Легендарный поэт, певец и актер Владимир Высоцкий всегда был неравнодушен к автомобилям. В период с 1967 по 1980 год он успел поездить, как на привычных по тем временам отечественных легковушках, так и на престижных иномарках, позволить купить которые тогда могли лишь очень известные и авторитетные персоны. Свою автомобильную "карьеру" культовый музыкант начал с ГАЗ-21: на "Волге" Высоцкий познавал азы вождения под руководством своего друга — художника Бориса Диодорова.
Уже в 1971 году, у Высоцкого появилась первая личная автомашина: новенькая с иголочки "копейка" ВАЗ 2101 серого "мышиного" цвета с госномером "МКЛ 16-55". Новинка советского автопрома, подаренная отцом, не долго радовала Владимира Семеновича. Довольно скоро актер попал на ней в ДТП: сам Высоцкий не пострадал, а вот машина была серьезно "покалечена". Примечательно, что за несколько недель до аварии, во время одной из поездок по Москве вместе с Диадоровым, Высоцкий произнес странную фразу: "Вот сейчас бы мчаться по хорошему шоссе, и чтобы кто-нибудь ехал навстречу — лоб в лоб! Интересно, свернул бы тот, другой, или нет?" Позже эти "Жигули" отремонтировали, Высоцкий переоформил их на себя и продал через комиссионный магазин.
После этого неприятного эпизода, знаменитость обратила свой взор в сторону зарубежных автомобилей. Первой иномаркой поэта стал хэтчбек Renault 16 (опять таки серого цвета), полученный в качестве презента от супруги — Марины Влади.
Машину она купила на гонорар, полученный от съемок в рекламе мыла. Правда, автомобиль был на иностранных номерах, поэтому Высоцкому было запрещено выезжать на нем за пределы стокилометровой зоны от Москвы. Да и вообще: пользоваться зарубежными номерами на территории СССР разрешалось не более 6 месяцев, из-за чего у артиста возникали постоянные проблемы с представителями ГАИ. Именно на этом Renault Высоцкий и Влади ездили в Париж в 1973-м, а спустя год, во время очередного вояжа в столицу Франции, пара продала свой автомобиль оригинальным способом, разместив объявления в журнале Paris-Match с текстом "Марина Влади продает машину …, справки по телефону…"
Взамен бюджетной "француженки", Высоцкий купил себе престижный немецкий BMW модели 2500. Причем не одну, а сразу две: серо-голубую привез из Франции, а бежевую приобрел в московской комиссионке. И что самое смешное: на учет в ГАИ была поставлена лишь одна из них (предположительно бежевая), но ездил Владимир Семенович попеременно на обеих, переставляя номера "ММБ 92-99". Так продолжалось до 1976 года: страсть барда к "баварцам" угасла и оба седана были проданы: бежевый в Москве, а другой — вернулся во Францию.
В тот момент Высоцкий уже был "болен" автомобилями с трехлучевой звездой на капоте. И в 1976 году, он, вместе с Романом Фрумзоном, ходил по автокомиссионкам Мюнхена в поисках подходящего Mercedes-Benz. Выбор пал на слегка подержанный седан 350 SE 1974 года выпуска голубого цвета с механической коробкой передач. На то время подобный автомобиль был только у Леонида Брежнева, поэтому постовые нередко отдавали честь, проезжавшему мимо Высоцкому, путая его с генсеком.
Но и этого Высоцкому было мало. Лебединой песней автомобильной жизни звезды стало люксовое спорткупе Mercedes-Benz 450 SL золотисто-коричневого цвета, которое он купил у Серуша Бабека в 1979 году, после концерта в Германии.
У Владимира Семеновича было тогда разрешение на ввоз машины без пошлины, подписанное лично заместителем министра внешней торговли Журавлевым. Интересно, что регистрационная карточка на эту машину после смерти актера таинственным образом исчезла из картотеки Краснопресненского отделения ГАИ.
Оба Mercedes-Benz были разбиты зимой 1980 года. Седан, врезавшийся 1 января в автобус, успели отремонтировать к концу весны, а двухдверную машину поставили на ход уже после смерти Высоцкого. Первое авто семья артиста отдала за долги, а второе, сперва, вернулось к Серушу Бабеку, а чуть позже его забрала Марина Влади.
Ну и тематическая песня от великого поэта и певца:
За последние 13 лет жизни у Высоцкого поменялось не менее семи автомобилей. Интересно, что почти все они были разбиты. Те, кто был знаком с Высоцким, вспоминают, что гонял Владимир Семенович страшно.
Начальник Краснопресненского ГАИ УВД г. Москвы вспоминает, что на его памяти у Высоцкого сменилось шесть автомобилей: 1971 г. — серые "Жигули", 1972-73 гг. — серый "Рено", 1974-75 гг. — два "БМВ", серо-голубой и бежевый, 1976-80 гг. — серо-голубой "Мерседес", 1979-80 гг. спортивный золотисто-коричневый "Мерседес".
Первые сведения, в которых у Высоцкого фигурирует машина относятся к 1967 году: "В этот день Володя первый раз поехал на "Волге" — до этого за рулем "Волги" он никогда не ездил… Вернулся такой радостный: у него сразу все получилось." (А.Подболотов — В.Перевозчикову, "Вагант", 6-92). Учил его ездить на своей серой "Волге-21" его друг Борис Диодоров.
Вторая машина — "копейка" ВАЗ-2101 была куплена им (или подарена ему отцом?) в 1971 году. Серые "Жигули" ВАЗ-2101, госномер МКЛ 16-55. были зарегистрированы по доверенности дарения 11.10.1971 г. в Черемушкинском ГАИ, находившемся тогда на ул. Кржижановского." (кн. "Дребезги", М., 1991). По одной из версий "31 июля 1971 года после футбольного матча Высоцкий поспорил с болельщиком, (владельцем точно таких же «Жигулей», только зеленых), кто из них первым отвернет, двигаясь навстречу друг другу лоб в лоб. Обе машины разбились в лепешку. После восстановления «Жигули» были сняты с учета 11 октября 1971 года и кому-то проданы."
Иномарки стали появляться у Владимира Высоцкого только после его знакомства с Мариной Влади (французской актрисой русского происхождения Мариной Владимировной Поляковой), ставшей в декабре 1970 года его третьей женой.
Первой иномаркой Высоцкого стал Renault 16TS, который Марина Влади привезла ему из Франции. Буквально в первый же день Высоцкий попал на нем в аварию, въехав в стоящий автобус. После авария автомобиль отремонтировали. Высоцкий и Марина Влади уехали на нем во Францию, где его продали.
В 1974 году Высоцкий привез из Германии с гастролей два BMW 2500v SST: один цвета металлик, а другой – кремовый (бежевый). На учет в ГАИ удалось поставить только одну автомашину, так как вторая числилась в угоне. Высоцкий ездил на обеих автомашинах, просто переставляя номера с одного на другой. В конце концов одну машину арестовал Интерпол, а на второй Высоцкий отправился во Францию, где ее продал.
Один из "БМВ" Высоцкий зарегистрировал в Черемушкинском отделении ГАИ 17 июля 1974 г. ("БМВ-2500", госномер ММБ 92-99), и ездил, по свидетельству И.Дыховичного, переставляя номера с одной машины на другую. Бежевый автомобиль был продан, как и куплен, через комиссионный магазин. А серый, видимо, уехал в Париж (кстати, поездка на "БМВ" во Францию описана Высоцким в дневнике ("Октябрь", 6-91)
В 1976 году в Германии Владимир Высоцкий и Марина Влади покупают подержанный Mercedes-Benz 1974 года выпуска. Это был второй или третий Mercedes в Советском Союзе с отечественными номерами. Такая же модель была у генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. На покупку пришлось истратить все деньги, вырученные от продажи BMW и еще добавить несколько гонораров за концерты. Этот седан был разбит 1 января 1980 года. Не справившись с управлением, Высоцкий на большой скорости врезался в трамвай.
Справка:
"8 июля 1976 г. в Краснопресненском отделении ГАИ Владимиром Семеновичем зарегистрирован "Даймлер-Бенц" ("Мерседес") 1974 г. выпуска, NN двигателя и шасси — 11028-10023792, цвет "голубой металлик".
Mercedes 450 W116 относился к семейству автомобилей S-класса, появившихся в 1972 году. Имел первую в мире систему ABS, гидропневматическую подвеску, а также трехступенчатую АКП. Этот модельный ряд в основном состоял из «восьмерок» 350SE/SEL и 450SE/SEL. В 1974 году Mercedes 450SE получил премию «Автомобиль Года». Выпуск Mercedes S-Class в кузове W116 был прекращён в сентябре 1980 года.
В 1979 году, за год до своей смерти, на гастролях в Германии Владимир Высоцкий купил свой последний Мерседес – спортивное двухместное купе Mercedes 350 SLC золотисто-коричневого цвета. Но до Москвы Высоцкий на нём не доехал: на строящейся к Олимпиаде магистрали Москва-Брест, сразу за Минском, на максимальной скорости он не справился с управлением и улетел в кювет.
Автомобиль имел восьмицилиндровый мотором в 3,5 литра с инжектором, который выдавал мощность в 202 лс при 5800 оборотах в минуту. Крутящий момент равнялся 29 килограммо/метрам. Такое купе с трехступенчатым автоматом могло достичь скорости в 200 км/ч.
В 1980 году он почти одновременно разбил оба Мерседеса. В последствии они были отремонтированы, но их дальнейшая судьба неизвестна.
P.S. Подготовлено мной к годовщине со дня смерти Владимира Высоцкого (25.01.1938 — 25.07.1980). При подготовке использованы сетевые источники, включая: википедия, статья Эдды Шведовой "Владимир Высоцкий и его автомобили" на сайте steer.ru, статья "Автомобили Владимира Высоцкого " на сайте batona.net, статья Ларисы Симаковой "Твои любимые игрушки (автомобили В. Высоцкого)" с сайта otblesk.com и др. За что им всем сердечное спасибо.
NB! Сорри за возможные нестыковки, но, согласно Википедии и других сайтов последними машинами В.В. все же были: Mercedes 450 W116 и Mercedes 350 SLC. А я буду вести расследование дальше и искать нормальные фото.
Почти два года назад вышел фильм, посвященный известному актеру, поэту, певцу, легенде брежневских времен Владимиру Семеновичу Высоцкому – «Высоцкий. Спасибо, что живой». На съемках этого фильма был задействован автомобиль Мерседес 1974 года выпуска, который является точной копией голубого Мерседеса Владимира Высоцкого.
Утро первого дня 1980 года выдалось пасмурным и туманным. Серо-голубой «Мерседес» мчался по пустынному Ленинскому проспекту. Ни на дороге, ни на тротуарах не было ни души – граждане и гражданки Советского Союза, досмотрев «Голубой огонёк» и вдоволь насмеявшись над монологами в исполнении Райкина и Хазанова, наконец уснули. Лишь одинокий пустой троллейбус, следовавший, несмотря на новогоднее утро, строго по графику, начал отъезжать от остановки. В честь праздника водитель даже решил не мигать левым подфарником – всё равно никого на дороге нет. Серо-голубой «Мерседес» он даже не успел заметить, и когда услышал удар в левый борт, искренне удивился: «Откуда тут взялся этот дипломат?!»
Однако иностранный автомобиль принадлежал отнюдь не дипломату – номера на нем были обычные, черные – 92-99 ММБ. Под этим номером в ГАИ Краснопресненского района столицы 8 июля 1976 года был зарегистрирован автомобиль «Мерседес-Бенц-380» с номером двигателя и шасси 11028-10023792. Владельцем этого автомобиля числился актер Театра на Таганке Владимир Семенович Высоцкий.
Серо-голубой «Мерседес» не был единственной машиной Владимира Высоцкого, но героем фильма стал именно он. Чтобы добиться полной исторической достоверности, создатели фильма подняли архивные документы и нашли ПТС машины Высоцкого. Узнав его индивидуальный номер, они обратились к дилеру «Мерседеса» по подержанным автомашинам и заказали точно такой же автомобиль. Затем было восстановлено лакокрасочное покрытие. При подготовке машины к съемкам использовались материалы из архива музея Высоцкого: фотографии, свидетельства друзей. В игровом Мерседесе все также, как в аутентичном, даже магнитола – один в один как у Высоцкого, Владимир Семенович почти всегда включал ее за рулем. На кассетах были его песни, записи спектаклей, по дороге он репетировал под магнитолу.
Владимир Высоцкий одним из первых в СССР купил себе этот Мерседес оригинального цвета «голубой металлик». К сожалению, следы автомобиля Владимира Семеновича потерялись где-то в Грузии еще в 1989 году. Но создатели фильма предоставили всем желающим прекрасную возможность познакомиться с точной копией этого автомобиля, выставив его на всеобщее обозрение в московском кинотеатре «Октябрь». Этой возможностью воспользовались и мы.Высоцкий был известен не только своим творчеством, но и особенной любовью к хорошим автомобилям и быстрой езде. Он был одним из немногих, кто мог позволить себе в 1970-1980 годы автомобили иностранного производства. И это были не просто автомобили, а лучшие в своих классах Mercedes и BMW.
Но все-таки первым автомобилем, который Владимир Высоцкий приобрел 1967 на собственные средства, была Волга ГАЗ-21, которая довольно скоро была разбита. В 1971 году Высоцкий стал один из первых счастливчиков, которому удалось купить новинку советского автопрома – автомобиль ВАЗ-2101 серого цвета с номерным знаком 16-55 МКЛ. Это был представитель первой установочной партии. Даже слово «Жигули» к нему еще не применяли, а называли его просто «Русский Фиат». Судьба этого автомобиля печальна: 31 июля 1971 года после футбольного матча Высоцкий заспорил с соседом-болельщиком, владельцем точно таких же «Жигулей», только зеленых, кто из них первым отвернет, двигаясь навстречу друг другу лоб в лоб. Владелец зеленых «Жигулей» оказался ничуть не менее азартным, чем сам Высоцкий, и обе машины разбились в лепешку. После восстановления «Жигули» были сняты с учета 11 октября того же года и кому-то проданы.
Первой же иномаркой Высоцкого стал Renault 16TS, который Марина Влади привезла из Франции. Этот шестилетний автомобиль стоил при продаже 3300 франков, что в советских деньгах составляло 500 рублей. Высоцкий попал на ней в аварию буквально в первый же день, въехав в стоящий автобус. Авария не была серьезной и автомобиль всё-таки удалось отремонтировать, хотя в те времена найти запчасти на иномарку было непросто. На этом Рено Высоцкий и Влади задумывали совершить путешествие в Париж, но машина с парижскими номерами не могла выезжать более чем на 100 километров за пределы Москвы. Друзья помогли сделать специальный пропуск и в 1973 году, Высоцкий и Марина Влади всё-таки совершили это автомобильное путешествие. По приезду во Францию Марина Влади опубликовала объявление в журнале Paris-Match: «Марина Влади продает машину … Справки по телефону. », после чего автомобиль был продан.
Буквально через год Владимир Высоцкий уехал на гастроли в Германию и привез оттуда два BMW 2500v SST: один цвета металлик, а другой – кремовый. На учет в ГАИ удалось поставить только одну автомашину, так как вторая числилась в угоне. Высоцкий ездил на обеих автомашинах, просто переставляя номера с одного на другой. В конце концов одну машину арестовал Интерпол, а на второй Высоцкий отправился во Францию, где ее успешно продал.
Наконец, Мерседес 1974 года выпуска (Mercedes 450 W116) – шикарный четырехдверный седан Высоцкий купил в Мюнхене в 1976 году. Это был автомобиль редкого для Европы цвета «голубой металлик». Приобрести автомобиль мечты Высоцкому помогли Марина Влади и его зарубежные друзья. На его покупку певцу пришлось истратить все деньги, вырученные от продажи BMW, и еще добавить несколько гонораров за концерты.Чтобы растаможить Мерседес, Высоцкий дал несколько бесплатных концертов перед советскими таможенниками. В благодарность ему позволили выплачивать таможенную пошлину за машину в рассрочку.
Именно этот автомобиль не раз ставил в тупик сотрудников Госавтоинспекции. В Москве хорошо знали, что у Брежнева есть пара-тройка Мерседесов, на которых генсек лихо передвигается по столице. Поэтому, увидев голубой Мерседес Высоцкого, постовые вытягивались по стойке смирно. Mercedes 450 W116, которым обладал Высоцкий, относился к мерсовскому семейству автомобилей S-класса, впервые появившихся в 1972 году. Мерседес W116 1972 года выпуска имел первую в мире систему ABS, гидропневматическую подвеску, а также трехступенчатую АККП. Этот модельный ряд, выпускавшийся вплоть до 1980 года, в основном состоял из «восьмерок» 350SE/SEL и 450SE/SEL. Также была дизельная модель 300SD с короткой базой (для североамериканского рынка), а флагманом стал 450SEL 6,9 с огромным 6,9– литровым V-образным восьмицилиндровым.
На все модели устанавливали дисковые тормоза на все колёса. Конструкция кузова была усилена множеством стальных поперечных и диагональных распорок. Зоны деформации спереди и сзади стали более энергоемкими. Поэтому эти автомобили стали одними из самых безопасных в мире.Форма капота была такой, что вся грязь, слетавшая с него, практически не попадала на переднее стекло. Имелись и специально разработанные для этих моделей стеклоочистители, которые очищали гораздо большую площадь ветрового стекла.
Салон W116 обшивался тканью, а в самых дорогих комплектациях AMG кожей.Mercedes 450SEL 6.9 AMG отличался более низким передним и задним бампером, боковыми аэродинамическими «юбками», колёсными дисками, которые предлагались покупателю в 3-х размерностях – 215/60R15 7J, 225/50VR16 8J и 235/45ZR17 8J. Хром отсутствовал. Подвеска была на один сантиметр ниже и жёстче. Мощность двигателя составляла 380 л.с. Ну чем не голубая мечта?
В 1974 году Mercedes 450SE получил премию «Автомобиль Года». Выпуск Mercedes S-Class в кузове W116 был прекращён в сентябре 1980 года. Всего было создано свыше 473 тысяч таких автомобилей. Владельцем одного из них и стал Владимир Высоцкий.
Но счастье длилось недолго, и этот автомобиль Высоцкого настигла авария. Седан был разбит 1 января 1980 года. Не справившись с управлением, Высоцкий на большой скорости врезался в трамвай. Вскоре этот автомобиль был отремонтирован и впоследствии продан.Интересно, что всем машинам Высоцкого была уготована одна участь – почти все они были разбиты вдребезги. Те, кто лично был знаком в Высоцким, вспоминают, что гонял Владимир Семенович страшно – менее 200 км/ч он не ездил.
aВ конце 1979 года на гастролях в Германии Высоцкий купит свой последний Мерседес –спортивное двухместное купе Mercedes 350 SLC желто-коричневого цвета. Этот автомобиль располагал восьмицилиндровым мотором в 3,5 литра с инжектором, который выдавал мощность в 202 л.с. при 5800 оборотах в минуту. Крутящий момент равнялся 29 килограммометрам. С такой энерговооруженностью купе с трехступенчатым автоматом могло достичь скорости в 200 км/ч. До Москвы Высоцкий на нём не доехал: на строящейся к Олимпиаде магистрали Москва-Брест сразу за Минском на максимальной скорости он не справился с управлением и улетел в кювет. Этот Мерседес восстановили после смерти актёра, но из автосервиса его уже никто не забрал.