Извлекая аккумуляторную батарею, многие водители следуют своему уникальному алгоритму, идущему вразрез с требованиями техники безопасности. В число ошибок, которые по незнанию допускаются автовладельцами, входит и неправильный порядок снятия клемм. Так какой же зажим нужно отсоединять в первую очередь: минусовой или плюсовой?

Вопрос о порядке снятия клемм с аккумулятора сродни дилемме о курице и яйце. Самопровозглашенные эксперты в области автомобильной электрики круглые сутки ведут в интернетах ожесточенные споры на эту тему, упрекая друг друга в невежестве. И зачем только они тратят свое драгоценное время на бессмысленные дискуссии, когда все прописано в руководствах по эксплуатации машин? Ах, да: их же нынче никто не читает…

Процесс демонтажа батареи нельзя назвать шибко сложным, если аккумулятор не имеет каких-либо серьезных повреждений. Чтобы вытащить АКБ, достаточно взять обычный разводной гаечный ключ и тряпку. На всякий случай следует подготовить и щелочной деактиватор. Вы очень обрадуетесь ему, когда жидкий электролит прольется, и кислота попадет на кожу.

Прежде, чем извлечь аккумулятор, необходимо выключить зажигание и всю электронику, а также закрыть в автомобиле двери и окна. Следующим шагом, согласно технике безопасности, является ликвидация защитной крышки, препятствующей скоплению грязи и попаданию влаги на устройство. Если таковой нет, изолируйте «плюс» технической лентой или пластмассовым колпачком.
Ослабьте гайку массы, которая, как правило, прикручена к «минусу». И, наконец, снимите клеммы: сначала минусовую, а уже потом плюсовую. Если пренебречь этим правилом и сделать все наоборот, можно спровоцировать короткое замыкание, по неосторожности приложив ключ к кузову автомобиля. А там не только до «травмы» аккумулятора недалеко, но и до сбоя в «мозгах» машины.

Установка батареи в штатное место выполняется, соответственно, в обратном порядке. В первую очередь следует «пристегнуть» аккумулятор к стационарным крепежам. Далее необходимо присоединить плюсовую клемму на ее контакт и плотно затянуть гайку ключом. И только после этого допускается осуществлять те же манипуляции с «минусом».

Впрочем, это все теория. Как показывает реальная практика, принципиальной разницы в том, какую клемму снимать с батареи первой, нет — риски нанести порчу автомобили крайне невелики. Тем не менее, руководства по эксплуатации вкупе с техникой безопасности велят автовладельцам поступать именно так. Зачем же испытывать судьбу, если, как известно, раз в год и палка стреляет?

Практически каждому автомобилисту хотя бы раз приходится самостоятельно снимать аккумуляторную батарею. Это может потребоваться, чтобы зарядить ее, заменить, поставить на хранение автомобиль на длительное время, либо по другим причинам. Но многие автомобилисты не знают, как снять аккумулятор с автомобиля правильно. При этом соблюдение правил здесь действительно важно, иначе могут возникнуть серьезные проблемы в электроцепи автомобиля. Рассмотрим в рамках данной статьи, с какой клеммы правильно начинать снятие аккумулятора, и почему это именно так.

Какую клемму снимать с аккумулятора первой

Клеммы аккумуляторной батареи автомобиля чаще всего прикручены, поэтому для их снятия могут потребоваться соответствующие инструменты. Всего к аккумулятору подходят две клеммы — одна “минус”, а вторая “плюс”.

“Минус” — это клемма, которая соединяет аккумулятор автомобиля с массой. Чаще всего в качестве массы выступает сам кузов автомобиля, либо другой металлический элемент.

“Плюс” — это клемма, к которой подключаются все устройства в электрической цепи автомобиля, которым нужно питание. К ней подключается генератор, стартер, осветительные приборы, аудиосистема и прочее.

Обратите внимание: Чаще всего клемма “плюс” красного или желтого цвета.

Первой с аккумулятора снимать рекомендуется клемму “минус”, то есть ту, которая идет на массу. Связана данная рекомендация с мерами предосторожности. Снимая любую из клемм, всегда есть вероятность задеть металлическим элементом оголившийся контакт, тогда как вторая клемма в этот момент будет подключена. Если подключен будет “минус” и в этот момент перемкнуть клемму “плюс” любым металлическим предметом, велик риск возникновения короткого замыкания. Это опасно, как повреждением электрических приборов автомобиля, так и вероятностью поражения электричеством человека, который проводит работы по снятию аккумулятора.

Обратите внимание: Если экстренных ситуаций с перемыканием отключенной клеммы не произойдет, то с точки зрения разрыва цепи нет никакой принципиальной разницы — сначала отключать “минус” или “плюс”.

Какую клемму одевать на аккумулятор первой

Процесс установки аккумулятора требует не меньше внимания, чем процесс снятия. Здесь также нужно правильно определить, какую клемму одеть первой, чтобы не возник риск короткого замыкания.

Выше в сведениях о том, какую клемму следует первой снимать, содержится объяснение, почему целесообразно оставлять подключенным только “плюс” к аккумулятору. Соответственно, одевать на аккумулятор первой следует клемму “плюс”, а уже потом накидывать “минус”.

Важно: В отличие от процесса снятия аккумулятора, его установка гораздо более потенциально опасный процесс. Здесь нельзя сначала накинуть “минус”, а потом “плюс”, иначе велик риск повреждения бортовой сети.

Можно ли отключить одну клемму аккумулятора при длительном хранении автомобиля

Оставляя автомобиль на длительное хранение, принято снимать с аккумуляторной батареи обе клеммы. Связано это с тем, что в процессе простоя батарея может банально разрядиться. Даже в состоянии простоя емкость аккумулятора постоянно снижается, поскольку питаются различные электронные системы: сигнализация, спутниковые системы, радары и другое. Также нельзя забывать про саморазряд АКБ, который зависит от технологии изготовления устройства.

При постановке автомобиля на длительный простой рекомендуется снимать с аккумулятора обе клеммы. Отключив только “минус”, в сети останутся токи утечки. При отключении только “плюса”, велик риск непроизвольного замыкания цепи, что грозит повреждением приборов и возгоранием автомобиля.

Извлечение аккумулятора для подзарядки или замены было обычной задачей в автомобилях прошлого поколения из-за отсутствия бортовой автоматики. Большинство современных водителей никогда не занимаются такими вещами, обращаясь в автосервис. Но починить аккумулятор можно и самостоятельно.

Саморазряд и токи утечки

Когда перезаряжаемая литиевая аккумуляторная батарея используется в качестве компонента накопителя для сбора энергии в помещении, ток утечки батареи нельзя игнорировать, особенно в приложениях со сверхнизким энергопотреблением. Обычно считается, что ток утечки в литиевой батарее находится в диапазоне малых мкА.

Предложен экспериментальный метод его измерения путем подачи заряда в мкА на стабилизированную батарею с постзарядкой для наблюдения за изменением напряжения на клеммах. Когда приложенный зарядный ток больше тока утечки, может наблюдаться положительный знак (увеличение напряжения на клеммах). В противном случае – отрицательный. При постепенном изменении тока заряда, использовании алгоритма поиска в последовательном приближении ток утечки наконец сойдется с приложенным зарядным током.

Схождение происходит после смены знака в двух последовательных процедурах поиска, демонстрируя, что зарядные токи приближаются к току утечки в обоих направлениях. Точность аппроксимации может быть улучшена путем настройки количества смен знака в алгоритме поиска последовательного приближения. Предложенный способ позволяет использовать полную емкость перезаряжаемой литиевой батарейки в сверхнизком энергопотреблении.

Техника безопасности при снятии АКБ с машины

Первое, что нужно сделать неопытному автолюбителю, – найти под капотом аккумулятор. Это довольно большая коробка с двумя металлическими разъемами, один из которых, скорее всего, закрыт пластиковой крышкой. Перед началом работ обязательно выключите двигатель. Проверьте, нет ли утечки из батареи. Чтобы защититься от серной кислоты, всегда надевайте защитные очки и резиновые перчатки. Если вы заметили признаки сильной утечки и коррозии, было бы разумно обратиться к профессионалу.

Он подключен к кузову автомобиля, и если вы сначала выберете положительный провод и случайно коснетесь любой металлической детали, вы закоротите аккумулятор (не говоря о потоке искр).

Приступайте к отключению кабелей. Это должно быть сделано с осторожностью, иначе вас может ждать неприятный “сюрприз”. Есть два кабеля: положительный и отрицательный. Всегда сначала удаляйте отрицательный.

При отключенном отрицательном кабеле перейдите к положительному. Как правило, он обычно красный, а отрицательный – черный. Тем не менее, лучше проверить маркировку батареи, чтобы быть в безопасности. Теперь можно вынуть батарею с ее места. Имейте в виду, что аккумулятор довольно тяжелый. Если вы устанавливаете новый, то прежний стоит отнести в авторизованный центр по утилизации. Однако если вы планируете просто процесс перезарядки, можете воспользоваться возможностью и почистить клеммы с помощью проволочной щетки. То же самое сделайте и с кабелямТ.

Теперь настало время вернуть новую батарею или старую, перезаряженную, на место.

Хорошим последним штрихом было бы нанести специальную смазку на клеммы, чтобы предотвратить дальнейшую коррозию. Теперь нужно запустить двигатель, чтобы убедиться, что все в порядке.

Придется все связывать в обратном порядке: поместив аккумулятор на место и закрепив его, сначала присоедините положительный кабель, а затем отрицательный.

Избегаем замыкания

Однако есть мнение, что всегда нужно сначала отсоединять положительный вывод батареи, чтобы не допустить утечки электричества из батареи. Рассмотрим случай из жизни. Это история о том, что случилось с профессиональным стоматологом, который иногда любит сам чинить свой спорткар. Он решил снять аккумулятор с автомобиля, используя торцевой гаечный ключ, чтобы ослабить его зажимы. Ключ соприкасался с обручальным кольцом мужчины, а кольцо в свою очередь задело прижим аккумулятора. Массивное короткое замыкание приварило кольцо к прижиму и гаечному ключу, который в свою очередь был приварен к положительной клемме.

Автомобильные аккумуляторы накапливают огромное количество энергии, они оптимизированы для ее доставки в очень короткий период времени. Закоротивший аккумулятор может легко выдать несколько сотен ампер – больше, чем аппарат для дуговой сварки. В течение секунды обручальное кольцо стало почти раскаленным, и только быстрая реакция его другой руки на разрыв соединения нажатием на гаечный ключ не позволила кольцу начать плавиться прямо на пальце. Украшение срезали с пальца в отделении неотложной помощи, и прошло больше месяца, прежде чем незадачливый автолюбитель удостоверился, что он не потеряет палец.

  1. При работе с инструментами снимите все украшения.
  2. Всегда отсоединяйте заземляющий зажим аккумулятора, прежде чем ослаблять положительный. Если вы удалите отрицательный и непреднамеренно завершите замыкание на землю, ток не будет течь, потому что зажим уже заземлен. Последующее закорачивание положительного контакта к земле не приведет к протеканию тока, поскольку ток не имеет обратного пути к отрицательному полюсу.
  3. Подключайте землю последней.

Порядок снятия аккумулятора с автомобиля

Независимо от того, насколько хорошо вы относитесь к своему автомобилю, автомобильные аккумуляторы все равно расходуются каждые несколько лет и требуют замены. Это только один из пунктов регулярного технического обслуживания, с которыми имеют дело владельцы автомобилей. К счастью, установка новой батареи – простая работа, которую рекомендуется выполнять самостоятельно.

Как отсоединить автомобильный аккумулятор и установить новый:

  1. Определите местоположение аккумулятора вашего автомобиля, можно для этого воспользоваться руководством к авто. В современных автомобилях все значимые детали располагаются под капотом. Но иногда батареи могут быть в багажнике, под паркетной доской или даже спрятаны вне поля зрения под колесной нишей.
  2. Определите положительные и отрицательные клеммы и соответствующие кабели, прикрепленные к каждой. Положительный столб может иметь красную пластиковую крышку, а кабель, подключенный к нему, тоже красный. Также рядом с положительным постом должен быть символ «+».
  3. С помощью гаечного ключа ослабьте гайку или болт, который крепит отрицательный вывод и кабель к аналогичному полюсу аккумулятора.
  4. Как только вы ослабите болт, сначала используйте съемник клемм, чтобы снять кабель и клемму с отрицательного полюса батареи. Сделайте то же самое с положительным терминалом.
  5. Снимите зажим или удерживающую систему, удерживающую аккумулятор на месте, и отведите части и крепежные элементы в сторону, чтобы избежать их проливания или неправильного размещения.
  6. Аккуратно поднимите батарею (будьте готовы к ее тяжести). Если стойки расположены сверху аккумулятора, а не сбоку, вы можете использовать ремень для переноски.

Соблюдайте осторожность, чтобы не допустить одновременного контакта металлических предметов с обоими полюсами аккумулятора, и не позволяйте ключу одновременно касаться положительного полюса, а также корпуса или крыла.

Установка аккумулятора обратно в машину

Пошаговая инструкция:

  1. Осмотрите клеммы, прикрепленные к концам кабелей батареи, чтобы убедиться, что они чистые и не подвержены коррозии. Если это не так, приведите их в порядок с помощью инструмента для очистки терминала. В продаже есть специальный инструмент, одевающийся на стойку, с другой щеткой, которая вставляется в зажим. В его отсутствие крепкая проволочная щетка может сделать эту работу. Чем чище зажимы, тем лучше соединение.
  2. Примерьте аккумулятор так, чтобы красный положительный контакт совпадал с положительным выводом и расположением кабеля.
  3. Вставьте батарею на место. Закрепите ее снятым ранее зажимом или удерживающей системой.
  4. Снимите пластиковые крышки, которые закрывают клеммы аккумулятора, и установите на них антикоррозийные шайбы.
  5. Нанесите тонкий слой смазки на клеммы перед первым подключением положительной клеммы. Можно приобрести специальную антикоррозийную смазку для предотвращения образования пушистой зеленовато-белой коррозии, которая может фактически препятствовать зарядке батареи. В крайнем случае используйте обычный вазелин. Гаечным ключом затяните разъем до упора. Затем повторите те же шаги для отрицательного поста и терминала.
  6. Попробуйте слегка раскачивать батарею. Если она движется, затяните зажим или удерживающую систему. Вы закончили установку автомобильного аккумулятора.

Можно ли отключить одну клемму аккумулятора при длительном хранении автомобиля

Это возможно, но сперва нужно обесточить аккумулятор и позаботиться о средствах безопасности, иначе ключ будет моментально приварен к батарее. Желательно, чтобы такие операции выполнял специалист в СТО, иначе придётся менять аккумулятор, а это долго и дорого.

Дело в том, что при съёме минуса внутри системы будут циркулировать остаточные токи, которые не позволят нормально оперировать с агрегатом. Если снять плюс, может произойти короткое замыкание, которое не лучшим образом скажется на дальнейшей работе аккумулятора. Оптимальным решением будет снять сразу обе клемы или отключить батарею от источника питания напрямую. Остальные варианты слишком рискованны, чтобы жертвовать такой дорогой частью автомобиля.

Снять клемму, чтобы скинуть ошибку

При съёме клеммы может возникнуть другая ошибка, которая создаст ещё больше проблем. Есть более безопасные способы сбросить настройки без дополнительных неприятностей. Можно снять одну клему (плюс), чтобы вызвать замыкание. Если аккумулятор новый, скорее всего, ничего не произойдёт. Но этот способ всё равно не рекомендуется, так как в случае поломки сбрасывать уже будет нечего.

Если есть возможность разрядить аккумулятор в ноль, лучше сделать так, а потом уже разобраться в центре техобслуживания.

Восстановление бортовых настроек автомобиля

Алгоритм действий зависит от марки авто и модели бортовой аппаратуры. Рассмотрим на примере нескольких траспортных средств. Обнуление компьютера Mazda Familia, Mazda 626, Mazda 323, Mazda Protege:

  1. Остановить двигатель. Снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи.
  2. Сесть в машину и нажать на педаль тормоза.
  3. Держать не менее 20 секунд.
  4. Поставить клемму аккумулятора на место.
  5. После обнуления компьютера нужно производить обучение, особенно если машина с АКПП.

При самостоятельном ремоне и съёме нужно соблюдать технику безопасности и помнить про алгоритм правильного отсоединения клеммы. Главные правила:

  • использовать средства защиты;
  • досконально изучить инструкцию и спецификацию к автомобилю;
  • отсоединять сначала клемму с плюсом (+);
  • не использовать съем клеммы для сброса настроек на аппаратуре.

Если нет опыта в данном деле, лучше заручиться помощью специалистов, так как покупка и установка аккумулятора – сложная задача.