С износом подшипника коленчатого вала автомобилей ВАЗ 2105-2107 автолюбители сталкиваются нечасто. Благодаря невысокой нагрузке, ресурс подшипника превышает 200 тыс. км – этим и объясняется тот факт, что его замену стараются приурочить к очередному капитальному ремонту. Если же подшипник вышел из строя раньше, то с установкой новой детали откладывать не стоит – это может повлечь за собой другие поломки. Сегодня мы расскажем о признаках неисправности и рассмотрим, как выполняется замена подшипника коленвала своими руками.

Где установлен и для чего служит подшипник коленвала

Установленный в фланце коленчатого вала подшипник относится не к двигателю, а к трансмиссии. Основное назначение этого узла заключается в центровке и поддержке первичного вала коробки переключения передач – он служит в качестве передней вращающейся опоры. С подшипником коленвала знаком каждый, кто хоть раз устанавливал КПП на автомобиль – в его внутреннюю обойму так трудно попасть хвостовиком первичного вала. Что же касается высокого ресурса детали, то он объясняется просто. Дело в том, что узел качения работает лишь при выжатом сцеплении. В остальное время коленвал и первичный вал КПП вращаются с одинаковой частотой. Несмотря на невысокую нагрузку, рекомендуется пополнять запас смазки в подшипнике при замене заднего сальника коленвала, ремонте сцепления и т. д. Тем самым вы надолго отсрочите необходимость ремонта.

Признаки неисправности

Хоть опорный подшипник первичного вала и является недорогой деталью, его замена — трудоёмкий процесс. И связано это не столько со сложностью демонтажа самого узла качения, сколько с необходимостью снимать другие детали и агрегаты двигателя. Чтобы не заниматься тяжёлой работой понапрасну, следует правильно диагностировать выход подшипника из строя. Признаки, указывающие на неисправность этого рода:

  1. Шум, исходящий от работающего мотора при выжатом сцеплении. Похожий шорох или шелест появляется и при выходе из строя выжимного подшипника. И если шум от последнего улавливается даже при незначительном нажатии на лепестки пружинной диафрагмы корзины сцепления, то опорный подшипник КПП будет издавать посторонние звуки только при полном выключении сцепления.
  2. Износ или подклинивание подшипника вследствие недостатка смазки приводит к тому, что первичный вал коробки передач поддаётся действию вращающего момента даже в то время, когда ведомый диск полностью отходит от маховика. На деле это проявляет себя такими же симптомами, как и со сцеплением, которое «ведёт» – затрудняется включение первой передачи при трогании с места, появляются рывки при переключении скоростей в движении и т. д.
  3. Неритмичный стук, который появляется со стороны коробки передач, указывает на разрушение сепаратора подшипника. При этом шарики могут высыпаться или сбиваться в кучу, вызывая неприятный звук и являясь причиной дисбаланса кривошипа и первичного вала коробки переключения передач.

Последнее случается редко и говорит о том, что водитель длительное время не обращал внимания на шум и другие признаки неисправности.

Чем грозит поломка подшипника коленчатого вала

Чаще всего после появления подозрительного шороха автомобиль сможет проехать ещё не одну сотню километров. Но не откладывайте замену подшипника в долгий ящик, поскольку пустячная на первый взгляд неисправность может обернуться другими проблеми:

  • разрушение подшипника — причина повышенной вибрации коленвала, а это приводит к износу заднего сальника и появлению течи моторного масла;
  • из-за потери опоры и нарушения балансировки хвостовик первичного вала испытывает знакопеременные нагрузки, что в конечном итоге может закончиться поломкой КПП;
  • обоймы заклинившего подшипника могут повреждать посадочные места на валу коробки переключения скоростей или в фланце коленвала;
  • при разрушении сепаратора и потере шариков усложняется демонтаж внешней и внутренней обоймы.

Как вы и сами видите, не стоит доводить дело до полного разрушения узла. Тем более, что вытащить подшипник из коленвала под силу даже начинающему водителю.

Порядок проведения работ по замене подшипника

Чтобы подобраться к неисправному узлу, придётся снять коробку переключения передач, сцепление и маховик. Подобную работу проводите на подъёмнике, яме или эстакаде, используя специальный съёмник подшипника коленвала (приспособление для выпрессовки из глухих отверстий).

Съёмник подшипника коленвала

Порядок замены следующий:

1.Первое – это разберите приспособление для демонтажа подшипника коленчатого вала на составные части, иначе при его установке повредите резьбу. После этого смажьте конический выступ на втулке съёмника моторным маслом или консистентной смазкой – это убережёт её поверхность от повреждений.

2.Установите распорную втулку выпрессовки во внутреннюю обойму подшипника и забейте приспособление внутрь до упора.

3.Чтобы вытащить подшипник из коленвала, проделайте следующее. Сначала заверните винт съёмника от руки. Затем, придерживая втулку выпрессовки от проворачивания рожковым ключом «на 14», затягивайте винт головкой «на 17». Упираясь в глухую стенку отверстия во фланце коленвала, хвостовик приспособления выдвигается из муфты, выталкивая её вместе с подшипником из гнезда.

4.Сняв повреждённую деталь, протрите посадочное место в коленчатом валу от пыли и смажьте моторным маслом. Не забудьте проверить и при необходимости пополнить количество смазки в новом подшипнике – производители нередко грешат излишней экономичностью.

5.Устанавливая на место новый подшипник коленвала ВАЗ 2107, проконтролируйте, чтобы он не перекашивался. Окончательную запрессовку проводят молотком и подходящей оправкой. Если же таковой не нашлось, то используйте демонтированный узел или забейте подшипник жёсткой резиновой киянкой.

6.Монтаж завершён, когда верхняя плоскость подшипника находится заподлицо с фланцем.


Если вам не удалось найти выпрессовку, не отчаивайтесь. О том, как снять подшипник с коленвала без приспособления, знает каждый опытный автомеханик. Вам понадобится в этом случае: выколотка диаметром 15 мм (можно использовать подходящий болт) и пластичный материал – смешанный с опилками литол, пластилин или хлебный мякиш. Его закладывают через проём во внутренней обойме таким образом, чтобы заполнить пространство под подшипником. Затем в отверстие вставляют выколотку и бьют по ней молотком. Расширяясь в стороны, мягкая смесь выдавливает подшипник наружу. Так вы сможете заменить неисправный узел и избежать неприятностей в дальнейшем.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Видео: Лёгкий способ замены подшипника коленвала

Ломаю голову над тем, как его извлечь. Уже думаю просверлить в нём кучу дыр, разобрать, потом вытащить остатки.

Смотрите также

Комментарии 54

можно код подшипника?

На фотографии ведь есть. 🙂

не вижу, простите за тупость…

Прошу прощения — сидел с телефона и не видел, под какой записью Вы комментарий оставили. 🙂
www.drive2.ru/l/3624320/
Вот тут все номера.

я взял болт на 10 или на 8, гайку и отвертку. накручиваю гайку на болт чтоб с торцом болта сравнялось. затем гайкой от себя вставляю в углубление КВ. упираюсь гайкой в подшипник и поджимаю гайку отверткой. всё. кручу болт и подшипник плавно выходит. 2 минуты. если закусывает, просто перемещаю болт. чисто быстро акуратно

В журнале "Изобретатель" описано решение этой проблемы. Там наливалось масло, вставлялся пруток подходящий по диаметру, били молотком по прутку и масло вышибало подшипник, ведь оно несжимаемое. Подойдёт ли этот способ именно в твоём случае-сам реши.

есть проверенный способ!я делаю так : беру и рву тряпку на кусочки макаю их в масло засовываю в отверстие подшипника и забиваю болтом или кругляком который по диаметру подходит. трамбую туда добавляю кусок тряпки трамбую добавляю — в итоге подшипник легко и плавно вылезает. не использую всякие приспособы для этого дела потому что часто ими вырывается внутренняя часть подшипника и внешнее кольцо от него потом вытащить большой гемор! удачи!

ТОЛЩИНА ПОДШИПНИКА+4 СМ ОБРЕЗКА ТРУБЫ+ ТОЛЩИНА ШАЙБЫ+1 СМ РЕЗЬБЫ ДОЛЖЕН ТОРЧАТЬ! СЛОЖИ ПОЛУЧИШ ДЛИНУ СЬЁМНИКА! УДАЧИ!

ПРИВЕТ! БОЛТ НА 10 СО ШЛЯПКОЙ НА 17-19 СПИЛИВАЕШ ШЛЯПКУ ТАК ШТОБЫ ОНА СТАЛА КРЮЧКОМ ТОЕСТЬ ОДНУ СТОРОНУ ПОЛНОСТЬЮ И ШТОБЫ ПОШЛА ВНУТРЬ ПОДШИПНИКА. ОТРЕЗАЕШ ОТ ТРУБЫ ШЫРШЕЙ ЧЕМ ПОДШИПНИК 4 СМ.ВСТАВЛЯЕШ БОЛТ ВО ВНУТРЬ СВЕРХУОБРЕЗОК ТРУБЫ ПОТОМ ШАЙБА И ГАЙКА! КРУТИТ КАК СЬЁМНИК! 10 МИНУТ ДЕЛАЕШ ПРИСПОСОБУХУ 5 НА СНЯТИЕ!

))) собрались както продавцы хлеба, мыла, тряпочек и палочек-тыкалочек.сори за флуд.посмеялся и жизни поучился.
+1)

Я еще добавить могу чем я выбивал в разное время: Пластилин, глина (ваще халява), Жвачка, жеваная бумажка…

Съемник, красная цена которому рублей в 300-400. Возьми, , пригодится)

Берешь хлеб черный и наталкиваешь, потом вставляешь палку по диаметру и вставляешь и все выходит!

ХЛЕБ КОНЕЧНО ВАРВАРСТВО ЛУЧШЕ МЫЛО) В 45 ГОДУ ВИДЕЛИ БЫ ЧТО ХЛЕБОМ ПОДШИПНИКИ ВЫПРЕССОВЫВАЮТ УБИЛИ БЫ

можно взять жигулевский съемник этого самого подшипника (трубочка с резьбой внутри, на одном конце шестигранник или лыски, а на другом выпирающий поясок чуть большего диаметра и этот конец разрезан на 3-4 сектора, болт выкручиваешь, сжимаешь секторы, провсовываешь в подшипник, закручиваешь туда болт, он распирает сдавленные лепестки и поясок уже не может пройти обратно в подшипник, крутишь дальше, он упирается концом в коленвал и вытягивает подшипник), можно взять длинный болт м8 с гайкой, накручиваешь гайку на конец болта, просовываешь в подшипник, прижимаешь в сторону и сбоку втыкаешь отвертку, чтобы гайка обратно в центр не сползла, закручиваешь болт, конец болта упирается в коленвал, гайка выдавливает подшипник, ну или вариант описанный выше с мылом…

стачиваешь гайку на 14 по граням для ключа с двух сторон . так чтоб она пролезла в подшипник и упала за него. потом вкручиваешь в нее длинный болт и крутишь. через 40 секунд максимум подшипник выпадает

Satt и Welderman дело говорят, с гидравликой не поспоришь.

пдшибник работает только при выжатом сцеплении — может есть смысл поддеть уплотнительное кольцо и наложить туда свежей смазки -которой наверняка там нет ))))

А смысл, если у меня есть новенький? 🙂
И я не совсем понял, почему он работает только при выжатом сцеплении. Можно поподробнее? Вы его с выжимным подшипником не путаете?

а чего мне путать ? я пару сотен моторов перебрал!)))
обороты колевала одинаковы с оборотами первичного вала — и даже на нейтрале … -носик первичного вала только центруется в подшибнике . а когда сцепу выжимаеш — вот тоды мы разьединяем первичный вал с коленом и подшибник крутится .)))

Ааа, то есть когда обороты коленвала и первичного вала рассинхронизированы? Теперь всё понял, спасибо.:-)

у тебя точно метрвый подшипник и точно новый подходяший? код подшипника в студию 🙂
насколько я знаю аналогов не найдешь.

Я его приложил — идеально.
Тот уж очень убогий, болтается и пальцем не проворачивается — клинит.
Сегодня погляжу код на коробочке. 🙂
Написано, Made in Japan

В отверстие подшипника плотненько пихаем промасленную ветошь с помощью болта подходящего размера и молотка запрессовываем ветошь в полость КВ,
которая (ветошь) и выталкивает подшипник.
Плюсы — всё необходимое всегда под рукой, затраты времени минимальны(поиск подходящего болта, ветоши а иногда и молотка),
попутно той-же ветошью вычищается отверстие в КВ. Минусы — слишком просто, а потому неинтересно.

Я туда хотел два болта запихнуть. Один побольше, другой поменьше. Тот, что поменьше — обрезать половину шляпки, чтобы залез. Затем вставить вплотную к большому болту и повернуть, таким образом этот большой болт будет зафиксирован. Далее на конец болта надеть гайку и за неё вытащить подшипник.

В отверстие подшипника плотненько пихаем промасленную ветошь с помощью болта подходящего размера и молотка запрессовываем ветошь в полость КВ,
которая (ветошь) и выталкивает подшипник.
Плюсы — всё необходимое всегда под рукой, затраты времени минимальны(поиск подходящего болта, ветоши а иногда и молотка),
попутно той-же ветошью вычищается отверстие в КВ. Минусы — слишком просто, а потому неинтересно.

есть специальный съемник в виде обратного молотка, стоит 200-300р, зачем изобретать велосипед?))))

Мы ищем бесплатные методы. 🙂

КУСОК ХОЗМЫЛА 10 РУБЛЕЙ)

Нужна по типу цанги которая вытянит его наружу или эксцентрик. Это по типу болта. www.volgauniversal.ru/for…2069.0;attach=13705;image вот такой или такой www.volgauniversal.ru/for…2069.0;attach=13699;image

я когда пытался — один болт погнул, на втором сорвал резьбу

чейта мне это напоминает ))
Один поломал, а второй потерял где-то…

нононо 🙂 протсо крепко сидел =)

Есть дедовский способ! Потребуется мыло нарезанное на мелкие кусочки, выколотка по диаметру подшипника или узкая длинная тряпочка и солидол! Что именно с этим делать можно посмотреть в поиске на Гугле…

Автовладельцы с транспортом классической серии ВАЗ, за всю жизнь эксплуатации авто так могут и не задаться вопросом о том, как же снять подшипник с коленвала. Осевой или опорный подшипник качения служит для того, чтобы коленчатый вал находился на одной оси с первичным валом КПП. Он расположен в тыльной части коленвала и скрыт за сцеплением.

Подшипник коленчатого вала имеет маленькие габариты:

  • шириной – 14 мм.;
  • внутренним диаметром обоймы – 15 мм.;
  • наружным диаметром – 35 мм.

Как добраться до подшипника коленвала?

Чтобы беспрепятственно добраться до опорного подшипника коленвала, нужно снят двигатель с машины, и это единственный способ. Если вы не хотите его снимать, то, чтобы добраться до подшипника, придётся изрядно потрудиться. Также нужно заменить, что замена подшипника коленчатого вала очень редко проводится в виде самостоятельной процедуры. Чаще всего, эту деталь меняют во время снятия сцепления и КПП или капитального ремонта мотора. Если авто заехало в гараж своим ходом, то для того, чтобы добраться до подшипника, нужно сделать следующее:

  1. Поставить машину над смотровой ямой или на эстакаду;
  2. Установить автомобиль с помощью «башмаков» или стояночного тормоза;
  3. Демонтировать карданный вал и рабочий цилиндр на приводе сцепления;
  4. Открутить трос спидометра;
  5. Снять коробку передач вместе с кожухом сцепления и корзиной сцепления.

После вышеуказанных действий, появится доступ к тыльному концу коленчатого вала. Теперь разберем пошагово, как снять подшипник в коленвала своими руками.

Инструкция по снятию подшипника с коленчатого вала

В каждом автосервисе, для того, чтобы извлечь любой из нескольких десятков подшипников, которые имеются в машине, обязательно есть выпрессовка, съёмник или любое другое специальное приспособление. Но для нашего случая, когда все делается в обычном гараже своими руками, автолюбителю приходится изготавливать приспособления своими руками или использовать подручные средства. Снять шарикоподшипник из гнезда коленвала в гаражных условиях можно 2 способами.

Способ №1

Если подшипник посажен в тыльную стенку не до упора, то его из внутренней обоймы, можно снять с помощью инерционного крючка сделанного собственноручно. Для того чтобы его изготовить понадобится:

  • отрезок арматуры или прута (D = 6-8 мм., L = 300-400 мм.);
  • цилиндр из металла со сквозным отверстием, d больше, чем выбранный прут (может подойти ступица, массивная звёздочка или любой другой похожий предмет).

Изготовление приспособления:

  1. Один из концов арматуры загибается под углом 900 , при этом длина изгиба должна быть около 10 мм.
  2. С одной стороны стержня надевается цилиндр из металла.
  3. С другой стороны – приваривается отрезок, и на нем изготавливается Т-образный наконечник.

Для того чтобы снять подшипник таким самодельный устройством, стержень вставляется во внутреннюю обойму подшипника и крепится изгибом. Когда груз перемещается с ускорением, то наносятся удары по Т-образному наконечнику. Для того чтобы равномерно снять, с каждым ударом стержень должен проворачиваться вокруг оси.

На видео: Как выпресовать подшипник с глухого картера за 3 минуты?

Способ № 2

Этим способом можно снять подшипник коленвала, это можно сделать с помощью металлического цилиндра или болта (с примерным диаметром 14,5 мм.), чтоб он входил в отверстие внутренней обоймы с минимальным зазором. Слишком свободное вхождение или очень тугое не подойдёт. Снятие подшипника коленвала:

  1. В полость за подшипником через отверстие закладывается смазка (типа «Солидол»).
  2. Во внутреннюю обойму просовывается стержень и забивается молотком до полного погружения стержня.
  3. Добавить еще смазки, и под воздействием ее давления, подшипник выдавливается из гнезда коленчатого вала.