Давно планировал написать пост на счет систем охлаждения двигателя, да все откладывал на потом, так как считал что такие записи актуальны именно с приходом холодов.
Как только начинает холодать, ВАЗоводы начинают массово менять термостаты. Первая треть свято верит в магию Грантотермоса, вторая треть массово скупает 6-дырочные изделия, ну а оставшиеся ездят на сток термостате.
В общем все мы любим когда в машине тепло, когда едешь по трассе и печка все равно жарит горячим. Я не буду говорить про другие марки, а скажу что все ВАЗовские печки греют отлично, при исправной всей системе!
Но о термостатах придется подробнее расписать, так как для наших авто есть аж 3 варианта: термостат образца 2108, термостат 21082, и термостат 2190. Задача у них одинаковая, а вот выполняют свои функцию они по-разному.
В зимнее время нам важно 2 параметра: это температура воздуха из печки, и второй параметр — это прогрев, т.е. время, когда после старта холодной машины у вас пойдет теплый воздух.
Сразу подведу итог, а ниже уже постараюсь объяснить.
По скорости прогрева термостаты будут выглядеть так: (Здесь я имею в виду, что при равных условиях, с каким термостатом печка начнет раньше дуть теплым)
1е место — это Гранто термостат.
2е место — это родной 2108 термостат
3е место — это термостат 21082
Теперь о температуре печки:
1е место — это термостат 21082
2е место — это термостат 2108 (но с некоторыми моментами)
3е место — это знаменитый Грантотермостат.
Теперь приступим к обзору конструкции каждого термостата
1) Термостат 2108. Это родной/базовый термостат, нижний. Он работает с нижним патрубком радиатора, т.е выходом. Охлаждающая жидкость двигается параллельно. Т.е. на холодном двигателе жидкость циркулирует по малому кругу, и параллельно циркулирует в печке. Когда открывается большой круг, принцип движения жидкости не меняется, просто добавляется уже основной радиатор. С этим термостатом машина быстро прогревается, но температура печки сильно плавает. На ХХ печка дует слегка теплым, а с повышением оборотов заметно воздух становится горячий. При запуске холодного двигателя, из пароотвода радиатора в расширительный бачок жидкость не бежит, а начинает поступать с прогревом мотора, это важно!
2) Термостат 21082. Этот термостат является развитием, заводской модернизацией прошлого термостата. Завод ничего военного не сделал, просто уменьшил байпас канал, чтобы проток жидкости стал больше через печку. Именно эта доработка и помогает печке на ХХ дуть горячим воздухом. Во-вторых это удобство: благодаря увеличенному количеству штуцеров, намного удобнее подключать ГБО оборудование. Но у термостата есть и минус — это увеличенное время прогрева. Если в родном термостате из пароотвода тосол не шел, пока машина не прогреется, то в термостате 21082 — из пароотвода тосол шурует прям с первых секунд работы двигателя. Кто не знает зачем в машине пароотвод, то постараюсь кратко донести. Пароотвод нужен в системе повышенного давления для того, чтобы при росте температуры двигателя, когда тосол начнет расширяться, не было воздушных пробок. В термостате 21082 — пароотвод не работает как магистраль, отводящая пар, оттуда жидкость льется сразу после старта двигателя не успев нагреться и расшириться, она попадает в расширительный бачек, оттуда сливается к помпе и так по кругу. Именно из-за этого, машина с этим термостатом дольше прогревается.
Когда двигатель достиг нужной температуры — воздух из печки что на оборотах, что на ХХ одинаковой температуры.
3) Грантотермостат. Это термостат нового поколения. В Автовазе он появился благодаря концерну Рено. К примеру на Логане термостат 1в1 выглядит с нашим, и принцип работы такой же.
Главное отличие его от двух прошлых, это измененная система работы. Теперь он последовательный. Т.е. жидкость в малом круге не параллельно гуляет по системе, а последовательно: из мотора через печку в помпу и снова в мотор. Когда открывается большой круг, то малый круг перекрывается, и его полноценно заменяет большой. Теперь перекрывается не нижний патрубок, а верхний. Термостат перекрывает вход в радиатор. Именно благодаря этому, что мотору не приходится греть лишнюю жидкость и достигается быстрый прогрев. Но за счет последовательной системы, температура мотора сильно пляшет от 81 до 89. Все дело в том, что термоэлемент, который реагирует на тепло, не в состоянии быстро и резко двигаться. Когда мотор нагрелся выше 85 градусов, элемент начинает открывать большой круг, чтобы жидкость охлажденная пришла из радиатор. За счет свой энертности, он продолжает открывать и открывать большой круг, начинает резко падать температура, и тут термостат понимает, что температура уже сильно упала, и надо закрыться, чтобы поднять ее, а чтобы поднять температуру — надо чтобы жидкость сделала круг, и после печки, помпы двигателя вернулась нагретой в термостат. Если кратко описать, то получается что термостат не успевает вовремя открыться чтобы температура росла медленно, и не успевает закрыться вовремя, чтобы температура не проседала. И именно из-за этих скачков, на печку всегда прилетает пониженная температура жидкости. Последовательная система охлаждения намного лучше параллельной, но с ней нужен электронный термостат, который мгновенно реагирует и в широком диапазоне контролирует температуру охлаждайки.
Я считаю что термостат 21082 все же лучше всех работает в нашем случае. И единственный минус — это более долгий прогрев, чем его собратья тоже излечим. Кто внимательно читал, заметил что я упоминал про пароотвод, что именно из-за него увеличивается время прогрева. Его глушить ни в коем случае нельзя, но можно и нужно приобрести обратный клапан от Чери Амулет S21-1303514 и внедрить в шланг пароотвода стрелкой к расширительному бачку.
Функция этого клапана не только чтобы жидкость и воздух могли двигаться только в одну сторону. Главная функция это клапана — это то, что пока в системе охлаждения не создастся избыточное давление, то он не будет пускать жижу в расширительный бачек, и вся охлаждайка будет циркулировать по системе минуя расширительный бачек. Благодаря этому клапану, прогрев авто заметно становится быстрее.
Я с этим клапаном езжу больше года, и не упоминал о нем в БЖ, так как боялся навредить вам. Ведь часто бывает что чьи-то глупые советы наносят много ущерба и огорчений другим. В летнее время машина не перегревается с ним, в зимнее уменьшает время прогрева и из печки немного раньше дует теплым.
Надеюсь статья найдет своего читателя, и в машем автомобиле станет теплее!
Спасибо за прочтение, всех благ!
Температура двигателя влияет не только на температуру отопителя, а именно это, к сожалению, и волнует владельцев тольяттинских машин прежде всего. Это говорит не об их недальновидности, а о несовершенстве отопителя, но сегодня речь не о нём. Температурный режим мотора зависит от одного простого, но очень важного приборчика, который называется термостатом. Когда мы узнаем больше о модификациях ВАЗовских приборов, то вопрос о том, какой термостат лучше поставить на инжекторную ВАЗ-2114, отпадёт автоматически.
Зачем нужен термостат?
Курсы по ликвидации автомобильной безграмотности мы устраивать не станем, потому что каждый уважающий себя водитель знает, что термостат направляет охлаждающую жидкость либо по большому кругу (включая радиатор охлаждения двигателя), либо по-малому (минуя радиатор).
Термостат на ВАЗ-2114 инжектор
Алгоритм работы прибора зависит от термодинамического клапана, который перекрывает один патрубок в термостате и открывает другой. Перед тем как менять термостат, его необходимо проверить.
Чтобы освежить в памяти его устройство, мы привели схему термостата ВАЗ-2114 и прикрутили её ниже.
Схема работы системы охлаждения (термостата)
Схема работы термостата
Как видно из схемы, это простой прибор с термоклапаном, который при достижении определённой температуры срабатывает, таким образом направляя антифриз по малому либо большому кругу.
Он имеет в большинстве случаев три патрубка — один впускной и два выпускных, через которые и поступает охлаждающая жидкость либо прямиком из помпы в отопитель и дальше по системе охлаждения, либо в радиатор, если её температура достигла необходимого значения. Именно значение температуры, при котором срабатывает устройство, и определяет применение термостата на той или иной ВАЗовской модели, хотя есть ещё некоторые нюансы, которые как раз и касаются ВАЗ-2114 инжектор.
Видео о принципе работы
Виды ВАЗовских термостатов и какой из них лучше
Визуально даже опытный продавец не отличит термостат копейки от нивовского. Потому что разница у них внутри и в расположении патрубков. Все тольяттинские термостаты выполнены по древней фиатовской схеме — они вынесены из головки блока цилиндров в отдельный узел и фиксируются на патрубках и шлангах системы охлаждения. Вот основные типы ВАЗовских термостатов:
- Все классические Жигули имели под капотом термостат 2101, который можно опознать по расположению патрубков, они развёрнуты друг против друга практически на прямой угол. Однако самое важное отличие в том, что тепловой режим работы двигателей заднеприводных Жигулей требовал блокировки клапана при 80 градусах и полного его открытия при температуре антифриза 95 градусов.
Термостат ВАЗ 21213, 21214 (Нива)
Современные термостаты на рынке запасных частей не отличаются высокой точностью и высоким качеством изготовления, поэтому после ряда тестов завод накинул два градуса производителям. В результате на коробках с термостатами для всего семейства Самара можно часто увидеть цифру 85. Визуально термостат 2108 отличается наличием тонкого патрубка для отвода возможных пузырьков воздуха.
Десятое семейство ВАЗ получило точно такой же корпус термостата, как на классике, но в зеркальном отображении. У него нет маленького патрубка для вывода воздуха, поскольку конструкцией для карбюраторных десяток был предусмотрен отдельный тройник, который сильно усложнял развязку шлангов под капотом. Кстати, на карбюраторные десятки отлично подходит и восьмерочный прибор, единственное, что нужно будет крепко заглушить маленькое отверстие для воздуха.
Такие термостаты стали самыми массовыми, поэтому при их покупке обязательно надо заглядывать внутрь, там обязана стоять шторка из пластика или металла, которая лучше перераспределяет поток жидкости на термоэлемент. Если её там нет, температура срабатывания клапана может очень сильно (до 10-15 градусов) отличаться от номинала, что приводит к перегреву двигателя.
Термостат семейства 2112 разработан специально под инжекторные ВАЗовские моторы. Собственно, термостату все равно какой тип системы питания, он свою работу выполняет и если производитель добросовестный, то клапан всегда до температуры 85 градусов будет закрыт.
«Впрысковые» термостаты
Фишка впрысковых термостатов в том, что они существенно улучшают работу системы отопления. Для этого пришлось повысить интенсивность прохождения жидкости по холодному кругу именно за счёт термостата — во входном патрубке установлен специальный дроссель, а в последних версиях отверстий будет аж четыре.
Именно поэтому в быту такие термостаты называют «на 6 дырок» По этой причине такие термостаты оптимальны для всех впрысковых автомобилей ВАЗ, в том числе и для ВАЗ-2114. Именно такой ставят на замену от Гранты.
Какой термостат лучше поставить именно на ВАЗ-2114
Термостат WEEN 182-0114
Сложность в выборе термостата именно на ВАЗ-2114, да и на любой ВАЗ, даже не в том, что мы не будем знать его модель. В этом плане проблем нет, на донышке прибора выбита и модель, и температура срабатывания клапана. Проблема в другом — каждый из производителей, а их больше двух десятков, поставляют совершенно разные по качеству приборы. Они отличаются как по температуре срабатывания, так и по ресурсу.
Практика показывает, что средний термостат до того как отправится в последний путь в утиль, должен пройти не менее 120-150 тысяч км.
Цена термостата на ВАЗ-2114 — от 150 до 400 рублей. Разница ощутимая, как ощутимая разница и в качестве. Публика больше доверяет родным ВАЗовским приборам, которые честно отрабатывают далеко за сотню тысяч.
Термостат LT 0108 (Лузар)
Хорошие отзывы о термостатах Ween, производство Польша, гарантийный пробег 150 000 км, как правило, выдерживают. Однозначно не стоит покупать китайские термостаты, противоречивые отзывы о термостатах (как и о радиаторах) Лузар, остальные приборы могут оказаться как удачными, так и потечь после 5 тысяч пробега.
Удачного всем выбора и стабильной температуры!
Пособие для автовладельца: принцип работы охлаждающего устройства в автомобиле, схема для ВАЗ 2107 (Жигули), 2114 (Лада Самара) и 2115. Как проверить его работу, видео.
Список содержания статьи:
- Принцип работы термостата в автомобиле
- Схема термостата ВАЗ 2107, 2114, 2115
- Как правильно определить, что устройство находится в рабочем состоянии
- Цена термостата для автомобиля
Термостат — это прибор системы охлаждения, который имеется во всех машинах (в стандартном варианте диаметром пять сантиметров, расположен между двигателем и радиатором), оснащённых системой охлаждения мотора с помощью жидкости.
Это прибор позволяющий поддерживать постоянную температуру двигателя за счёт работы терморегуляторов или же за счёт осуществления фазового перехода. Иногда можно увидеть термостаты с термоизоляцией, которая позволяет уменьшить потери тепла или холода. Самым распространённым, которым пользуются все, от мала до велика, является холодильник.
Термостат выполняет функцию блокировки радиатора от потоков охлаждающей жидкости (тосол), фактически давая двигателю время разогреется. Также такой простой механизм помогает уменьшить износ двигателя автомобиля. Он закрыт, пока температура мотора находится в норме, как только она достигает критической точки в пределах девяноста или девяноста пяти градусов Цельсия, то заслонка в термостате открывается и позволяет охлаждающей жидкости попасть в двигатель и нормализовать его температуру.
Понаблюдать за процессом работы устройства можно и в домашних условиях. Нужно просто поместить термостат в ёмкость, наполненную самой обыкновенной водой, и поставить на плиту подогреваться. По мере увеличения температуры воды в кастрюле Вы сможете увидеть, как на термостате открывается клапан, примерно на два сантиметра. Для проведения опыта лучше взять новый, а не снимать со своей или чьей-либо ещё машины.
Принцип работы термостата в автомобиле
Есть много факторов, которые могут стать причиной неполадок, но коррозия — наиболее частая. Когда клапан постоянно находится в открытом положении, то жидкость для охлаждения мотора всё время будет поступать в радиатор, прежде чем попасть в двигатель, а это значит, двигателю необходимо больше времени для достижения критической температуры. А когда клапан термостата постоянно закрыт, то двигатель не охлаждается и продолжает набирать температуру, соответственно, машина «закипает» и на ней нельзя продолжать двигаться, пока мотор не остынет. Специалисты и автомеханики рекомендуют автомобилистам менять старый на новый, приблизительно, каждые два года. Читайте, как менять термостат в автомобиле ВАЗ 2110-2111.
Схема термостата ВАЗ 2107, 2114, 2115
Как правильно определить, что устройство находится в рабочем состоянии?
Разогреваем двигатель до такой температуры, чтобы стрелка не достигала критического показателя, и выключаем его. Открываем капот, находим шланг сверху радиатора (резиновый шланг чёрного цвета, имеющий на конце металлический хомут) и такой же снизу. Затем очень аккуратно, они могут быть достаточно горячими, дотрагиваемся до них. Если один из них стал горячим, а другой по-прежнему холодный, и при этом датчик показывает высокую температуру двигателя, то это значит, что, скорее всего жидкость не попадает в двигатель, а задерживается в радиаторе, и нужно менять термостат на новый.
Существует и ещё один способ проверки, больше известный как «народный». Он перекликается с тем «экспериментом», который был описан выше, для наблюдения процесса работы термостата, только в этот раз Вам придётся положить в ёмкость с водой термостат, в работоспособности которого Вы сомневаетесь, снятый с вашего автомобиля, а дальше процедура повторяется, по мере того как вода будет доходить до температуры 87–90 градусов клапан должен открыться, однако, если этого не произошло, то термостат уже непригодный для работы. Ещё стоит помнить, что у разных термостатов показатель критической температуры открывания клапана может быть разный, поэтому при покупке нового уточните это у продавца. Поскольку для водителя не секрет, что ставить в авто термостат, имеющий высокую температуру открывания клапана нельзя — двигатель не будет охлаждаться.
Видео, проверка термостата ВАЗ 2101-2107 и Tama (Toyota):