Добрый день, уважаемый читатель.

В правилах дорожного движения есть два схожих понятия: ограниченная видимость и недостаточная видимость. И хотя они относятся к совершенно разным ситуациям, водители довольно часто путают их между собой.

В этой статье рассмотрены оба перечисленных термина а также ситуации, в которых эти термины применяются.

Что такое недостаточная видимость?

Термин недостаточная видимость расшифровывается в пункте 1.2 ПДД:

"Недостаточная видимость" — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Говоря простым языком, недостаточная видимость означает, что дорогу плохо видно из-за погоды или времени суток.

Данный термин распространяется на дорожную ситуацию в целом. То есть если водитель проедет по дороге еще сотню метров, то погода и время суток не изменятся и видимость останется недостаточной.

Что такое ограниченная видимость?

Еще раз обратимся к пункту 1.2 ПДД:

"Ограниченная видимость" — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Термин ограниченная видимость также означает, что дорогу плохо видно. Однако в данном случае видимость ограничена чем-то, то есть какими-то объектами на проезжей части или вблизи нее.

Например, на обочине растут кусты, которые своими ветками заслоняют часть дороги.

Данный термин распространяется только на конкретное место, из которого плохо видно дорогу. Если проехать мимо объекта, ограничивающего видимость, то исчезнет и сама ограниченная видимость.

Правила для недостаточной видимости

Поскольку термин недостаточная видимость распространяется на ситуацию в целом, то и связанные с ней правила в основном относятся к использованию световых приборов и световозвращателей, уменьшающих риск наезда на плохо видимый объект.

Использование фар и фонарей

Правила использования фар и фонарей в условиях недостаточной видимости перечислены в пунктах 19.1, 19.3, 19.4, 19.7, 19.8.

При движении должны быть включены следующие световые приборы:

  • Фары ближнего или дальнего света — на механических ТС.
  • Фары или фонари — на велосипедах.
  • Фонари — на гужевых повозках.
  • Габаритные огни — на прицепах и буксируемых ТС.
  • Опознавательный знак "Автопоезд".

В дополнение к фарам при движении в условиях недостаточной видимости могут быть включены противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

При остановке или стоянке должны быть включены:

  • Габаритные огни. В дополнение к ним могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и противотуманные фонари.
  • Опознавательный знак "Автопоезд".

Обозначение выступающего груза

23.4. Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками "Крупногабаритный груз", а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди — фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета.

Груз, значительно выступающий за габариты транспортного средства, должен быть дополнительно обозначен фонарями или световозвращателями спереди и сзади.

Световозвращатели для пешеходов

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

В условиях недостаточной видимости пешеходы должны использовать световозвращающие элементы при переходе дороги или движении по ней (по обочине или проезжей части). Вне населенных пунктов световозвращатели являются обязательными, в населенных пунктах их использование рекомендуется.

Световозвращатели для велосипедов и мопедов

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

Для велосипедистов и водителей мопедов использование световозвращателей не является обязательным, однако правила все же рекомендуют иметь такие элементы.

Фонари для пеших колонн

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.

В условиях недостаточной видимости организованная пешая колонна должна быть обозначена фонарями (спереди — белым, сзади — красным).

Ограничения на прогон животных

25.6. Водителям гужевых повозок (саней), погонщикам вьючных, верховых животных и скота запрещается:

  • прогонять животных через железнодорожные пути и дороги вне специально отведенных мест, а также в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (кроме скотопрогонов на разных уровнях);

В условиях недостаточной видимости прогон животных по дорогам запрещен (кроме прогона по специальным тоннелям или мостам для животных).

То есть все правила для условий недостаточной видимости направлены на то, чтобы сделать объекты на дороге более заметными и уменьшить риск столкновения.

Правила для ограниченной видимости

Запрет обгона

  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

На участках дорог с ограниченной видимостью запрещается обгон транспортных средств.

Световозвращающий жилет для водителя

2.3.4. В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.

Пункт 2.3.4 правил говорит о том, что при ограниченной видимости водитель должен надевать одежду со световозвращающими полосами.

При рассмотрении данного пункта можно предположить, что его составители перепутали понятия ограниченная и недостаточная видимость.

Например, водитель находится на проезжей части на участке дороги с ограниченной видимостью (за крутым поворотом). Если водитель наденет световозвращающий жилет, то это никак не повлияет на его безопасность, т.к. его все равно не будет видно за поворотом.

Если же водитель наденет куртку со световозвращающими полосами при недостаточной видимости (в тумане), то водители проезжающих транспортных средств смогут заметить его раньше и принять меры для избежания столкновения.

Также можно вспомнить и о том, что выше в тексте этой статьи было обнаружено, что фары, фонари и световозвращатели следует использовать именно в условиях недостаточной видимости.

Дорожные знаки при ограниченной видимости

На крутых поворотах с ограниченной видимостью могут устанавливаться следующие дорожные знаки:

Примечание. Кроме крутых поворотов существуют и другие места с видимостью менее 300 метров, однако специальными знаками они не обозначаются.

Правила, если видимость небольшая

Существуют также несколько пунктов правил, которые относятся ко всем ситуациям, когда дорогу плохо видно. То есть не имеет значения причина плохой видимости, правила в любом случае должны выполняться.

Аварийная сигнализация и знак аварийной остановки

7.2. При остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:

  • при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.

Если водитель совершил вынужденную остановку и автомобиль плохо видно, то он должен включить аварийку и выставить знак аварийной остановки.

Разворот

8.11. Разворот запрещается:

  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

Если видимость составляет менее 100 метров, то разворот запрещается.

Скорость

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

При выборе скорости движения водитель должен учитывать видимость в направлении движения. То есть в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостью имеет смысл снизить скорость.

Очень часто причиной ДТП становится тот факт, что водитель не снижая скорости въезжает в туман или дым и врезается в неподвижное препятствие.

Остановка и стоянка

12.4. Остановка запрещается:

  • на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;

Также как и разворот, в местах с видимостью менее 100 метров запрещаются остановка и стоянка.

Подводя итоги данной статьи нужно сказать, что правила составлены таким образом, чтобы исключить дорожно-транспортные происшествия в условиях, когда дорогу плохо видно.

Если видимость ограничена из-за погоды, то ПДД предлагают использовать световые приборы и световозвращатели. Если причина плохой видимости — особенность конкретного участка дороги, то правила предлагают отказаться от опасного маневрирования.

Ну и в любом случае, если дорогу видно недостаточно хорошо, то будьте внимательны и осторожны.

Закрытый поворот

Помимо метеорологических условий и темного времени суток, плохой обзор также обеспечивают сама дорога и придорожные объекты. Мы не будем останавливаться подробно на опасностях и ошибках, а просто перечислим большинство условий и варианты их возникновения, укажем возможные последствия для участников дорожного движения.

Закрытым считается такой поворот, двигаясь по которому, водитель не видит всего, что происходит за поворотом. Закрытый поворот — это также и такой поворот, внутренняя часть которого заросла кустарником, высокой травой или загромождена камнями и скалами. Превышая скорость во время движения по такой местности, водитель рискует столкнуться со встречными автомобилями или наехать на дорожные ограждения.

Ограниченная обзорность дороги если ехать по серпантину

Горные дороги обычно выглядят, как серпантин — чередование небольших наклонных прямых, которые сменяются поворотами в обратную сторону. Ограниченная обзорность дороги если ехать по серпантину обусловлена самими поворотами, скальной породой, что нависают с одной стороны дороги. В таком месте могут произойти лобовое столкновение, скатывание автомобиля в сторону обрыва, его переворот через крышу.

Для холмистой местности характерно большое количество поперечных перегибов на дорожном полотне. Зачастую водитель, поднимаясь на холм с одной стороны, не представляет, что ждет его с другой: крутой поворот, препятствие или, к примеру, группа пешеходов. Времени на принятие решения в такой ситуации мало, особенно когда на вершине холма разъезжаются два встречных автомобиля.

Лесная дорога

Лесная дорога зачастую бывает достаточно узкой, по краям много кустов и высокой травы. Из-за плохого обзора водитель может не заметить животное или человека. Кроме того, за изгибом дороги может оказаться поваленное дерево или торчащий из земли корень. В результате можно потерять управление и произойдет авария. Что бы ни случилось, в любой ситуации наши специалисты по выездной тех помощи на дорогах москвы приедут и окажут необходимую помощь.

Перекрестки в населенных пунктах — предметы ограничивающие обзорность с места водителя

Ограниченная обзорность на перекрестках не дает водителю получить полную информацию о дорожной обстановке, а значит, возможны столкновения с транспортом, который движется по пересекаемой улице, а также с пешеходами на проезжей части. Из следующей главы можно будет узнать подготовка автомобиля к зиме — полезные советы: нужно ли менять масло, проверка фар, подготовка аккумулятора, нужна ли зимняя шипованная резина.

Обычно предметы ограничивающие обзорность с места водителя, это рекламные тумбы, щиты и тому подобное. Эти и любые другие придорожные объекты могут скрывать за собой все что угодно: играющих детей, домашних животных и т.п. Приближаясь к подобным местам необходимо быть предельно внимательным. А в одной из следующих глав можно будет узнать нужно ли прогревать двигатель зимой и как прогревать двигатель зимой.

Обгон автобуса на остановке

Общественный транспорт. Из-за троллейбусов и автобусов, которые стоят на остановках, иногда выскакивают пешеходы, решившие в этот момент перейти проезжую часть. И здесь от водителя требуется повышенная бдительность. При обгоне автобуса на остановке иногда помогает тень человека, видимая под передней частью автобуса или троллейбуса.

Формы и методы контроля за выполнением участниками дорожного движения требований настоящих Правил определяются Министерством внутренних дел.

  • 5. Нарушение настоящих Правил влечет ответственность, установленную законодательными актами.
    • ПДД он-лайн
    • ПДР на Беларускай мове
    • Rules of the road
    • ПДД для Android
    • ПДД для iPhone
    • ПДД в формате FB2
    • Стаж водителя
    • Административная ответственность
    • Уголовная ответственность
    • История Правил
    • Последние изменения в ПДД
    • Правила дорожного движения
    • Глава 1. Общие положения
    • Глава 2. Общие права и обязанности участников дорожного движения
    • Глава 3. Права и обязанности водителей
    • Глава 4. Права и обязанности пешеходов
    • Глава 5. Обязанности пассажиров
    • Глава 6. Права и обязанности водителей и других лиц в особых случаях
    • Глава 7. Сигналы регулировщика и светофоров
    • Глава 8. Применение аварийной световой сигнализации, знака аварийной остановки, фонаря с мигающим красным светом
    • Глава 9. Маневрирование
    • Глава 10. Расположение транспортных средств на проезжей части дороги
    • Глава 11. Скорость движения транспортных средств
    • Глава 12. Обгон, встречный разъезд
    • Глава 13. Проезд перекрестков
    • Глава 14. Пешеходные переходы и остановочные пункты маршрутных транспортных средств
    • Глава 15. Преимущество маршрутных транспортных средств
    • Глава 16. Железнодорожные переезды
    • Глава 17. Движение по автомагистрали
    • Глава 18. Движение в жилой и пешеходной зонах, на прилегающей территории
    • Глава 19. Остановка и стоянка транспортных средств
    • Глава 20. Движение на велосипедах и мопедах
    • Глава 21. Движение гужевых транспортных средств, всадников и прогон скота
    • Глава 22. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами транспортных средств
    • Глава 23. Перевозка пассажиров
    • Глава 24. Перевозка грузов
    • Глава 25. Буксировка механических транспортных средств
    • Глава 26. Основные положения о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, их техническое состояние, оборудование
    • Глава 27. Обязанности должностных и иных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения
  • Приложение 1. Дорожные светофоры
  • Приложение 2. Дорожные знаки
  • Приложение 3. Дорожная разметка
  • Приложение 4. Перечень неисправностей
  • Приложение 5. Опознавательные знаки транспортных средств
  • © ООО «Новый поворот», 2007—2019. Обратная связь
    Перепечатка материалов сайта только после согласования