No Image

Коммутатор на мопед альфа

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
15 ноября 2019

Владельцам мопедов будет очень интересно узнать о том, как правильно установить коммутатор на ваш мопед.

Коммутатор — это устройство, которое отвечает за подачу на свечу зажигания импульсов высокого напряжения. Это устройство работает в паре с катушкой зажигания.

Для начала рассмотрим, какие существуют типы коммутаторов для мопеда. Их немного, только три:

  1. Коммутатор со встроенным высоковольтным генератором (DC CDI)
  2. Коммутатор, который нуждается в источнике высокого напряжения (AC CDI)
  3. Катушка-коммутатор

Рассмотрим каждый вкратце.

DC коммутатор

В силу своей простоты подключения это один из самых распространенных коммутаторов на мопед. Самая базовая модель имеет всего 4 контакта:

  1. Катушка зажигания
  2. Датчик Холла
  3. Плюс(12В);
  4. Минус

Коммутаторы подобного типа существуют в различных модификациях:

  • с ограничителем макс. оборотов
  • без ограничителя
  • с дополнительными контактами
  • с изменением фаз опережения зажигания

AC коммутатор

Этот тип коммутаторов для мопеда прекрасно справляется без 12 В постоянного тока. Несмотря на более простую конструкцию, он имеет немного усложнённый вариант подключения к электрической цепи мопеда. Этот тип коммутаторов, в силу малых габаритов, существует без ограничителя макс. оборотов, а также может работать в тех условиях, при которых DC коммутатор неработоспособен. То есть, сняв аккумулятор, замок зажигания, реле-регулятор мопед с АС коммутатором заведётся и поедет.

Катушка-коммутатор

Эта вещь объединяет в себе одновременно и коммутатор на мопед и катушку зажигания, и к тому же обходится без датчика Холла. В виду своей слабой распространенности мы не будем останавливаться на рассмотрении особенностей этого узла.

Коммутатор на мопед Альфа

В этой части статьи мы рассмотрим особенность распиновки коммутатора на мопед Альфа (и в довесок – Дельта), а также узнаем назначение каждого провода. Вся информация представлена на схеме ниже.

Примечателен тот факт, что одинаковые коммутаторы могут устанавливаться на мопеды различных марок китайского производства, так как существует масса клонов Альфа.

Как мы видим распиновка данного коммутатора очень проста.

Распиновка

  1. Черно-желтый провод 1, идет к катушке зажигания.
  2. Черно-красный провод 2 отвечает за питание.
  3. Контакт 3 отсутствует в принципе.
  4. Черно-белый провод 4 отвечает за глушение двигателя и идет к замку зажигания.
  5. Сине-белый контакт 5 идет к датчику Холла.
  6. Последний, зеленый контакт 6 является массой.

Современные мопеды и скутеры оснащаются электронной системой зажигания CDI (от англ. Capacitor Discharge Ignition), популярной у нас ещё с 70-х годов прошлого столетия и называемой тиристорной или конденсаторной. Она основана на разрядке конденсатора через первичную обмотку катушки зажигания и открытый тиристор для получения искрообразования в свечах. Однако регулировка угла зажигания (УЗ) на данных мопедах не предусмотрена. Автор путём простых изменений в схеме блока коммутатора ввёл регулировку УЗ, что качественно отразилось на работе двигателя.

Система зажигания мопеда "Альфа" весьма проста и надёжна. Но всё же в ней есть один существенный недостаток — отсутствие регулировки угла зажигания. Во время эксплуатации при работе двигателя на холостом ходу и малых оборотах система зажигания давала слишком раннее искрообразование. Это проявлялось в сильной отдаче при пуске двигателя, а на холостых оборотах он вообще мог даже остановиться, дёрнув цепь электростартёра в обратную сторону.

Рис. 1. Схема блока коммутатора

Схема блока коммутатора (далее коммутатор) системы АС CDI, установленного производителем на моём мопеде, приведена на рис. 1. Она показана упрощённой, но достаточной для понимания принципа его работы в составе системы. Катушка зажигания Т1 со свечой FV1 расположена вне коммутатора и показана условно. В процессе анализа работы системы зажигания выяснилась следующая особенность формирования искры. При прохождении специального выступа на роторе генератора (маховике) мимо индукционного датчика на его выходе возникают два импульса, поступающих в коммутатор. Первый, более ранний положительной полярности, возникает, когда выступ подходит к датчику, а второй, более поздний отрицательной полярности, — когда выступ удаляется от датчика. Искрообразование (далее зажигание) в свече происходит от первого импульса, поступающего в коммутатор, а второй (более поздний отрицательной полярности) в работе системы зажигания не используется. Появилась идея задействовать в работе системы оба импульса, причём так, чтобы при малых оборотах двигателя зажигание было более поздним, а при повышенных становилось ранним. Это потребовало разработки как новой схемы, так и конструкции коммутатора.

Читайте также:  Ford transit пассажирский количество мест

Рис. 2. Схема разработанного коммутатора

Схема разработанного коммутатора приведена на рис. 2. Чтобы устройство реагировало на разнополярные импульсы, тиристор (VS1, рис. 1) был заменён симистором VS1, а для селекции управляющих импульсов установлен стабилитрон VD4. При работе двигателя на холостом ходу и малых оборотах амплитуда импульсов, поступающих с индукционного датчика, меньше напряжения стабилизации стабилитрона VD4, поэтому на вход симистора VS1 проходят только более поздние импульсы отрицательной полярности, для которых стабилитрон включён как обычный диодв прямом направлении. С повышением числа оборотов двигателя амплитуда управляющих импульсов, идущих с датчика, растёт и при частоте вращения около 2500. 3000 об/мин достигает 12 В. В этот момент от импульсов положительной полярности стабилитрон пробивается, и через управляющий электрод симистора VS1 начинает протекать ток, вызывающий его открывание. Двигатель начинает работать на более раннем угле зажигания. Частота оборотов, при которой происходит переключение с более позднего на более раннее зажигание, зависит от напряжения стабилизации стабилитрона, поэтому её можно регулировать в широких пределах, изменяя напряжение стабилизации от 3,3 до 20. 30 В подбором стабилитрона. При подборе необходимо, о чём уже сказано выше, применять стабилитроны с прямой ВАХ, какуобыч-ного диода. Для повышения энергии искры ёмкость конденсатора С1 была увеличена до 1,5 мкФ

Конструкция штатного коммутатора — неразборная и не поддаётся ремонту (плату с элементами производитель заливает эпоксидной смолой). Поэтому при изготовлении нового коммутатора я использовал от штатного только вилку разъёма (ХР1).

Печатная плата и расположение элементов приведены на рис. 3. Токопроводящие дорожки вместо травления можно прорезать резаком. Ширина между дорожками — около 2 мм. После сборки устройство помещено в подходящую пластиковую коробку. Для гидроизоляции стыки желательно промазать герметиком. На изготовление всей конструкции у меня ушло примерно три часа.

Рис. 3. Печатная плата и расположение элементов

Рис. 4. Внешний вид конструкции

Работоспособность собранного коммутатора проверяют с помощью автомобильного стробоскопа. При малом числе оборотов двигателя в смотровом окошке, расположенном на левой защитной крышке ротора генератора, будет видна одинарная риска со значком F. Риски, сделанные на маховике, выполнены в виде насечек и не очень хорошо видны. Поэтому при налаживании устройства советую обвести их чёрным фломастером через смотровое окошко, тогда они будут отчётливо видны при засветке стробоскопом. С повышением числа оборотов примерно до 2500. 3000 об/мин происходит скачкообразное переключение угла зажигания на более раннее, и в смотровом окошке появляется двойная риска — двигатель начинает работать в обычном штатном режиме. При этом импульсы отрицательной полярности с датчика, как уже сказано выше, коммутатором игнорируются. Поскольку амплитуда сигнала, идущего с датчика, изменяется от 1. 2 В на самых низких оборотах двигателя до 30. 40 В на самых высоких, можно поэкспериментировать и подобрать любую частоту переключения угла зажигания. Напряжению 9. 12 В примерно соответствует частота 2500. 3000 об/мин, которая, на мой взгляд, является оптимальной для таких мопедов.

Читайте также:  Пластиковые канистры для бензина

С таким коммутатором я отъездил два сезона, и он проявил себя с лучшей стороны. При пуске двигателя пропала сильная отдача, его работа стала более эластичной. Думаю, что данная доработка положительно скажется и на ресурсе работы двигателя.

Автор: А. Шував, г. Петушки Владимирской обл.

Мнения читателей
  • игорь / 14.07.2019 — 00:04
    Собрал коммутатор.Работает.По деньгам 65 руб.Проверял стробоскопом на холостых F после 3500-4000 //.Стало заметно легче заводить. Большое спасибо за схему.
  • Юра / 06.05.2019 — 10:11
    Простое и интересное решение. Надо попробовать. У меня штатный блок пока работает, но далеко ездить не решаюсь, а вдруг! Нужен запасной. Какие не пробовал, у всех раннее зажигание. Собирал сам и входной диод переворачивал. Доехать домой можно, но хотелось бы получше. Спасибо за идею!
  • Андрей / 09.07.2018 — 18:18
    Собрал этот коммутатор. Работает хорошо, но мопед перестал глушится с замка после выключения зажигания. На штатном коммутаторе подходит не 4 а 5 проводов. Может в этом дело ?
  • sashakneib2272 / 14.06.2018 — 20:28
    Автор: А. Шував, г. Петушки Владимирской обл.- Спасибо друг информация очень полезна для тех кто что то в этом понимает . Спасибо .
  • sashakneib2272 / 14.06.2018 — 20:23
    схема КЭТ 6 вольт восход 2М или минск ммвз 106 1981 года модификации там стабилитрон использовался- кс 815 А. и радио детальки покрупней были а так по схеме копия КЭТа 1978 года изобретения или принятия ГОСТом СССР. Так что китайцев не удивит, они просто схему слегка для себя удешевили, зная заранее что раннее зажигания на малых и в нагрузку колен вал с роликовым игольчатым подшипникам в шатуне быстрей убьёт , вам не приятно а им прибыль за новым мопедом быстрей побежите в магазин, не накатавшись на предыдущим .
  • Андрей / 07.04.2018 — 20:06
    Я лично считаю, что ни к чему эта вся "электронистая навороченность". Достаточно ступенчатой полоски-маркера на роторе, чтобы обеспечить хорошую работу мотора в диапазоне оборотов 2000-7000. Можно даже немного поизгаляться и подогнать эти ступеньки под график перелома кривой изменения угла опережения зажигания. Если откажет самодельная микропроцессорная электроника — всё, стоим и курим. Или "поднимаем белый флаг и морзим SOS" — вызываем по мобильнику "эвакуатор". А что может случиться с подпиленным маркером? Ровным счетом — ни-че-го.
  • Виктор / 07.08.2017 — 21:03
    На одном из "японцев" применено два датчика или два выступа, точно не скажу, один на 12′, а второй на 36′. Схемное решени простое и отрабатывало по такому же принципу — малые и холостые 12 градусов, большие -36. На счет полярности импульсов — не скажу. Но в поисках простого решения для альфы пересмотрел много информации. Достойные решения все на микропроцессорах с переделкой маховика (выступа) или заменой штатного датчика. Это решение наиболее простое. Обязательно проверю.
  • Сергей / 06.08.2017 — 20:04
    Не исключаю, что китайцы отреагируют на русскую смекалку, если прочтут.

Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному вышематериалу:

Одним из фаворитов современного отечественного рынка мотоциклетной техники является спортивный китайский мопед под названием Альфа. Эта модель обладает целым рядом существенных преимуществ. Поклонники в особенности ценят то, что на сто километров топлива расходуется только два литра горючего.

Читайте также:  Зарядка аккумулятора автомобиля малым током

Спортивная версия мопеда Альфа

Технические характеристики

Альфа спорт, стильный черный мопед азиатского производства, отличают следующие характеристики:

  • объем двигателя составляет 110 кубических сантиметров;
  • объем топливного бака — 6, 5 литров;
  • в качестве системы запуска имеется электростартер;
  • карбюратор в качестве системы впрыскивания топлива;
  • модель способна развивать скорость 100 километров в час;
  • мопед весит не более 85 килограмм;
  • тормозная система — задний и передний тормоз;
  • трансмиссия — механическая 4-х ступенчатая;
  • амортизаторы — 2 шт;
  • размер колес — 17 дюймов.

Также модель оснащена кофром (задним) и сигнализацией. Двигатель охлаждается воздушным путем. Дополнительная динамика обеспечивается благодаря крайне мощному мотору, а строгий спортивный экстерьер — в частности, креативной расцветке, компактному обтекателю и надежным дискам черного оттенка.

Альфа спорт, оснащенный всем необходимым для безопасной и комфортной поездки, и способный выдерживать нагрузку даже в 120 кг., предсказуемо ведет себя даже на бездорожье. Приятным бонусом является отсутствие необходимости регистрации мотоциклетной техники, а также приобретения водительского удостоверения.

Преимущества

Дополнительно модель оснащена специальными брызговиками на переднем и заднем колесах. Эти элементы позволяют не бояться грязных брызг даже в самую ненастную погоду.

Спортивный коммутатор

Даже столь модернизированный мопед, как Альфа спорт нуждается в профессиональном и качественном тюнинге. Это необходимо для повышения скорости и динамики, а также для улучшения эксплуатационных качеств китайской модели.

Существенное влияние на динамику и скорость оказывает не только цилиндропоршневая группа, но и коммутатор.

Спортивный коммутатор напрямую влияет на скорость мопеда

Заводской коммутатор предполагает 2-5 тысяч оборотов двигателя в минуту. Благодаря этому обеспечивается экономичность и максимально эффективный крутящий момент.

Сложность заключается в том, что на средних и холостых оборотах работа двигателя, часто перегревающегося и периодически «стреляющего» в карбюратор, не будет устойчивой. Для того, чтобы обезопасить модель от рисков, ей необходим спортивный коммутатор. К сожалению, сегодня на рынке такой коммутатор встречается крайне редко.

Именно поэтому некоторые владельцы китайской мототехники изготавливают спортивный коммутатор самостоятельно, или обращаются за помощью в профессиональный сервис. По мнению большинства специалистов, тюнинговый коммутатор, предназначающийся для азиатского скутера (4 т.) является неплохим альтернативным решением. Учитывая то, что генераторы таких моделей имеют схожие с Альфа спорт параметры, проблем ни с подключением, ни с последующей эксплуатацией не возникает.

Плюсы двигателя

Двигатель мотоциклетной техники не перегревается, быстро разгоняется и раскручивается.

Тюнинг

Мопед сможет разгоняться до 13 километров в час, если использовать 15-17-ти зубую звезду. Важно помнить, что замене подлежат не только задняя и передняя звезды, но также и цепь.

Для увеличения скорости мопеда можно установить 15-ти зубую звезду и заменить цепь

Оптимальным решением будет оснастить технику дополнительными:

  1. бардачком для необходимых инструментов;
  2. подставкой для стаканчика с водой.

Учитывая то, что эта модель имеет не очень удобное сиденье, его можно заменить более жестким, выполненным из качественной фанеры (15 мм).

Ремонт

Как и любая другая техника, этот мопед также периодически требует ремонта. Чтобы спортивная модель стала как новенькая, необходимо:

  • отрегулировать клапанные зазоры;
  • снять и переустановить цилиндрические головки;
  • в случае утраты клапанами герметизации, следует разобрать цилиндрические головки;
  • переустановить цепь, поршень и поршневые колеса.

Заключение

Оснащенный сверхпрочной рамой, выполненной из высококачественного железа, не имеющий пластиковых элементов, Альфа спорт — идеальный мопед как для городских, так и для сельских дорог. Ввиду технических характеристик, привлекательного внешнего вида и демократической стоимости, он еще длительное время будет востребован на рынке.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock detector