Карбюратор Озон имеет семь регулировочных винтов: винты регулировки «количества» и «качества» топливной смеси, подстроечный винт СХХ, винты-упоры регулировки положения дроссельных заслонок, винт регулировки пускового устройства. Рассмотрим их устройство, назначение, расположение на карбюраторе и особенности регулировки.

Винт регулировки «количества» топливной смеси на холостом ходу

Предназначен для регулировки объема воздуха, а соответственно и топливной смеси, поступающей в цилиндры двигателя на холостом ходу. На карбюраторах Озон ранних годов выпуска с задроссельным смесеобразованием это винт, при помощи которого приоткрывалась дроссельная заслонка первой камеры карбюратора на определенный угол (см. изображение выше). Чем больше зазор – тем больше топлива попадает в цилиндры, тем выше обороты холостого хода двигателя.

На карбюраторах Озон второго поколения (2105, 2107) с системой АСХХ винт «количества» представляет собой винт-иглу, запирающую выход топливной смеси из кольцевого распылителя и выходного отверстия СХХ. Винт имеет две конусообразные рабочие поверхности – большая образует своего рода диффузор в паре с кольцевым распылителем, малая регулирует просвет выходного отверстия СХХ. Такая конструкция обеспечивает хорошее смесеобразование на режиме ХХ. Винт «количества» имеет свой корпус, который вставляется в отверстие, в блоке дроссельных заслонок карбюратора Озон. На карбюраторах Озон 2105-1107010, 2107-1107010, имеющих систему ЭПХХ, винт «количества» входит в ее состав. На данных карбюраторах имеется экономайзер принудительного холостого хода, внутри которого запорная игла винта «количества» соединена с диафрагмой. В этом случае на открытие-закрытие винта влияет разрежение, меняющееся при открытии-закрытии дроссельной заслонки и работа системы ЭПХХ, отсекающая подачу топлива на режиме принудительного холостого хода. Регулировочный винт в торце корпуса экономайзера регулирует лишь степень перемещения диафрагмы винта «количества».

Винт регулировки «качества» топливной смеси на холостом ходу

Предназначен для регулировки состава топливной смеси, поступающей в цилиндры двигателя автомобиля на холостом ходу. Винт «качества» имеет конусообразный наконечник, которым он изменяет величину просвета эмульсионного канала СХХ тем самым, меняя пропорцию топливо-воздух.

Подробности регулировки оборотов двигателя на холостом ходу винтами «количества» и «качества» топливной смеси изложены в статье «Регулировка оборотов холостого хода двигателя с карбюратором Озон».

Подстроечный винт системы холостого хода

Он же винт добавочного воздуха СХХ. Расположен в отливе корпуса карбюратора за металлической заглушкой. Для доступа к винту ее высверливают. Подстроечный винт регулирует добавочное количество воздуха поступающее в систему холостого хода из воздушного канала, тем самым несколько обедняя топливную смесь. Положение винта выставляется один раз на заводе и больше, по идее, не должно меняться. Если вы пытаетесь что-то регулировать этим винтом и удалили заглушку, то значит, вам по каким-то причинам не удалось отрегулировать ХХ другими винтами, либо вы настраиваете карбюратор Озон на минимальный расход топлива (См. «Снижение расхода топлива двигателем автомобиля с карбюратором Озон»).

Винт регулировки пускового устройства

Предназначен для ограничения хода тяги пускового устройства, которая приоткрывает воздушную заслонку карбюратора на некоторый угол (зазор) необходимый для пуска двигателя (тем самым предотвращая переобогащение топливной смеси при пуске). Винт расположен в крышке корпуса пускового устройства. Закрыт снаружи предохранительной пробкой. Как регулировать при помощи этого винта пусковое устройство карбюратора Озон описано в статье «Регулировка пускового устройства карбюратора Озон, 2105, 2107».

Винт регулировки ускорительного насоса

Расположен в верхней части вертикального канала в стенке поплавковой камеры. В нижней части канала расположен перепускной жиклер ускорительного насоса. В стандартном исполнении винт регулировки УН выполняет роль заглушки, но после проведения небольшой доработки этим винтом можно регулировать величину перепуска топлива при работе ускорительного насоса. А это более острый отклик двигателя при нажатии на педаль «газа» и соответственно более быстрый старт и подхват.

Винт-упор регулировки положения дроссельной заслонки первой камеры карбюратора

Он же винт-упор кулачка ускорительного насоса. Необходим для обеспечения полного закрытия дроссельной заслонки первой камеры карбюратора и предотвращения касания в закрытом положении кромками дроссельной заслонки стенок смесительной камеры (зазор 0,1 мм) в целях предотвращения закусывания и образования выработки. Винт расположен на отливе блока дроссельных заслонок карбюратора со стороны ускорительного насоса.

Винт-упор регулировки положения второй камеры карбюратора

Необходим для обеспечения полного закрытия дроссельной заслонки второй камеры карбюратора и предотвращения касания в закрытом положении кромками дроссельной заслонки стенок смесительной камеры (зазор 0,1 мм) в целях предотвращения закусывания и образования выработки. Винт расположен на отливе блока дроссельных заслонок карбюратора со стороны пневмопривода.

Положение винтов-упоров устанавливается на заводе, винты закрашиваются краской. При самостоятельной регулировке положения дроссельных заслонок винтами-упорами на карбюраторах Озон 2105, 2107 следует учитывать, что заслонки обеих камер в исходном положении должны быть полностью закрыты. Так же должен присутствовать указанный выше зазор (еле заметная щель на просвет).

Примечания и дополнения

— При установке регулировочных винтов холостого хода («качества», «количества») в исходное положение необходимо полностью завернуть их, а затем вывернуть на 1,5 – 2 оборота.

— При установке подстроечного винта СХХ в исходное положение необходимо завернуть его до упора, а затем вывернуть на 0,5 оборота.

— На новых карбюраторах винты «количества» и «качества» закрыты пластиковыми заглушками. Перед проведением регулировки их следует удалить.

Регулировка карбюратора Озон – необходима для каждого ВАЗа, если не сделать правильную регулировку, то машина будет больше расходовать топлива, а это не очень приятно. Несмотря на то, что карбюратор ОЗОН в целом не плох, проходит на заводе контроль качества, но все равно настроить его придется.

Тем более, что этот карбюратор выпускают массово и возможны некоторые нюансы, которые требуют индивидуальной настройки. В регулировке карбюратора ОЗОН нет ничего сложного, поэтому сейчас об этом поговорим. Это конечно касается ВАЗов, которые работают на бензине, а у кого дизельные автомобили, они с такой проблемой не сталкиваются, у них другие бывают проблемы, связанные с покупкой дизельного топлива в больших количествах и по выгодным ценам. Дизель по выгодным ценам можно покупать вот здесь.

Что надо знать для настройки карбюратора

Главное все делать в правильной последовательности, чтобы не приходилось делать повторную работу, для начала надо пройти вот эти шаги:

  • почистить корпус радиатора;
  • откорректировать приводы дроссельной и воздушной заслонок;
  • наладить пусковое устройство;
  • на дроссельной заслонке 2-й камеры сделать юстировку пневмопривода;
  • холостой ход откорректировать;
  • уменьшить токсичность выхлопных газов.

И так по порядку, чтобы очистить корпус карбюратора, надо использовать смеси в аэрозольных баллончиках, также можно взять просто уайт-спирит или керосин. Чтобы ничего не мешало сделать тщательную очистку, надо снять воздушный фильтр.

Далее проверяем длину тяг привода дроссельных заслонок. Нормальная ее длина не должна превышать 80 мм. В случае необходимости надо открутить гайку на наконечнике тяги и сделать длину 80 мм. или чуть меньше. Если в 1-й камере заслонка открыта неполностью при нажатой педали газа, а у рычага есть дополнительный ход, то есть смысл уменьшить длину продольной тяги. Еще надо подтянуть приводной трос, если он болтается.

Ровно вертикально должна стоять воздушная заслонка при утопленной до конца ручке привода в салоне авто. Если вытянуть ручку до опора, то заслонка перекроет полностью сместительную камеру. Если это условие не выполняется, то придется делать юстировку привода.

Чтобы настроить пусковое устройство – надо вращать регулировочный винт шлицевой отверткой до того момента, когда частота вращения коленвала установится в пределах 3000 об/мин. Если менять диафрагму пневмопривода заслонки 2-й камера, то надо делать корректировку длины штока.

Чтобы сделать юстировку системы ХХ, надо использовать винты качества и количества, которые стоят в правой части карбюратора отсека.

Корректировки надо делать с выключенным мотором в таком порядке:

  1. до упора закрутить винт качества, после этого выкрутить его ровно на 5 оборотов;
  2. так же закрутить винт количества до упора, а после выкрутить его на 3 оборота;
  3. включить двигатель;
  4. винтом количества выставить 800 об/мин;
  5. закрутить винт качества до тех пора, пока не появится неустойчивая работа мотора;
  6. открутить винт качества обратно, чтобы обороты стабилизировались.

Распространенные неполадки с карбюратором Озон

Если карбюратор не чистить периодически и вообще не соблюдать эксплуатационные качества, то это приведет к ухудшению его работы, что скажется на расходе топлива и динамике автомобиля не в лучшую сторону.

Но любые неполадки карбюратора можно устранить даже своими руками, в основном бывают такие неполадки:

  • диафрагмы пускового устройства вышла из строя;
  • игольчатый клапан заедает;
  • привода выходят из строя;
  • диафрагмы ускорительного насоса приходит в непригодность.

На этом все возможные неисправности заканчиваются, в целом, карбюратор довольно неприхотлив и если его правильно обслуживать, то особых проблем своему владельцу он не принесет.

А далее видео с полным руководством о том, как правильно регулировать карбюратор ОЗОН:

16.08.2015
Всем привет!
В этой записи будут даны рекомендации по настройке карбюратора Озон 2105 и 2107 для нормальной работы.
В общем успехе настройки карбюратора лежит выявленная исправность сопряженных систем двигателя. В эти системы входят свечи зажигания, катушка зажигания, контакты трамблера или датчик холла и коммутатор, фазы и зазоры в газораспределительном механизме. Сам карбюратор должен быть исправным технически. Если в каналах карбюратора имеется засор или другой фактор влияющий на исправность его работы, то приступать к настройке не рекомендуется. В наш пример настройки попадает полностью вымытый и продутый карбюратор, но с нарушенными установками жиклеров, положениями регулировочных винтов и поплавка.

Регулировка поплавка
Снять верхнюю крышку карбюратора и расположить ее в горизонтальном положении вверх поплавком. Измерить зазор между поплавком и прокладкой карбюратора. Зазор должен составлять 4,5 мм.
Расположить крышку карбюратора в горизонтальном положении вниз поплавком. Измерить зазор между поплавком и прокладкой карбюратора. Зазор должен составлять 12,5 мм. Ход поплавка должен составлять 8 мм. Расстояние от прокладки до нижнего края поплавка не должно быть больше расстояния глубины поплавковой камеры. Поплавок не должен касаться дна поплавковой камеры. Регулировка хода поплавка осуществляется двумя его упорами путем их подгиба.

Установка начального положения дроссельной заслонки 1 камеры
Винт упора дроссельной заслонки ввернуть до начала касания винта о рычаг упора дроссельной заслонки. После касания винта, довернуть винт на 90 градусов по часовой стрелке. При проверке на свет должно быть видно тоненькое световое кольцо.

Установка начального положения дроссельной заслонки 2 камеры
Винт упора дроссельной заслонки ввернуть до начала касания винта о рычаг упора дроссельной заслонки. После касания винта, довернуть винт на 0,5 — 1 градус по часовой стрелке так, чтобы винт подпирал рычаг заслонки, но не открывал ее. Паз для отвертки на винте, должен быть совмещен с меткой на седле винта. При проверке на просвет не должно быть видно светового кольца.

Регулировка винта количества топлива

Регулировка винта дополнительной подачи воздуха

Регулировка клапана ЭПХХ
Клапан ЭПХХ необходимо заворачивать в посадочное отверстие до момента касания жиклером ЭПХХ ограничителя. Этот момент можно определить смазав маслом резиновое кольцо и наблюдать касание кольца о посадочное отверстие. Клапан нельзя перетягивать. Перетянутый клапан может стать неисправным.

Подстройка карбюратора на работающем двигателе
Запустить двигатель. Отрегулировать рабочие обороты коленвала винтом количества и повысить их на 200-400 об/мин. Установить положение дроссельной заслонки первой камеры винтом упора, путем отворачивания винта на 90 градусов против часовой стрелки, так, чтобы двигатель не заглох, но работал с минимальным количеством оборотов. Паз для отвертки на винте, должен быть совмещен с меткой на седле винта. Отрегулировать количество оборотов винтом количества на 800-850 об/мин.

Настройка холостого хода без приборов
— Винтом количества установить обороты ХХ на 850 об/мин.
— Винтом качества установить максимальные обороты ХХ.
— Винтом количества поднять обороты на 100-120 об/мин.
— Винтом качества понизить обороты до 850 об/мин.
Регулировкой добиваются ровной работы двигателя без тряски и хлопков в глушитель.

Настройка холостого хода с помощью прибора ИКС-1 (инструкция к прибору)
Запустить двигатель, установить зеркало в положение, удобное для наблюдения, и винтом количества установить минимально устойчивую частоту вращения коленвала двигателя. С помощью зеркала наблюдать пламя в цилиндре, цвет которого зависит от состава рабочей смеси.
— Медленно вывернуть винт качества смеси до появления ярко-оранжевого цвета пламени, указывающего на чрезмерно обогащенную смесь.
— Медленно вворачивать винт качества смеси до момента исчезновения оранжевого и появления ярко-голубого цвета пламени, свидетельствующего о нормальном составе смеси, обеспечивающем наилучшую работу двигателя.
— Довернуть винт качества смеси еще на 1/2+1/4 оборота и на этом регулировку закончить.
Во избежании выхода свечи ИКС-1 из строя запрещается выводить двигатель на повышенные обороты (более 1200 об/мин) холостого хода.
После всех регулировок карбюратора автомобиль должен ехать без провалов, затыков, на всем диапазоне оборотов коленвала, обеспечивая максимальную мощность исправного двигателя.

Для более точной регулировки уровня СО следует воспользоваться таблицей

10.09.2017
Регулировка привода заслонок подсоса.

19.07.2018
Мои настройки карбюратора ОЗОН-2105
Все настройки под вопросом, так как замена носика УН дает более быстрый выход на предельные обороты на грунте.
— ГТЖ 1к — 135.
— ГВЖ 1к — 170.
— ГТЖ 2к — 150.
— ГВЖ 2к — 150.
— Носик УН — 5.0.
— ЖХХ 1к — 6.0.
— винт количества — длина 2см (2 оборота).
— винт качества — 1 оборот (отклонение винта в любую сторону снижает обороты).
— винт доп. подачи воздуха — закручен.
— зазор поплавка — 4.5мм (уровень топлива выше ступеньки).
— по ИКСу сгорание топлива нормальное (голубое пламя).
— УОЗ — 8-10 градусов.
— зазор свечей — 1мм.

Если настройки карбюратора обеспечивают более быстрый разгон до 100км/ч, то после, ускорение сильно падает, почти до нуля.
Если же настройки обеспечивают стабильный разгон после 100км/ч, то разгон с места оказывается более медленный.
Видимо, пока нет сильного сопротивления воздуха, топливо сгорает эффективней, а с увеличением лобового сопротивления, топливо сгорает очень плохо, ибо карбюратор начинает переливать.