1. Возможные неисправности коробки передач (КПП)

2. Снятие и установка КПП с двигателем УЗАМ (УМПО)

3. Снятие и установка КПП с двигателем ВАЗ 2106

4. ОБЩАЯ схема коробки передач

5. Схема механизма переключения передач

6. Ссылки на наш форум — задавайте вопросы

1. Возможные неисправности коробки передач (КПП)

Шум в коробке передач

Шум уменьшается или исчезает, если выключить сцепление

Недостаточный уровень масла в картере коробки передач Проверьте уровень, при необходимости долейте масло. Проверьте, нет ли течи (см. «Утечка масла», с. 255). Прочистите сапун Износ или повреждение подшипников, зубьев шестерен Замените изношенные подшипники, шестерни Валы коробки передач смещаются в осевом направлении Подтяните гайки, замените сломанные фиксирующие детали Передачи включаются с трудом, посторонние шумы отсутствуют Износ или деформация рычага переключения передач Выправьте или замените рычаг Заклинивание сферического шарнира рычага переключения передач Замените неисправные детали, заложите в шарнир смазку ЛСЦ-15, ЛИТОЛ—24 или ШРУС-4 Туго ходят штоки вилок (заклинены блокировочные сухари, заусенцы на штоках, грязь в гнездах) Очистите детали, изношенные и деформированные — замените Туго движется скользящая муфта на шлицах ступицы Очистите шлицы от грязи,спилите заусенцы надфилем, детали со смятыми шлицами замените Деформированы вилки переключения передач Замените вилки Передачи самопроизвольно выключаются Пружины фиксаторов потеряли упругость, изношены шарики и/или гнезда штоков Замените изношенные детали Повреждение или износ блокирующих колец синхронизатора Замените кольца Повреждение или износ зубьев муфты или зубчатого венца синхронизатора Замените муфту или шестерню Сломана пружина синхронизатора Замените пружину Шум, треск, визг шестерен в момент включения передачи Мало масла в картере коробки передач Долейте масло. Проверьте, нет ли течи (см. «Утечка масла» ниже). Прочистите или замените сапун Износ или поломка зубьев шестерен и/или синхронизаторов Замените детали Износ или деформация кольца синхронизатора включаемой передачи Замените кольцо Осевой люфт валов коробки передач Подтяните крепления подшипников, изношенные подшипники замените Утечка масла Износ сальников Замените сальники. Сильный износ,забоины на уплотняемых шейках валов Небольшие повреждения зачистите мелкозернистой шкуркой и заполируйте. Устанавливая новый сальник, можно немного недопрессовать его, не допуская перекоса (при необходимости подложив под него дистанционные прокладки толщиной до 1 мм), чтобы кромка сальника работала по неизношенной части вала. При значительных повреждениях — замените валы и сальники Повышенное давление в коробке передач Прочистите отверстие первичного вала коробки передач Иж-2126 или сапун коробки передач ВАЗ-21074 Ослабли крепления крышек картера коробки передач, картера сцепления. Повреждение прокладок Подтяните резьбовые соединения. Замените прокладки (при их установке можно использовать герметик) Неплотно завернуты пробки Подтяните пробки (можно поставить их на герметик)

2. Снятие и установка КПП с двигателем УЗАМ (УМПО)

В салоне, нажав на стержень рычага переключения рычага вниз,…

…отверткой поддеваем лепестки запорной втулки…

…и выводим их из кольцевой канавки стержня.

Регулярно читая в ленте отсчеты о замене омской КПП 2126 на Ваз КПП, понимал что проблема с ненадежностью ОКПП не обойдет и меня стороной, с этим надо что то решать, либо покупать замену в виде ВКПП, либо искать решения повышения надежности ОКПП.

► Омская коробка передач или вазовская?

Рассматривая вариант приобретения ВКПП решил убедиться, а так ли хороша вазовская коробка. Полистав форум нивоводов пришел к выводу, распространенная в продаже Б/У КПП — 21074 С/О тот еще хлам, ее надежность лишь миф. Выбирать следует 4-х ступку или 5-ти — КПП нового образца с разорванным пакетом. Из них первая не устроила отсутствием 5-ой скорости, а вторая тем, что внешне ее не отличить от кпп старого образца и пришлось бы покупать "кота в мешке". Стал думать дальше.

Далее сравнивая тех. характеристики ОКПП и ВКПП увидел, что ВКПП имеет не оптимальные передаточные числа для ДВС 2106, исправить которые возможно спортивным рядом R1, который к сожалению так же не отличается качеством. В итоге финансовый вопрос поставил точку в выборе, на одной чаше весов — ОКПП, которые уже были у меня в наличии в количестве 2-х штук, перевесили другую чашу с ВКПП с R1, из за с совсем не гуманного ценника.

Итак, ОКПП с доработками повышающими как надежность, так и снижение шумности — мой выбор. Сказано — сделано, что и как читайте далее.

► Запчасти для ремонта ОКПП

Раз взялся делать, то решил не ограничиваться мелким ремонтом и сделать полную капиталку КПП, для чего были закуплены следующие запчасти:

• Ступица кпп 2126 1/2 скорости – 1500руб. и 2 шпонки за 200руб, нашел на местном рынке. Понятно что без них ремонт не возможен, б/у брать не рискнул из за возможного скрытого повреждения.
• Синхронизаторы 1, 2 скоростей – 400руб. за оба, были заказаны в магазинчике В.В на форуме 2126.ru.
• Синхронизаторы 3, 4, 5 — 400руб. за все, приобрел в интернет магазине "avtoall.ru".
• Закрытые подшипники первичного и втор. валов от КПП ШевиНива – 700руб. за оба. Выбраны с целью снизить шум, за счет ограничения поступления трансмиссионного масла содержащего продукты износа.
• Подшипник промежуточного вала КПП ИЖ-2126 передний — 70 руб., подшипник КПП ВАЗ-2101-21 — 300руб. и игольчатый подшипник вторвала КПП ВАЗ-2101-21 — 30 руб. Заменены по причине видимого износа на старых.
• Кольцо ВАЗ-2101 подшипника КПП первичного вала нового образца — 50 руб. Кольцо старого образца вероятно знакомо вам, оно имеет конусную форму, еще называется — пружинное, новое же имеет плоский вид, что гарантирует то, что оно не лопнет в процессе эксплуатации, что случается очень часто.

► 3-х шпоночный вал на коленке

Не открою Америку, сообщив что проблемным местом ОКПП является ступица 1/2 скорости, что и произошло в моем случае. Разобрав ОКПП обнаружил что хоть коробка ранее никак не проявляла признаков поломки, ступица в ней оказалась с трещиной. Этому узлу и решено было уделить основное внимание.

Коробка передач Иж-2126:1 — первичный вал; 2 — картер сцепления; 3 — задний подшипник первичного вала; 4 — болт крепления верхней крышки; 5 — верхняя крышка; 6 — передний подшипник вторичного вала; 7 — блокирующее кольцо синхронизатора включения передачи; 8 ступица III-IV передач; 9 — муфта III-IV передач; 10 — шестерня III передачи; 11 -стопорное кольцо; 12- ступица V передачи; 13- муфта V передачи; 14-шестерня V передачи; 15- шестерня II передачи; 16 — роликовый подшипник; 17 — шпонка: 18 — муфта-шестерня заднего хода; 19 — блокирующее кольцо синхронизатора включения II передачи; 20 — ступица I-II передач; 21 — шестерня I передачи; 22 — стержень рычага переключения передач; 23 — чехол рычага; 24 — рычаг переключения передач; 25 — задний подшипник вторичного вала; 26 — фланец эластичной муфты карданной передачи; 27 — ведущая шестерня привода спидометра; 28 — сальник вторичного вала; 29 — гайка фланца эластичной муфты; 30 — центрирующее кольцо; 31 — вторичный вал; 32 — уплотнитель; 33 — грязеотражатель; 34 — шайба; 35 — задний болт промежуточного вала; 36 — болт крепления кронштейна задней опоры силового агрегата; 37 — гайка шпильки крепления задней крышки; 38 — задний подшипник промежуточного вала; 39 — задняя крышка коробки передач; 40 — прокладка задней крышки; 41 — игольчатый подшипник; 42 — промежуточная шестерня заднего хода; 43 — ось промежуточной шестерни; 44 — промежуточный вал; 45 — картер коробки передач; 46 — передний подшипник промежуточного вала; 47 — болт переднего подшипника промежуточного вала.

Коробка передач Иж-2126 может агрегатироваться как с двигателем УМПО-331, так я с двигателем ВАЗ-2106. Коробка передач, предназначенная для установки в комплекте с двигателем УМПО-331, в сравнении с коробкой передач, устанавливаемой с двигателем ВАЗ-2106, имеет более короткий первичный вал и крупные шлицы под ступииу ведомого лиска сцепления.

К картеру сцепления двигателя УМПО-331 коробка передач крепится непосредственно, а к картеру сцепления двигателя ВАЗ-2106 — через проставку (устройство узла показано в подразделе «Замена сальника первичного вала» ). Стык проставки с картером коробки передач уплотнен прокладкой, а стык проставки с картером сцепления прокладки не имеет. В отверстии проставки под первичный вал коробки передач установлены сальник и пружинное кольцо. Упорные кольца переднего подшипника промежуточного и заднего подшипника первичного валов коробки передач, агрегатируемой с двигателем ВАЗ, дополнительно зафиксированы болтом с шайбой. В связи с этим коробки передач для разных модификаций автомобиля Иж-2126 не взаимозаменяемы. При необходимости установки одной коробки вместо другой придется полностью разбирать ее для замены первичного вала. В остальном конструкции коробок передач аналогичны.

Механизм и привод переключения передач: 1 — пробка фиксатора; 2 — пружина; 3 — верхняя крышка коробки передач; 4 — шарик; 5 — шаровая опора; 6 — сферическая шайба; 7 — пружина рычага; 8 — опорная шайба; 9 — стопорное кольцо; 10 — фланец крепления чехла; 11 — шайба; 12 — гайка; 13 — чехол рычага; 14 — скоба оттяжной пружины; 15 — оттяжная пружина; 16,18 — прокладки шаровой опоры; 17 — направляющая чашка; 19 — рычаг переключения передач; 20 — запорная втулка; 21, 23 — демпфирующие втулки; 22 — дистанционная втулка; 24 — упорная подушка; 25 — рукоятка рычага; 26 — стержень рычага; 27 — изолирующий чехол; 28 — защитная крышка; 29 — прокладка защитной крышки; 30 — шарик; 31 — толкатель; 32 — пробка штока; 33 — головка штока III-IV передан; 34, 37 — штоки; 35 — головка штока заднего хода; 36 — стопорный болт; 3В — вилка включения заднего хода; 39 — вилка переключения передач; 40 — нижняя крышка; 41 — прокладка нижней крышки; 42 — выключатель света заднего хода.

Коробка передач — механическая, трехвальная, пятиступенчатая (имеет пять передач переднего хода и одну — заднего). Все передачи переднего хода синхронизированы. Механизм переключения передач смонтирован в верхней крышке коробки передач. Корпусные детали коробки — картер, задняя и верхняя крышки — отлиты из алюминиевого сплава и стянуты между собой болтами и шпильками с гайками. Соединения уплотнены прокладками (при ремонте можно использовать герметик). Для улучшения теплоотвода поверхность картера коробки передач оребрена.

Для обеспечения соосности коленчатого вала двигателя и первичного вала коробки передач картеры сцепления двигателей УМПО-331 и ВАЗ-2106 центрируются относительно блока цилиндров двумя втулками (под них выполнены проточки в двух нижних крепежных отверстиях блока цилиндров и картера сцепления).

Картер сцепления двигателя ВАЗ-2106 также сцентрирован с коробкой передач через цилиндрический выступ проставки, соосный с первичным валом и входяший в проточку картера сцепления

На задней крышке коробки передач установлена задняя опора силового агрегата. Она крепится к поперечине, а поперечина — к кронштейнам пола кузова.

В картере коробки передач с левой стороны расположено заливное (контрольное) отверстие, а внизу — сливное. Отверстия закрыты пробками с конической резьбой. В коробку передач заливают трансмиссионное масло вязкостью от 75W80 до 85W90 и класса качества не ниже GL-4. Его уровеньдолжен находиться у нижней кромки заливного отверстия (предварительно убедитесь в том, что автомобиль стоит горизонтально).

Детали коробки передач смазываются разбрызгиванием. Выходы первичного и вторичного валов уплотнены сальниками. Сальник первичного вала установлен в картере сцепления (коробка с двигателем УЗАМ-331) или в проставив (коробка с двигателем ВАЗ-2106), а вторичного — в задней крышке коробки передач.

Для вентиляции коробки передач служит отверстие в первичном валу.

В коробке передач три вала: первичный, вторичный и промежуточный.

Первичный вал опирается на два шариковых подшипника — в заднем торце коленчатого вала и в передней стенке картера коробки передач (последний воспринимает основную часть нагрузки). В отверстии заднего торца первичного вала установлен игольчатый подшипник, являющийся передней опорой вторичного вала и обеспечивающий соосность валов. Другим концом вторичный вал опирается на шариковый подшипник, установленный в задней стенке картера коробки передач.

Промежуточный вал вращается в двух подшипниках, расположенных в стенках картера коробки передач: передний — роликовый, задний — двухрядный шариковый. Внутренние кольца подшипников закреплены на валу болтами с шайбами. Болт заднего подшипника имеет левую резьбу.

Ось промежуточной шестерни заднего хода запрессована передним конпом в приливе нижней части картера коробки передач, задним — в стенке картера. Промежуточная шестерня заднего хода вращается на двухрядном игольчатом подшипнике.

Первичный вал имеет два зубчатых венца. Косозубый венеи находится в постоянном зацеплении с передней шестерней промежуточного вала (таким образом, эти валы всегда вращаются вместе). Прямозубый венец первичного вала яапяется венцом синхронизатора IV передачи (при ее включении крутящий момент передается непосредственно с первичного вала на вторичный, минуя промежуточный, поэтому эту передачу часто называют «прямой»).

Промежуточный вал представляет собой блок из пяти косозубых шестерен и одной прямозубой заднего хода. При включении любой передачи переднего хода, кроме IV, крутящий момент передается на вторичный вал через промежуточный. Для включения передачи заднего хода нужно ввести промежуточную шестерню в зацепление с муфтой-шестерне и заднего хода на вторичном валу и с ведущей шестерней промежуточного вала. Шестерни промежуточного вала расположены в следующем порядке (со стороны передней части): шестерня постоянного зацепления с первичным валом, шестерни III, V, II, заднего хода и I передач.

На вторичном валу расположены ведомые шестерни III. V, II передач, муфта-шестерня заднего хода, ведомая шестерня I передачи и синхронизаторы. Ведомые шестерни передач переднего хода свободно вращаются на валу и находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. Шестерни I и II передач врашаются на двухрядных игольчатых подшипниках, шестерни III и V передач — на шейках вала. Шестерня заднего хода выполнена заодно с муфтой синхронизатора I и II передач, ступица которого жестко закреплена на валу шпонкой. Заодно с косозубыми шестернями передач переднего хода выполнены венцы их синхронизаторов — прямозубые шестерни меньшего диаметра. Они направлены в сторону соответствующего синхронизатора (III, I, V — вперед. II — назад). На заднем конце вторичного вала гайкой закреплен фланец эластичной муфты.

Синхронизатор состоит из ступицы, жестко закрепленной на вторичном валу, скользящей муфты, пружинного разрезного кольца и блокирующего кольца. Ступицы синхронизаторов III-IV и V передач входят тремя внутренними выступами в продольные пазы на вторичном валу, а ступица синхронизаторов I—II передач удерживается шпонкой. На наружной поверхности ступиц имеются шлицы, по которым перемещаются скользящие муфты. На муфтах есть выточки, в которые входят вилки штоков переключения передач. На ступице выполнены три выступа, входящие в пазы зубчатого венца блокирующего кольца. Между блокирующим кольцом и ступицей синхронизатора устанавливается пружинное разрезное кольцо. Тремя своими выступами, проходящими через пазы на ступице, кольцо взаимодействует со скользящей муфтой.

Привод управления коробкой передач состоит из рычага переключения передач и шаровой опоры.

Механизм переключения передач расположен в верхней крышке коробки передач и состоит из четырех штоков с вилками. Вилки включения передач переднего хода входят в выточки скользящих муфт синхронизаторов, а вилка включения заднего хода — в палец рычага, который своим сухарем входит в выточку на промежуточной шестерне.

В каналах верхней крышки коробки передач расположены фиксаторы, состоящие из шариков и пружин. Под действием пружин шарики входят в лунки штоков, предотвращая самопроизвольное выключение передач. Блокировочное устройство, предохраняющее коробку передач от одновременного включения двух передач, состоит из двух толкателей и трех шариков. Толкатели находятся в отверстиях штоков включения III-IV и V передач, а шарики — в каналах крышки между гнездами под штоки.

В левой задней части верхней крышки коробки передач ввернут выключатель фонарей заднего хода.