Интеллектуальный датчик аккумуляторной батареи: E60, E61, E63, E64

Интеллектуальный датчик аккумуляторной батареи (IBS) подсоединен к минусовой клемме аккумуляторной батареи.

ОбозначениеПояснениеОбозначениеПояснение
1Интеллектуальный датчик аккумуляторной батареи (IBS)2Минусовая клемма аккумуляторной батареи

Интеллектуальный датчик аккумуляторной батареи (IBS) представляет собой мехатронный элемент для контроля состояния аккумуляторной батареи.
Подача напряжения на датчик IBS производится по отдельному проводу.
Для передачи данных датчик соединен через интерфейс передачи данных последовательным двоичным кодом (BSD) с цифровой электронной системой управления двигателем (DME) или цифровой электронной системой управления дизельным двигателем (DDE).

1 Пружинные элементы (типа "крыло чайки") интеллектуального датчика аккумуляторной батареи (IBS)

Интеллектуальный датчик аккумуляторной батареи (IBS) состоит из механических деталей, электронного модуля и программы.

— Механика
Клемма аккумуляторной батареи с проводом на массу является элементом соединения с минусовым полюсом батареи и служит

для обеспечения электрического контактного соединения с кузовом;

для крепления сенсорного элемента для измерения силы тока;

для крепления электронного модуля;

для установления достаточного термического контакта между датчиком температуры и минусовой клеммой аккумуляторной батареи;

для защиты чувствительного электронного модуля;

в качестве разъема соединения датчика IBS с массой.

Механические компоненты и электронный модуль датчика IBS представлены на следующих рисунках.

ОбозначениеПояснениеОбозначениеПояснение
1Минусовая клемма аккумуляторной батареи с интеллектуальным датчиком аккумуляторной батареи (IBS)2Гайка
3Прокладочная шайба4Часть минусовой клеммы аккумуляторной батареи
5Болт6Электронный блок
7Нажимная пластина8Изоляционный элемент
9Кабельный наконечник минусового провода аккумуляторной батареи10Изоляционный элемент
11Нажимная пластина12Винт с головкой Torx

— Электронный модуль
Электронный модуль служит для отслеживания напряжения, протекающего тока и температуры аккумуляторной батареи. Электронный модуль включает в себя следующие компоненты:

шунт (резистор для измерения силы тока);

электронный блок обработки данных на печатной плате
На небольшой печатной плате реализована электронная схема для обработки измеренных значений.

Датчик IBS выдерживает термическую нагрузку до 105 Аа также химическое воздействие электролита. Таким образом, датчик IBS отвечает всем требованиям, предъявляемым к оборудованию, устанавливаемому в моторном отсеке или багажном отделении.

Компоненты шунта представлены на следующих рисунках.

ОбозначениеПояснениеОбозначениеПояснение
1Медь2Пружинные элементы (крылья типа "чайка")
3Плата с электронной схемой обработки данных4Изоляция
5Резистор из манганина (сплав для резисторов)

— Программа
Программа в микроконтроллере интеллектуального датчика аккумуляторной батареи (IBS)

Интеллектуальный датчик аккумуляторной батареи (IBS) выполняет следующие функции:

— непрерывное измерение параметров аккумуляторной батареи в каждом рабочем состоянии автомобиля

— расчет параметров аккумуляторной батареи для определения степени заряда аккумуляторной батареи (SOC: "State of Charge") и состояния аккумуляторной батареи (SOH: "State of Health")

— поддержание баланса между зарядным и разрядным током аккумуляторной батареи

— контроль заряда аккумуляторной батареи (SOC) и активизация системы управления электроэнергией и системы управления питанием для принятия соответствующих мер в случае достижения критического заряда аккумуляторной батареи (предельный пусковой ток аккумуляторной батареи)

— определение исходных данных для калибровки степени заряда аккумуляторной батареи (SOC: "Sate of Charge")

— расчет кривой пускового тока для определения состояния аккумуляторной батареи (SOH: "State of Health")

— Контроль тока покоя

— передача данных в блок управления более высокого уровня (DME/DDE)

— автоматическое обновление алгоритмов и параметров для самодиагностики с помощью DME/DDE

— способность самостоятельно выходить из "режима ожидания".

Отдельные функции IBS представлены ниже в виде функциональных блоков в общей функции датчика. Стрелкам показан ход выполнения.

ОбозначениеПояснениеОбозначениеПояснение
1Общая схема действия датчика IBS2Измерение рабочих параметров аккумуляторной батареи:

— Температура

3Измерение силы тока,
диапазон измерения датчика IBS:

— рабочий ток
от -200 А до +220 А

— ток покоя от 0 А до 10 А

— пусковой ток от 0 А до 1000 А

4Измерение напряжения,
диапазон измерения датчика IBS:
от 6 В до 16,5 В

5Измерение температуры,
диапазон измерения датчика IBS:
от-40 Адо +105 А
6Внутренний регулятор напряжения датчика IBS
7Обработка данных при помощи микроконтроллера

Связь через интерфейс BSD

8Расчет параметров аккумулятора

9Частичный расчет заряда и состояния аккумуляторной батареи10Управление потребителями тока покоя
11Возбудитель интерфейса BSD с функцией активизации ("Wake-Up")12напряжение аккумуляторной батареи
13интерфейс передачи данных последовательным двоичным кодом (BSD);14Провод активизации (контакт 15, Wake-up)
15Самоактивизация ("Wake-Up")16Электронно перепрограммируемая постоянная память (EEPROM)
17Цифровая электронная система управления двигателем (DME) или цифровая электронная система управления дизельным двигателем (DDE)18

Принципы измерения рабочих параметров аккумуляторной батареи и их обработки схематически представлены на следующем рисунке.

ОбозначениеПояснениеОбозначениеПояснение
1Плюсовая клемма аккумуляторной батареи2Минусовая клемма аккумуляторной батареи
3Измерение напряжения аккумуляторной батареи между плюсовой и минусовой клеммами4Измерение температуры (T) аккумуляторной батареи
5Измерение силы тока (A) [непрямое, через пропорциональное падение напряжения (V) на шунте]6Микроконтроллер (в датчике IBS
7Интерфейс передачи данных последовательным двоичным кодом (BSD) для передачи результатов измерения в DME8Цифровая электронная система управления двигателем (DME)

Электронный блок обработки
Электронный блок обработки датчика IBS (интеллектуальный датчик аккумуляторной батареи) производит непрерывную регистрацию результатов измерений, которые затем используются датчиком IBS для расчета параметров аккумуляторной батареи:

Далее датчик IBS передает полученные параметры аккумуляторной батареи по интерфейсу BSD в систему DME/DDE. Параллельно с расчетом параметров аккумуляторной батареи датчик IBS производит предварительный расчет заряда аккумуляторной батареи (SOC).

В промежуток времени с момента выключения двигателя до отключения главного реле блока DME датчик IBS получает от блока DME или DDE информацию о максимальном количестве электрического заряда, которое может быть использовано для обеспечения пуска двигателя. После отключения главного реле блока DME датчик IBS производит непрерывный контроль заряда аккумуляторной батареи (SOC).

При достижении критического заряда аккумуляторной батареи (предельный пусковой ток аккумуляторной батареи) включенные потребители тока покоя получают от блока DME или DDE команду на отключение.

Контроль зарядного баланса датчиком IBS
В состоянии покоя автомобиля датчик IBS непрерывно контролирует заряд аккумуляторной батареи (SOC: "State of Charge").

При включении контакта 15 в блоке DME или DDE обновляются параметры аккумуляторной батареи (состояние аккумуляторной батареи "SOH"; заряд аккумуляторной батареи "SOC"), передаваемые датчиком IBS.

Измерение тока покоя
В состоянии покоя автомобиля датчик IBS непрерывно регистрирует параметры, имеющие отношение к показателям аккумуляторной батареи. Датчик IBS запрограммирован таким образом, что он активизируется каждые 14 секунд и благодаря этому может обновлять результаты измерения путем нового измерения. Время измерения составляет прим. 50 миллисекунд (мс). Результаты измерения записываются в память датчика IBS и используются для расчета кривой тока покоя,
которая считывается системой DME или DDE при повторном запуске двигателя. В случае отклонения тока покоя от заданной кривой, в ЗУ системы DME/DDE записывается сообщение о неисправности.

Функция активизации контакта 15 Wake-up
Функция активизации контакта 15 (Wake-up) выполняется только тогда, когда автомобиль находится в состоянии покоя. Функция выполняется следующим образом:

— После получения сигнала "Контакт 15 ВЫКЛ." система DME или DDE сообщает датчику IBS максимальный заряд аккумуляторной батареи, который может быть израсходован.

После выдачи сообщения о максимальном заряде аккумуляторной батареи, который может быть израсходован, DME или DDE переходит в "режим ожидания".

— Если максимальный заряд аккумуляторной батареи, который может быть израсходован, уже истрачен, а потребители тока покоя включены, датчик IBS через провод активизации (контакт 15 Wake-up) активизирует автомобиль и, тем самым, блок DME/DDE.

— При достижении зарядом критического уровня (предельный пусковой ток аккумуляторной батареи) ЭБУ DME/DDE подает команду на отключение потребителей тока покоя.

— Система DME или DDE блокирует активизацию автомобильных систем датчиком IBS.

— После этого автомобиль снова переходит в "режим ожидания".

Блоки управления, участвующие в процессе активизации контакта 15, представлены на следующем рисунке.

Всем привет решил поделиться на мой взгляд полезной инфой для новиньких владельцев БМВ последних марок Е9-х Е6-х да и копеек тоже…Все о об обслуживании аккумулятораКак снять аккумулятор…Акумулятор находиться в багажнике с правой стороны под ящичком…Порядок снятия: Начинать отсоединять клеммы аккумулятора нужно, как и полагается, с минусового провода, устанавливаем наоборот в обратном порядке…Единственный нюанс который заставил первый раз повозиться, специальные крепления которые держат саму пластмассовую верхнюю колодку на аккумуляторе — там надо длинной отверткой их отжать)Второй момент сбоку( в районе задний фонарей) есть еще одно крепление.

После ДТП машина перестала заводиться…В целях обезопасить машину от возгорания при ДТП, в машине установлен специальный пира патрон на плюсовой клемме аккумулятора. служит для обесточивания автомобиля отбрасывая плюс с аккумулятора в случае ДТП. В случае небольшой аварии для того чтоб починить и вообще завести машину можно обойтись походным вариантом просто, отрезать старую клемму под корень и установить новую любую и одеть на аккумулятор… Такое походное решение позволит Вам не вызывать эвакуировать и собственным ходом добраться до дома или сервиса…

пира патрон

Как заряжатьПод капотом есть специальны клеммы, желательно заряжать через них. Справа красная коробочка это клемма + а минус можно на корпус. Так же и прикуривать желательно через них. Для справки скажу если сел аккумулятор и хотите прикурить от другой машины. то ищите автомобиль для прикуривания АУди, БМВ, Мерседес, не старше начала 2000-х годов или микроавтобус, все остальные машины не помогут ВАМ, из за своей маломощности.При заряде снятых аккумуляторов не допускать превышения максимального напряжения заряда 14,8 В при комнатной температуре.Надо ли прописывать или перерегистрировать новый аккумулятор ?Надо только для тех у кого есть Интеллектуальный датчикIBS: Интеллектуальный датчик аккумуляторной батареи> только на автомобилях с комплектацией High, например, CCC или M-ASK (CCC: Car Communication Computer, M-ASK: контроллер мультиаудиосистемы)Интеллектуальный датчик аккумуляторной батареи (IBS) оценивает текущее состояние аккумуляторной батареи. IBS имеет собственный блок управления. Интеллектуальный датчик аккумуляторной батареи (IBS) встроен в минусовую клемму аккумуляторной батареи.

В завершении добавлю, что умная электроника с годами будет убавлять энергопотребления автомобиля, с целью не допустит полный разряд аккумулятора. Посему будет замечено, к примеру на заглушенном авто не включаться радиоприемник, что обогрев зеркал и заднего стекла работают не в полную силу, подогрев сидений. Все эти признаки дают повод задуматься о скорой замене аккумуляторе.

Всем мир, если считаете интересным — не забываем подписываться, ставить лайки и рекомендовать)