Многие автовладельцы даже не задумываются о том, что любые покрышки имеют определенный срок службы. Бывают ситуации, когда сильно изношенный протектор является причиной серьезной поломки автомобиля или, в крайнем случае, тяжелой аварии. Итак, как определить износ зимней резины и в целом допустимый износ шин, об этом пойдет речь далее.

Каждый резиновый обод колеса имеет определенный запас прочности. Данный срок указывается производителем и зависит от размера шины и сезонности (летняя резина, зимняя или всесезонная). В среднем такой срок составляет от 30 до 70 тысяч километров пробега автомобиля.

На каждое колесо автомобиля при движении идет различная степень воздействия, поэтому протекторы на одной машине могут быть изношены по-разному. К быстрому истиранию покрышки могут привести следующие причины:

  • перегрузка автомобиля;
  • плохой контроль за давлением воздуха в колесах;
  • некачественный монтаж колес;
  • неисправность рулевого управления или ходовой части автомобиля;
  • нарушение балансировки колес;
  • халатное отношение к правилам эксплуатации транспортного средства;
  • естественная причина – старение шин (эксплуатация и/или хранение любой резины может осуществляться не более 10 лет).

Каждая из этих причин может привести к ускоренному выходу колес из строя или послужить причиной дорогостоящего ремонта автомобиля.

Виды стирания покрышек

1. Стирание по норме

Изнашивается определенная часть шины в зависимости от нее местонахождения. При этом управляемые колеса в большей степени изнашиваются по бокам, а ведущие – посередине. Для снижения уровня стирания покрышек рекомендуется периодически менять их местами.

Схема перестановки колес

2. Односторонний износ

Из названия понятно, что стирание происходит преимущественно с одной стороны. Причин этого несколько: положительный или отрицательный развал/схождение, повышенная скорость при прохождении поворотов, дефект полуосей, отсутствие соосности.

3. Центральное и двухстороннее стирание

При таком факте необходимо проверить давление в шинах, оно либо пониженное (двухсторонний износ), либо повышенное (центральный).

4. Стирание небольшими пятнами по окружности

При появлении данного износа необходимо провести балансировку колеса, а также проверить подвеску на исправность. Кроме того, единственное пятно может являться следствием экстренного торможения при заблокированных колесах.

Методы определения износа шин

При определении степени стирания можно поверить и проанализировать изменение высоты протектора. У новых колес эталонная высота может быть от шести до восьми миллиметров (летние колеса) и от девяти до двенадцати миллиметров (зимняя резина) в зависимости от фирмы-производителя.

Для определения уровня износа высота протектора измеряется в нескольких местах по окружности и берется усредненное значение, которое не должно быть меньше двух миллиметров на летней резине и четырех-шести миллиметров у зимней.

Замер с помощью линейки

Кроме того, некоторые производители выпускают покрышки со специальными индикаторами износа.

Индикаторы Nokian и Bridgestone

Индикатор износа шин Nokian представляет из себя специальные цифры, которые расположены в центре протектора.

Эти указатели (DSI — Driving Safety Indicator), показывают степень изменения высоты протектора, которая измеряется в миллиметрах. Для зимних резин глубина канавок протектора должна быть не менее четырех миллиметров.

Видео: как работает индикатор DSI Nokian.

Индикатор износа шин Nokian Hakkapeliitta 5 дополнительно оснащен специальной пиктограммой снежинки для определения зимнего стирания. Следует иметь в виду, что при пропадании данного индикатора, необходимо незамедлительно менять колеса на новые, ведь они уже не могут обеспечить должного сцепления на заснеженной дороге.


Индикаторы износа шин Bridgestone выглядят немного по-другому. Метка полного стирания представляет из себя небольшие стрелочки, которые расположены в шести местах на внешней стороне обода. Когда они проявляются, то это указывает, что остаточная высота протектора равна 1,6 мм.

Индикатор износа на 55%, который есть только на зимней резине, представляет из себя ребристый выступ внутри протектора, он расположен в четырех местах по всей покрышке.

Если хотя бы в одном месте резина сравнялась с ними, то использовать ее в зимнее время года запрещено.

Видео: про ребристый выступ (индикатор).

Теперь вы знаете, как определить износ зимней и летней резины. При отсутствии индикаторов (меток) можно воспользоваться простой линейкой для замера.

Каждый автовладелец знает, что езда на «лысой» резине опасна. Поэтому вопросы, как вовремя «поймать» момент, когда нужно заменить шины, как высчитать износ и, как в этом помогают индикатор износа шин, всегда остаются актуальными. Для того чтобы выяснить степень износа часто используют различные цифровые измерители, линейку, штангенциркуль, которыми меряют глубину протектора. Можно также применять любой предмет: спичку, монетку, полоску металла. Достаточно лишь вставляя их в протектор, сделать метки, которые в дальнейшем позволят получать текущую информацию об износе. Можно рассчитывать износ в процентах по специальной формуле. Но самым удобным и точным способом получения информации об износе являются индикаторы износа шин, которые устанавливается производителями.

Где индикатор износа?

Надо понимать, что в Европе и РФ установлены единые предельно допустимые величины высоты протектора. Для летних шин они составляют 1.6 мм, а для зимних – от 4 до 6 мм. Тогда становится очевидным, что речь пойдёт именно о протекторном блоке. Для определения места, где расположен индикатор износа шин, следует найти на её боковой поверхности специальную метку, которая может быть в виде аббревиатуры TWI, логотипа производителя, маленького треугольничка либо бибендума для шин Michelin. В качестве примера можно привести индикатор износа резины Michelin, находящийся в центральной канавке протектора. Его место расположения указывает маленький бибендум – резиновый человечек, символ Мишлен.

Многие производители монтируют в протекторах промежуточные индикаторы износа, исчезновение которых указывает на критический износ и необходимость замены.

Пример такого индикатора на шине Continental

Индикаторы износа шин Bridgestone

В отличие от других производителей шины этой марки имеют не один, а два вида индикаторов. Прежде всего, это индикаторы полного износа, имеющие вид небольших стрелочек, которые проявляются, когда высота протектора достигла 1.6 мм. Индикаторы этого вида находятся в шести местах и если они появились, шину требуется заменить. Кроме того, имеется индикатор износа зимних шин Bridgestone, показывающий 55% износа. Он имеет форму ребристых выступов в протекторе, которые установлены в четырёх местах. Если во время эксплуатации появляется хотя бы один из них, то это свидетельствует о том, что резина не может далее использоваться в качестве зимней. На фотографии ниже показано, как они выглядят.

Индикатор износа шин Nokian

На этих шинах часто можно видеть цифровые индикаторы износа протектора шины Nokian в виде цифр, размещённых по центру, которые имеют разный размер и выдавлены на различную глубину. Этот индикатор, показывающий степень изменения высоты протектора в миллиметрах, носит название DSI — Driving Safety Indicator. По мере износа цифры стираются от большего числа к меньшему и при достижении минимального уровня разрешенной эксплуатации показывают, что шина подлежит замене. Это наглядно видно на фотографии индикатора износа шины Nokian Hakkapeliitta 5 (фото ниже).

Снежинка, которую можно видеть на фото, является индикатором возможности эксплуатации покрышки зимой. Кроме того, в последнее время на шинах этого производителя рядом с цифрами и снежинкой можно видеть изображение капли, исчезновение которой означает повышение риска аквапланирования.

Следует знать, что цифровые индикаторы бывают также в виде цифр, означающих процент соотношения высоты изношенного протектора к первоначальному, а также в виде одной сегментированной цифры, каждый сегмент которой выдавлен на различную глубину.

Конечно, можно проводить измерения, используя специальную формулу для расчёта износа, которая имеет следующий вид:

Но зачем это делать, если при наличии индикаторов износа контроль очень прост, ведь для этого достаточно лишь периодически проверять их состояние.

Купил на зиму очередную новинку от Nokian

Nokian Hakkapeliitta 8

Прежняя Nokian Hakkapeliitta 7 очень понравилась за 2 сезона и примерно 15000 потерял всего 7 и 5 шипов на передних колесах . Два задние как новые

Nokian Hakkapeliitta 8 на ощупь мягче своей предшественницы шипы меньше но их 177 .

одна шина попалась с маленьким дефектом

к новой резине новые диски ZW 3114 sp


Беспрецедентное сцепление зимой
Экологичность от природы: низкое потребление топлива, акустический комфорт и снижение уровня повреждения дорожного полотна
Курсовая устойчивость и чуткость руля

Шины Nokian Hakkapeliitta 8 заняли первое место в сравнительном тесте шипованных шин журнала За Рулем, №9, 2013, набрав 949 баллов из 1000 возможных. Шины продемонстрировали лучшие сцепные свойства на льду и снегу, проходимость, расход топлива, управляемость и устойчивость на асфальте, комфорт.

В сравнительном тесте газеты Авторевю шины Nokian Hakkapeliitta 8 разделили первое место. Среди сильных сторон шин Nokian Hakkapeliitta 8 эксперты назвали сцепные свойства на льду и снегу, управляемость на льду и снегу, а также тормозные свойства на сухом асфальте.

Уникальная технология ошиповки от компании-создателя зимних шин обеспечивает невиданное ранее сцепление на льду и снегу. Nokian Hakkapeliitta 8 прекрасно ведёт себя в экстремальных ситуациях, отличается акустическим комфортом, легко вращается, экономит расход топлива и снижает воздействие на дорожную поверхность.

Подробнее об инновациях Nokian Hakkapeliitta 8:

Новый дизайн протектора. Направленный и симметричный рисунок протектора с увеличенным количеством шашек протектора позволяет широко разнести ошиповку, что, в свою очередь, обеспечивает превосходное сцепление, износостойкость и низкий уровень шума.

Большее количество шашек улучшает сцепление, а благодаря возросшему количеству канавок в протекторе, края ламелей лучше цепляются за снег и лёд при касании с поверхностью дороги. Небольшой размер шашек протектора снижает теплонагрев шины, а это влияет на увеличение пробега и повышение износостойкости шины.

Шашки центральной части протектора прочно соединены друг с другом, что улучшает жёсткость шины и повышает стабильность поведения. Протектор с глубокими канавками и открытые плечевые зоны превосходно самоочищаются от снега и слякоти.

Новая концепция ошиповки Nokian Eco Stud 8 улучшает безопасность и управляемость зимних шин в экстремальных ситуациях. Концепция Nokian Eco Stud 8 включает якорный шип нового поколения, форма фланца уменьшает отклонения шипа, и смягчающую «подушечку» под шипом – Eco Stud, изготовленную из специальной мягкой резиновой смеси. Этот слой улучшает работу шипа и смягчает контакт с дорогой. Эта инновация уже применялась в других зимних шинах Nokian Hakkapeliitta, но в шине Nokian Hakkapeliitta 8 толщина «подушечки» увеличена.

Шипованная шина Nokian Hakkapeliitta 8 обладает беспрецедентным сцеплением на льду в продольном и поперечном направлении. Месторасположение каждого шипа оптимизировано с помощью компьютерного моделирования. Шипы распределены равномерно по всей поверхности протектора.

Обновлённое двухслойное строение протектора (cap & base) Nokian Hakkapeliitta 8 улучшает качество сцепления при торможении. Особо прочная резиновая смесь внутри протектора надёжно блокирует шип в шашке, стабилизирует движение шины на сухой дороге и обеспечивает равномерный износ шины.

Смесь протектора Hakkapeliitta Cryo-silane Gen 2 на основе криосилана второго поколения. Отличное сцепление зимой при любой температуре, износостойкость и более низкий расход топлива. При низких температурах сурепное (разновидность рапса) масло усиливает взаимодействие силики и натурального каучука. Резиновая смесь протектора при любых условиях сохраняет эластичность. Ламели шашек протектора активно действуют и сохраняют хороший уровень сцепления при смене температуры. Сурепное масло улучшает свойства прочности резиновой смеси на разрыв, а также совершенствует сцепление на ледяной и заснеженной поверхности.

Тормозные усилители. Улучшено сцепление при торможении. Сцепление при торможении на снегу усовершенствовано благодаря усилителям торможения в задней части шашек протектора. Зубчатый рисунок усилителей торможения увеличивает площадь захвата и улучшает сцепление, особенно на заснеженной поверхности дороги.

Диагональные поддерживающие 3D ламели в центральной части протектора усиливают протектор. Шина быстро и чутко реагирует на маневры рулевого колеса, улучшая уверенность движения и чуткость управления.

Самоблокирующиеся 3D ламели. Более точная управляемость. 3D-ламели, находящиеся в наружной части плечевых зон, при касании с дорогой фиксируют шашечные блоки, соединяя их в одно целое, что улучшает свойства движения и управляемость при движении по дуге и маневрах на трассе.

Новый жесткий брекерный пакет позволяет шине сохранять форму, не смотря на неровности дороги. Более комфортному вождению способствуют компоненты боковины, поглощающие удары, и выбор материалов, эффективно снижающих уровень шума, ощутимый в салоне.

Индикатор износа протектора и зимний индикатор износа

Индикатор степени износа протектора (DSI – Driving Safety Indicator) находится в центральной части протектора и показывает остаточную глубину канавки протектора в миллиметрах. По мере эксплуатации шины цифры стираются в порядке убывания. Зимний индикатор износа в виде снежинки сохраняется до тех пор, пока канавка протектора имеет глубину не менее 4 мм. После того как снежинки исчезнут, шины считаются небезопасными для эксплуатации в зимних условиях и их рекомендуется заменить.

Инфо-участок расположен на боковине Nokian Hakkapeliitta 8. Во время сезонной замены шин можно сделать отметки о рекомендуемом давлении в шинах и их месторасположении, а также вписать момент затяжки болтов для крепления колёсных дисков.

59 типоразмеров от 13 до 20 дюймов. В ассортименте есть шины и для небольшого семейного автомобиля, и для крупного спортивного автомобиля люксового класса. Модельный ряд включает шины, изготовленные по технологии Flat Run, и усиленные шины категории XL с повышенным индексом несущей способности.

Все говорят о том что шипы шумят так на 8 их практически не слышно вообще