Коэффициент показывающего прибора спидометра (КППС) — числовая характеристика. Обеспечивает точность показания электронного спидометра в заданных пределах и выражается в количествах импульсов, вырабатываемых датчиком на 1км пройденного пути, обозначается буквой «k».

На автомобиле КамАЗ при сборке осуществлена настройка спидометра и опломбирование соединительных элементов спидометра.

Коэффициент показывающего прибора спидометра можно определить двумя методами:

  • методом прямого измерения;
  • методом предварительного расчета.

Водитель автомобиля на небольшой скорости (менее 10 км/час) проезжает отмеренный отрезок пути расстоянием 1 км или расстояние кратное 1000м и по команде помощника, находящегося у конечной отметки, останавливает автомобиль. Отметить количество импульсов, показанное спидометром.

Расчет коэффициента ППС проводится по следующей формуле:

где L — пройденный путь автомобиля; Р — количество импульсов, показанное спидометром.

Например, если за 100 метров пути автомобиля прибор показал 504 импульса, то КППС должен быть установлен 5040 (т.е. 504×10). Или, например, если за 20 метров пути автомобиля прибор показал 99 импульсов, то «k» должен быть установлен 4950 (т.е. 99×50) и т.п.

С целью повышения точности процесс измерения количества импульсов можно повторить несколько раз и потом рассчитать среднее арифметическое значение коэффициента ППС.

По данному методу значение коэффициента «к» вводится после выполнения предварительного расчета в соответствии с формулой:

где k — количество входных импульсов на 1км пробега, или КППС; S — пробег автомобиля (нормированный отрезок пути, равный 1 км);
π — константа (π = 3,14); R — радиус колеса автомобиля, м; i- передаточное отношение главной передачи; n — количество зубьев индуктора (6 или 8).

Значение коэффициентов для электронных спидометров , полученных расчетным путем в зависимости от различных вариантов передаточных отношений и радиуса колес для а/м КАМАЗ представлены в приложении В .

Приложение В . Значение программируемых коэффициентов для электронных спидометров в зависимости от различных вариантов передаточных отношенний и радиуса колес для а/м Камаз

Передаточное
отношение
главной
передачи
i г.п

Статический
радиус
колеса Rk, m

Программируемый
коэффициент F1000
для датчиков

Жидкокристаллический индикатор (ЖКИ) электронного спидометра 81.3802 и 811.3802 для ПАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, ЛиАЗ, в рабочем состоянии обеспечивает семь режимов индикации. 1-3 – пользовательские режимы. 4-7 – режимы программирования.

Настройка параметров электронного спидометра 81.3802 и 811.3802 для ПАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, ЛиАЗ, выбор режима индикации, работа спидометра в режиме измерителя количества импульсов.

Смена пользовательского режима индикации электронного спидометра 81.3802 и 811.3802 возможна только при включенном замке зажигания. Она производится путем однократного нажатия на кнопку управления. Пользовательские режимы переключаются в следующей последовательности: 1-2-3-1-2-3-1…

При включении замка зажигания ЖКИ спидометра 81.3802 и 811.3802 должен находится в режиме 1. В первом режиме индикации есть возможность корректировки часов. Увеличение минут осуществляется поворотом кнопки по часовой стрелке. Увеличение часов осуществляется поворотом кнопки против часовой стрелки.

Обнуление счетчика суточного пробега возможно только во втором режиме индикации. Оно осуществляется длительным нажатием кнопки. Время удержания кнопки в нажатом состоянии не менее 3 секунд.

Режимы индикации и показания строк жидкокристаллического индикатора электронного спидометра 81.3802 и 811.3802.

Корректировка значения предельной скорости возможна только в третьем режиме индикации. Увеличение значения предельной скорости осуществляется поворотом кнопки по часовой стрелке. Уменьшение значения предельной скорости осуществляется поворотом кнопки против часовой стрелки.

Режимы программирования электронного спидометра 81.3802 и 811.3802 для ПАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, ЛиАЗ.

Для входа в режимы программирования 5, 6, 7 электронного спидометра 81.3802 и 811.3802 необходимо войти в четвертый режим индикации — ввод кода доступа в режимы программирования. Для этого, при включении замка зажигания, необходимо удерживать кнопку в нажатом состоянии до тех пор, пока ЖКИ не включится в четвертом режиме индикации. Код доступа расположен сзади прибора под пломбировочной крышкой разъемов.

Чтобы набрать код, необходимо повторно нажать кнопку. И затем удерживать ее в нажатом состоянии не менее 3 секунд. Пока не замигает первый ноль слева в нижней строке. Другие манипуляции кнопкой (поворот или короткое нажатие) переключат ЖКИ электронного спидометра 81.3802 и 811.3802 в первый режим индикации.

Символы в строках жидкокристаллического индикатора электронного спидометра 81.3802 и 811.3802.

В четвертом режиме индикации при повороте кнопки по часовой стрелке мигающая цифра будет увеличиваться. При повороте против часовой стрелки – уменьшаться. Диапазон изменения вводимых цифр – от 0 до 9. Изменение цифры осуществляется «по кольцу». При увеличении – за девяткой следует цифра ноль. А при уменьшении – за нулем следует цифра девять. При однократном нажатии на кнопку мигающая цифра зафиксируется и мигать начнет следующая цифра по направлению слева направо.

После ввода последней четвертой цифры однократное нажатие на кнопку переключит ЖКИ спидометра 81.3802 и 811.3802 в пятый режим индикации (индикация коэффициента ППС). Но только в случае правильности введенного кода. Если был введен неверный код, однократное нажатие кнопки после ввода последней четвертой цифры приведет к переключению ЖКИ в первый режим индикации.

Переход между режимами программирования электронного спидометра 81.3802 и 811.3802 для ПАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, ЛиАЗ.

Для перехода в шестой режим индикации (корректировки коэффициента ППС) необходимо в пятом режиме индикации удерживать кнопку управления в нажатом состоянии до тех пор, пока не замигает первая слева цифра коэффициента ППС. Под коэффициент ППС отводятся пять знакомест. В шестом режиме индикации при повороте кнопки управления по часовой стрелке мигающая цифра будет увеличиваться. При повороте против часовой стрелки – уменьшаться.

Диапазон изменения вводимых цифр – от 0 до 9. Изменение цифры осуществляется «по кольцу». При увеличении – за девяткой следует цифра ноль. А при уменьшении – за нулем следует цифра девять. При однократном нажатии на кнопку управления мигающая цифра зафиксируется и мигать начнет следующая цифра по направлению слева направо. После ввода последней пятой цифры однократное нажатие на кнопку управления переключит ЖКИ спидометра 81.3802 и 811.3802 в пятый режим индикации.

Если в шестом режиме индикации было введено значение меньше 2400, то после перехода в пятый режим индикации должно высветиться значение 2400. Если в шестом режиме индикации было введено значение больше 25000, то после перехода в пятый режим индикации должно высветиться значение 25000.

В пятом режиме индикации однократное короткое (меньше 3 секунд) нажатие кнопки управления переведет ЖКИ электронного спидометра 81.3802 и 811.3802 из пятого режима индикации в первый. После чего будет введен в действие обновленный коэффициент ППС спидометра.

В пятом режиме индикации поворот кнопки управления в любом направлении (по часовой стрелке или против) переключит ЖКИ электронного спидометра 81.3802 и 811.3802 в седьмой режим индикации – измерение количества импульсов, поступающих с датчика скорости. Этот режим характеризуется шестью мигающими нулями в верхней строке ЖКИ. В седьмом режиме индикации любые манипуляции кнопкой управления (поворот или нажатие) должны вернуть ЖКИ спидометра в пятый режим индикации.

Работа электронного спидометра 81.3802 и 811.3802 в режиме измерителя количества импульсов.

Седьмой режим спидометра 81.3802 и 811.3802 используется для измерения коэффициента ППС спидометра. При данном режиме индикации автомобиль должен проехать какое то расстояние. Например, 100 метров. Или другое заранее известное расстояние, и остановиться. После остановки автомобиля, в верхней строке ЖКИ спидометра 81.3802 и 811.3802 будет мигать число. Оно соответствует поступившему количеству импульсов.

Если выбранное расстояние 100 метров, то коэффициент спидометра равен количеству поступивших импульсов, умноженному на 10. С целью повышения точности процесс измерения количества импульсов можно повторить несколько раз. И потом рассчитать среднее арифметическое значение коэффициента ППС спидометра.

ВРЕМЯ РАБОТЫ

c 9:00 до 18:00 по Москве

E-MAIL

ТЕЛЕФОН

ТАХОГРАФЫ г.Казань ул.Учительская д.2 офис 1

Лицензия Министерства Транспорта РФ

Номер клейма: RUS635

  • ТАХОГРАФЫ
  • КАРТЫ
  • УСТАНОВКА
  • КАЛИБРОВКА
  • ОБСЛУЖИВАНИЕ
  • РЕМОНТ
  • БУМАГА
  • ДАННЫЕ
  • ПРОГРАММЫ

Как откалибровать спидометр?

Очень часто начинающему мастеру тахографии приходится сталкиваться с этим вопросом.

Т.к. очень часто при установке тахографа приходится менять компоненты измерения скорости датчик скорости и спидометр. Но как правило в замен аналоговых спидометров устанавливаются новые спидометры с программированным коэффициентом К.

Мастер после установки спидометра введя пин код от секретного меню может войти в режим программирования спидометра и изменить данный параметр. Пин код от спидометра находится под задней пломбировочной крышкой. Обратите внимание, что на некоторых моделях спидометров данный пин код от завода изготовителя приклеивается на маленький стикер который со временем просто исчезает по ряду причин.

И так все хорошо, если спидометр новый либо мы достали старый спидометр и обнаружили там тот самый пин код который дает возможность поменять коэффициент К спидометра. Но, что же делать если к примеру пин кода нет, утерян, стерт либо спидометр не имеет функции программирования, коэффициент К прошит в нем заводом изготовителем, к примеру как на панелях ГАЗель и многих других.

На самом деле все просто, при условии того что мы знаем, что делать. Мы установили тахограф, провели все соединения, откалибровали тахограф, W тахографа нам известно, затем мы берем сигнал с контакта В7 тахографа и подаем его на вход спидометра, конечно же из-за разницы коэффициентов сигнала спидометра и тахографа мы увидим не соответствия показаний скорости.

Благо если мы установили цифровой тахограф с программированным выходом В7 в этом случае, выходной коэффициент сигнала скорости на спидометр мы можем подстроить согласно коэффициенту К спидометра прошитому с завода который необходимо вычислить.

И так начнем вычисление К спидометра, за основу берем спидометр программированный но при условии что пароля мы от него не знаем соответственно и коэффициента К тоже.

Для вычисления К спидометра необходим программатор тахографов, который должен быть в арсенале у каждой порядочной мастерской, мы будем проводить наши вычисления при помощи программатора для тахографов TS-2010. Так вот тут обращаю особое внимание жуликов: программатором тахографов изменить пробег в спидометре нельзя!

Опишу вкратце наши действия: в общем все просто как в школе, у нас есть значение которое нам не известно К спидометра, что бы его вычислить нам необходимо подать на спидометр сигнал с известными значениями скорости и коэффициента К а это мы можем сделать только с помощью программатора. Формула по которой мы потом будем все вычислять на калькуляторе равна:

И так берем программатор и подключаем его выходной сигнальный провод ко входу сигнального провода спидометра , не забывайте что и масса программатора и спидометра должны быть так же подключены в одну точку, иначе ничего не выйдет. Почему? это уже другая тема.

Так вот все у нас подключено, заходим в режим Аналоговые тахографы тест, далее тест спидометра (названия пунктов меню в различных программаторах могут различаться, но я думаю Вы разберетесь)

Задаем параметры выходного сигнала:

  • К программатора = 6000
  • Vпрограмматора= 50,0 км/ч (скорость)
  • d = 10000 долго объяснять (в нашем случае этот параметр чем больше, тем лучше дабы не обрывать тест)

Жмем кнопку Start на программаторе и смотрим на стрелку спидометра, она начинает свое отклонение, как видно на рисунке при поступлении сигнала с заданными нами параметрами стрелка спидометра откланяется на значение 61 км/ч.

Берем калькулятор и начинаем вычисление:

Получаем и записываем результат К спидометра = 4918

Далее мы вводим его в программатор и производим данный расчет на разных скоростях 20,50,80,110

После всех наших нехитрых действий данный полученный коэффициент мы записываем в параметры выходного сигнала тахографа В7.

Получаем: наш тахограф измеряет сигнал с датчика скорости по средствам своих вычислений к примеру значение 10000 имп. на км. далее обрабатывает этот сигнал и выдает его через программированный выход В7 на спидометр, НО уже с теми значениями что мы и задали 4918 в результате все адекватно отображается и все счастливы. Но не спешите радоваться т.к. после некоторого времени эксплуатации т.с. клиент Вам обязательно позвонит и сообщит о расхождениях пробега тахографа со спидометром, это связано с заложенной погрешностью в спидометре.

Заводы изготовители при производстве спидометров заведомо закладывают в них погрешность занижающую реальную скоростную характеристику согласно ГОСТу. Причем эта погрешность линейна т.е. с увеличением скорости т.с. погрешность возрастает. Если бы погрешность была не линейной то при более качественно и точном измерении коэффициента К спидометра по выше указанному способу можно было бы добиться минимального расхождения, но кто то скажет "мы же измеряли показания движения стрелки скорости на глаз", а вот и нет. Даже при условии, что мы ставим новый спидометр с известным пин кодом с помощью которого мы ввели тот же коэфициент К что и в тахографе, разбег по спидометру будет, причем по опыту могу сказать, что при измерении К спидометра с учетом погрешности ( я имею ввиду выше описанный способ) расхождения между тахографом и спидометром гораздо меньше.

Так же хотелось бы отметить категорию спидометров взаимодействующих с цифровым тахографом по шине CAN, т.е. информация о скорости данные спидометры получают так же с цифрового тахографа НО они не измеряют входной сигнал, его там попросту нет. Информация о скорости просто передается тахографом в спидометр по CAN шине. При использовании связки датчик скорости — цифровой тахограф — CAN спидометр разницы в показаниях обще пройденного пути будет равна нулю. Спидометр CAN это грубо говоря просто индикатор в нем нет своего механизма вычисления скорости. Данные спидометры установлены в европейских грузовиках, в новых моделях МАЗ КАМАЗ калибровать их не то что бы не нужно а не возможно. Совету все таки прочитать что такое CAN шина.

Примечания:

  • Как правило на заводах изготовителях спидометров если мы бы брали панель от ГАЗели коэфициент К округлен до сотых. К примеру, если бы при измерениях у нас получилось значение К спидометра= 2548 то его стоило бы округлить до 2500.
  • Подключение спидометра с разными коэффициентами возможны при условии наличия программированного выхода в цифровом тахографе В7, к примеру в цифровом тахографе VDO1381 данного выхода нет а в SE5000 есть.

Стандартные значения К зашитые с завода в программируемых спидометрах:

  • 811.3802 140мм 12В: 4992
  • 81.3802 140мм 24В: 4992
  • 87.3802 100мм 24В: 1248

В нашем опыте мы использовали спидометр 140мм 12В 811.3802 с заводским коэффициентом К = 4992, при нашем измерении мы получили К спидометра= 4918 как видите почти попали и это при одном измерении, производите измерения не менее трех раз и будет Вам счастье.