В свете очень часто возникающего вопроса «Как повысить эффективность тормозов» — интернет пестрит понятиями «перфорированные тормозные диски», «тормозной кит», «керамические тормозные колодки» и т.п. Мы решили детально разъяснить что, собственно, и откуда. Т.к. на практике, из-за отсутствия доступной и понятной информации, автолюбители начинают ломать голову, как на свой горячо любимый пепелац установить тормозные диски бòльшего диаметра, или многопоршневые суппорта от другого авто. Мы поговорим о том, какие параметры в торможении важны, и как на этом деликатном деле сэкономить (конечно, не в ущерб эффективности).
Итак, начнем с задачи: хочется (либо есть реальная потребность) повысить эффективность торможения вашего автомобиля. Разберемся в теории торможения. Итак, как правило, распределение тормозных усилий по осям происходит в пропорции 70/30, в пользу передней оси. Происходит это потому, что передняя ось «несет» двигатель, повышая нагрузку на передние колеса, и следовательно – увеличивая «пятно» контакта и сцепление с дорожным полотном. Кроме того, в процессе торможения корма автомобиля разгружается, передняя же наоборот – принимает весь удар на себя. Именно поэтому, практически во всех автомобилях, передние тормозные диски и тормозные колодки превалируют в размерах над задними тормозными компонентами.
Итак, рассмотрим три этапа повышения эффективности тормозов.
Stage 1. Для активной городской езды, в 80% случаев, достаточно установить высокоэффективные тормозные диски и тормозные колодки, в штатном размере. Поскольку торможение продуцирует, в первую очередь, тормозные колодки, то и обращать внимание стоит, прежде всего, на ее характеристики. Для активной городской езды – рынок предлагает тормозные колодки Power Stop, Ferodo Racing, EBC, Hawk и др. Высокоэффективные же тормозные диски от штатных отличает усиленный сплав и наличие опций перфорация и/или насечка. К таковым можно отнести производителей EBC, DBA, Power Friction, Stoptech и ряд других. Такой подход позволит нарастить от 5 до 15% в коэффициенте трения (читай – сократить тормозной путь), поднять жизнестойкость тормозов в зоне высоких температур.
Бюджет – 200-800 $
Stage 2. Для активной городской езды, а также любительского спорта рекомендуем устанавливать т.н. тормозной кит: комплект тормозов,
который полностью заменяет штатные элементы. Такой комплект включает в себя пару суппортов, тормозных дисков, комплект тормозных колодок, тормозные шланги и набор креплений. Увеличенный диаметр-толщина диска, увеличена площадь рабочей поверхности колодок. Чаще всего, установки кита на переднюю ось вполне достаточно (заднюю укрепляют по принципу этапа 1.). В данном случае, переживать о «перекосе» в тормозных усилиях по осям не стоит, т.к. система EBD (которая установлена на большинстве современных автомобилей) будет выравнивать нагрузку в каждой дорожной ситуации. Имена первого уровня в этом товарном классе – тормозные киты Brembo, Stoptech, AP Racing, Project Mu и др.
Бюджет 2.000-6.000 $
Stage 3. Уровень любительского/ профессионального спорта. Установка тормозных китов, с одновременной заменой вакуумных усилителей и магистралей на аналоги с повышенной производительностью. Иногда степень доработки настолько глубока, что меняются ступицы, поворотные кулаки, привода и т.д. Этот этап требует и средств, и времени, поэтому является прерогативой профессионалов.
Бюджет – от 3.000$ и до.
Тюнинг тормозов — способ повышения эффективности тормозной системы.
Существуют ли такие владельцы, которых абсолютно все устраивает в их автомобиле? Можно по-разному относиться к тюнингу, но найдется ли тот, кто ни разу не хотел бы улучшить головное освещение, поставить «музыку» покруче или добавить «лошадок» двигателю. Все это, как правило, выполнимо, но, прежде чем начинать заниматься улучшением динамических характеристик своего авто, следует научить его. тормозить, причем делать это эффективно. Обратить внимание на такую жизненно важную, в прямом и переносном смысле, часть автомобиля, как тормоза, следует и тем, кого не интересует установка рекордов скорости, но при этом не вполне устраивает ее функционирование, плохая отзывчивость и низкая чувствительность. Сегодня речь пойдет о такой теме как тюнинг тормозной системы.
Как работает тормозная система
Тормоза использовались на средствах передвижения давно, задолго до появления автомобиля, да и за время существования его самого эта система принципиально не изменилась. Рассмотрим кратко устройство тормозной системы автомобиля и то, как она работает. Можно выделить 2 основные части.
1. Тормозной привод, в состав которого входят:
· Главный тормозной цилиндр (ГТЦ).
· Колесные тормозные цилиндры.
2. Тормозной механизм, существуют два вида: дисковый и барабанный.
Далее будем рассматривать только дисковые механизмы.
Принцип действия системы таков. Нажатие на педаль тормоза воздействует на ГТЦ. Поршень, установленный в нем, перемещается и повышает давление тормозной жидкости в системе трубопроводов, подведенных к каждому колесу. Жидкость давит на поршни суппорта, которые прижимают тормозные колодки к диску и, за счет механического трения, происходит остановка автомобиля.
Причины неэффективности тормозной системы
Что делать, если эффективность работы штатной тормозной системы не удовлетворяет, или планируются работы по улучшению характеристик автомобиля в целом? В любом случае тюнинг тормозов – то, с чего, как это не покажется странным, необходимо начинать все работы.
Модернизация тормозной системы может быть проведена разными способами, основываясь на поставленных целях. Рассмотрим 2 типичных случая: когда требуется просто улучшить удобство и способность автомобиля гасить скорость для обычных условий эксплуатации, и существенное улучшение характеристик для любителей динамичной езды, особенно, если планируется увеличение мощности двигателя или увеличение массы автомобиля.
Легкий тюнинг
Тем, кто предпочитает спокойный стиль вождения, но не удовлетворен тем, как работают тормоза, можно посоветовать заменить штатные тормозные диски на модели большего диаметра и, возможно, большей толщины, что поможет улучшить вентиляцию и охлаждение диска. Соответственно, придется установить и увеличенный суппорт, т.к. старый может не подойти к новому диску. Наличие перфорации и канавок на поверхности тормозного диска в обычных условиях, скорее всего, никакой выгоды не дадут, но в сложных погодных условиях, когда на диск попадает вода, грязь, противоледные реагенты и т.п., эти дополнительные отверстия помогут быстрее очиститься от такой грязевой пленки и восстановить надежное взаимодействие диска и колодок.
Благодаря тому, что используется суппорт большего размера, увеличивается площадь соприкосновения колодки с поверхностью диска, а значит, увеличится эффективность торможения. Следует подобрать и новые колодки с лучшими фрикционными характеристиками.
Глубокий тюнинг
В случае, если планируется целый комплекс работ с автомобилем, среди которых доработка двигателя с целью повышения его мощности, внесение изменений в подвеску, трансмиссию и т.д., тех работ, которые ведут к улучшению скоростных показателей автомобиля, простой заменой дисков не обойтись. Любителям скорости, активного стиля вождения понадобятся спортивные тормозные системы.
Аналогичная работа производится и тогда, когда существенно увеличивается масса автомобиля, например, при бронировании. Подобная модернизация пригодится и для машин эскорта и сопровождения, эффективность тормозной системы которых важна для выполнения своих функций.
Для такого тюнинга тормозной системы понадобится:
· Установить эффективный перфорированный тормозной диск большого диаметра с увеличенной толщиной и насечками для хорошего охлаждения и очистки от грязевой и водяной пленки.
· Установить большой суппорт с 4, 6, 8 и более поршнями для достижения высоких характеристик благодаря большой площади пятна контакта колодок с поверхностью диска и равномерному распределению усилия их нажатия на диск.
· Заменить штатные тормозные шланги на армированные, чтобы исключить их раздувание при увеличенном давлении в гидравлической магистрали.
Возможно, придется использовать колеса большего диаметра и шины с улучшенными сцепными свойствами. Владельцы мощных спортивных машин могут рассмотреть вариант установки керамических дисков, долговечных, легких, лучше всего работающих при высоких температурах.
Что установить
Для тюнинга тормозной системы предлагаем купить тормоза Frando, выпускаемые для установки на многие модели автомобилей всех популярных марок. Этот тайваньский производитель малоизвестен у нас, но занимается выпуском исключительно тормозных систем для автомобилей и мотоциклов с 1993 года и имеет международные сертификаты ISO-14001 и TS-16949. Данный производитель начинал свой путь с производства тормозных систем для железнодорожных подвижных составов. Выпускаемые им комплекты являются качественными изделиями, отличаются разнообразием моделей и размерностей, низкой ценой.
Безопасность автомобиля
Способность автомобиля быстро разгоняться, двигаться с высокой скоростью, быть послушным в поворотах – важно, но, пожалуй, еще более важным является и способность быстро и эффективно замедляться. От этого зависит жизнь не только тех, кто находится в салоне, но и окружающих. Внимательное отношение к работоспособности тормозной системы – это уверенность в автомобиле, которым управляешь, уверенность в безопасности себя и других. Даже легкий тюнинг дешевле кузовного ремонта, а затраты нервов, времени и сил вообще не поддаются оценке. Следите за своим авто, и пусть его остановку осуществляет предназначенная для этого тормозная система.
Стоп! Притормозите! Ваши тормоза достаточно мощные? Можете остановиться как вкопанный? Приходится тормозить четырьмя пальцами одновременно? Если так – то эта статья для вас! В ней мы разберем 6 способов улучшить эффективность торможения на вашем велосипеде.
Припоминаете первые выезды на новом велосипеде? Или на новых тормозах? Поездка с друзьями и восторженные возгласы «вау, тормозит отлично!». Даже самый современный телефон или компьютер уже через год становится чуть менее мощным, так и с тормозами – раз за разом в крутом повороте всё сильнее вжимаешь ручку в грипсу и надеешься, что успеешь остановиться.
Идеальный выход из ситуации – купить новый комплект тормозов, но не у каждого есть достаточно средств на апгрейд, поэтому в этой статье мы разберем способы улучшения текущей тормозной системы вашего велосипеда.
Размер имеет значение
Когда разговор заходит о выборе размера ротора, обычно советуют ставить 160мм ротор для кросс-кантри, 180мм на трейловый велосипед и гонять с 200мм роторами даунхилл. Бытует мнение, что можно сразу установить мощные роторы на все велосипеды и получить на выходе более мощное, управляемое и надежное торможение. Переход с 180мм ротора на 200мм добавляет примерно 40 грамм веса – примерно столько же весит мультитул в вашем кармане. Но при этом к этим 40 граммам добавляется улучшенный тормозной момент на 10%! Кроме того, большой ротор быстрее остывает и медленнее нагревается за счёт увеличенного диаметра, что напрямую влияет на качество торможения на длинных спусках.
ВАЖНО: перед установкой ротора большого диаметра изучите рекомендации по установке завода-изготовителя вашей вилки и рамы. Есть вероятность, что 200мм ротор будет задевать перо рамы или на вилке будет крепление недостаточной длины.
Воздух не пройдет!
Не так важно какой марки и модели ваши тормоза (если вы гоняете на механике, то достаточно купить гидравлику), ведь они все работают по одному принципу: поршень в ручке толкает тормозную жидкость по гидролинии прямиком к поршням в калипере, а те в свою очередь давят на колодки, которые зажимают ротор. Тормозная жидкость, минералка или ДОТ, не сжимаются, тем самым всё ваше усилие от ручки передается без потерь на колодки.
Тем не менее, со временем по ряду причин в систему проникает воздух. А он в свою очередь сжимается, поэтому со временем ручка начинает проваливаться, а для остановки колеса надо прикладывать всё больше сил. В этом случае самое время прокачать тормоза с заменой тормозной жидкости. В интернете достаточно примеров правильной прокачки тормозов, поэтому данную процедуру вы можете выполнить самостоятельно при наличии необходимого оборудования или отдать в мастерскую.
Если же вы решили прокачать тормоза самостоятельно, держите маленький совет: во время прокачки аккуратно постукивайте по гидролинии и калиперу, чтобы застрявшие в них пузырьки воздуха вышли наружу. Желательно использовать какой-нибудь пластиковый инструмент, чтобы не повредить внешний вид тормозов. Воздух в системе – ваш враг, поэтому не оставьте ему ни одного шанса.
Притереть как следует
Притирка тормозов – это процесс, при котором небольшая мелкие частички материала тормозных колодок попадает на ротор и забивает мельчайшие поры в металле. В результате этого процесса повышается площадь контакта колодок с ротором и, как следствие, улучшается эффективность торможение.
Также притирка колодок – это процесс, который большинство велосипедистов попросту игнорирует. Мы привыкли жить в мире высоких скоростей, когда мы ждём сиюминутный результат, но вместо тщательной единоразовой процедуры мы попросту делаем несколько резких торможений и отправляемся покорять трейлы.
Найдите длинный и пологий спуск, наберите скорость и аккуратно начните тормозить без блокировки колес и без полной остановки. Почти полностью остановившись, отпустите тормоза и заново наберите скорость, после чего повторите процедуру.
Байкфит — всему голова
Посмотрите на руль вашего велосипеда – вам всё нравится? Если нет – наведите там порядок. Современные тормоза дают достаточно широкие возможности для персональной настройки. Самое главное, что следует помнить при настройке положения ручек:
- Торможение осуществляется указательным пальцем, который является продолжением руки. Палец не должен смотреть куда-то в сторону, а должен лежать на конце ручки.
- Угол наклона ручки должен быть таким, чтобы указательный палец, лежащий на ручке, был продолжением предплечья. Если кисть загнута вверх – возникает риск удара запястье, если кисть смотрит вниз – большой шанс того, что рука слетит с руля.
- Точка срабатывания тормозов должна быть на полпути к грипсе. Если тормоза срабатывают при полном нажатии в районе грипсы, то тормоза нужно настраивать.
Подробно про настрйоку тормозных ручек читайте в нашей статье: Как настроить тормозные ручки.
Колодка колодке рознь
Тормозные колодки можно выделить в 2 большие группы – органические и металлизированные. Органические колодки чаще всего сделаны из волокон карбона и кевлара, связанных между собой резиной. Металлизированные колодки выполнены из металлических частиц, спрессованных под большим давлением.
Органические колодки плохо себя показывают на затяжных спусках из-за перегрева и очень быстрый износ в сырую погоду и при попадании на колодки воды. С другой стороны, они практически бесшумны и идеально подходят для прогулочных велосипедов и кросс-кантри. Металлизированные колодки же наоборот очень износоустойчивы, однако, за это приходится расплачиваться тишиной – они очень шумные. Зато на длинных спусках и в дождь можете не переживать, что ваши колодки закончатся.
Лайфхак: профессиональные гонщики эндуро частенько устанавливают спереди колодки из органики, а сзади – металлизированные, комбинируя мощность и износоустойчивость.
При переходе с одних колодок на другие изучите рекомендации производителя роторов – в некоторых случаях роторы подлежат замене.
Ротор – в центр
Во время торможения поршни в калипере давят на колодки, а те – на ротор. Если калипер установлен со смещением в одну из сторон, поршень или поршни с одной стороны давят сильнее, чем с другой, тем самым общая эффективность торможения снижается.
В первую очередь следует убедиться в том, что ваш ротор прямой и не погнут в результате падения, транспортировки или в силу других причин. Поставьте колесо в станок, покрутите и посмотрите на геометрию ротора. Если есть необходимость – с помощью специального инструмента исправьте геометрию ротора или отдайте механикам в мастерскую. Имейте в виду, что из-за перекоса калипера возможен неравномерный износ колодок. В случае необходимости замените колодки и повторите настройку.
Если ротор прямой и причина перекоса в калипере, то устранить проблему можно двумя способами.
- Ослабьте болты крепления калипера и слегка прокрутите колесо. Подгоните положение калипера таким образом, чтобы вращающийся ротор не задевал колодки и находился посередине между ними. Зафиксируйте калипер и затяните болты.
- Ослабьте болты крепления калипера, прокрутите колесо и зажмите тормозную ручку. Калипер в ослабленном положении сам займет нужное место, а вам нужно только затянуть болты.
Вот такими нехитрыми способами можно улучшить работу ваших тормозов и повысить эффективность их работы без замены на новые.