Автомобилистов, эксплуатирующих машины ВАЗ 2121 и их модификации, часто тревожит вопрос, какая компрессия должна в Ниве считаться применимой. Схожий энтузиазм понятен, ведь конкретно этот показатель охарактеризовывает степень изношенности частей поршневой группы и состояние клапанов газораспределительного механизма. Но получить ответ по поводу давления — это только полдела, далее нужно с толком применить эти познания для уточнения дефектов в случае отличия компрессии от нормы.

Сначала нужно разобраться, что такое компрессия и почему она так тревожит хозяев автомобилей Нива. Под этим термином понимают величину давления в цилиндре при его измерении манометром на оборотах стартера. Нигде в технической документации, прилагаемой к автомобилю, вы не отыщете понятие компрессии, хотя многие автовладельцы и автомеханики им оперируют.

Зато посреди технических характеристик авто просто найти таковой параметр, как степень сжатия. Как для обыкновенной ВАЗ 21213, так и для Chevrolet Нивы его величина схожа и приравнивается 9,3. Причина в том, что на всех этих машинах установлен один и тот же движок — модернизированный 2106 с усиленным коленчатым валом и увеличенными до 82 мм поперечниками поршней.

Компрессия и степень сжатия — это два различных показателя, фактически не связанных меж собой. Последняя является величиной постоянной и не находится в зависимости от степени износа агрегата. Она указывает, как сжимается смесь воздуха с топливом, подающаяся в цилиндр при движении поршня к верхней мертвой точке. Степень сжатия рассчитывается как отношение общего объема цилиндра к величине камеры сжигания, где горючая смесь сжимается и вспыхивает.

Компрессию же определяют методом практического измерения. Чем меньше ее значение, тем в худшем состоянии находится движок Нивы и тем поближе он к серьезному ремонту.

Замеры величины компрессии проводятся в каждом цилиндре раздельно, при этом агрегат должен находиться в прогретом состоянии. В прохладном движке характеристики будут ниже реальных, хотя при наличии возмутительной неисправности тоже сумеют отразить картину. Для измерения пригодятся такие инструменты и приборы:

  • свечной ключ;
  • манометр (по другому — компрессометр) резьбового или прижимающего типа;
  • ветошь.

Прижимающей компрессометр представляет собой железную трубку с ручкой, на одном конце которой установлен резиновый конус и клапан, а к другому прикручен манометр. Устройство вставляют резиновым конусом в резьбу цилиндра и придавливают средством ручки. В данном случае не обойтись без услуг ассистента, включающего стартер. Манометр со шлангом и резьбой на конце придется вкручивать в каждое отверстие попеременно, зато можно выполнить проверку самому. Порядок выполнения измерений последующий:

  1. Снять со свеч зажигания высоковольтные провода и убрать их как можно далее, чтоб не стукнули током.
  2. Вывернуть все свечки и протереть ветошью их посадочные места. Лучше разложить их в порядке выкручивания, чтоб во время диагностики можно было найти, из какого цилиндра свеча была извлечена.
  3. Воткнуть или вкрутить конец устройства в отверстие 1 цилиндра и включить стартер на 3-6 секунд.
  4. Зафиксировать показания и перейти к последующему цилиндру.

Если по каким-то причинам измерение не вышло либо вы держали компрессометр с перекосом, функцию нужно повторить. Не спешите чистить свечки, их состояние может о многом сказать во время анализа проверки.

По приобретенным результатам измерений можно делать выводы в согласовании с советами, наработанными долголетней практикой:

Ваз 21214 замер компрессии.

  • от 13 до 14 Бар — хорошая компрессия, наблюдается на новых обкатанных движках;
  • от 12 до 13 Бар — отличные характеристики, агрегат находится в обычном состоянии;
  • 11-12 Бар — применимые характеристики, состояние поршневой группы находится в границах нормы, но близится к износу;
  • давление 10 Бар и ниже свидетельствует о том, что движок пора чинить.

Проводя анализ, нужно учесть принципиальный момент — равномерность показаний во всех цилиндрах.

Если со временем давление равномерно и идиентично понижается в каждом из их, то налицо закономерный процесс износа поршневых колец, стен поршней и цилиндров. Если же 1 либо 2 замера резко отличаются от других, то касательно ремонта нужно ориентироваться по худшим показателям.

Не помешает изучить состояние свеч зажигания, работавших с нехороший компрессией. Если их электроды покрыты масляным нагаром, а сама смазка находится в районе уплотнительного кольца, то в данных цилиндрах как минимум подгуляли поршневые кольца. Если электрод свечки покрыт черным налетом, то в этой камере горючая смесь сжигалась не вполне, чему предпосылкой может быть сама свечка, а последствиями — выработка и нагар на поршне.

Начинать волноваться серьезно следует в 2 ситуациях:

  • когда все характеристики свалились ниже 11 Бар;
  • когда характеристики в различных цилиндрах отличаются больше, чем на 1 Бар.
  • если в одном из цилиндров наблюдается давление от 0 до 3 Бар.

Когда компрессия в каком-то месте фактически отсутствует, это означает, что данный цилиндр не воспринимает роли в работе мотора, из-за чего расход бензина увеличивается сходу на 25%. Ремонт нужно произвести немедля.

Замер компрессии после капиталки

Почти всегда при износе трущихся деталей мотора величина давления понижается, хотя существует неисправность, при которой компрессия, напротив, растет. Необходимо разглядеть вероятные поломки по порядку, начиная от обстоятельств пониженного давления:

  1. Износились поршневые кольца. Наблюдается средний расход моторного масла (до 300 г на 1000 км пробега), а компрессия миниатюризируется умеренно во всех цилиндрах. Чтоб в этом убедиться, можно капнуть вовнутрь 5-7 г масла, провернуть коленчатый вал стартером и повторить застыл. Если давление резко вырастет на 2-3 Бар, то неувязка в кольцах.
  2. Выработала собственный ресурс вся поршневая группа. Расход масла велик — от 300 до 500 г на 1000 км, из выхлопной трубы приметен сизый дым, а на свечках находится масляный нагар. При повторном замере давления с добавлением масла показатель не возрастает, так как зазоры меж стенами трущихся деталей мотора очень значительны.
  3. Клапаны плохо отрегулированы, на жаргоне — зажаты. Если меж толкателем клапана и шеей распредвала нет зазора в прохладном состоянии, то при нагреве последняя расширяется и приоткрывает канал, он остается повсевременно открытым. Из-за этого компрессия может свалиться до нуля и цилиндр откажет в работе.
  4. Клапаны могут быть приоткрыты из-за скопившегося нагара со стороны рабочей части. Тогда давление тоже может очень свалиться. Обычно, схожая ситуация является результатом проникания масла в камеру сгорания через изношенные кольца. Другими словами неисправность всеохватывающая, находится при снятии головки цилиндров.

Время от времени в автомобилях Нива компрессия может пропасть в 4 цилиндре и приметно снизиться в 3: это итог перегрева мотора. 4-ый поршень, как самый далекий от вентилятора остывания, очень расширился и повредил стены цилиндра (на жаргоне — сгорел). То же происходит с 3 поршнем, хотя и в наименьшей степени. Движок работает плохо и дымит, расход масла — до 1 л на 1000 км. Срочно нужен полный ремонт.

Феноминальная ситуация с возрастанием компрессии случается, когда моторная смазка попадает на поршневые кольца сверху, со стороны камеры сгорания. Она уплотняет место сопряжения и при замере давление подскакивает до 14-15 Бар.

Причина — в изношенных сальниках клапанов, пропускающих много смазки в камеру сжигания Нивы. Выхлопная отчаянно дымит, расход масла большой, но поршни с кольцами ни при чем. Проблема находится при вскрытии клапанной крышки и снятии фиксаторов с толкателей клапанов. Негожие колпачки «дубовые» на ощупь либо покрыты трещинками. Сальники можно поменять без разборки агрегата.

Автомобилистов, эксплуатирующих машины ВАЗ 2121 и их модификации, нередко волнует вопрос, какая компрессия должна в Ниве считаться приемлемой. Подобный интерес понятен, ведь именно этот показатель характеризует степень изношенности элементов поршневой группы и состояние клапанов газораспределительного механизма. Но получить ответ по поводу давления — это только полдела, дальше надо с толком применить эти знания для уточнения неисправностей в случае отклонения компрессии от нормы.

Показатели давления в цилиндрах

В первую очередь необходимо разобраться, что такое компрессия и почему она так волнует владельцев автомобилей Нива. Под этим термином понимают величину давления в цилиндре при его измерении манометром на оборотах стартера. Нигде в технической документации, прилагаемой к автомобилю, вы не отыщете понятие компрессии, хотя многие автолюбители и автомеханики им оперируют.

Зато среди технических параметров авто легко обнаружить такой параметр, как степень сжатия. Как для обычной ВАЗ 21213, так и для Шевроле Нивы его величина одинакова и равняется 9,3. Причина в том, что на всех этих машинах установлен один и тот же двигатель — модернизированный 2106 с усиленным коленчатым валом и увеличенными до 82 мм диаметрами поршней.

Компрессия и степень сжатия — это два разных показателя, практически не связанных между собой. Последняя является величиной неизменной и не зависит от степени износа силового агрегата. Она показывает, насколько сжимается смесь воздуха с топливом, подающаяся в цилиндр при движении поршня к верхней мертвой точке. Степень сжатия рассчитывается как отношение общего объема цилиндра к величине камеры сжигания, где горючая смесь сжимается и вспыхивает.

Компрессию же определяют путем практического измерения. Чем меньше ее значение, тем в худшем состоянии находится двигатель Нивы и тем ближе он к капитальному ремонту.

Выполнение измерения

Замеры величины компрессии проводятся в каждом цилиндре отдельно, причем силовой агрегат должен находиться в прогретом состоянии. В холодном двигателе показатели будут ниже действительных, хотя при наличии вопиющей неисправности тоже смогут отразить картину. Для измерения понадобятся такие инструменты и приборы:

  • свечной ключ;
  • манометр (иначе — компрессометр) резьбового либо прижимного типа;
  • ветошь.

Прижимной компрессометр представляет собой стальную трубку с рукояткой, на одном конце которой установлен резиновый конус и клапан, а к другому прикручен манометр. Прибор вставляют резиновым конусом в резьбовую часть цилиндра и прижимают посредством рукоятки. В этом случае не обойтись без услуг помощника, включающего стартер. Манометр со шлангом и резьбой на конце придется вкручивать в каждое отверстие поочередно, зато можно выполнить проверку самому. Порядок выполнения измерений следующий:

  1. Снять со свечей зажигания высоковольтные провода и убрать их как можно дальше, чтобы не ударили током.
  2. Выкрутить все свечи и протереть ветошью их посадочные места. Желательно разложить их в порядке выкручивания, чтобы во время диагностики можно было определить, из какого цилиндра свеча была извлечена.
  3. Вставить либо вкрутить конец прибора в отверстие 1 цилиндра и включить стартер на 3-6 секунд.
  4. Зафиксировать показания и перейти к следующему цилиндру.

Если по каким-то причинам измерение не получилось или вы держали компрессометр с перекосом, процедуру необходимо повторить. Не торопитесь чистить свечи, их состояние может о многом сказать во время анализа проверки.

Анализ результатов проверки

По полученным результатам измерений можно делать выводы в соответствии с рекомендациями, наработанными многолетней практикой:

  • от 13 до 14 Бар — отличная компрессия, наблюдается на новых обкатанных двигателях;
  • от 12 до 13 Бар — хорошие показатели, силовой агрегат находится в нормальном состоянии;
  • 11-12 Бар — приемлемые показатели, состояние поршневой группы находится в пределах нормы, но близится к износу;
  • давление 10 Бар и ниже свидетельствует о том, что двигатель пора ремонтировать.

Проводя анализ, необходимо учитывать важный момент — равномерность показаний во всех цилиндрах.

Если с течением времени давление постепенно и одинаково снижается в каждом из них, то налицо закономерный процесс износа поршневых колец, стенок поршней и цилиндров. Если же 1 или 2 замера резко отличаются от других, то касательно ремонта надо ориентироваться по худшим показателям.

Не помешает изучить состояние свечей зажигания, работавших с плохой компрессией. Если их электроды покрыты масляным нагаром, а сама смазка присутствует в районе уплотнительного кольца, то в данных цилиндрах как минимум подгуляли поршневые кольца. Если электрод свечи покрыт черным налетом, то в этой камере горючая смесь сжигалась не полностью, чему причиной может быть сама свечка, а последствиями — выработка и нагар на поршне.

Начинать беспокоиться всерьез следует в 2 ситуациях:

  • когда все показатели упали ниже 11 Бар;
  • когда показатели в разных цилиндрах отличаются больше, чем на 1 Бар.
  • если в одном из цилиндров наблюдается давление от 0 до 3 Бар.

Когда компрессия в каком-то месте практически отсутствует, это значит, что данный цилиндр не принимает участия в работе двигателя, из-за чего расход бензина возрастает сразу на 25%. Ремонт необходимо произвести немедленно.

Определение неисправности

В большинстве случаев при износе трущихся деталей мотора величина давления снижается, хотя существует неисправность, при которой компрессия, наоборот, возрастает. Нужно рассмотреть возможные поломки по порядку, начиная от причин пониженного давления:

Иногда в автомобилях Нива компрессия может исчезнуть в 4 цилиндре и заметно снизиться в 3: это результат перегрева мотора. Четвертый поршень, как самый дальний от вентилятора охлаждения, сильно расширился и повредил стенки цилиндра (на жаргоне — сгорел). То же происходит с 3 поршнем, хотя и в меньшей степени. Двигатель работает плохо и дымит, расход масла — до 1 л на 1000 км. Срочно нужен капитальный ремонт.

Повышение давления

Парадоксальная ситуация с возрастанием компрессии случается, когда моторная смазка попадает на поршневые кольца сверху, со стороны камеры сгорания. Она уплотняет место сопряжения и при замере давление подскакивает до 14-15 Бар.

Причина — в изношенных сальниках клапанов, пропускающих много смазки в камеру сжигания Нивы. Выхлопная отчаянно дымит, расход масла большой, но поршни с кольцами ни при чем. Неполадка обнаруживается при вскрытии клапанной крышки и снятии фиксаторов с толкателей клапанов. Негодные колпачки «дубовые» на ощупь или покрыты трещинами. Сальники можно поменять без разборки силового агрегата.

Два года назад замерял компрессию в цилиндрах, четвертый цилиндр не радовал. Было так:
1 — 11,0
2 — 11,2
3 — 11,2
4 — 9,7 При добавлении масла в цилиндр, компрессия увеличилась до 10,0. Ни о чем! Явно что то с клапанами.
Но машинка ездила, хлопот больших не доставляла. Короче забил на это дело. Сегодня решил проверить, что там и как за 28 т.км изменилось. Компрессометр тот же.

Процедура стандартная:
1. Двигатель должен быть горячим.
2. АКБ полностью заряжена.
3. Выворачиваем все свечи.
4. В привод дроссельной заслонки вставить деталь по размеру, чтобы зафиксировать в открытом положении (удобно между рычагом привода и корпусом дросселя, вставить отвертку).
5. У бачка омывателя (правой фары) идёт толстый красный провод, с белой прямоугольной клеммой. Разъединяем, и тот конец, что уходит к двигателю (на нём штырёк-папа) соединяем с проводом, длиной около 2 метра (лучше сразу припаять на провод стандартную клемму-маму).
(Не забываем затянуть ручник и поставить КПП в нейтраль)
6. Вкручиваем компрессометр в свечное отверстие, а второй конец провода кидаем на "+" аккумулятора. Инжектор при этом спит — искры нет, бензин на форсунки не поступает, контроллер даже не знает, что с двигателем что-то происходит
Смотрим результат (по порядку 1-2-3-4): 11-11,5-11,6-10,7

Компрессия в 4 цилиндре слегка поднялась, проверял несколько раз все цилиндры, результаты аналогичные.
Залил 10 мл моторного масла в 4 цилиндр. Компрессия подскочила до 14,8 ! Не вяжется с замерами двухгодичной давности)).

Выходит клапана ни причем. Теперь вот чешу репу, может Лавра какого нибудь бухнуть или Винса?
Завел двигатель, вылетела порция сизого дыма из выхлопной. А так, претензий к двигателю особых нет, слегка потряхивает на холостых, но утверждают, что с ГК так и будет. Масло ест не много, 4-6мм по уровню от замены до замены (7-9 т.км). Пробег 99344км.