилетает. Сверху уже лежат куртки, чтоб их можно было быстро на себя накинуть, выходя из машины.
Набор инструментов и кейс с ключами находится под и за водительским сиденьем, за сиденьем штурмана находится большой огнетушитель, туда же кладётся пакет, в который бросаем мокрые и грязные тросы и ботинки во время движения.

Рюкзак с одеждой переезжает в ноги штурмана, 20-ти литровая канистра с водой выдворяется ночевать на улицу, кстати, вместе со стульями.
С сидений снимаются подголовники, а спинки раскладываются так, чтоб быть ниже уровня рундука и сдвигаются максимально назад.

Обувь которая обычно за день вымокает, остаётся в ногах водителя, там где педали и куда идёт обдув горячим воздухом при работающей печке. Так что они просыхают (или, по крайней мере тёплые утром).

От рундука вперёд выставляются г-образные
направляющие и сверху накрываются листами (3шт.). Первый лист имеет зацепление с рундуком, средний получается просто зажат. Крайний, имеющий выемку под руль, связывает направляющие между собой посредствам болтов.

Сверху накрывается пенками, пледом и шкурами. Стелятся спальники.
В разложенном состоянии доступны все органы управления, кроме КПП и педалей. Воздуховоды находятся как раз у ног, так что ноги в тепле. Инвертор позволяет включить лампу, ноут или ещё чего надо.

Реализация
Собран пространственный каркас из прямоугольного алюминиевого профиля. Общий вес составляет не более пяти килограмм.

Собирается на клёпках. Скрепляется металлическим уголком. Каркас жёстко крепится к кузову в места штатного крепления задних ремней безопасности.

Накрыт каркас фанерой 0,8мм. Каждая зона накрывается отдельным листом, имеется доступ сверху, когда листы, ложащиеся на направляющие, убраны. Т.е. либо при разложенном спальнике, либо когда его запчасти остались в гараже.
Длина спальника со стороны штурмана составляет 190см со стороны пилота 170см.

PS: Интересен процесс залезания-вылезания. Тому, кто залазит первым можно помочь – запустить его через заднюю дверь, потом подобрать его ботинки и положить на место. А вот залезать последним надо весьма акробатично… (жизнь научит).

PPS: зато какое это удовольствие поздней осенью, когда на улице противный дождик, а позади напряжённый день пути лежать в машине. Лежать в спальниках и пить горячий чай из термоса. Пить горячий сладкий чай и курить, открыв заднюю дверь вверх, как козырёк от дождя. Вдыхать мокрый прохладный воздух, лёжа в спальнике, когда тебе в ноги дует тёплый воздух из печки. А потом, докурить, допить чай, опустить заднюю дверь, погасить лампу, выключить музыку, вытянуться в полный рост и уснуть под ровное урчание двигателя…

Первый опыт эксплуатации «длинной» Нивы, подтвердил, что слухи в Сети о возможностях багажного отсека авто отнюдь не преувеличены. Действительно, при откинутом заднем сидении экипаж из двух человек может не беспокоиться о наличии свободных мест в кемпинге или частном подворье. При перевозке вещей по маршруту «дом — дача» и «дом — магазин» проблем тоже не возникает. Ниже на фото — «спальные» возможности багажного отсека «длинной» Нивы.

На этом плюсы заканчиваются, и начинаются проблемы. В основном их две.

  1. Багажник насколько большой, настолько и бестолковый, он мало приспособлен для удобного размещения груза (нет ни крючков, ни ящиков, ни сеток).
  2. Пластиковая заводская полка багажника ВАЗ создает больше проблем, чем пользы, о чём я уже писал в своей предыдущей статье. Их можно только выкинуть или попробовать заменить деревянными аналогами.

Три месяца использования авто после покупки — и стремление довести до ума багажник своими руками переросло из категории «хочу» в категорию «надо».

Как доработать багажник своими руками, рассказано ниже.

Багажник Нивы: текущая ситуация, первая попытка усовершенствования

Простая замена пластиковых заводских полок на покупные, деревянные (фанера 20 мм, облагороженная карпетом) закончилась неудачей. Шума меньше не стало, да и функциональности не прибавилось.

Самодельный багажник вышел средним по качеству, а обошёлся в 1800 руб.

Главная причина — «хлипкая» конструкция деревянных полок. Видно, что производитель попытался сэкономить на всём. Для сравнения на фото ниже показано главная деталь.

Чёрный верх, белый низ

Суть следующей попытки обустроить самодельный багажник заключалось в том, чтобы к неплохим в целом деревянным полкам прикрепить штатное (заводское) крепление. Творческий процесс показан на фото ниже.

Попытку можно было бы признать удачной, но при монтаже полок требуется немалая акробатическая подготовка. Результат практически не отличается от первого варианта, но мороки, нервов при сборке потребовалось значительно больше.

Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт

Поскольку успешно решить проблему в лоб и сразу обустроить багажник своими руками не удалось, я начал искать обходные пути. Пришёл к следующим выводам:

  1. Полки нужно закрепить таким образом, чтобы их можно было легко и быстро демонтировать, по возможности без применения инструментов.
  2. Покупные полки для багажника ВАЗ необходимо доработать, чтобы пространство над арками в багажнике, можно было использовать для хранения предметов первой необходимости.
  3. Что бы исключить недоразумения при разработке конструкции полок, нужно изготовить макет.

Проработка конструкции и изготовление макета полок

Чтобы создать макет полок, я использовал имеющиеся обрезки листов ОСП. Толщина ОСП — 9 мм, толщина купленной фанеры — 10 мм, что обеспечило достаточную точность. В качестве силового конструктивного элемента решил использовать внутреннюю боковую стенку будущей конструкции, прикреплённую штатными болтами к кузову багажного отсека. Получилось жесткое и надёжное крепление. См. фото ниже слева. Соответственно, все остальные элементы будут крепиться к несущей боковой стенке (нижнее фото).

Основные этапы и работы при изготовлении макета полок:

Для крепления верхней и нижней полки использовал стальную полосу (25×4) (показано ниже) и мебельные уголки (20×30 и 20×40).

Предварительное крепление (как на макете из ОСП, так и при первой пробной сборке из фанеры) делал небольшими саморезами. При окончательной сборке использовал саморезы максимально допустимой длины и болтовые соединения. Чтобы диффузор звуковых колонок лучше прилегал к полкам, из резины толщиной 6 мм я вырезал прокладки, через которые крепил динамики к полкам.

Дабы не загромождать пространство, я решил изначально отвести правую полку для нужных вещей, которые всегда вожу с собой: ножного насоса, аварийного знака, баллонного ключа, троса и огнетушителя. Соответственно, вырезы делались с учетом размеров и особенностей данных предметов. При этом огнетушитель всегда должен быть в зоне прямой досягаемости.

Полка багажника ВАЗ из фанеры

При наличии макета изготовление полок выполняется легко и непринуждённо. Потребуется 1,5 — 2 часа. Пробную сборку оригинала я выполнял небольшими саморезами. Основные этапы и особенности показаны ниже. На фото — внутреннее устройство боковой правой полки и система взаимного крепления элементов полки.

Для того чтобы предметы надёжно размещались внутри полки, я установил дополнительную панель. На фото она временно закреплена струбциной.

Конечно, позже я доработал конструкцию, чтобы панель надежно держалась и при этом быстро снималась без применения инструментов.

В качестве заготовок для изготовления направляющих фиксаторов я использовал мебельные уголки: распрямлял, рубил на две равные части, одну сторону детали немного подгибал, обрабатывал края напильником и ставил на саморезы.

После того как все элементы конструкции были окончательно подогнаны, все детали полки я покрасил двумя слоями чёрной эмали для наружных работ.

Высушив все детали, я обклеил их чёрным карпетом (в цвет купленных полок) с помощью клея «Момент» и строительного стиплера.

Комплект готовых дополнительных элементов для полки по одной стороне багажника:

На фото ниже показаны особенности изготовления главного силового элемента, к которому крепятся все остальные детали полки. При окончательной сборке стальную полосу к листу я прикручивал с помощью саморезов, мебельных гаек и болтов М5.

Вот так я прикрепил несущую силовую конструкцию к кузову авто по левому и правому борту.

Порядок сборки доработанных полок

После установки силовой стенки крепим верхнюю полку с динамиками к верхнему кронштейну на два самореза.

Устанавливаем боковую панель купленной полки и крепим на два болта М10 с барашковой гайкой.

Устанавливаем среднюю полку, крепим на два самореза. Устанавливаем стойку-опору, к которой будет пристёгиваться дополнительная быстросъёмная панель, скрывающая и защищающая предметы, хранимые в полке.

Общий вид багажного отделения с установленными доработанными полками:

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 628 / 51730

Дано: Нива 21213 96год, неуёмная фантазия

Идея: Готовим машинку для путешествий, мысль о превращении салона в спальню.

Обдумываемая реализация:
1. Установка поворотных (на 180 град.) сидушек от минивэна на 2 передних места.
2. Переделка заднего сиденья, так что бы получался ровный пол с багажником и с сидушками из первого пункта.

Вопросы:
1. А вообще реально такие сидухи поставить? Если да то где бы их поискать?
2.Есть ли другие варианты решения данной задачи?
3.У кого какие мысли/варианты?

Рег.: 14.03.2005
Тем / Сообщений: 2 / 405
Откуда: Челябинск
Возраст: 46
Авто: УАЗ-Патриот классик, была ВАЗ 2131-10 (1.8i)

Рег.: 11.07.2006
Сообщений: 83
Откуда: ИРКУТСК
Возраст: 47
Авто: Нива-21213 1994 + SUBARU FORESTER

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 628 / 51730

Доводы, доводы в студию.

Добавлено спустя 4 минуты 29 секунд:

Рег.: 11.07.2006
Сообщений: 83
Откуда: ИРКУТСК
Возраст: 47
Авто: Нива-21213 1994 + SUBARU FORESTER

Рег.: 12.12.2004
Тем / Сообщений: 5 / 1412
Откуда: Москва
Возраст: 54
Авто: ВАЗ 21214. 2004 г.в.

Рег.: 04.07.2006
Сообщений: 194
Откуда: Обнинск работа
Возраст: 57
Авто: 000

Рег.: 02.11.2005
Тем / Сообщений: 2 / 273
Откуда: москва
Возраст: 36
Авто: vw-bus: 21214М 2012г.в.

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 628 / 51730

Идея из фака понятна, склонен согласится что так действительно лучше (сори что сразу не нашёл — искал в раздели кузов, салон).

Но у поворотных седений есть как минимум ещё один +, возможность посидеть в машине лицом к лицу с пасажиром.

Спал в машине один раз этим летом, не понравилось абсолютно из за того что, душно, жарко, окошки не открыть ибо насекомые сожрут (дело в Карелии было), особенно ночью не поворочаешься. По сравнению с палаткой ночлег в машине явно проигрывает. Палатку поставить самое долгое 5 минут, а пока я вещи разгребал, пока комаров отлавливал по пути залетевших, пока поудобнее устраивался, два моих товарища, которые палатку раскинули, уже 10 сон видели.

Так что мой выбор — палатка, пенка, спальник. Удобнее нет.

Рег.: 07.07.2005
Сообщений: 948
Откуда: Москва
Возраст: 38
Авто: 21213, 1999