Обозначения на рисунке 8 — Устройство вала вторичного в сборе дет. 239.1701100

1 — вал вторичный 239.1701105;

2 — синхронизатор 4-5 передач 239.1701150;

3 — шестерня 5-й передачи 239.1701132-10*(2391.1701132**);

4 — подшипник роликовый специальный (2 шт.) 3К75*83*26Д;

5 — кольцо пружинное упорное 239.1701136 (толщина 2,5 мм), 239.1701136-01 (толщина

2.55 мм), 239.1701136-02 (толщина 2,6 мм), 239.1701136-03 (толщина 2,65 мм);

6 — шарик — Б 6-60 ГОСТ 3722-81;

7 — шайба упорная 239.1701137;

8 — шестерня 3-й передачи 239.1701131-10;

9 — подшипник роликовый специальный 3КК 85*93*40Д;

10 — кольцо пружинное упорное 336.1701483 (толщина 2,5 мм), 336.1701483-01 (толщина

2.55 мм), 336.1701483-02 (толщина 2,6 мм), 336.1701483-03 (толщина 2,65 мм);

11 — синхронизатор 2-3 передач 336.1701151;

12 — втулка проставочная 239.1701286;

13 — шестерня 2-й передачи 239.1701127-10;

14 — подшипник роликовый шестерни 1-й передачи (2 шт.) 3КК 95*103*50Д;

15 — шестерня 1-й передачи 239.1701112-10;

16 — муфта включения 1-й передачи и заднего хода 239.1701280;

17 — ступица муфты 239.1701280;

18 — шестерня заднего хода 239.170140-10;

19 — подшипник роликовый шестерни заднего хода 3КК 95*103*40Д;

20 — втулка шестерни заднего хода 239.1701278;

21 — шайба упорная шестерни заднего хода 239.1701468;

22 — подшипник задний вторичного вала 6-7516 АК;

23 — муфта зубчатая 239.1721380;

24 — гайка М65*1,5 311403-П;

25 — трубка маслоотводная 336.1701043;

26 — втулка проставочная 239.1701135;

27 — втулка проставочная 239.1701143;

28 — кольцо пружинное упорное 336.1701479 (толщина 2,5 мм), 336.1701479-01 (толщина

2.55 мм), 336.1701479-02 (толщина 2,6 мм), 336.1701479-03 (толщина 2,65 мм), 336.1701479-04 (толщина 2,7 мм);

29 — подшипник передний 6-7608А1К* (32 308**);

9-ступенчатая механическая коробка передач

макс. входной момент

  • Описание
  • Характеристики
  • Применение

Тип коробки передач. 9-ступенчатая, механическая; пятиступенча­тая основная коробка с двухдиапазонным планетар­ным демультипликатором, с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой передачи и заднего хода.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ. предусмотрена блокировка запуска стартера при включенной передаче; электронный датчик спидометра.

Управление переключением передач. Рычаг или механизм для подсоединения дистанционного привода с выводом соеди­нительного валика налево в основной коробке и полу­автоматическое пневматическое переключение демультиплика­тора с автома­тической блокировкой включения низшего диапазона.

Дополнительный отбор мощности. От прямозубой шестерни промежуточного вала через боковой правый люк до 29,5 кВт (40 л.с.); От зубчатого венца на заднем конце промежуточ­ного вала через вал отбора мощности до 73,5 кВт (100 л.с.). Объем масла в картере коробки передач 11,5+0’5 л.

Дополнительные опции. Коробки могут быть укомплектованы герметизированным картером сцепления.

ПоказательЗначения
Максимальный входной крутящий момент, Н.м1800
Масса с картером, кг385
Передаточные числа1 — 12,24 2 — 6,88 3 — 4, 86 4 — 3,50 5 — 2,74 6 — 1,97 7 — 1,39 8 — 1,00 9 — 0,78 Задний ход — 10,04
Фланец крепления карданного валаISO8667-T180
Модель, комплектацияПрименение
ЯМЗ-239 (базовая модель)
ЯМЗ-239-09 *
ЯМЗ-239-19 *
ЯМЗ-239-20
автомобили МЗКТ
ЯМЗ-239-03грузовые автомобили
ЯМЗ-239-12
ЯМЗ-239-13 *
ЯМЗ-239-22
ЯМЗ-239-23
автомобили МАЗ
ЯМЗ-239-24
ЯМЗ-239-54
ЯМЗ-239-55 *
ЯМЗ-239-23
автомобили "Урал"
ЯМЗ-239-50грузовые автомобили
ЯМЗ-2391 (базовая модель)
ЯМЗ-2391-20
автомобили РИАТ
ЯМЗ-2391-05автомобили МАЗ
ЯМЗ-2391-10, -20, -23, -29грузовые автомобили
ЯМЗ-2391-22
ЯМЗ-2391-42
ЯМЗ-2391-43 *
автомобили "Урал"

* с двухконусными синхронизаторами производства Hoerbiger (Германия)

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Автомобили ГАЗ

Автомобили ЗИЛ

Автомобили КАМАЗ

Автомобили МАЗ

Автомобили КРАЗ

Автомобили УРАЛ

  • УРАЛ-4320, 5557
  • Двигатель ЯМЗ-236
  • __________________
  • КАРТА САЙТА

Техническая конструкция коробки передач ЯМЗ-239

Технические характеристики коробки передач ЯМЗ-239

Базовая модель коробки передач КПП ЯМЗ-239 применяется совместно с двигателями ЯМЗ-7511 на автомобилях МАЗ, а на её основе разработаны с максимальной унификацией и производятся дополнительные модификации и комплектации, предназначенные для транспортных средств других предприятий.

Базовая модель КПП ЯМЗ-239 предназначена для работы с двигателями типа ЯМЗ-7511 на автомобилях МАЗ, снабжена механизмом переключения передач под дистанционное управление, изготавливаемое Минским автозаводом; промежуточным валом с зубчатым венцом на заднем торце вала для отбора мощности не более 73,5 кВт (100 л.с.) и местом на торце картера демультипликатора под установку коробки отбора мощности.

КПП ЯМЗ-239 снабжена приводом спидометра в виде червячной передачи от вала выходного и крышкой подшипника выходного вала, обеспечивающей установку сменных шестерен на автомобильном заводе в зависимости от скоростных характеристик различных моделей и модификаций автомобилей; датчиком и клапаном электромагнитным электронной системы блокировки включения нижнего диапазона демультипликатора.

Коробка передач ЯМЗ-239 оборудована механизмом дистанционного привода переключения передач и фланцем для присоединения карданного вала автомобиля.

Начиная с 2006 года двигатели типа ЯМЗ-7511 для автомобилей Минского автомобильного завода комплектуются коробками передач ЯМЗ-239-02, в которых по сравнению с базовой моделью исключен механический привод спидометра, и коробка передач выполнена под применение электронного спидометра.

Коробка передач модификации ЯМЗ-2391 и её комплектации отличаются от базовой изменённым передаточным числом 5-ой и, соответственно, 9-ой передачи, за счёт применения шестерни 5-ой передачи на промежуточном валу с большим числом зубьев (45 вместо 43) и шестерни 5-ой передачи на вторичном валу с меньшим числом зубьев (23 вместо 25).

Коробка передач ЯМЗ-239 (рис.1) с двигателями ЯМЗ-7511 на автомобилях МАЗ – механическая, восьмиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах, кроме заднего хода, состоит из основной четырехступенчатой коробки передач и двухдиапазонного планетарного демультипликатора.

Механизм переключения диапазонов демультипликатора КПП ЯМЗ-239 оснащен автоматической системой блокировки включения низшего диапазона (АСБП).

Реле АСБП устроено таким образом, что разрешает включение низшего диапазона при частоте вращения выходного вала коробки передач ЯМЗ-239 не более 920 мин-1, что в зависимости от передаточных чисел ведущего моста, раздаточной коробки, радиуса качения колёс соответствует скорости движения автомобиля 25 — 30 км/час.

Для каждого конкретного автомобиля эта величина может быть с достаточной точностью определена как частное от деления величины максимальной (кинематической) скорости.

Заправочная ёмкость системы смазки коробки передач ЯМЗ-239 — 7,5 литра. Уровень масла определяется нижней кромкой контрольного отверстия на правой стороне проставки, расположенной между картерами основной коробки и демультипликатора.

Пробка маслозаливного отверстия расположена на верхней крышке основной коробки с левой стороны. В качестве заливного может также использоваться контрольное отверстие

Рис.1. Коробка передач КПП ЯМЗ-239

1 — картер сцепления; 2 — прокладки регулировочные первичного вала; 3 — сапун картера; 4 — вал вторичный; 5 – сапун воздухораспределителя; 6- воздухораспределитель; 7 – кольцо центрирующее; 8 — муфта включения низшего диапазона; 9 – болт регулировки упора штока переключения демультипликатора с контргайкой; 10 — включатель сигнализатора переключения демультипликатора; 11 — прокладки регулировочные вторичного вала; 12 — сателлиты; 13 — вилка переключения демультипликатора; 14 — цилиндр переключения демультипликатора; 15 – муфта включения высшего диапазона; 16 — датчик скорости системы блокировки низшего диапазона; 17 — регулировочные прокладки выходного вала; 18 — болт крепления в фланца выходного вала, 19 — вал выходной; 20 — кольцо упорное солнечной шестерни; 21 — картер демультипликатора; 22 — коронная шестерня; 23 — солнечная шестерня; 24 — проставка; 25 — крышка заборника насоса с сеткой; 26 — пробка сливная с магнитом; 27 – шестерня отбора мощности; 28 — картер основной коробки; 29 – вал промежуточный; 30 — насос масляный; 31 — вал первичный.

Перед установкой демультипликатора КПП ЯМЗ-239 с проставкой на картер основной коробки и проставки на картер демультипликатора на прокладки нанести анаэробный уплотняющий состав с обеих сторон непрерывной полосой шириной 2-3 мм по контуру.

При установке крышки подшипника первичного вала, демультипликатора с проставкой на картер основной коробки, крышке заднего подшипника выходного вала демультипликатора обеспечить минимальные осевые люфты валов с помощью регулировочных прокладок, подобранных следующим образом:

Замерить размер глубины проточки под подшипник в крышке подшипника первичного вала коробки передач ЯМЗ-239 с учетом толщины прокладки с точностью 0,1 мм.

Замерить размер от торца наружного кольца подшипника до поверхности стенки картера КПП ЯМЗ-239 при запрессованном до упора подшипнике с точностью 0,1 мм.

Замерить размер от торца наружного кольца подшипника до поверхности картера с точностью до 0,1 мм, убедившись, что центрирующее кольцо запрессовано до упора, а пружинное кольцо и подшипник плотно прижаты к центральному кольцу.

Замерить размер глубины проточки под подшипник в зубчатой муфте, с учетом проставки и проточки с точностью 0,1 мм.

Замерить размер от торца наружного кольца подшипника до поверхности картера КПП ЯМЗ-239 с точностью до 0,05 мм, убедившись, что пружинное кольцо и подшипник плотно прижаты к поверхности картера.

Замерить размер от прокладки до упорного кольца в выточке крышки с точностью до 0,05 мм.

При ремонте демультипликатора КПП ЯМЗ-239 с заменой деталей синхронизатора отрегулировать требуемую величину хода штока при включении высшего диапазона, обеспечив разгрузку сухарей вилки при работе на высшем диапазоне, для чего:

Включить высший диапазон в демультипликаторе коробки передач ЯМЗ-239, подав воздух под давлением от 784 до 833 кПа (8. 8,5 кгс/см2 ) в заднюю полость пневмоцилиндра убедитесь в том, что муфты включения высшего диапазона вошли в полное зацепление.

При полном зацеплении лампочка сигнализатора должна погаснуть фланец крепления карданного вала не должен проворачиваться от усилия руки.

Завернуть регулировочный болт до упора в шток поршня (при вращении болта должно ощущаться возрастание сопротивления провороту). Повторить операцию несколько раз, убедившись в том, что упор ощущается при одном и том же положении головки болта.

Довернуть регулировочный болт от положения упора его в торец на один оборот (5 граней головки) и удерживая его в этом положении застопорить контргайкой, затянув ее крутящим моментом 137-157 Нм (14-16 кгс/см).

После регулировки фланец крепления карданного вала должен проворачиваться легко без заеданий, от усилия руки. Фланец проворачивать на угол не менее 360 градусов.

Максимальный входной крутящий момент КПП-239, Нм — 930

Масса с картером сцепления, кг — 240

Передаточные числа коробки передач ЯМЗ-239: 1 передача – 5,22, 2 передача – 2,90, 3 передача – 1,52, 4 передача – 1,00, 5 передача – 0,664, Задний ход – 5,22

Механизм переключения передач КПП ЯМЗ-239

Конструкция механизма переключения передач КПП ЯМЗ-239 показана на рисунке 12, а внешний вид сверху и снизу на механизма переключения передач – на рисунках 13 и 14, соответственно.

Механизм переключения передач основной КПП встроен в ее верхнюю крышку 1 (см. рисунок 12) и имеет три штока – шток 4-5 передач 26, 2-3 передач 30, 1-й передачи и заднего хода 29.

На шток 4-5 передач закреплена вилка 4-5-й передачи. На других двух штоках закреплены, соответственно, головка перемещения и вилка переключения 2-й и 3-й передач и головка перемещения и вилка переключения 1-й передачи и заднего хода.

Головки и вилки на штоках крепятся и фиксируются (устанавливаются) на штоках с помощью специальных установочных винтов для каждой головки и вилки.

Каждый установочный винт после затяжки контрится шплинтовой проволокой с диаметром 1,2 мм длиной 100 мм.

Каждый шток переключения передач фиксируется относительно крышки верхней в трех положениях: нейтральном (передачи соответственно не включены) и двух других (при включении каждой из двух передач).

Каждый фиксатор штоков имеет стандартный шарик диаметром 11 мм и пружину сжатия, установленные в отверстия крышки, при этом шарик заходит поочередно в канавки на штоке после его перемещения из нейтрального положения в положение включенной передачи.

Рисунок 2 – Механизм переключения передач с механизмом управления переключением передач и воздухораспределителем КПП ЯМЗ-239

1 — крышка 239.1702015;
2 — заглушка 260310-П29 (3 шт.);
3 — прокладка механизма управления переключения передач 239.1702122;
4 — шпилька М10 216258-П29 (4 шт.);
5 — гайка М10×1-6Н 250513-П29 (4 шт.);
6 — шайба 10 252006-П29 (4 шт.);
7 — шайба 10 ОТ 252136-П2 (4 шт.);
8 — пружина 336.1702106 (3 шт.);
9 — сапун 236-1702170-А;
10 — головка включения 1-й передачи и заднего хода 239.1702053;
11 -прокладка воздухораспределителя 238Н-1723048;
12 -болт М8×35 201462-П29 (2 шт.);
13 -шайба 8 252005-П29 (2 шт.);
14 -шайба 8Т 252135-П2 (2 шт.);
15 — стакан пружины 236-1702132;
16 -пружина предохранителя 236-1702127-А;
17 -предохранитель заднего хода 236-1702129 (2 шт.);
18 -штифт 10×25 313407-П9 (2 шт.);
19 -механизм управления переключением передач 239.1702200 (2392.1702200*);
20 — головка переключения 2-3-й передач 239.1702028;
21 — сухарь вилки 336.17020
22 — вилка 4-5 передач 239.1702033 (4 шт.);
23 -наконечник рычага переключения передач с опорой в сборе 2391.1702114**;
24 — сухарь блокирующего устройства 238-1723044 (2 шт.);
25 -шток блокирующего устройства 238Н-1723045;
26 -шток вилки 4-й и 5-й передачи 239.1702074;
27 -пружина штока блокирующего устройства 238Н-1723010-01;
28 — воздухораспределитель 238Н-1723010-01;
29 -шток вилки 1-й передач и заднего хода 239.1702060;
30 -шток вилки 2-3-й передач 239.1702064;
31 -прокладка регулировочная 239.1722091;
32 -шарик Б14.000-200 ГОСТ 3722-81;
33 — выключатель ВК-403Б-3716000 45 7373 4914;
34 — винт установочный 336.1702047 (5 шт.)
35 -шарик Б 9.525-100 ГОСТ 3722-81 (4 шт.);
36 -штифт замка штоков 236-1702087;
37 — вилка 1-й передачи и заднего хода 239.1702024;
38 -шплинт 1,2×100 258250-П29 (5 шт.);
39 — вилка 2-3-й передач 336.1702024;
40 -шарик Б11.000-60 ГОСТ 3722-81;

Шток первой передачи и заднего хода может быть перемещен только после вывода предохранителя из отверстия головки штока путем приложения усилия для сжатия пружины.

Названное действие осуществляется рычагом, устанавливаемым на фланец верхней крышки или рычагомустройства под дистанционное управление коробкой передач.

Для предотвращения возможности одновременного включения двух передач в механизме предусмотрено замковое устройство, которое не позволяет одновременно включить две передачи.

Замковое устройство состоит из штифта 36, установленного в отверстие штока 2-3 передач и четырех шариков 35 диаметром 9,525 мм, которые устанавливаются в отверстиях крышки по два между средними и крайними штоками.

При перемещении среднего штока вправо или влево блокирующие шарики выходят из его канавок и входят в канавки крайних штоков, запирая их тем самым в нейтральном положении.

Если перемещается один из крайних штоков, то два блокирующих шарика вытесняются из канавки этого штока и входят в канавку среднего штока.

Одновременно шарики нажимают на подвижный штифт, расположенный в среднем штоке, перемещая его.

Штифт воздействует на шарики, расположенные между средним штоком и штоком, находящимся в нейтральном положении, в результате чего шарик, ближайший к крайнему штоку заходит в его канавку.

Таким образом, средний и один из крайних штоков оказываются запертыми в нейтральном положении.