Итак, с лодки упал заведённый двухтактный лодочный мотор Yamaha 2CMH, нам удалось достать его из воды и теперь надо его реанимировать.
1. Слить бензин с водой из бензобака.
2. Слить воду из воздушного фильтра (хотя она сама стечёт через дренажное отверстие).
3. Слить воду из поплавковой камеры карбюратора (сливной винт виден на первом фото).
4. Прокалить свечу. (можно просто просушить, имхо и то и другое необязательно. А калить свечи вообще вредно.)
5. Залить свежую бензиновую смесь.
6. Завести мотор.
Завести мотор нужно безотлагательно, поскольку может начаться коррозия и двигатель нужно просушить внутри и снаружи.
Нам пригодилось: ёмкость для бензина, отвертка, свечной ключ, горелка.
Как вышло так? Нарушения одного требования безопасности было недостаточно. Во-первых, транец был повреждён и одна из двух струбцин была прижата ненадёжно, этого я не знал. Во-вторых, я не закрепил страховочный шнур.
И, наконец, я совершил недопустимый маневр. Лодка стояла, уткнувшись в песчаный берег, я оттолкнулся от берега и отойдя метров на десять, завёл двигатель, переложил руль на 90 градусов и дал газу, чтобы развернуться. Из-за повреждённого транца, двигатель провернулся на одной из струбцин и сорвался в воду. Полагаю, что если бы я разворачивался через левый борт, а не через правый, то всё было бы ок. Из-за незакреплённого страховочного шнура, он не заглох и несколько секунд крутился под водой, засасывая воду (честно говоря, зрелище прикольное!).
К счастью, место было неглубокое и даже не пришлось нырять. И да, я устроил маленькую экологическую катастрофу. А мануал к мотору остался не в тех штанах.
Надеюсь, моя инструкция кому-то поможет, потому что я толковой инструкции с ходу не нашёл и делал всё не так (заводил движок) часа полтора и слушал неполноценные советы (снять кожух), прежде чем слил топливо из карбюратора.
Падение подвесного мотора в воду — совсем не редкость. Бывает, что мотор оказывается затопленным на несколько часов. Побывав в воде, он может принести очень много хлопот. Поэтому важно знать, какие меры следует предпринимать в этом случае.
Работа, которую необходимо выполнить по "реанимации" мотора, относительно проста, если мотор не работал в момент, когда он очутился в воде. Но откладывать ее совершенно недопустимо.
Пока мотор находится в воде, процессы коррозии происходят крайне медленно. Известны случаи, когда моторы поднимались со дна, где они лежали в течение нескольких недель, даже в соленой воде, и производили впечатление почти новых. Но, как только двигатель попадает на воздух, коррозия сразу же многократно усиливается, и важно оперативно предотвратить ее разрушающее действие. Если, например, отложить процедуры по "оживлению" мотора всего лишь на ночь, то впоследствии придется менять весь комплект подшипников.
Первое, что необходимо сделать, это освободить поднятый со дна мотор от воды.
Установите мотор в вертикальное положение на специальную стойку или на транец лодки и снимите кожух. Протрите мотор снаружи. В карбюраторе, под маховиком, в свечных колпачках не должно быть грязи и песка. Отсоедините провода от свечей и выверните свечи — это нужно для того, чтобы вода вытекла из цилиндров через свечные отверстия. Для более полного удаления воды необходимо поставить мотор свечными отверстиями вниз и несколько раз провернуть коленчатый вал пусковым механизмом.
Далее нужно залить в карбюратор обычное количество топливной смеси и провернуть маховик, чтобы обеспечить циркуляцию смеси через все узлы моторной головки, совершающие вращательное и возвратно — поступательное движение, а затем удалить ее через свечные отверстия. При промывке топливом удаляется вода, оставшаяся в картере и надпоршневом пространстве, а также в каналах для впуска и выпуска смеси. Маховик сначала нужно вращать медленно, а затем более энергично. При этом не только удаляется вода, но и образуется защитный слой масла на рабочих поверхностях деталей мотора.
Необходимо помнить, что пары смеси бензина с маслом легко воспламеняются, поэтому промывать мотор топливом следует на открытом воздухе. Чтобы в системе зажигания мотора не возникла искра, нужно заземлить высоковольтные провода на "массу".
По окончании промывки двигателя нужно удалить все топливо из топливной системы, поскольку оно может содержать примеси воды. Для этого следует отсоединить стакан отстойника бензонасоса, снять и промыть бензином карбюратор, продуть воздухом топливные шланги. Затем надо прочистить, просушить и установить на место свечи зажигания.
Установите мотор на транец лодки и попробуйте запустить двигатель. Если он запускается, нужно дать мотору поработать на холостом ходу 3-4 мин. После этого можно оставлять мотор на хранение, поскольку масло, содержащееся в топливной смеси, образовало за это время достаточную защитную пленку на поверхностях всех внутренних деталей двигателя.
Запуск мотора без воды в системе охлаждения не допускается, поскольку перегрев может вызвать как серьезные повреждения, так и появление ржавчины. Если система зажигания замкнулась накоротко просочившейся водой, или некоторые ее элементы повреждены, это обнаруживается по отсутствию искры на свечах. Правда, в современных ПМ компоненты системы имеют влагонепроницаемое исполнение и обычно переносят "купание" без таких последствий. Тем не менее, если искра пропала (даже если она есть, данная рекомендация окажется хорошей мерой профилактики), снимите маховик, продуйте основание магнето, катушки и оставьте магнето подсушиться на солнце. Не поддавайтесь соблазну ускорить процесс сушки магнето над костром или газом. Воздействие слишком высоких температур может вызвать повреждения в различных элементах зажигания.
Если была вероятность попадания песка в цилиндры, то проворачивать коленчатый вал нельзя, необходима полная разборка двигателя и промывка отдельно каждой детали, так как песок в цилиндры мог попасть только через карбюратор, а значит и через картер. Песок может попасть также в коренные подшипники.
При падении в воду работающего мотора может произойти гидравлический удар, когда через карбюратор и далее через картер в камеру сгорания мотора попадает вода. При такте сжатия вследствие не сжимаемости воды могут разрушиться поршни, шатуны, коленчатый вал; произойти прорыв прокладок. Поршни также могут получить трещины из — за резкого их охлаждения. После осмотра и чистки такого двигателя следует убедиться в плавном (без заеданий) проворачивании коленчатого вала, проверить компрессию, поочередно закрывая пальцем свечные отверстия и прокручивая коленчатый вал. При малейших подозрениях лучше разобрать двигатель и осмотреть детали. Если коленчатый вал проворачивается без заеданий, двигатель можно запустить.
При падении мотора в соленую морскую воду полости и поверхности, куда попала соленая вода, должны быть промыты пресной водой. Особенно тщательно промывается система зажигания, так как соления вода является электролитом и вызывает усиленную коррозию.
Если попытки запустить двигатель оказались безуспешными, даже при установке запасного магнето, или коленчатый вал проворачивается туго (с заеданиями) ни в коем случае нельзя применять силу для его прокручивания.
Внутрь мотора, который некоторое время оставался на мягком дне, может проникнуть значительное количество песка, гравия или тины. Это может привести к засорению системы охлаждения, поэтому следует непременно промыть всю систему чистой водой. Тина, затвердевшая в проходах для воды, может преградить ей путь, а перегрев может привести к заклиниванию двигателя. После запуска побывавшего в воде мотора, его следует прогреть сначала на холостом ходу, а затем на средних и больших частотах не менее 2 -3 ч. Работа на больших частотах вращения в первые минуты после запуска опасна из-за возможности появления задиров в результате попадания воды на поверхности трения.
Соскальзывание мотора с транца в воду почти исключается, если к транцу по ширине низа кронштейнов прикрепить два алюминиевых угольника (Рис, 1), ограничивающих перемещение мотора вдоль транца (соскальзывание мотора при ослаблении винтов кронштейнов происходит с поворотом в плоскости транца).
Если дополнительно в концах рукояток струбцин сделать отверстия диаметром 2-3 мм и законтрить их проволокой, от соскальзывания мотора можно почти полностью избавиться.
Что делать, когда лодочный мотор утонул?
Для подвесного лодочного мотора "окунуться" в воду совсем не редкость.Бывает, что мотор оказывается затопленным на несколько часов. Побывав в воде, он может стать вашей бедой. Поэтому важно знать, какие меры следует предпринимать в этом случае."Скорая помощь", которую необходимо оказать мотору "утопленнику", относительно проста, если мотор не работал в момент, когда он очутился в воде. Но действовать нужно сразу же.
Пока мотор находится в воде, процессы коррозии происходят крайне медленно. Известны случаи, когда лодочные моторы поднимались со дна, где они лежали в течение нескольких недель, даже в соленой воде, и производили впечатление почти новых. Но как только двигатель попадает на воздух, коррозия сразу же многократно усиливается, и важно оперативно предотвратить ее разрушающее действие. Если, например, отложить процедуры по "оживлению" мотора всего лишь на ночь, то впоследствии придется менять весь комплект ПОДШИПНИКОВ.
Первое, что необходимо сделать, это освободить поднятый со дна мотор от воды.
Установите мотор в вертикальное положение на специальную стойку, на спинку скамьи, на транец лодки и снимите кожух. Протрите мотор снаружи. В карбюраторе, под маховиком, в свечных колпачках не должно быть грязи и песка. Отсоедините провода от свечей зажигания и выверните свечи это нужно для того, чтобы вода вытекла из цилиндров через свечные отверстия. Для более полного удаления воды поставьте мотор свечными отверстиями вниз и несколько раз проверните коленчатый вал пусковым механизмом.
Залейте в карбюратор обычное количество топливной смеси. Проверните маховик, чтобы обеспечить циркуляцию смеси через все узлы моторной головки, совершающие вращательное и возвратно-поступательное движение, а затем удалите ее через свечные отверстия. При промывке топливом удаляется вода, оставшаяся в картере и надпоршневом пространстве, а также в каналах для впуска и выпуска смеси. Маховик сначала нужно вращать медленно, а затем более энергично. При этом не только удаляется вода, но и образуется защитный слой масла на рабочих поверхностях деталей мотора.
Помните, что пары смеси бензина с маслом легко воспламеняются, поэтому промывать мотор топливом следует на открытом воздухе. Чтобы в системе зажигания мотора не возникла искра, нужно заземлить высоковольтные провода на "массу".
По окончании промывки двигателя удалите все топливо из топливной системы, поскольку оно может содержать примеси воды. Для этого отсоедините стакан отстойника бензонасоса, снимите и промойте бензином карбюратор, продуйте воздухом топливные шланги. Проверьте свечи зажигания, убедитесь, что на них нет капелек воды. Если следы воды обнаруживаются, свечи следует промыть чистым бензином и просушить.
Установите на место свечи зажигания. Поместите подводную часть мотора в бак с водой или установите его вновь на транце лодки. Попробуйте запустить двигатель. Если он запускается, дайте мотору поработать на холостом ходу в течение 3-4 минут. После этого можно оставлять мотор на хранение, поскольку масло, содержащееся в топливной смеси, образовало за это время достаточную защитную пленку на поверхностях всех внутренних деталей двигателя.
Не запускайте мотор без воды в системе охлаждения, поскольку перегрев может вызвать как серьезные повреждения, так и появление ржавчины.
Если система зажигания замкнулась накоротко просочившейся водой или некоторые ее элементы повреждены, это обнаруживается по отсутствию искры на свечах. Правда, в современных подвесных лодочных моторах компоненты системы имеют влагонепроницаемое исполнение и обычно переносят "купание" без таких последствий. Тем не менее, если искра пропала (даже если она есть, данная рекомендация окажется хорошей мерой профилактики), снимите маховик, продуйте основание магнето, катушки, печатную плату (у "Ветерка") и оставьте открытое магнето подсушиться на солнце.
Не поддавайтесь соблазну ускорить процесс сушки магнето над костром или газом. Воздействие слишком высоких температур может вызвать повреждения в различных элементах системы зажигания.
За время пребывания в воде в топливный бак могут проникнуть песок, ил и другие загрязняющие вещества, поэтому бак и все топливопроводы должны быть тщательно промыты. Несколько крошечных песчинок, попавших на зеркало цилиндра, могут оставить бороздку на поршне и поршневых кольцах, что приведет к потере компрессии и, соответственно, снижению мощности.
Если мотор работал на высоких оборотах и окунулся в воду, будьте готовы к тому, что в двигателе могут появиться внутренние повреждения.
Вода не сжимается. Если через продувочные каналы или выхлопную полость в цилиндры попадет значительное количество воды, то поршень, совершая движение к головке цилиндра, неожиданно натолкнется на эту несжимаемую массу. Последует гидравлический удар, вследствие которого будут вероятны повреждения поршней, шатунов, поршневых пальцев, коленчатого вала, прорыв прокладок. Изза резкого охлаждения поршней в них могут появиться трещины. На низкой же скорости двигатель, скорее всего, будет просто остановлен и залит водой.
Если двигатель в момент попадания в воду работает на малых оборотах, то он просто останавливается, и последствия аварии не отличаются от тех, которые бывают при "купании" неработающего мотора.
Если после возвращения мотора в исходное положение и удаления из него воды, как описано выше, вы отметите какое-либо ощущение усилия или сопротивления при вытягивании пускового шнура, самое благоразумное разобрать двигатель и осмотреть детали.
Если мотор некоторое время оставался на мягком дне, то возможно засорение системы охлаждения. Поэтому следует непременно промыть систему чистой водой. Тина, затвердевшая в проходах для воды, может преградить путь охлаждающему потоку, а перегрев двигателя приводит к заклиниванию. В первые минуты после запуска побывавшего в воде мотора работа на больших оборотах опасна, из-за возможности появления задиров в результате попадания воды на поверхности трения. Прогрев двигатель на холостом ходу, следует дать ему проработать 1,5-2 часа на средних частотах вращения.
Любое "купание" мотора может не только оказаться причиной многочисленных хлопот, но и вызвать значительные денежные расходы. Поэтому рекомендуется периодически проверять затяжку винтов опор подвески, надежность крепления накладки, соединяющей пластину кронштейнов с кронштейном мотора (для "Вихря"), затяжку двух винтов крепления хомута подвески (для "Ветерка" см. рис.), надежность крепления мотора специальным страховочным концом к транцу лодки.
Возможность соскальзывания мотора с транца почти исключается, если на транце прикрепить два алюминиевых угольника, ограничивающих перемещение кронштейнов подвески вдоль транца (соскальзывание мотора при ослаблении затяжки винтов струбцин происходит с поворотом в плоскости транца). Если дополнительно к этому в концах рукояток винтов сделать отверстия диаметром 2-3 мм и законтрить винты проволокой, от опасности падения мотора с транца можно почти полностью избавиться.
Правильная установка и крепление мотора на транце лодки, постоянная проверка пробок сливного отверстия перед отправкой в путь, соблюдение осторожности при запуске и при швартовке, отказ от лихачества на воде позволят избежать большинства причин, которые приводят к необходимости делать "искусственное дыхание" вашему мотору.