Ход корабля — одна из важнейших тактико-технических характеристик, выражаемая расстоянием, проходимым кораблём за единицу времени. Скорость корабля измеряется в узлах (то есть морских милях в час), кабельтовых в минуту, километрах в час и т. д. Различают несколько видов скоростей корабля (в зависимости от режима работы главной энергетической установки (ГЭУ), условий плавания и способа счисления [1] :

  • Абсолютная скорость хода корабля — скорость, измеряемая расстоянием, проходимым кораблём в единицу времени относительно грунта (неподвижного объекта) по линии пути корабля.
  • Безопасная скорость хода корабля — скорость, при следовании с которой может быть предпринято надлежащее и необходимое действие для предупреждения столкновения.
  • Крейсерская скорость хода (для военных кораблей также боевой ход) — скорость, требующая минимального расхода топлива на пройденную милю при нормальном водоизмещении и работе корабельных и боевых технических средств в режиме, обеспечивающем полную техническую готовность главных механизмов к развитию полной боевой скорости.
  • Генеральная скорость корабля измеряется расстоянием, проходимым кораблём в единицу времени по генеральному курсу.
  • Допустимая скорость хода корабля — установленная максимальная скорость, ограничиваемая условиями выполняемой боевой задачи, обстановки или правилами плавания (при тралении, буксировке, на волнении или мелководье, в соответствии с правилами рейдовой службы или обязательным постановлением по порту)
  • Наибольшая скорость корабля (или Самый полный ход) двигатель делает максимальное число оборотов, которое возможно и разрешено для данной двигательной установки.
  • Самый малый ход — скорость, на которой корабль ещё может удерживаться на курсе (управляться с помощью руля).
  • Относительная скорость корабля измеряется расстоянием, проходимым кораблём в единицу времени относительно воды.
  • Полная боевая скорость корабля (или скорость полного хода) достигается при работе ГЭУ в режиме полной мощности (без форсажа) при одновременной работе всех боевых и технических средств корабля, обеспечивающих полную боевую готовность корабля.
  • Экономическая скорость хода корабля (или технико-экономическая) — скорость, достигаемая при работе ГЭУ в экономическом режиме. При этом достигается задача наименьшего расхода топлива на пройденную милю с одновременным обеспечением установленной боевой готовности и бытовых нужд корабля.
  • Эскадренная скорость (или назначенная) — скорость соединения или группы кораблей, устанавливаемая в каждом отдельном случае исходя из требований поставленной задачи, обстановки в районе перехода, навигационных и гидрометеорологических условий.
  • Задний ход — движение вперед кормой.
  • Передний ход — движение вперед носом.
  • Полный ход — ход, при котором двигатель дает номинальное число оборотов при движении.
  • Средний ход — ход с числом оборотов, равным 3/4 от полного хода.
  • Малый ход — ход с числом оборотов, равным 1/2 числа оборотов при полном ходе.

В нашей жизни скорость передвижения транспортных средств измеряется в километрах в час (км/час). Так характеризуется движение автомобиля, поезда, самолета. Но из этого правила есть одно исключение. В морской навигации скорость движения судна обозначается в узлах. Эта единица измерения не входит в Международную систему СИ, но традиционно допускается для использования в мореходстве.

Измерение быстроходности судов

Такой порядок сложился исторически. Когда-то быстрота движения судна определялась при помощи специального прибора, который назывался секторный лаг. Он представлял собой доску, на конце которой был закреплен линь — тонкий корабельный трос. На всем его протяжении через равные промежутки были завязаны узлы. Моряк, касаясь троса рукой, подсчитывал количество узлов, прошедших через его руку за определенное время, определяя таким способом скорость сразу в узлах. Важно, что при этом способе не требовалось производить никаких дополнительных расчетов.

Лагами подобной конструкции уже давно никто не пользуется. Сейчас для измерения скорости морских судов применяют приборы на основе последних научных и технических достижений в области гидроакустики и гидродинамики. Популярностью пользуются измерители на основе эффекта Доплера. Существуют и более простые способы — при помощи специальных металлических вертушек, помещенных в воду. В этом случае скорость определяется исходя из количества их оборотов в единицу времени.

Морская миля

В переводе на обычный язык один узел означает скорость, с которой корабль проходит за час одну морскую милю. Поначалу ее величина равнялась 1853,184 метра. Именно такова длина поверхности Земли по меридиану в одну угловую минуту. И только в 1929 году Международная конференция в Монако установила длину морской мили в 1852 метра.

Необходимо помнить, что, кроме морской мили, существуют и другие. В прошлом в разных государствах в качестве единиц измерения длины существовало несколько десятков различных миль. После введения метрической системы мер мили в качестве единицы измерения расстояний стали стремительно терять популярность. Сегодня из всего многообразия сухопутных миль осталось лишь около десяти. Самой распространенной из них является американская миля. Ее длина составляет 1609,34 метра.

К длине земного меридиана привязана не только морская миля. Старинная французская мера длины морское лье равняется 5555,6 метрам, что соответствует трем морским милям. Интересно, что, кроме морского лье, во Франции существовало еще сухопутное, также привязанное к длине меридиана, и почтовое лье.

Правила перерасчета скорости

Сегодня быстроходность морских судов все так же измеряется в узлах. Для того чтобы представлять эту характеристику в привычной для нас форме, необходимо переводить их в километры в час. Это можно сделать несколькими способами:

  1. Просто умножить количество узлов на 1,852 любым доступным способом, например, используя калькулятор.
  2. Сделать примерный расчет в уме, умножив количество узлов на 1,85.
  3. Применить специальные таблицы перевода из интернета.

Сделав подобный перерасчет, легко сравнить между собой скорости движения морских судов и других транспортных средств.

Рекордсмены среди судов

Быстроходность морских пассажирских судов обычно выше, чем торговых. Последний официальный рекорд («Голубая лента Атлантики») принадлежит американскому скоростному трансатлантическому лайнеру «Юнайтед Стейтс». Он был установлен в 1952 году. Тогда лайнер пересек Атлантику со средней скоростью 35 узлов (64,7 км/час).

Печально знаменитый «Титаник» в своем единственном рейсе в момент столкновения с айсбергом в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года шел практически на пределе своих технических возможностей со скоростью 22 узла. Наивысшая тогда скорость пассажирских лайнеров («Мавритании» и «Лузитании») равнялась 25 узлам (46,3 км/час).

Вот некоторые из морских судов, бывшие когда-то обладателями «Голубой ленты Атлантики»:

  1. «Грейт Вестерн» (Великобритания) в 1838 году.
  2. «Британия» (Великобритания) в 1840 году.
  3. «Балтик» (Великобритания) в 1873 году.
  4. «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» (Германия) в 1897 году.
  5. «Лузитания» (Великобритания) в 1909 году.
  6. «Рекс» (Италия) в 1933 году.
  7. «Куин Мери» (Великобритания) в 1936 году.

Существует отдельная категория судов — на подводных крыльях, которые используются для пассажирских перевозок и береговой охраны. Они могут развивать скорость свыше 100 км/час (60 узлов), но их область применения в море сильно ограничена исключительно прибрежной зоной и низкими экономическими характеристиками.

Смена приоритетов

С развитием авиации подобное активное соперничество среди океанских пассажирских судов потеряло свою актуальность. Пассажиры для пересечения Атлантики стали отдавать предпочтение самолетам, а судовладельческим компаниям пришлось переориентироваться на обслуживание туристов. Для круизных лайнеров важнейшими показателями стали надежность, комфортабельность и экономическая эффективность.

Оптимальная скорость современных океанских круизных теплоходов составляет обычно от 20 до 30 узлов, а для грузовых судов — примерно 15 узлов. Рекордное для того времени достижение «Юнайтед Стейтс» так и осталось наивысшим в истории. Для торговых судов приоритетными показателями сегодня являются прежде всего экономические. Погоня за рекордами окончательно ушла в прошлое.

Видео

В этой видеоподборке вы найдете много интересной информации по поводу измерения скорости морского транспорта.

Сколько существует мореплавание, а это много тысячелетий, столько люди пытаются построить самый быстрый корабль в мире.

Самые быстрые парусные корабли

Основанная в 1600 году Британская Ост-Индская компания построила торговые парусники, которые предназначались для торговли вначале пряностями, а потом переключились на более прибыльную торговлю чаем. Ост-Индские компании – каждая в своей стране – имели исключительную монополию на торговлю с Востоком, поэтому их корабли могли не торопиться. Но после отмены монополии в 1834 году появилось множество конкурентов, торгующих чаем, и потребовалось внести изменения. Более свежий чай ценился дороже, поэтому торговые корабли конкурентов наперегонки стремились доставить его из Гонконга или Гуанчжоу в Лондон или Бостон. Старые корабли не могли развить большой скорости, а клиперы из Нового Света были хоть и достаточно быстры, но невместительны.

В Нью-Йорке в 1845 году сошёл со стапелей укрупнённый клипер Rainbow, способный взять на борт около 750 тонн груза. Первый же рейс судна в Китай окупил все расходы на его постройку. Если обычные парусники могли делать не более 6 узлов, то чайные клиперы могли мчаться, выдавая 16-18, а иногда и 20 узлов.

Клиперы «Летящее облако» и «Повелитель моря» — самые быстрые парусные корабли, которые знала история.

Новые рекорды американских клиперов стали возможными благодаря незаурядным личностям:

  • Конструктор Джон В. Гриффит, будучи сыном кораблестроителя, не допускал работы «на глазок», как тогда часто водилось. Он изучал физику и математику, построили даже испытательный бассейн, где отрабатывал формы судов с узким корпусом, высоченными мачтами и острым форштевнем.
  • Роберт Ватерман был первым капитаном, управлявшим новым клипером и даже внёсшим улучшения в его конструкцию. Вместе с Гриффитом он построил клипер «Морская колдунья», который смог за 74,5 дня сделать переход из Гонконга до Нью-Йорка, который ранее никому не удавался в такой срок.

Быстроходные американские чайные клиперы смутили судовладельцев из бывшей метрополии. Поэтому вскоре эти корабли стали строить и в Англии, причём здесь старались, чтобы они были не медленнее американских. В результате получились столь же быстроходные, но меньшие по размеру суда. Это привело к ожесточённому соперничеству между Великобританией и США в области судостроения. Всего за 15 лет было спущено на воду 500 подобных судов, а планка скоростных рекордов всё время поднималась.

Самые быстрые корабли современности

1 место – SES-100B (скорость до 170 км/ч)

Не каждый знает, что самый быстрый военный корабль в мире принадлежал ВМС США – им было судно на воздушной подушке SES-100B, его длина 23,7 м. Весило оно 100 тонн, но при этом смогло разогнаться до 170 км/час, что гарантировало ему попадание в Книгу рекордов Гинесса в уже отдалённом 1980 году. К сожалению, кроме фотографии других технических данных этой модели практически не сохранилось.

2 место — HSV-X1 Joint Venture (до 88 км)

Рассказывая про самые быстрые военные корабли, нельзя не вспомнить про невероятно быстрый HSV-X1 Joint Venture. Водоизмещение этого корабля составляет 1668 тонн. Вот какие скорости он может развивать:

  • без груза – 48 узлов (около 88 км/час);
  • нагруженный – 38 узлов, что также впечатляет.

Этот корабль, построенный в Австралии, изначально служил обычным коммерческим паромом. Но позднее его мобилизовали для военных целей. Судно переоборудовали: появилась вертолётная площадка, внутренние отсеки были переделаны с таким расчётом, чтобы там можно было перевозить 325 человек и 400 тонн грузов на расстояние в один конец до 4800 километров. Конечно, в число крупнейших кораблей в мире он не вошел, но своими габаритами также впечатляет.

Судно приводят в действие 4 дизельных силовых установки и 2 газовые турбины, а их совокупная мощность составляет 95 тысяч л.с. Предназначен корабль для перевозки грузов, вертолётов и пехоты на большие расстояния. Это судно служило мобильным центром управления и даже принимало участие в ряде крупных операций, например, «Несокрушимой свободе» у берегов Африканского рога.

Проплавав по миру 10 лет, этот быстроходный корабль вернулся в Австралию, где его купила компания, которая переоборудовала его в обычное быстрое судно. Далее оно просто перевозило пассажиров. Конечно, переделка судна обошлась недёшево, но подобные суда обычно быстро её окупают.

Самые быстрые военные корабли России

1 место – «Комсомолец Украины» (скорость до 34 узлов)

Самый быстрый военный корабль России – большой противолодочный корабль проекта 61 типа «Комсомолец Украины», развивающий скорость в 34 узла. Советский ВМФ в своё время получил в совокупности 20 подобных противолодочных кораблей (некоторые из них модифицированные). Пять кораблей этой серии были построены в тропическом исполнении по заказу ВМФ Индии. Эти корабли в своё время очень активно эксплуатировались советским ВМФ, причём на всех четырёх флотах. Их силовые установки продемонстрировали очень высокую надёжность.

2 место – «Пётр Великий» (скорость до 32 узлов)

Этот тяжёлый атомный ракетный крейсер является крупнейшим в мире ударным кораблём, не несущим авиации. Он способен уничтожить авианосную группу противника. Это единственный находящийся в эксплуатации крейсер, сделанный по известному советскому проекту «Орлан». Его построили на Балтийском заводе и в 1989 году спустили на воду, но только через 9 лет ввели в эксплуатацию. Судно не имеет ограничения дальности плавания и развивает 32 узла.

3 место – «Москва» (скорость до 32 узлов)

Этот гвардейский ракетный крейсер является многоцелевым кораблём. Его построили в Николаеве на верфях завода им. 61 коммунара под первоначальным именем «Слава». В эксплуатацию «Москва» введена в 1983 году, являясь с тех пор флагманом ЧФ России. Плавать крейсер способен на 6000 морских миль при максимальной скорости в 32 узла.

4 место – «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (скорость до 29 узлов)

Это тяжёлый авианосец проекта 11435, построенный на ЧСЗ и введённый в строй в 1985 году. С 1991 г. он входит в состав Северного флота России. Боевую службу он нёс в Средиземном море и был частью спасательной операции подводки «Курск». Способен развивать 29 узлов.

Как Вы думаете, почему самые быстрые корабли — именно военные? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Видео про самый быстрый корабль в мире