Владельцам Fit/Jazz

Всем автолюбителям

Магазин

Проверка и ремонт обогревателя стекла

Обогреватель заднего стекла автомобиля уже давно стал нормой в современном авто, а быстрое восстановление заднего обзора в мороз с его помощью – привычным комфортом. Излишне говорить, что автолюбитель будет серьезно раздосадован, если холодным зимним утром обнаружит, что на заднем стекле образовалась «мертвая зона» – полоска, которая никак не хочет оттаивать или же вовсе, все стекло перестало отогреваться. В то не самое удачное утро водителю, скорее всего, придется хорошо прогреть салон автомобиля, для того что бы согреть стекло и начать движение с приемлемым уровнем безопасности, но избежать таких проволочек в будущем не сложно, если произвести проверку, а затем ремонт обогревателя стекла.

  1. Мультиметр с щупами или (вольтметр с щупами + прозвонка электрической цепи);
  2. Наждачная бумага с зернистостью Р600 и больше (размер зерна 25,8 и меньше) – небольшой отрезок;
  3. Мягкая безворсовая ветошь – небольшой лоскут;
  4. Спирт или ацетон – несколько капель;
  5. Скотч – два отрезка 5-10 см;
  6. Серебряный токопроводящий клей низкого сопротивления (из магазина радиодеталей) или специальный клей для ремонта обогревателей стекла – меньше грамма;
  7. Маленькая кисть (если ее нет в комплекте с клеем).

Проверка обогрева стекла

Если заднее стекло перестало отогреваться полностью, то прежде чем начать ремонт обогревателя стекла, нужно произвести проверку системы обогрева и выявить, какой из ее элементов вышел из строя.

  1. Проверьте целостность предохранителя(ей), защищающей(их) от перегрузок цепи обогревателя заднего стекла. Например, для Хонда Фит и Хонда Джаз 1-го поколения это предохранитель № 12 (20 А) в блоке предохранителей/реле под панелью приборов, а 2-го поколения – № 10 (7,5 А) и № 59 (20 или 30 А). Если обнаружен перегоревший предохранитель, то замените его и проверьте, не восстановило ли это работоспособность обогрева стекла.
  2. Если предохранители в порядке или их замена не дала результатов, то пришла очередь приборов. На этой стадии нам понадобится мультиметр или прозвонка электрической цепи. Поверните ключ зажигания в положение LOCK (I) и, сняв отрицательный провод с аккумулятора, измерьте сопротивление между точками подключения обогревателя стекла и «массой» кузова (например, в проеме задней двери).

Точка, в которой сопротивление цепи близко к нулю, далее будет именоваться точкой «А», а ее наличие указывает на целостность электрической связи между обогревателем стекла и отрицательной клеммой аккумулятора. После определения точки можно перейти к следующему шагу проверки обогрева стекла. Если точка «А» не была найдена, то проверьте надежность соединения мультиметра с «массой» либо присоедините его к проводу, который был снят с отрицательной клеммы аккумулятора. Отсутствие результата и после этого указывает на наличие разрыва в «отрицательном» проводе питания обогревателя стекла, соединяющего его с «массой» кузова. Обычно это провод черного цвета (BLK), в том числе на автомобилях Хонда Фит и Хонда Джаз.

  • Установите обратно провод отрицательной клеммы аккумулятора, переведите замок в положение ON (II) и включите обогрев заднего стекла. Измерьте напряжение между точкой подключения обогревателя стекла «В» (противоположная точке «А») и «массой» кузова. Оно должно быть близко к 12 В. Если напряжения нет или оно существенно ниже 12 в, то это указывает на поломку (обрыв) или плохой электрический контакт присоединения одного из следующих элементов:
    • «положительный» провод питания обогревателя стекла (на Хонда Фит и Хонда Джаз провод голубого цвета (BLU));
    • реле обогревателя стекла;
    • выключатель обогрева стекла.

    Поиск обрыва обогрева стекла

    Если обогреватель стекла работает за исключением одного из его нагревательных проводников (нитей), то проводить полную проверку обогрева стекла нет надобности, необходимо лишь определить место обрыва неработающего нагревательного элемента.

    1. Внимательно осмотрите неработающую жилу обогревателя на просвет.
    2. Если визуально обрыв не найден, то с помощью мультиметра или вольтметра проверьте напряжение между «массой» кузова и контрольными точками проверяемой нити, которые располагаются между точками «А» и «В» в пересечениях с вертикальными пунктирными линиями (рисунок выше). При этом соблюдайте осторожность, что бы не сделать новый обрыв нити нагревателя щупом. На рисунке приведены примерные нормальные значения напряжений в контрольных точках для автомобилей Хонда Фит и Хонда Джаз 2-го поколения. Узнать примерные нормальные значения для других автомобилей, можно измерив их на работающей нити обогревателя.
    • если в контрольной точке напряжение выше нормального, то обрыв имеется в «отрицательной» части нити (в сторону точки «А»);
    • если в контрольной точке напряжение ниже нормального, то обрыв имеется в «положительной» части нити (в сторону точки «В»).

    Ремонт обогревателя стекла

    Если проверка обогрева стекла выявила, что причиной отказа системы был обрыв одного из питающих проводов обогревателя либо выход из строя реле или выключателя обогрева, то для восстановления работоспособности системы обогрева необходимо произвести замену ее отказавшего элемента.

    Если был найден обрыв обогрева стекла, то необходимо выполнить ремонт поврежденного участка в ниже приведенной последовательности (смотрите необходимые материалы в начале статьи).

    1. Аккуратными движениями, зачистите место повреждения нагревательной жилы (А) мелкой наждачной бумагой с зернистостью не менее Р400 и протрите его безворсовой ветошью, смоченной в спирте или ацетоне.
    2. Отрезками скотча (В) закройте участки стекла ниже и выше ремонтируемой нити, стараясь не оставлять зазора между скотчем и нитью.

    1. Кистью аккуратно нанесите на место разрыва слой токопроводящего клея (А) с заходом на жилу по 3-5 мм с каждой стороны от места разрыва.
    2. Выждав 25 минут, нанесите второй слой клея.
    3. Дав краске подсохнуть в течение 3 часов, снимите скотч и, включив обогрев стекла, проверьте работоспособность поврежденной нагревательной нити.

    не работали 2 полоски которые в середине где контакты как раз… одну отремонтировал запаял, вторую не осилил)) и перетонировал по новой )

    Надо найти место обрыва:
    1-й способ:
    — на запотевшем стекле включаете обогpев и в месте pазpыва стекло быстpо отпотевает пятном, пpи этом вся нить с pазpывом не отпотевает.

    2-й способ:
    — для обнаружения разрыва проводника обогревателя заднего стекла включите зажигание и включите обогреватель заднего стекла.
    — соедините один щуп вольтметра с массой автомобиля, а второй щуп оберните фольгой и перемещайте фольгу по проводнику обогревателя.
    — соедините щуп вольтметра в центре каждого проводника обогревателя заднего стекла. Если вольтметр показывает напряжение около 5 В, значит, проводник обогревателя исправен. Если вольтметр показывает напряжение 0 В или 12 В, значит имеется разрыв проводника обогревателя.
    — для обнаружения места разрыва проводника обогревателя подсоедините один щуп вольтметра к положительной клемме обогревателя, а второй щуп перемещайте по проводнику обогревателя со стороны отрицательной клеммы обогревателя. Точка, в которой напряжение, показываемое вольтметром, упадет с нескольких вольт до нуля и является местом разрыва проводника обогревателя.

    3-й способ:
    — омметр, в режиме кило, а лучше мего. Один щуп цепляется к одному выводу обогревателя, второй щуп к другому выводу обогревателя. Взять кусок смоченной ваты в дистиллированной воде и вести им по ниткам обогревателя, следить за показаниями кило, мегаомметра в месте обрыва стрелка дёрнется.
    — омметр лучше использовать аналоговый (со стрелкой).
    — работает в случае, если обрыв в одном месте!

    Непосредственно ремонт нитей:

    Во всех перечисленных ниже способах предварительно надо очистить токопроводящую полоску от лака (лучше — согнутой стальной проволочкой, скрепкой) до появления металлического блеска и обезжирить.

    1-й способ (токопроводящая паста):
    — восстановить разорванный проводник обогревателя заднего стекла можно с применением токопроводящей пасты.
    — перед началом ремонта выключите обогрев заднего стекла и дайте время для остывания стекла.
    — соблюдая осторожность, зачистите проводник обогревателя и промойте его спиртом.
    — воспользуйтесь липкой лентой для отметки ремонтируемого участка.
    — нанесите электропроводную пасту примерно на 20 мм с каждого конца поврежденного проводника.
    — после сушки электропроводящей пасты в течение 24 часов можно пользоваться обогревателем заднего стекла. Можно высушить при высокой температуре, тогда пользоваться обогревом можно раньше.

    2-й способ (электролитическое покрытие):
    — из pеактивов нужен сульфат меди — более известный как медный купоpос (пpименяется в pастениеводстве и стpоительстве), и сеpная кислота — вполне подойдет электpолит из аккамулятоpа.
    — из инстpумента — отpезок медной (желательно именно медной — не латунной. Вполне подойдут несколько отpезков медного пpовода сложенных в пучек) тpубки или пpутка диаметpом 6-10 мм и полоска ткани шиpиной 20-30 мм и длиной пpимеpно полметpа.
    — на конец пpутка следует намотать полоску ткани на половину ее шиpины — должно получится нечто вpоде кисточки. Свеpху надо наложить бандаж из нитки, чтобы ткань не pазмоталась.
    — пpиготовление электpолита — не путать с электpолитом аккамулятора — тоже не пpедставляет сложности. В пол-стакана воды насыпается паpу чайных ложек медного купоpоса, и pазмешивается до pаствоpения, не pаствоpилось полностью — не стpашно, не обpащайте внимания. В полученный p-p надо добавить 0,2-0,3% пpоцента концентpиpованной сеpной кислоты или 0,5-1% электpолита для аккумулятоpа — это пpимеpно половина чайной ложки электpолита на эти полстакана.
    — собственно пpоцесс. Обе клеммы стекла подсоединяются к "массе" (если стекло установлено в автомобиле и на нем цела хотя бы одна гpеющая нить — ничего делать не надо), а к тpубке с тpяпкой подсоединяется "плюс" аккумулятоpа. Мочим положительный электpод в pаствоpе и начинаем активно и непpеpывно натиpать место обpыва нити в течении 3-5 минут. Чеpез pаствоp пpоходит ток, котоpый пеpеносит ионы меди с электpода на гpеющую нить. Пpи небольшом повpеждении нити pазpыв полностью затягивается медью, пpи больших pазpывах омедненные участки следует облудить непеpегpетым паяльником и пpипаять пеpемычку из тонкого пpовода. Огpаничивать ток не тpебуется, т.к. чеpез несколько секунд анод пассивиpуется и огpаничивает пpотекающий ток. Не следует забывать, что pаствоp содеpжит сеpную кислоту!

    3-й способ (краска со стружкой):
    — взять медно-латунный бpусок (подойдет и графит) и мелким напильником начал делать стpужку.
    — кpаска (можно кpасная, под цвет нитей) смешивается со стpужкой, пpопоpция пpимеpно 50/50. Должна получится тестообpазная смесь.
    — включается обогpев и наноситься краска на нить, пpедваpительно сделав тpафаpет из изоленты или скотча. В процессе нанесения краски появлялось шипение из места контакта, потом оно пpопало, но нить гpелась.
    — все сделано. Буквально чеpез минуту состав застывает.

    4-й способ (магнит и клей):
    — приготовить очень мелкие железные опилки, небольшой по размерам магнит (от динамика) и прозрачный клей (типа БФ-2) или нитролак.
    — приложить магнит с внешней стороны над местом обрыва, затем со стороны проводника присыпать опилки, тихонько шевеля магнитом добиться электрического контакта в месте разрыва (это будет заметно по нагреванию полоски — если конечно разрыв в одном месте, в противном случае понадобится большее количество магнитов).
    — нанести маленькой белечьей кисточкой каплю клея на опилки и дать высохнуть клею (лаку).
    — затем убрать магнит и лезвием удалить излишки опилок. Можно повторно нанести ещe один слой клея (лака).
    — хватает на несколько лет.

    5-й способ (специальные клеи):
    — специальные клеи для восстановления нитей обогрева, есть и российского производства
    — отзывы противоречивые, кому-то нравиться, кому-то нет
    — инструкция по применению прилагается к клею
    — рекомендуется добавлять в клей немного йода. В таком случае клей получается красного цвета и по цвету совпадает с остальными нитями

    6-й способ (пропайка):
    — места повреждений можно спаять мягким низкооловянистым припоем ПОС-18 или ПОСС-4-6, используя в качестве флюса хлористый цинк. Если поврежден длинный участок — лучше припаять тонкую медную или серебряную жилку от провода.

    7-й способ (опилки и клей):
    — серебряные опилки (например, сточенный надфилем сплав с контакта негодного силового реле) надо насыпать в сгиб листка бумаги, туда же добавить каплю нитроклея. Быстро скатать кончиком ножа цилиндрик длиной 2…3 и диаметром 1 мм и наложить его на место повреждения. Затем — раздавить, чтобы плотно сжать опилки, и удалить лишнее.

    Для реализации этой идеи использовал 2ой метод — электролитическое покрытие.

    выбирал метод с медным купоросом… ничего сложного и никаких затрат

    Рис. 7.76. Проверка целости проводников элемента обогрева заднего стекла: 1 – щуп вольтметра; 2 – направление нажатия пальцем; 3 – фольга; 4 – дорожка нагревательного элемента

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

    Чтобы не повредить дорожки нагревательного элемента при проверке, намотайте фольгу на наконечники щупов вольтметра. Для проверки на наличие обрыва прижмите фольгу пальцем и проведите ее по всем дорожкам нагревательного элемента (рис. 7.76).

    Проверка технического состояния

    Рис. 7.77. Схема проверки сопротивления дорожек нагревательного элемента заднего стекла

    Включите обогрев заднего стекла выключателем и проверьте напряжение на каждой дорожке в точке, расположенной в середине стекла (рис. 7.77). Если напряжение по вольтметру составляет примерно 6 В, дорожку нагревательного элемента можно считать исправной.

    Рис. 7.78. Определение местонахождения точки обрыва дорожки нагревательного элемента заднего стекла при показании вольтметра 12 В (точка обрыва отмечена крестиком)

    Если дорожка оборвана посредине между центральной точкой и выводом «+» (рис. 7.78), вольтметр покажет напряжение 12 В.

    Рис. 7.79. Определение местонахождения точки обрыва дорожки нагревательного элемента заднего стекла при показании вольтметра, равном нулю (точка обрыва отмечена крестиком)

    Если обрыв дорожки произошел посредине между центральной точкой и выводом «–» (рис. 7.79), вольтметр покажет напряжение, равное нулю.

    Для отыскания точного места обрыва медленно перемещайте щуп вольтметра по дорожке к предполагаемому месту обрыва. Найдите точку, где напряжение появляется или падает до нуля. Точка, в которой меняется напряжение, является точкой обрыва цепи.

    Проверьте омметром сопротивление каждой дорожки нагревательного элемента между одним из выводов и средней точкой дорожки и между этим же выводом и средней точкой соседней дорожки. Сопротивление секции, в который произошел обрыв, будет в два раза больше сопротивления другой секции. Перемещайте щуп тестера по секции с разрывом до точки, в которой сопротивление резко меняется.

    Устранение обрыва проводников элемента обогрева

    Для этого вам потребуются: токопроводящая краска, разбавитель для краски, клейкая лента, смывка для силикона.

    С помощью тонкой кисти протрите поверхность стекла вокруг найденных мест обрыва дорожки, очистите эту поверхность смывкой для силикона и наклейте два кусочка клейкой ленты вдоль поврежденного проводника по обе стороны от места обрыва так, чтобы отрезки ленты не накладывались на нить проводника.

    Сильно встряхните емкость с токопроводящей краской и кисточкой нанесите ее на место обрыва в три слоя с интервалом около

    15 мин (наклеенные отрезки липкой ленты служат шаблоном, который обеспечивает нанесение слоя краски шириной, сравнимой с шириной дорожки нагревательного элемента).

    Снимите липкую ленту.

    Прежде чем включать обогрев стекла, дайте краске высохнуть достаточное время (время высыхания указано на упаковке с краской).

    Для улучшения внешнего вида токоведущей дорожки после полного высыхания краски (через 24 ч) аккуратно удалите ножом излишек краски.