Резюмируя мои «ковыряния», составил вот такую последовательность действий для подбора пружинного хомута:
0. Купить новые шланги.
1. Одеть шланг на штуцер и измерить Dmin. и Dmax.
2. По величине Dmin. определить номинальный диаметр (Dn) соответствующего хомута. Dn больше или равен Dmin. Размеры в таблице указаны для ширины хомута 12 и 15 мм соответственно.
3. Проконтролировать, что для выбранного хомута Do min > Dmax.

На заметку:
— Для хомутов всегда указывается номинальный размер Dn.
— При выборе хомута необходимо учитывать тепловое расширение/сжатие – впритык хомут лучше не брать. Брать следующий размер.
— Эмпирически размер хомута можно выбрать вот так: диаметр штуцера плюс две толщины шланга.

Итого какие хомуты поставил (смотреть в конце поста): www.drive2.ru/l/6176725/

Кто-нибудь ставил на ВАЗ ?:

Прошел час: Заехал в "Трассу", продавец сказал что на Гранты сейчас ставят такие:

Той зимой на нижний патрубок ставил новый хомут и затянул его. Летом скорее всего от тепла патрубок начал расширяться, а этой зимой опять сжиматься-образовался зазор, через который этой зимой опять утечка. Пружина бы расширялась и сжималась сама.

1. Оденьте шланг на штуцер и измерьте Dmin. и Dmax.
2. По величине Dmin. определите номинальный диаметр (Dn) соответствующего хомута. Dn

Dmin.
3. Сравните величину Dmax с заявленным минимальным диаметром открытого хомута и выберите подходящий. Do min > Dmax.

При заказе необходимо указывать данные в следующем порядке:

1.Тип = NORMACLAMP® FBS;
2. Номинальный диаметр Dn;
3. Ширина ленты.

Замерил свои хомуты. Внутренний диаметр 37, внешний 41. При растяжке пальцами можно легко до 42 по внутреннему вытяуть, щипцами без проблем до 45 можно вытянуть:

Встретил чела на 2108-у него пружинный как у меня один хомут стоит на большом радиаторе. Продавец с магаза сказал, что на его гранте везде стоят пружинные-может свежие Вазы так выпускают.
Патрубки большие прикупил+угловой что от термостата на трубу помпы идет. Шланги охлаждения дросселя также взял+шланг что из расширителя в радиатор.
Попробовал большие пружинные хомуты везде норм надеваются кроме термостата. Утконосом пришлось разжать на сколько уткоснос смог-одел на патрубок немного патрубок вручную вправить пришлось, затем когда хомут был на патрубке (он разжат уже чуток) перехватился утконосом и разжал его до конца (до ограничителя) и хомут норм по патрубку заходил. На практике при одевании на термостат надо будет проверить.

На рынке если не найду оставшиеся, закажу в www.exist.ru
Хомут Chery:
AQ60140 — 40 мм 1 шт. термостат
AQ60128 — 28 мм (2 штуки т.к. не понятно кто-то пишет что надо на 27 а кто-то пишет что на 28 на подачу к радиатору печки+ на расширительный бачек 1 шт.)
AQ60127 — 27 мм (2 штуки т.к. не понятно кто-то пишет что надо на 27 а кто-то пишет что на 28 на подачу к радиатору печки+ на расширительный бачек 1 шт.)

AQ60125 — 25 мм 2 шт. обратка печки

Прошло несколько дней:
Был сегодня на рынке "Искра" там только в оном ларьке (Б-5) есть и то чел сегодня не работает-позвонили ему соседи у него только на 26 есть.
Кстати когда подъехал на парковку рынка парканулся рядом с 2109 там 2 подозрительных типа сидели отошел от машины метров на 7 слышу машина открылась и открылась со звуком необычным-как будто не закрыл что-то (обычно когда не закрыто 2 раза пикает а тут раза 3 пикнуло) но все закрыто было (может грабер лоховской у них был). Не понял в чем дело, конечно может и сам случайно нажал на пульт сиги, но на всякий случай уехал на другую парковку. Когда подходил к машине типы в 9-ке заерзали-прочитал на ихнем лице что, что-то не ладное творится))) Может конечно ошибаюсь, но очень все подозрительно было))) Через 5 мин. проходил то место их уже не было.

Весной перед началом дачного сезона у многих неминуемо встает вопрос: как надежно и без подтеканий закрепить поливочный шланг на штуцере водопроводной трубы? Сегодня вместо обычной проволоки и других подручных средств широко используются удобные и надежные шланговые хомуты.

Производители предлагают целый ряд различных по конструкции, цене и качеству хомутов. Особым спросом пользуются проверенные временем червячные и силовые хомуты. Они способны обеспечить прочное герметичное соединение гибких шлангов и патрубков, работающих в условиях механических нагрузок и повышенного давления.

Червячные хомуты

Данный вид стяжного крепления состоит из ленты с прорезями, червячного замка и винта. При вращении последнего кольцо сжимает или разжимает шланг, равномерно распределяя по периметру обжимное усилие. Замок упирается в прорези и надежно удерживается даже в условиях сильной вибрации. Червячный хомут имеет высокую прочность на растяжение и стойкость к разрыву.

Выпускаемые сегодня хомутовые изделия с червячным зажимом можно разделить на три вида в зависимости от конструкции:

• Хомуты с просеченной лентой находятся на самой низкой ступени качества, поскольку не выдерживают многократного использования, а просечки со временем могут повредить и деформировать резину шланга.
• Хомуты с формованной накаткой более совершенны, их конструкция обеспечивает большее прижимное усилие. Благодаря абсолютно гладкой внутренней стороне и скругленным кромкам лента не «травмирует» материал шланга. Их изготавливают из оцинкованной или нержавеющей стали, что повышает рабочий ресурс изделий.

• Хомут «бабочка» будет особенно интересен садоводам и дачникам. Для его установки и снятия не нужна ни отвертка, ни ключ. Прочный пластиковый барашек позволяет рукой приложить необходимое усилие для затягивания. Его можно использовать в труднодоступных местах, куда с инструментом не подберешься.

Силовые хомуты

Усиленный тип обжимного крепления применяется для эластичных, жестких, толстостенных, армированных рукавов и шлангов, работающих в условиях повышенного давления. Высокие зажимные свойства силовых хомутов обеспечивают высокую степень герметичности шлангового соединения и позволяют использовать их в условиях больших нагрузок.

Благодаря высочайшему качеству ленты и стягивающего механизма, изделия не теряют своих свойств при многократном применении. Они не подвержены ржавлению, поскольку изготавливаются из нержавеющей стали или из высококачественной стали с защитным цинковым, алюминиевым или медным покрытием.

Важно! Силовые хомуты в отличие от червячного имеет малый ход зажима, поэтому при выборе вы должны точно знать внешний диаметр зажимаемого шланга, иначе хомут не в состоянии будет обеспечить качественный зажим рукава.

Механизм, стягивающий ленту, может быть одноболтовым или двухболтовым. На надежность крепления шланга эта разница не оказывает влияния. Усиленный хомут с одним болтом будет удобнее затягивать в труднодоступных местах.

Широкий размерный ряд хомутов для крепления шлангов в интернет-магазине «Крепком» позволяет создавать поливочные системы любого диаметра и сложности.

Хомутом называют соединительный элемент в виде стержня, концы которого закрепляются между собой и образуют круг. Такая запчасть предназначена для закрепления труб или шлангов при их разрыве, а также для соединения двух частей трубопровода. Давайте узнаем, как правильно подобрать хомуты для шлангов, рассмотрим виды запчастей, их особенности и размеры.

Особенности выбора

Во время процесса эксплуатации шланги, несмотря на свою гибкость, могут трескаться и пережиматься. Ситуацию могут исправить хомуты – соединить конструкцию и придать ей дополнительную прочность. Установка стяжки продлевает срок службы и предотвращает разрыв системы трубопроводов.

Перед покупкой хомутов обратите внимание на несколько его основных характеристик:

  • назначение элемента;
  • виды стяжки;
  • типы;
  • материал изготовления;
  • размеры.

Каждый перечисленный параметр в отдельности важен для качественного выполнения работ по ремонту трубопровода. Особенность правильного подбора заключается в совместном рассмотрении каждой характеристики хомутов. Поэтому изучим каждый пункт, чтобы чётко определиться с выбором необходимого элемента.

Различают 3 вида хомутов:

  • для крепления;
  • для герметизации;
  • специальные.

Для более точного описания каждого рассмотрим, какие типы хомутов к ним относятся, какие они имеют стяжки. Предназначение первого варианта следует из названия – закрепление двух элементов труб для удлинения и изменения направления конструкции. К нему относят редко применяемые пластиковые ремешки.

Соединения для герметизации шлангов по виду стяжки подразделяют на несколько разновидностей.

  • Устаревший хомут с соединением шплинтом. Он считается ненадежным из-за частого повреждения поверхности трубы незакругленными краями и неудобным при установке.
  • Винтовые крепления имеют для крепежа винт с резьбой, но плотно стянуть их не представляется возможным. Поэтому их применяют исключительно для гофрированного трубопровода до 20 мм в диаметре. По виду стяжки они классифицируются на проволочные и ленточные.
  • Червячный элемент состоит из винта, резьбы и провода, на поверхность которого при помощи специальных приспособлений нанесены засечки. Самые усиленные – варианты без сквозных засечек с одно- и двусторонними выступами.

Специальный вид соединения отличается от предыдущих тем, что имеет закругленный невыступающий наконечник. Такой обжимной хомут ещё называют зажимными, чтобы сделать его стяжку, вам нужно использовать клещи или щипцы.

Особые разновидности

В классификации соединительных элементов отдельно рассматривают пружинные и спиральные элементы. Первые ещё называют самозатягивающимися за счёт их необычного крепления. Они выглядят как стальные полосы с двумя выступающими концами, которые сдвигают плоскогубцами для закрепления.

Спиральная разновидность хомута относится к червячному типу, но отличается от него механизмом зажима. Этот элемент с навивкой надёжно скрепляет шланг благодаря профилю с мостиком.

Применяют его для гибких труб автомобилей, систем вентиляции и кондиционирования.

Материал изготовления и размеры

Сейчас на рынке можно найти металлические и пластиковые хомуты. Силовые крепления из нержавеющей стали применяются для самых разных типов труб и размеров. А для плотного прилегания поверхностей металлические соединения дополняют резиновыми прокладками. Пластиковые элементы можно устанавливать только на полимерные трубы небольшого диаметра.

Стандартные диаметры хомутов для шлангов, изготавливаемые по ГОСТ, начинаются с 8 и заканчиваются 160 мм. У червячных разновидностей и соединений с болтами очень широкая размерная линейка, их можно найти даже с диаметром 8 и 10 мм. А вот винтовые элементы имеют номинальные размеры не с 5 мм, а от 18 до 85 мм. Диаметр пружинного соединительного элемента варьируется от 13 до 80 мм. Спиральный хомут изготавливается с диапазоном внутреннего диаметра от 38 до 500 мм.

Рекомендации

Перед приобретением любого элемента внимательно проверьте его на наличие острых выступающих частей. Именно из-за них в дальнейшем случается разрыв трубы.

Осмотрите поверхность хомута: на качественной запчасти всегда указан номинальный диаметр. Уточните у консультанта необходимый вам вид соединения по назначению. А в процессе установки не пережимайте трубу хомутом. Это спровоцирует возникновение трещин и повреждение деталей.

О том, как выбрать качественный хомут для зажатия шланга, вы можете узнать далее.

Традиционно при закреплении шлангов или патрубков использовалась проволока. Собственно шланговый хомут и есть развитие идей проволочного крепления. В некоторых местах проволока используется и сегодня. Но в настоящее время на рынках можно найти десятки видов хомутов от самых дешевых просечных тайваньских до самых дорогих шведских. Так чем плоха проволока и чем один хомут отличается от другого.

Разделим выпускающиеся сегодня шланговые червячные хомуты на три группы в зависимости от особенностей конструкции. Отнесем к первой группе хомуты, роль резьбы в которых выполняют просечки в ленте, ко второй – с формованной двухсторонней накаткой, и к третьей – хомуты, резьба которых отпрессована таким образом, что внутренняя поверхность ленты остается гладкой. Рассмотрим также шплинтовые и проволочные хомуты, хотя их количество в общем объеме предложений медленно, но верно стремится к нулю.

1. Проволока. Самый древний способ крепления удобен своей универсальностью, однако, при достижении надежного крепления пережимает шланг. Дальнейшая судьба такого соединения зависит от качества резины, если резина высококачественная плохо поддающаяся старению под воздействием агрессивных внешних воздействий (тепло, солнце) то такое соединение может послужить, такие хомуты получили распространение на машинах японской сборки, однако если резина дешевая, без дорогостоящих современных стабилизаторов, то перетянутое соединение быстро состарится, покроется сеткой сначала мелких, а затем все более крупных трещин и скоро вам не помогут никакие подтягивания.

2. Шплинтовой хомут. Детище военных лет. Достаточно надежен, как правило, имеет аккуратно обработанные края, хорошо перераспределяет напряжения создающиеся при затяжке, но чрезвычайно нетехнологичен, целиком зависит от квалификации сборщика, и как правило при первом же ремонте заменяется.

3. Хомуты с просечной лентой. Американский вариант. Получили распространение в Америке, где их качество не вызывает сомнений ( Gates, Ideal) Но в России просечные хомуты ассоциируются с продукцией ЗИЛа или Тайваньских производителей, характеризуются низкой надежностью, кроме того такой хомут при установке действует своими просечками на шланг как рубанок, прорезая резину до корда, после чего шланг подвергается воздействиям агрессивных сред в несколько раз интенсивнее, растрескивается и быстро выходит из строя, такие хомуты ставятся на шланги, теми кто доводит экономию до абсурда или теми кто не заботится о дальнейшей судьбе своего труда.

4. Хомуты — с формованной накаткой. Наиболее известные марки – Norma Torro, Gemi, Kovopol, Daga, Eco. Выпускаются по немецкому стандарту DIN 3017. Получили распространение в европейском автомобилестроении, производстве оборудования, вентиляции и других отраслях. Обладают высокой надежностью при условии использования высококачественных шлангов. Использование хомутов по DIN 3017 в России выявило их недостатки. На низкосортных шлангах, даже именитая Norma Torro вызывала растрескивание, связанное с внедрением накатки в тело шланга и созданием в связи с этим концентрации напряжений. При малейшем перетягивании в этих условиях начинается интенсивное старение, которое приводит к росту трещин. Трещины начинаются с поверхности и со временем прорастают до фитингов, вызывая протечки. Поэтому большое распространение в России получили хомуты ABA. Эти хомуты, которые в Швеции используются в тяжелых условиях эксплуатации, имеют гладкую внутреннюю поверхность, сварной корпус и изготовлены из алюминированной ленты. Такие хомуты не создают напряжений в шланге и обладают повышенной прочностью корпуса. Также, гладкую внутреннюю поверхность имеют оцинкованная Norma Super и нержавеющая Libro MX.

Большое значение при постановке хомута является усилие затяжки. У Российских автолюбителей бытует мнение, что чем сильнее затянут хомут, тем лучше, это обусловлен практикой применения низкокачественных хомутов, имеющих плохую обработку кромок, слишком упругий металл ленты, просечки и в итоге большие потери на трение. Современные высокотехнологичные хомуты требуют минимальных усилий затяжки для фиксации патрубка и достижения герметичности даже при повышенном давлении. Рекомендации по затяжке для хомутов ABA приведены в таблице 1, для хомутов Kovopol приведены в таблице 2. Перезатягивание хомута приводит к интенсивному старению (см. выше) .