No Image

Облегченные мосты газ 66

СОДЕРЖАНИЕ
392 просмотров
15 декабря 2021

История отечественного автопрома – это не только путь оригинальных решений, но и хронология заимствований. Удачных, неудачных и уникальных, когда результат заметно отличался от источника вдохновения, и кое в чем его даже превосходил.

Именно так получилось в случае с ГАЗ-66, легендарной "Шишигой", которая появилась на свет с подачи прославленного немецкого вездехода Mercedes-Benz Unimog. Критический взгляд вкупе с четкой сформулированной целью позволил использовать зарубежную машину в качестве отправной точки и дальнейшего развития конструкции без оглядки на первоисточник.

Своим рождением неординарный грузовик обязан отцу-создателю самых знаменитых ГАЗовских машин Александру Дмитриевичу Просвирнину. На нижегородский (а в те годы – горьковский) завод он пришел еще в 1938 году, начав свой путь инженером-конструктором. В дальнейшем была должность ведущего конструктора и заместителя главного конструктора по грузовым автомобилям. В 1958 году Просвирнин заступил на пост главного конструктора предприятия и держал бразды правления до 1987-го. Уходя на заслуженный отдых, Александр Дмитриевич оставил колоссальное наследие – грузовики и их модификации, включая ГАЗ-52 и ГАЗ-53, "Волги" ГАЗ-24 и ГАЗ-3102, ГАЗ-13 "Чайка", ГАЗ-14 "Чайка", а также другие серийные и опытные машины.

"Шишига" тоже его рук дело, а источником инженерного вдохновения, как принято считать, и вовсе оказался Mercedes-Benz Unimog – в переводе с немецкого, полное имя Universalmotorgerät звучит диковато и казенно, "универсальное моторное устройство". Зато его анатомия — загляденье.

Mercedes Unimog 404

Unimog разрабатывался в разрушенной после войны Германии, но являл собой не собранную наспех конструкцию из готовых решений, а оригинальный и совершенно уникальный организм. Снаружи – "квадратиш, практиш, гуд" и великолепная внедорожная геометрия, внутри – скручивающаяся рама, обеспечивающая колоссальную артикуляцию, портальные мосты (их особенность – колесные редукторы и балка, расположенная выше оси вращения колес) и постоянный полный привод. Крепкий немецкий "коктейль" представлял собой эффективный способ борьбы с бездорожьем, но, будучи ориентированным на сельскохозяйственное применение, не предполагал высокую грузоподъемность. В этом и заключалось одно из ключевых отличий "Шишиги" от западного прообраза – она изначально задумывалась как грузовик-внедорожник, способный брать на борт до 2 тонн груза. Тогда что осталось в советском "устройстве" от немецкого? Компоновка – кабина, расположенная над двигателем, и мосты с блокировками дифференциалов.

Тем не менее, Unimog использовался в качестве референсного автомобиля – в частности, оба вездехода фигурируют на одном из исторических кадров – при том, что советские конструкторы пошли своим путем, применив традиционную раму и обычные, а не портальные мосты хотя и с самоблокирующимися дифференциалами. Надо ли говорить, что ГАЗ-66 пришлось естественным образом довольствоваться подключаемым, а не постоянным полным приводом. Как не вспомнить и крайне специфичное расположение рычага коробки передач, вынуждающее водителя неестественно выкручивать руку. Зато автомобиль мог похвастаться системой централизованной регулировки давления в шинах и такой специфической особенностью как "половинчатой" развесовкой, что оценили в десантных войсках – "Шишига" приземлялась на землю ровнехонько и без дифферента на нос.

Создание первых прототипов датируется 1957 годом, но звездная карьера горьковской "нечисти" началась лишь в июле 1964 года из-за отсутствия подходящего двигателя, которым в итоге стала бензиновая "восьмерка" объемом 4,3 л. Признание пришло к ГАЗ-66 сперва на столичной выставке "Современная сельскохозяйственная техника» 1966 года, а годом позже и на международной ярмарке сельскохозяйственной техники в Лейпциге, где автомобиль был удостоен Золотых медалей. Дальше – первый Знак качества у советского автомобиля, служба на гражданке и в горячих точках. Но вот, что интересно: ГАЗ-66 не производится уже два десятилетия, но его продолжают сравнивать с источником вдохновения Просвирнина в разных офроудных тестах. И "Шишига" едет, преодолевая крутые уклоны и суровую распутицу. При этом, даже если заменить прожорливый бензиновый двигатель, скажем, на дизель Cummins, внедрить другую коробку передач и раздатку от ГАЗ "Садко", а также водрузить шины низкого давления на алюминиевых дисках, то такой экспедиционный грузовик все равно будет несоизмеримо дешевле, чем Unimog.

Читайте также:  Пес и кот форум

Мосты грузового автомобиля ГАЗ 66 имеют большую популярность среди любителей внедорожной техники. Именно благодаря их конструкции легендарная полноприводная машина обладает фантастической проходимостью. Даже без какого либо тюнинга ходовой части ГАЗ 66 имеет клиренс 315 мм и способен преодолевать брод до 0,8 м.

Переезд через реку на грузовике ГАЗ 66

Характеристики

Высокая проходимость «шестьдесят шестого» достигается в основном благодаря конструктивным особенностям трансмиссии и подвески, и получается за счет:

Так выглядит классический газ 66

  • Наличия в трансмиссии обоих ведущих мостов;
  • Присутствия понижающей скорости в раздаточной коробке;
  • Почти одинаковой по размеру колеи задней и передней оси;
  • Установкой на осях по одному скату;
  • Особенностей изготовления шин.

Передний мост на внедорожном грузовике ГАЗ 66 отключаемый, для поворота колес используются поворотные шарниры (ШРУСы). На заднем мосту стоят полуоси, которые приводятся в движение от редуктора.

Как правило, дифференциалы обоих мостов 66 самоблокирующиеся, то есть движение шестерен дифференциала блокируется, за счет этого достигается синхронность движения колес. Управление блокировкой производится из кабины автомобиля. С застопоренным дифференциалом нельзя ездить на дорогам с плотным покрытием. Тем более, невозможна эксплуатация машины с блокировкой на большой скорости.

Так выглядит задний мост для грузовика ГАЗ 6

Оба моста ГАЗ 66 имеют идентичную главную передачу, устройство дифференциалов также ничем не отличаются между собой. Можно, сказать, что и редукторы в сборе одинаковые, различие только в маслоотводном кольце, которое ставится на ведущей шестерне главной передачи. Мосты имеют следующие характеристики:

  • Передаточное число главной пары – 6,83;
  • Колея переднего моста – 1,8 м;
  • Колея заднего моста – 1, 75 м;
  • Вес переднего моста в сборе – 350 кг;
  • Вес заднего моста в сборе – 270 кг;
  • Тип шестерен главной пары – конический, гипоидного типа.

Схема устройства переднего моста для газ 66

Устройство мостов

Задний мост

Задний мост ГАЗ 66 состоит из следующих основных деталей:

  • Картера («чулка»);
  • Редуктора в сборе;
  • Двух полуосей;
  • Двух цапф.

Картер представляет собой длинный вытянутый корпус (типа «чулок») с утолщением и отверстием посередине для установки редуктора. В свою очередь редуктор является основной движущей частью моста, он изменяет передаточное число и заставляет колеса крутиться с той скоростью, которая необходима для оптимального движения автомобиля.
Редуктор состоит из следующих основных частей:

  • корпус;
  • шестерни главной передачи;
  • дифференциал в сборе;
  • подшипники.

Передний мост

Редуктор переднего моста не отличается от заднего редуктора, а вот корпус имеет конструктивные отличия. Вместо полуосей на переднем мосту установлены шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы). Сам ШРУС состоит из нескольких деталей:

  • кулак ведомый;
  • кулак ведущий;
  • шарики (4 шт.).
Читайте также:  Индустриальный директор кто это

Обслуживание мостов

Обслуживание мостов заключается в периодической проверке наличия масла в картере, смазывании ШРУСов, проверке состояния затяжки соединений, вот внешнем осмотре узлов на предмет подтекания масла. В мостах рекомендуется менять масло с периодичностью раз в 50-70 тыс. км пробега. Но необходимо учитывать, что ГАЗ 66 часто эксплуатируется в тяжелых дорожных условиях.

Если машине приходится преодолевать брод, то при плохой герметичности мостов в масло может попасть вода. Тогда замена масла уже будет необходима.

В мосты 66 заливается трансмиссионная смазка типа ТСП-14гип. По необходимости можно применять и другие марки трансмиссионного масла, например, ТАп-15В, ТАД-17и, ТЭп-15. При эксплуатации автомобиля при температуре ниже — 35ºC в трансмиссионное масло рекомендуется в смазку добавлять 10-15% дизельного топлива от общего объема заправочной емкости.

Замена переднего моста на газ 66

Сливается масло через сливную пробку, которая находится в нижней части картера моста по центру. Заливают масло (или доливают) через пробку контрольного отверстия, которая находится сбоку на корпусе редуктора моста. Заправляют смазку с помощью шприца, и заливают его до тех пор, пока масло не начнет вытекать из контрольного отверстия. Это будет означать, что катер полный, и пробку можно будет уже завернуть.

Неисправности заднего моста

К основным поломкам ведущих мостов можно отнести повышенную шумность при движении и течь масла.

Ремонт заднего моста на грузовике газ 66

  • Порваны или потеряли эластичность сальники полуосей, хвостовика редуктора моста. Сальник также будет пропускать, если на нем слетает пружина;
  • Ослабевают болты крепления на мостах;
  • Теряют герметичность прокладки.

Причиной шума чаще всего является главная передача, но могут быть и другие причины. Причины воя или шума в мостах:

  • Неверно отрегулирован зазор между парой шестерен главной передачи;
  • Изношены подшипники полуосей;
  • Ослабла гайка хвостовика редуктора моста;
  • Износились шестерни главной пары;
  • Износились шестерни или оси дифференциала.

Износ шестерен может происходить из-за недостаточного количества масла в картере или его полного отсутствия.Если масло отсутствует (вытекло), то такой мост много не проедет и через несколько десятков километров заклинит. Но это уже чрезвычайная ситуация – практически любой водитель сразу обращает внимание на повышенный шум (вой), появившийся в автомобиле. А мост без смазки, прежде чем заклинить, будет сильно шуметь. Поэтому с шумом мостов ездить недопустимо. При невозможности самому разобраться с проблемой водителю следует обратиться к специалистам для выявления причины неисправности мостов.

Неисправности шарниров равных угловых скоростей

Неисправности ШРУСа определяются несложно. При поворачивании колес на скорости в переднем мосту появляются щелчки. Когда шарниры изношены сильно, щелчки могут раздаваться и при выворачивании колес на месте. Не стоит допускать полного износа шарнира, так как в результате автомобиль может потерять управление, что скажется на безопасности движения.

Вот такой необычной и нестандартной конструкции вездеход создал автор ChipaLensk. Как видно на фото, вездеход довольно большой, собран на базе ГАЗа-66, рулевая кабина же смоделирована от передней половины стандартной НИВЫ.

Основные запчасти которые были использованы при строительстве этого гиганта:
1) Как уже было сказано основа вездехода это газ-66,это значит что от него взято рама а так же мосты.
2) Двигатель внутреннего сгорания был позаимствован с Ниссан Атлас, рабочее название двигателя QD32.
3)Так же с ниссана была взята и коробка передач.
4) Рулевая колонка поставлена от того же Газ-66 (точнее там поставлена некая смесь из РК от ниссана и от газа -66)
5) Были использованы колеса Т-150, автор брал все по максимуму!
6) Использовалась часть кузова Нивы, как кабина будущего вездехода.

Читайте также:  Мазда мпв или тойота ипсум

Вот такой вид у машины спереди:

Согласитесь довольно внушительно?

А это вид сбоку вездехода в процессе постройки:

Для начала кратко , о том, что было сделано.

На основе от газ-66 были облегчены рессоры. Так же заменили тормоза: старые выкинули, вместо них был поставлен диск свой сборки, а так же суппорт от классических жигулей. Затем установили корпус Нивы в виде кабины для вездехода, и были поставлены колеса т-150.

Что же, остановимся более подробно на этапах сборки и рассмотрим их детальней.

Рессоры были облегчены за счет того, что была убрана часть листов. Если быть точнее, то спереди было демонтировано два листа, а сзади три.
Это конечно может отразиться на надежности, то есть может появиться S-эсность моста, а это в свою очередь даст усиленную нагрузку на крестовины и карданы. Но на испытаниях все было успешно и нареканий пока не возникала. В противном же случае изъятые листы будут добавлены обратно.
Ну с рессорами думаю все понятно, теперь рассмотрим двигатель:

Итак был установлен такой двигатель внутреннего сгорания: рядный четырех цилиндровый дизельный, его объем равен три и две десятых литра, атмосферный, 110 л.с. ТНВД простой без электроники.

Что касается раздаточной коробки от газ-66, она зарекомендовала себя не с самой лучшей стороны надежности,было бы неплохо использовать от ЗиЛа 157ого( они отлично совместимы), но ее к сожалению не было в наличии.

Так же была сдвинута назад на 20 сантиметров траверса РК66, а задний карданный вал укоротили. Передний же подошел от старого пазика. Работы с траверсой были необходимы по той причине, что "моноблок" от ниссана слишком уж длинный.

Так же были сделаны кронштейны для установки двигателя.

На этой фотографии как раз показана задняя точка крепления РК от ниссана.

Его крепление расположено в трех разных точках. Спереди положен лонжеронами под раму, были подложены подушки двигателя от Нивы и просверлены насквозь, использовались болты М12. Сзади же одна опора легла легла на траверсу РК66, одна расположена посередине.

Еще хотелось бы пояснить про тормоза. а точнее их работу на данном агрегате. Там к сожалению были проблемы, возможно связанные с заглушкой заднего контура( возможно там есть воздух не прокачиваемый), тормозная жидкость в нем не дает возможности перемещаться поршню переднего контура. А это может сказаться на нагрузках переднего и заднего мостов в зависимости от движения. По этой причине, было решено сделать диск на передний мост, это позволит задействовать заглушенный контур.

Что касается схемы тормозов, то выглядит это примерно вот таким образом:

В заключение хотелось бы добавить, не смотря на свою малую мощность двигатель очень радует слабым расходом топлива, хотя тяги чуть-чуть по горной трассе не достает.

Создатель этого тяжелого вездехода — ChipaLensk.

Комментировать
392 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector