УХОД ЗА ГЛАВНОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ ТРАКТОРА Т-25
Уход за главной передачей состоит в очистке ее от пыли и грязи, подтяжке резьбовых соединений, хорошей и своевременной смазке, в наблюдении за герметичностью разъемов и сальников. Течь масла через стыки и сальники может появиться в результате повышения давления в картере при нагреве. Последнее является следствием забивания отверстий в сапуне. Поэтому отверстия в сапуне необходимо систематически прочищать.
При нормально работающем сапуне вытекание масла через разъемы и из-под крышек возникает вследствие разрушения прокладок. В случае износа сальника первичного вала масло
будет протекать в соединительный корпус и накапливаться там.
Изношенные сальники ведущих валов конечных передачи пропускают масло в тормозной рукав. Признаком неисправности служит вытекание масла из рукава через сливное отверстие.
Изношенные сальники заменяют. Для замены сальника на ведущем валу конечной передачи отъединяют тормозной рукав от главной передачи и снимают его вместе с конечной передачей и валом. После замены сальника перед сборкой проверяют состояние поверхности вала, сопрягающейся с сальником. При обнаружении повреждений их необходимо устранить тонкой наждачной бумагой.
Если поверхность вала под сальником сильно изношена и не поддается исправлению, вал заменяют.
Для замены сальника первичного вала отъединяют главную передачу от соединительного корпуса, разобрав предварительно соединительную муфту между первичным валом и валом муфты сцепления. Отвинчивают гайки 7 (см. рис. 54) на резьбовом хвостовике первичного вала 8, отвертывают болты, крепящие стакан
9 подшипника к картеру 1 главной передачи, и, равномерно ввинчивая в отверстия фланца два болта М10х1,5, выпрессовывают из картера гнездо подшипника вместе с подшипником 4 и сальником 5.
Вынимают из гнезда стопорное кольцо, выпрессовывают подшипник и снимают сальник. При износе рабочую поверхность втулки 6 защищают, а при больших повреждениях втулку заменяют.
Нормальная работа главной передачи сопровождается равномерным глухим шумом низкого тона без резких ударов и стуков.
При увеличении бокового зазора между зубьями конических шестерен механизма реверса и особенно при неправильной регулировке бокового зазора шум главной передачи усиливается, сопровождается звонкими металлическими ударами.
Для определения состояния деталей механизма реверса необходимо проделать следующее.
1. Слить масло из главной передачи и промыть ее керосином или чистым дизельным топливом.
2. Очистить трактор от пыли и грязи и снять рулевую колонку с электропроводами и верхнюю крышку корпуса главной передачи; вынуть вилки и валики переключения передач.
3. Замерить осевой разбег механизма реверса на промежуточном валу двумя щупами, вставленными с диаметрально противоположных сторон между шлифованной поверхностью конической шестерни 7 (см. рис. 55) и упорной шайбой 8. Для этого весь комплект реверса нужно сдвинуть в противоположную сторону. Нормальный осевой разбег должен быть в пределах 0,2—0,5 мм. Если разбег превышает
0,8 мм, необходимо отрегулировать зазор.
4. Проверить боковой зазор между зубьями конических шестерен, пропуская свинцовую пластинку длиной 15—20 мм и толщиной
0,5—1,5 мм между входящими в зацепление зубьями при прокручивании первичного вала. Нормальный зазор для новых шестерен составляет 0,2—0,4 мм. Допускается боковой зазор в зубьях до 1,5 мм для нормально работающих шестерен при удовлетворительном их состоянии. При большем зазоре или неудовлетворительном состоянии конических шестерен заменяют шестерни.
Не следует уменьшать зазор для компенсации износа зубьев, длительное время работавших без ненормального шума и стуков, при помощи регулировки, так как это может привести к быстрому разрушению зубьев.
Если необходимо отрегулировать осевой разбег шестерен механизма реверса, нужно продолжить разборку главной передачи в такой последовательности.
1. Снять защитный колпак 45 (см. рис. 54) правого шлицевого конца промежуточного вала 14 и крышку 19 на левой боковой стенке главной передачи.
2. Снять корончатую гайку и стопорное кольцо 16 на концах вала.
3. Снять с правого конца вала распорную втулку 44, устанавливаемую на шлицевой конец вала вместо шкива.
4. Снять корпус 42 сальников на правом конце вала вместе с сальниками и втулкой 46.
5. Выпрессовать стакан 48 подшипника вместе с подшипником 47 правого конца вала из корпуса главной передачи. Для этого завинчивают в резьбовые отверстия фланца два болта М8х1,25 и, равномерно вращая их, выпрессовывают гнездо.
6. Расшплинтовать левую сторону реверса. Для этого отгибают усики на замковой шайбе 11 (см. рис. 55) и повертывают наружную шайбу 10 на 1/12 окружности так, чтобы выступы на шайбе попали во впадины на шлицевом валу.
7. Выпрессовать промежуточный вал из левого подшипника 15 (см. рис. 54), ударяя по торцу левого конца вала молотком через медную или деревянную наставку.
8. Сдвинуть вал вправо и вынуть его из корпуса с механизмом реверса и ведущими шестернями 13 и 2.
После разборки главной передачи регулируют величину осевого разбега шестерен механизма реверса.
Справа на промежуточном валу имеется буртик, в который упирается шайба 2 (см. рис. 55) постоянной толщины, а осевой разбег шестерен регулируют тонкидга прокладками ,9 толщиной 0,2 и 0,5 мм. Их устанавливают между наружной 10 и внутренней 8 упорными шайбами в одном наборе с отгибной замковой шайбой 11. Толщину регулировочных шайб подбирают такой, чтобы осевой разбег шестерен был в пределах 0,2—0,4 мм.
Перед регулировкой реверса проверяют состояние бронзовых втулок 4, запрессованных в шестерни механизма реверса, и определяют величину зазора между сопряженными поверхностями бронзовых втулок и зубчатой втулки 6.
Этот зазор должен быть в пределах 0,04—0,18 мм. При увеличении зазора свыше 0,3 мм втулки заменяют.
Запрессованную в ступицу шестерни новую втулку развертывают до диаметра 52+0,04в мм. Биение относительно начального конуса шестерни допускается не более 0,2 мм.
При увеличении бокового зазора между зубьями конических шестерен свыше 1,5 мм, как указывалось выше, нельзя уменьшить этот зазор регулировкой. В этом случае заменяют шестерни и первичный вал. Первичный вал можно заменить только тогда, когда вынут из корпуса промежуточный вал с механизмом реверса.
При замене первичного вала его выпрессовывают с внутренним подшипником внутрь корпуса.
Новый первичный вал устанавливают в корпус главной передачи так. чтобы расстояние от торца внутреннего подшипника до оси промежуточного вала было 76,5—77 мм. Этого достигают подбором количества и толщины прокладок 10 (см. рис. 56), устанавливаемых под фланец гнезда переднего подшипника.
После установки промежуточного вала с механизмом реверса проверяют боковой зазор между зубьями шестерни на первичном валу и правой, и левой шестернями механизма реверса, он должен быть одинаков с обеих сторон и находиться в пределах 0,2—0,4 мм. Чтобы отрегулировать зазор, подкладывают прокладки
49 под фланец гнезда правого подшипника промежуточного вала (см. рис. 54).
При разборке главной передачи необходимо тщательно проверять состояние ее деталей, а при сборке надежно затягивать болты, шплинтовать гайки и правильно отгибать стопорные шайбы.
Т-25 — сельскохозяйственный колёсный трактор с боле чем полувековой историей. Он предназначен для обработки лёгких почв в садах и теплицах, отлично работает с косилкой и перевозит мелкие грузы. Первые экземпляры сошли с конвейера в 1966 года. Модель выпускалась на Владимирском и Харьковском тракторных заводах в различных модификациях и не утратила актуальности до сих пор. В числе причин популярности были конструкторские решения. В числе новинок, использованных при разработке Т 25, – коробка передач, схема переключения которой, кстати, была доработана по сравнению со старыми моделями.
Особенности КПП
Устройство КПП Т 25 разрабатывалась с целью упростить обслуживание и ремонт машины вдали от сервисных центров. Перед конструкторами стояла задача сделать так, чтобы водитель мог провести ремонт без снятия и разборки всей коробки, что существенно снижало простои. Для этого пришлось несколько усложнить технологию изготовления – коробку объединили с дифференциалом (устройством, преобразующим крутящий момент) и главной передачей. На ведущий или первичный вал Т 25 навесили коническую шестерню, которая передавала крутящий момент от маховика двигателя под углом 90°. Усилия окупились – обслуживать узел в полевых условиях стало проще, а его габариты уменьшились.
Конструкция коробки передач
Основные элементы:
- первичный или ведущий вал, соединенный с маховиком двигателя;
- полый промежуточный вал, внутри которого располагается вал отбора мощности, а сверху примыкают шестерни передач;
- главный вал, на который установлены часть шестерней передач, замедлительная и удвоительная;
- дифференциал, на который крепятся шестерни полуосей и ускоренного и замедленного ряда передач;
- блокиратор переключения передач (защищает от повреждений, если сцепление выжато не до конца), расположен на крышке картера.
КПП Т-25 старого образца была десятиступенчатой (шесть скоростей вперёд и четыре назад), на более поздних добавили еще две передние скорости. Соответственно, изменилась и схема переключения передач на тракторе Т 25. Способ переключения реверса и удвоителя остался прежним. Для этого предусмотрен отдельный рычаг.
Смазочные материалы
Для смазки КПП используются минеральные масла вязкостью W90. Т-25 терпим к качеству смазки, как и большинство техники, разработанной в советские времена, ему подходят трансмиссионные масла, соответствующие стандарту GL-3. Более того, использование дорогих синтетических масел с небольшой вязкостью может привести к поломке.
Для слива масла предусмотрено специальное отверстие в нижней части картера. Контроль уровня и заливка новой смазки производятся через отверстие в левой стенке.
Причины поломок и их восстановление
Проблема № 1: Затрудненное переключение передач, неточное переключение.
Способ решения: Отрегулировать зазоры валов, шестерёнок и других деталей. Благодаря вышеперечисленным особенностям ремонт коробки передач стал проще, но возникла необходимость в регулярной проверке зазоров. Это кропотливая работа, требующая опыта. Выполняется аналогично регулировке зазоров двигателя – при помощи особых металлических щупов и прокладок разной толщины.
Проблема № 2: Выбивает передачи при работе с тяжелым оборудованием (плугом, отвалом).
Способ решения: Отрегулировать фиксатор и проверить затяжку фиксирующих болтов.
Проблема № 3: Течь масла.
Способ решения: Заменить сальник первичного вала.
Общие рекомендации по ремонту:
- Перед началом ремонтных работ следует открыть корпус картера и снять крышку подшипника. Она расположена слева от главного вала. Затем снимается крышка вал отбора мощности, расположенная справа.
- Для того чтобы снять стакан с подшипниками, нужно открутить зажимную галку и втулку распора.
- Для снятия реверса следует снять замковую шайбу, для чего нужно повернуть её на 30°, после чего снять стопор с подшипника будет просто.
- Часто возникает вопрос, как снять первичный вал с трактора Т 25. Надежнее всего не выбивать его, а вытянуть, вкрутив два болта в отверстия под валом отбора мощности.
Сборка осуществляется в обратном порядке, при необходимости – с заменой износившихся деталей.
Заключение
Коробки переключения передач, которые устанавливаются на современные модели тракторов Т 25, мало отличаются от своих советских предшественников. Пожалуй, кроме того, что увеличилось количество скоростей и изменилась схема коробки передач, больше не изменилось ничего.
Трактора Т-25 продолжают оставаться такими же надежными, неприхотливыми и простыми в ремонте, как и полвека назад, за что и пользуются небольшой, но устойчивой популярностью.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Коробка передач Т-25 представляет собой образец конструкторского решения, позволивший упростить обслуживание машины в полевых условиях.
При разработке этого узла, внимание было уделено замены отдельных деталей без снятия и разборки КПП.
Это важно, когда поломка случается вдали от центров технического обслуживания или мастерские располагают ограниченным набором оборудования для ремонта.
Появившийся в 1966 году, в одно время с моделью Т-28, трактор Т-25 оказался востребованней и популярней.
Причина этой популярности кроется в концепции машины, и в особенности конструкции отдельных узлов.
Конструкция трансмиссии
Коробка трактора Т-25 изготовлена в едином блоке с дифференциалом и главной передачей. Проектировщики пошли на некоторое усложнение технологии производства ради облегчения дальнейшего обслуживания агрегата, уменьшения габаритов.
Для этого на первичном валу разместили коническую шестерню, передающую крутящий момент под углом 90 градусов на расположенные в перпендикулярной плоскости валы и приводные механизмы.
Если посмотреть на сборочный чертёж узла, то можно увидеть, что перпендикулярно первичному валу размещены:
- Пустотелый промежуточный вал. Внутри этого вала находится вал отбора мощности, а снаружи шестерни второй/четвертой, первой/третьей, пятой/шестой передач, а также механизм реверса.
- Главный вал, на котором смонтированы шестерни замедлителя, удвоителя, первой/второй и замедленной передачи, ведомые шестерёнки третьей и пятой/шестой передач.
- Дифференциал в блоке с шестернями ускоренного и замедленного ряда передач, а также полуосей.
Валы опираются на шариковые подшипники, запрессованные в корпус картера узла, доступ к которым обеспечивается после снятия установочных втулок либо защитных стаканов.
На крышке картера установлено устройство, выполняющее роль блокировки переключения передач при не полностью выжатом сцеплении. Оно защищает зубья шестерён от повреждений, преждевременного износа.
Особенности устройства
Особенности конструкции КПП Т-25 позволяют производить частичную разборку агрегата без снятия с трактора. При этом сохранены необходимые для работы характеристики узла:
- Количество передач необходимое для плавного хода машины при нагрузках. КПП ранних выпусков имеет шесть ступеней для движения вперёд, четыре назад, а поздних, восемь и шесть.
- Передаточные числа, оптимально подобранные и позволяют реализовать возможности двигателя.
- Запас ресурса и прочности, необходимый для длительной эксплуатации.
Коробка оснащена валом отбора мощности, необходимым для функционирования навесного оборудования.
С изменением количества ступеней, на КПП поздних годов выпуска изменилась схема переключения передач.
Алгоритм переключения реверса и удвоителя остался прежним. Для этого в управлении трактора предусмотрен отдельный рычаг.
Смазочные материалы
Для нормальной эксплуатации в трансмиссии рекомендуется использовать минеральные масла вязкостью W90, соответствующие стандарту GL-3. Т-25 – трактор, разработанный в те времена, когда качество трансмиссионных масел было довольно низким.
Из-за особенностей конструкции узлов применение синтетических смазочных материалов пониженной вязкости может привести к поломке коробки.
Отработанный лубрикант удаляется через отверстие, легко обнаруживаемое в нижней части картера. В левой стенке картера предусмотрено отверстие для контроля уровня и залива новой смазки.
Причины выхода из строя
Благодаря особенностям конструкции трансмиссии ремонт КПП трактора Т-25 упростился, но появились другие проблемы, которым стоит уделять пристальное внимание:
- В регулировке установочных зазоров валов, шестерёнок, подшипников, некоторых других деталей. Эта регулировка выполняется с помощью специальных металлических прокладок различной толщины. Кропотливая работа требует специальных навыков, терпения. Когда она выполнена правильно, передачи переключаются точно, без дополнительных усилий, а сама КПП работает правильно.
- Повреждение или выработка посадочных мест втулок, подшипников приводят к тому, что со временем литой корпус картера приходится заменять. Чтобы избежать этого, следует контролировать состояние подшипников и других компонентов узла.
Несмотря на недостатки, ресурс коробки высок, а эксплуатационные характеристики не вызывают нареканий. Причиной неисправностей становится износ некоторых деталей:
- Подвижных шестерён.
- Подшипников.
- Фиксаторов и валиков.
- Вилок включения передач, реверса.
- Упоров вторичного вала.
- Ушек замковой шайбы, крышки фиксатора.
- Канавки шпонки первичного вала.
Выполняя ремонт коробки, на состояние этих деталей обращайте особое внимание.
Знания не бывают лишними
Представленное на схемах устройство трансмиссии популярной модели трактора поначалу кажется чрезмерно сложным.
Но на деле не так страшно, а обслуживание и ремонт узла можно произвести самостоятельно. Разумеется, при необходимых навыках и инструменте. Статья показалась полезной?
Останьтесь на нашем сайте, пополните копилку знаний о спецтехнике. Например, узнайте, для каких целей использовался гусеничный трактор ТТ-4 или чем хорош МТЗ-80.