Есть вопросы? Проконсультируйтесь у юриста (бесплатно, круглосуточно, без выходных):

8 (499) 938-42-45 — Москва и Московская обл.

8 (812) 425-64-57 — Санкт-Петербург и Лен. обл.

Передвигаясь пешком, человек становится участником дорожного движения. Пересекать проезжую часть необходимо правильно. От этого зависит безопасность самого гражданина и окружающих. Разбираясь, как правильно переходить дорогу по пешеходному переходу, нужно руководствоваться нормами ПДД РФ.

Как правильно переходить проезжую часть?

Пешеходным переходом называется участок проезжей части, предназначенный для перемещения на другую сторону улицы. Рядом с ним располагается знак и наносится разметка. В народе место именуют «зебраой» Они бывают следующих видов:

  • наземные и подземные;
  • расположенные на перекрёстке;
  • регулируемые и нерегулируемые.

Обычно движение регулирует светофор. Если он отсутствует, процесс усложняется. Нужно дождаться, когда водители остановятся. Переходить на другую сторону улицы в неположенных местах крайне не рекомендуется.

Обязанности пешехода при переходе пешеходного перехода идентичны вне зависимости от его типа. Остановка на проезжей части недопустима. Действие задерживает водителей и других пешеходов. Исключение составляют ситуации, когда пауза связана с обеспечением собственной безопасности.

Необходимо проявлять внимательность. Лучше прервать разговор по телефону и убрать наушники. Отвлекающие факторы притупляют внимание. В результате можно не заметить несущийся автомобиль и звук предупреждающего сигнала. Капюшон, закрывающий обзор, рекомендуется снять.

Важно! Если оказаться на другой стороне улицы за время, пока горит зеленый сигнал светофора, не удалось, нужно оставаться на линии разметки, разделяющей движущиеся в противоположных направлениях транспортные потоки. Продолжать переход допустимо только когда автомобили остановятся. Нужно убедиться в полной безопасности и только затем двигаться.

Оставаться на линии разметки не рекомендуется, если трасса оживлённая. Лучше заранее оценить шанс успешного перехода на противоположную сторону. Нельзя начинать движение за несколько секунд до изменения сигнала на красный. Если времени не хватает, рекомендуется подождать.

Если движение регулируется

Контролировать движение может светофор или регулировщик. Переходить дорогу разрешено на зелёный сигнал. Если загорелся красный, необходимо пропустить транспортный поток. Нарушение правила чревато привлечением к административной ответственности. Если мигает желтый сигнал, не переключаясь на другие, переход признается нерегулируемым.

Направлять движение может и регулировщик. Он подает сигналы транспортному потоку и пешеходам при помощи жестов. Нужно знать 3 из них:

  1. Регулировщик поднял руку вверх – выходить на проезжую часть нельзя.
  2. Рука вытянута вперед – разрешено двигаться со стороны спины регулировщика.
  3. Обе руки вытянуты в стороны – можно двигаться позади и впереди регулировщика.

Не все граждане знают жесты, закреплённые в ПДД. Поэтому они максимально упрощены. Побуждая пешеходов начать движение, регулировщик махнет рукой в требуемом направлении. В этот момент разрешено пересекать улицу.

На практике регулировщик может находиться на перекрёстке, на котором установлен светофор. Это путает обывателей, дезориентируя их. Правила перехода пешеходного перехода для пешехода в этом случае устанавливает пункт 4.4 ПДД РФ. В нём говорится, что граждане должны руководствоваться жестами регулировщика, а, если он отсутствует, двигаться в соответствии с сигналами светофора.

Если движение не регулируется

Если регулировщик отсутствует, а светофор не был установлен, переход признается нерегулируемым. Нужно здраво оценивать ситуацию и только после этого начинать перемещение на противоположную сторону улицы. Правила поведения на пешеходном переходе запрещают появляться на проезжей части внезапно. Водитель должен заранее видеть человека.

Запрещено выскакивать из-за препятствия. Гражданин, находящийся за рулем, может не успеть среагировать. В результате произойдет ДТП. Чтобы снизить риск аварийной ситуации, нужно выйти из-за препятствия и остановиться, давая водителям оценить ситуацию. Удостоверившись, что машины пропускают его, человек может начинать движение.

Если впереди пешеходный переход, нужно остановиться, посмотреть по сторонам и удостоверится, что транспорт остановился или находится на расстоянии, позволяющем безопасно пересечь дорогу. Переходить на противоположную сторону улицы нужно под прямым углом. В иной ситуации человек может создать помеху водителям.

Обратите внимание! Пересекать проезжую часть вне «зебры» крайне не рекомендуется. Если возникнет ДТП, обычно виноватым признают самого пешехода.

Гражданин может пострадать физически и материально. Если транспортному средству был нанесен ущерб, ремонт автомобиля возлагается на виновника происшествия.

Когда запрещено переходить дорогу?

Чтобы правильно переходить пешеходный переход, важно обращать внимание на движущиеся автомобили. Пункт 4.7 ПДД РФ обязывает граждан пропускать автомобили госслужб. Правило действует, если транспортное средство движется с включенными световыми и звуковыми сигналами. Если человек заметил приближение машины, когда уже вышел на дорогу, нужно незамедлительно освободить проезжую часть. Представители экстренных служб, спешащие на вызов, могут не успеть остановиться перед гражданином на «зебре». Пропуская пешеходов, работники уполномоченных органов теряют время. Это может привести к гибели людей, вызвавших экстренную службу.

Правило действует только в случае, если звуковые сигналы включены. Когда автомобиль госсужбы едет только с включенными маячками, дорогу можно не уступать. В этом случае у гражданина присутствует преимущество. Однако дополнительная осторожность не помешает. Переходя улицу наперерез транспортному потоку, человек рискует здоровьем и жизнью.

Если гражданин вышел из общественного транспорта

Обычно «зебра» располагается рядом с остановкой. Пересечение улицы выполняется в соответствии с пунктом 4.8 ПДД РФ. В нем говорится, что люди, желающие оказаться на другой стороне проезжей части, должны подождать, пока автобус перестанет преграждать дорогу. Для этого он должен уехать. Огибать транспортное средство спереди или сзади не рекомендуется.

Аналогичное правило действует, если человек вышел из трамвая. Важно руководствоваться особенностями конкретной ситуации. Лучше пропустить быстро едущее транспортное средство, даже если оно нарушает правила.

Штрафы за нарушение

Граждан, движущихся пешком, могут оштрафовать за нарушение норм ПДД. Размер денежных взысканий закрепляют статьи 12.29 и 12.30 КоАП РФ. Если человек решил пересечь проезжую часть в неположенном месте, и это не создало неудобств для других участников движения, нарушение считается простым. Представители госавтоинспекции выпишут предупреждение или наложат штраф. Его размер составит 500 руб.

Если нарушение привело к возникновению помех для движения транспортного потока или повлекло за собой вред здоровью легкой и средней степени тяжести, размер взыскания возрастёт до 1000 руб. Решая переходить дорогу в неположенном месте, нужно помнить о риске. Нарушение правил влечет за собой возникновение опасности для здоровья и жизни.

Остались вопросы?

Проконсультируйтесь у юриста (бесплатно, круглосуточно, без выходных):

8 (499) 938-42-45 — Москва и Московская обл.

8 (812) 425-64-57 — Санкт-Петербург и Лен. обл.

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с включенными фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4—4.7 Правил.

Нюансы пользования регулируемыми и нерегулируемыми переходами.

Пешеходами являются не только те, кто не имеет в хозяйстве автомобиля. Каждому водителю периодически приходится покидать салон и пересекать проезжую часть по «зебре». Поэтому о правовых нюансах в этой области должен знать каждый человек. Ведь согласитесь, что досадно быть оштрафованным за неправильный переход улицы после нескольких лет вождения без нарушений ПДД.

Основные понятия

Расшифровка терминов, используемых инспекторами ГИБДД, содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения. Согласно данной норме пешеходом считается лицо, которое находится вне автомобиля:

на дорожном полотне;

на пешеходной дорожке;

на дорожке, предназначенной для велосипедов.

Источник изображения: amazonaws.com

Не имеет значения, с какой целью и куда движется человек. К пешеходам приравниваются и лица, ведущие двухколесный транспорт (мопеды, мотоциклы и пр.), и женщины с детскими колясками. К этой же категории относятся инвалиды, перемещающиеся в специальных креслах. Те, кто едут на роликах или самокатах, тоже являются пешеходами. Только рабочие, ремонтирующие дорожное полотно, не входят в их число.

Для движения «на своих двоих» создаются специальные коммуникации. Для их обозначения существуют специальные графические объекты, а также разметка.

Пешеходная дорожка – полоса земли или часть поверхности какого-либо сооружения (путепровода, моста и пр.), предназначенная для ходьбы. Такие объекты сопровождаются знаком 4.5.1. Если по дорожке разрешается передвигаться еще и велосипедистам, она обозначается символами 4.5.2 – 4.5.7. Подобные коммуникации могут располагаться параллельно проезжей части или пересекаться с ней. В местах пересечения оборудуются пешеходные переходы.

Пешеходный переход – фрагмент проезжей части, где людям разрешено перемещаться на противоположную сторону полотна. Переходы оборудуются графическими объектами 5.19.1 и 5.19.2, а также разметкой 1.14.1 и 1.14.2.

Пересекать дорожное полотно там, где нет пешеходного перехода, нельзя. Разметки может не быть, однако знаки обязательно должны присутствовать. Если белые полосы есть, их ширина и будет являться границами коммуникации. Если линий нет, переходом считается все пространство между табличками 5.19.1 и 5.19.2.

Правила пользования нерегулируемой «зеброй»

Если на проезжей части нет людей, водитель не должен останавливаться перед «зеброй». Автомобилист обязан затормозить, только если человек уже ступил на полотно. Некоторые пешеходы располагаются у края тротуара и начинают ждать, пока кто-либо не сбавит скорость. Конечно, такое поведение помогает перестраховаться. Однако с точки зрения закона поступать так неверно.

Сначала нужно оценить расстояние до приближающихся машин. Если транспорт уже близко, водители могут не успеть остановиться. Поэтому нужно дождаться более подходящего момента. При этом следует посмотреть и налево, и направо. Не менее важно оценить скорость, с которой движутся машины. Даже если автомобиль далеко, он может оказаться возле «зебры» через несколько секунд, если будет ехать быстро.

Источник изображения: all-gdov.ru

Не стоит перебегать дорогу, чтобы быстрее оказаться на другой стороне. Водитель может растеряться, если увидит суетящегося пешехода. Подсознание автомобилиста подскажет ему, что происходит что-то нестандартное. Он может резко надавить на педаль тормоза и спровоцировать ДТП. Двигаться слишком медленно тоже нельзя. Нужно идти с обычной скоростью, не меняя при этом траекторию.

На проезжей части нельзя останавливаться, даже если транспорт далеко. Иногда по каким-либо причинам завершить переход не получается. В этом случае нужно остановиться на линии, проходящей посередине дорожного полотна. Перед тем как возобновлять движение, важно убедиться в отсутствии опасности.

Особую бдительность нужно проявлять при переходе дороги, которая состоит из четырех и более полос. Если перед «зеброй» остановилась машина, это не значит, что на соседней полосе никого не окажется. Большой автомобиль ограничивает обзор тем, кто приближается в попутном направлении. Поэтому из-за грузовика может внезапно выскочить «легковушка» или мотоцикл. При переходе нужно аккуратно заглянуть за габаритный транспорт, немного замедлившись перед этим.

Пользование регулируемым пешеходным переходом

Если рядом с «зеброй» есть светофор, нужно руководствоваться его сигналами. В этом случае все проще: красный свет запрещает переход, зеленый – разрешает. Многие светофоры имеют табло с цифрами, которые показывают, сколько секунд у человека есть в запасе. Не стоит приступать к переходу, если времени осталось мало. В противном случае дело может закончиться составлением административного протокола. Кроме того, всегда есть риск угодить под колеса спешащего водителя.

Секции с «человечками» устанавливают не везде. Если их нет, пешеходы должны ориентироваться на сигналы для транспортных средств. Переходить дорогу можно тогда, когда для машин, едущих параллельно траектории движения, будет гореть зеленый свет.

Источник изображения: static.nevnov.ru

Водитель может отвлечься и не заметить запрещающий сигнал светофора. Поэтому в любой ситуации нужно оглядеться по сторонам и убедиться, что к «зебре» не приближается транспорт. В случае ДТП виновным, конечно, будет тот, кто сидел за рулем. Однако пострадавшему пешеходу от этого вряд ли станет легче.

Не только автомобилисты, оказавшиеся на дороге, приобретают ряд обязанностей. ПДД начинают преподавать детям еще в младших классах. Все потому, что знать нормативную базу должен каждый участник дорожного движения. И дело здесь даже не в штрафах. Соблюдение закона – гарант сохранения здоровья и жизни.