Выборки из всех таблиц для большей точности имеют интерполяцию, т.е. точно рассчитываются коэффициенты, которые берутся между точек.
ДАД переведен на 10 бит, что повысило точность в четыре раза и позволяет без проблем и использовать датчики с большим диапазоном, вплоть до 500 КПа.
Работа двигателя по БЦН.
В пошивке начиная с версии 234, таблица БЦН не используется для расчета ЦН в режиме работы по таблицам! Расчет топливоподачи в табличном режиме использует «Цилидровое GBC» и «Поправку ЦН». Их перемножение дает искомое наполнение.
Дополнительные изменения калибровок
В прошивке было произведено изменение ряда калибровок, необходимо иметь это в виду при переносе данных их штатных или более ранних прошивок.
Статика форсунок.
Вместо одной статики для всех 4-х форсунок, теперь можно задавать отдельно для каждого цилиндра. Может пригодиться, если есть подозрения на разный баланс форсунок. Следует обратить внимание на порядок цилиндров 2-1-3-4.
Цилиндровое GBC.
«Рабочие режимы» — «Цикловое наполнение» — «Цилиндровое GBC»
Изменен формат калибровки! При переносе калибровок возможны неверные данные.
Значение рассчитывается как Объем цилиндра * 1,23.
Датчик скорости.
Добавлена возможность задавать число импульсов для датчика скорости. Тем самым можно использовать родные датчики на иномарках, при использовании Января.
Расчеты квантования
Для задания необходимых диапазонов работы калибровок прошивки, требуется правильно посчитать и занести данные о квантовании.
Квантование ДАД.
Квантование по ДАД имеет две калибровки: Минимум Квантования и Диапазон Квантования, выраженные в КПа. Врде бы все ясно из названия, поэтому просто приведу примеры расчетов.
В качестве Минимума ставится минимальный предел датчика, как правило это 20 Кпа, ниже смысла ставить нет, тк мотор на ХХ как правило сосет где-то начиная с 28 КПа, поэтому в минимум пишем либо нижний передел, либо 20Кпа.
Диапазон рассчитывается как разность между верхним и нижними пределами. Для атмо мотора это 101 КПа, значит диапазон будет: 101 – 20 = 81 КПа. Это число и ставим.
Турбо датчики ДАДа, обычно начинаются с 30 КПа, это значение и следует указать.
Диапазон зависит от того сколько собираемся дуть. Например будет дуть 1,5 бара, это 2,5 бара абсолюта или 250 КПа, значит диапазон будет: 250 – 30 = 220 Кпа
Квантование воздуха.
Тут несколько другой принцип. Минимальное GBC задается как есть, т.е. ставится минимальным, обычно это 50 для гражданских моторов и 80-100 для спортивных, с повышенным ХХ.
А вот Шаг квантования GBC считается иначе. Примерно прикидываем, сколько воздуха пролезет в наш мотор, для атмосферного это как правило не больше 600 даже для резвых моторов, для турбо до 1200, но т.к. таблиц работающих по воздуху практически не осталось, то не имеет смысла задвигать диапазон далеко, поэтому для турбомотора ограничимся 1000 мг/цикл. В этом случае шаг будет высчитываться как:
(1000 – минимум) / 256
для нашего примера: (1000 – 80) / 256 = 3,59375
Да, и задрав квантование в космос, необходимо так же поднять Максимальное GBC, иначе рассчитанный воздух будет просто порезан сверху.
P.S. В дальнейшем, таблицы по воздуху будут устранены полностью.
Квантование оборотов.
За квантование оборотов отвечает вот такая табличка:
Снизу отрисованы обороты, слева Точка квантования. Вкратце смысл такой, что в сетку по оборотам, которую мы видим в чиптюнере, пойдут те значения оборотов, которые соответствуют числам 16, 32, 48, … , 224, 240, те кратные 16. Вот как-то так. 😉 Те обороты что превысят значение с точкой 240, будут считаться по последней точке, те по оборотам с точкой 240.
Квантование дросселя.
Тут все то же самое что и с Оборотами, где числа кратные 16 слева, такой дроссель и будет появляться в сетке чиптюнера.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Данный цикл статей расчитан на людей, которые уже прочитали инструкцию для новичков: www.drive2.ru/l/4539645/. В этих статьях раскрою различные секреты и свой личный опыт настройки моторов на блоках управления Январь и им подобных.
Наверное, эту статью нужно было и раньше опубликовать, хотя бы год назад, но у меня практика и опыт опережают теорию, поэтому различные хитрости и секреты настройки появляются не сразу. В этой статье я расскажу основной, корневой момент настройки, который я надеюсь избавит многих от различных недопониманий в настройке мотора.
Итак, само слово квантование по началу меня пугало, какие-то кванты, как и каким образом оно появилось в прошивке и зачем вообще нужно? Для начала стоит задать вопрос: что такое прошивка?
Определились с ключевыми вопросами статьи, начинаем разбираться. Думаю лучше начать с самой прошивки. По вопросам, которые приходят ко мне в личные сообщения, я вижу, что многие даже не понимают что это такое. Прошивка — это программа, которая записана во флеш память электронного блока управления. Программа — это лишь набор данных — байтов. Размер прошивки прошивки может быть разный, 64кб, 512кб и т.д. Для каждого ЭБУ будет свой размер прошивки. В программе записаны алгоритмы работы с датчиками, исполнительными механизмами (например форсунки, катушка зажигания). Операциями вычисления и реализацией алгоритмов работы программы занимается сам процессор ЭБУ. Программа и управляет мотором. Скорость работы системы напрямую зависит от самой прошивки и частоты процессора. Чем лучше оптимизированна прошивка и чем мощнее процессор ЭБУ, тем оперативнее и быстрее получается управлять мотором.
Итак, прошивка состоит из алгоритмов и переменных, различных констант. Настройщики моторов, когда настраивают мотор, в основном работают лишь с переменными в прошивке, которые называются калибровками. В исходный код прошивки, чтобы поправить сами алгоритмы прошивки не только лишь все смогут залесть. Вернее редко кто это сможет сделать!
В профессиональном слэнге настройщиков России калибровки называют "калибрами". Например, всеми любимая и очень важная калибровка — статика форсунки. В этой калибровке задаётся производительность форсунки в мг/мсек. В прошивке выделено под неё, наверно 1 байт данных. Выделен определённый адрес в прошивке, где должен находится этот байт данных. Например, для калибровки БЦН — это 256 точек, в прошивке выделено 256×2 = 512 байт. И находятся эти данные тоже по определённому адресу. Для одной точки калибровки БЦН выделяется ровно два байта данных.
Кто уловил мою мысль, наверно поняли — чтобы редактировать прошивку в программе CTP, нужно строго настрого открывать прошивку для редактирования только родной картой этой прошивки. Распространённая ошибка, как делают многие. Открывают прошивку, программа CTP не спросила какой картой открывать прошивку, выбрала сама, пользователь редактирует прошивку, сохраняет её. Потом из под капота летят болты и гайки. Байты не туда прописались, изменилась какая-нибудь калибровка в недопустимый предел и привет капиталка. Для того, чтобы такого не было, в настройках программы СTP отключаем автоопределение карты прошивки. Саму карту от прошивки нужно положить в корень программы CTP. Тогда при открытии прошивки, программа спросит какой картой её открыть, выбираем ту, которую положили в корень программы.
Разбираемся дальше. Выяснили, что прошивка делится на байты, байты группируются в калибровки, сами калибровки уже делятся на рабочие точки. Что такое же такое рабочая точка (РТ)? Рабочая точка — это одно звено калибровки. Например, БЦН — это 3х мерная калибровка, выглядит таблицей. У этой калибровки две зависимости — одна от положения дросселя или давления, другая от оборотов. На пересечении выбранного положения дросселя (давления) и оборотов — получаем значение ЦН (циклового наполнения мотора). Если сказать простыми словами — это одна ячейка из этой таблицы. Когда мотор работает, РТ таблицы БЦН находится в какой-то из ячеек этой калибровки.
Задача настройщика — как можно больше данных узнать о моторе в разных РТ, откатать каждую РТ максимально эффективно. Также заставить мотор не зацикливаться на каждой новой РТ. Чем быстрее мотор переходит от одной РТ к следующей, тем быстрее он раскручивается. Чем ближе РТ находятся друг к другу, тем больше вероятность, что мотор "перескочит" на следующую и пойдёт дальше в разгон. Бывают распространённые случаи моих подписчиков — они пишут, вот еду по трассе, упёрся в 140 км/ч на 100% педали газа, дальше не идёт. Чуть дроссель приотпустил, машина поехала и уже разогналась до 150 км/ч. В этом случае, мотор попал не в лучшую РТ и попросту там остался. Стоило приотпустить дроссель, РТ сместилась в другую точку, в которой настройка например УОЗ была лучше, мотор раскрутился сильнее и перескочил эту неправильную точку.
Теперь переходим к самому интересному. Квантования — это и есть разбиение калибровки на РТ. Это скелет прошивки, её фундамент. Квантования определяются сразу в первой прошивке, в зависимости от характера мотора и далее не меняются. Другими словами квантование можно назвать разбивкой. Например, если открыть заводскую прошивку на стандартный ВАЗовский мотор 21124, то видно, что обороты там квантуются (разбиваются) на: 600, 720, 840, 990, 1170, 1380, 1650, 1950, 2310, 2730, 3210, 3840, 4530, 5370, 6360, 7650. Дроссель: 0, 2, 4, 6, 8, 10, 14, 18, 23, 29, 37, 46, 56, 66, 80,100. Если быстрым взглядом посмотреть, стандартная прошивка ориентирована на "низы", РТ очень близко друг к другу в зоне малых оборотов. Тоже самое прослеживается и с дросселем. Настраивая мотор, желательно первым делом определиться с квантованиями, будут ли они подходить мотору. Например, если мотор будет верховой и максимальной отсечкой 8000 об/мин, то и надо сделать последнюю РТ по оборотам нужно в 8000 об/мин, сами обороты более мелко поделить в зоне "верхов". Квантования оборотов, на которых ездила моя легендарная Чёрная Буря: 600, 800, 1120, 1520, 2000, 2520, 3000, 3520, 4000, 4520, 5000, 5520, 6040, 7000, 7520, 8000. Первую точку 600 по идее можно было убрать, но что-то так руки не дошли. Точку 1120 об/мин выбрал специально для стабильной работы ХХ (т.к. ХХ был выставлен в 1120 об/мин), чтобы на холостых РТ находилась именно в этой точке, а не скакала между 800 и 1200 например. Т.к. мотор у меня крутится с низу и до самых 8000 об/мин не затухая, то решил поделить его равномерно с шагом 500 об/мин. Это был один секретов Чёрной Бури, который позволял ей разгоняться очень быстро.
От теории переходим к практике. Чтобы выставить нужные точки квантования оборотов в прошивке, нужно открыть калибровку "квантования оборотов" и начать там двигать каждую 16ю точку. Снизу обороты, слева точки квантования. В рабочие точки попадут те значения оборотов, которые кратны 16, например 16, 32, 48, …, 224, 240. Обороты, превышающие значение точки 240, будут считаться по последней точке. В обычной ВАЗовской прошивке на Январь 5.1, 7.2 дано всего 16 РТ по оборотам.
Аналогичная процедура и с квантованием дросселя.
Стоит сказать пару слов и про квантование давления, ЦН. Тут тоже всё просто, для давления задаётся диапазон, начальное значение. Начальное значение + диапазон = максимальное допустимое давление в прошивке. Для ЦН = задаётся шаг минимальное и максимальное значение. Обычно в настройке ЦН ничего не меняю, в стандартных прошивка оно задано где-то 650 мг/цикл. Для настройки турбо моторов настройки квантования давления и ЦН обязательны, если не хотите чтобы ваш дорогой мотор отрыгнул.
Завершаю статью, тему постарался раскрыть коротко и ёмко. Надеюсь было интересно. Ну и как обычно, я дал вам идею, а вы уже развивайте её, пробуйте на своих моторах!
Давно просили написать про квантование оборотов в прошивке. Тема простая, но инфы в инете не много, поэтому новичкам и почитать не где, отсюда непонятки, глюки и расстройства 🙂 А старички, которые доперли когда-то сами, теперь или ленятся писать об этом или просто считают это какой-то тайной и поэтому молчат.
Кстати мне кажется, что среди новичков бытует мнение, что проффи считают что чиптюнинг это их хлеб и поэтому всякие тайны просто стараются не раскрывать. Наверно в 5-10% это так и есть. Но остальные 90% думаю молчат не потому что тайны не хотят раскрывать, а потому что и раскрывать особо и нечего.
В общем фиг знает почему инфы на эту тему не много.
Короче распинаться особо не хочется, т.к. лень много писать. поэтому постараюсь кратко рассказать суть.
I)
в редакторе калибровок есть таблица Квантование оборотов. В ней находятся 256 точек. Отсчет идет с нуля. Поэтому последняя точка будет 255*шаг квантования.
В стандартных прошивках последняя точка квантования 7650 . В фаст прошивках — 10200.
почему так ? А потому что в обычных прошивках используется шаг квантования 30, а в фаст 40. т.е.(255*30=7650 255*40=10200)
Далее формируются 16 основных рабочих точек для таблиц. т.е. основные значения по которым будут работать калибровки.
Формирование происходит так:
первая точка оборотов это значение оборотов в последней точке в которой калибровка точка квантования равна нулю. в данном примере это значение 600.
все последующие точки формируются так. каждая 16 точка квантования попадает в таблицу. Т.е. 0 , 16, 32, 48 и т.д. В данном примере обороты получаются 600,800,1000.1200,1360
…
Теперь в качестве примера, по приколу сделаем первые точки с шагом 40.
Берем и меняем в калибровке оборотов значения первых точек.
вот и все.
Если при калибровке этой таблицы "косячить", то моя программа сразу собьет сетку оборотов. и будет это выглядеть примерно так www.ecusystems.ru/forum/v…3&t=364&start=1080#p23537
Как рассказали пользователи, другие известные программы сетку оборотов не ломают, но при этом могут по разному отображать точки. Тем самым программы позволяют пользователю "косячить" в этой калибровке и при этом пользователь думает что все нормально. Поэтому лучше конечно сразу делать правильно, тем более это не сложно.