Про устройство привода читайте в наших предыдущих статьях. В данном материале вы узнаете, как правильно отремонтировать привод вентилятора ЯМЗ.

При поломках механизм необходимо разобрать с помощью специального инструмента. Сперва отворачивают болты крепежа и снимают крыльчатку. Затем ослабляют крепление натяжных механизмов ремня пневмокомпрессора и генератора.

Провода для подачи напряжения привода вентилятора ЯМЗ 236 отсоединяют. Снимают трубку, подводящую масло. Выкручивают крепежный болт из штуцера. Затем демонтируют клапан с прокладкой.

Отворачивают гайки с болтами. Снимают агрегат с двигателя. Соблюдают аккуратность, чтобы не повредить прокладку.

Затем откручивают болты крепления и с детали снимают крышку. Из вала извлекают ведущие и ведомые валы. Достают поршень в сборе.

Чтобы предотвратить проворот шестерни, деталь фиксируют, отвернув гайку.

Пользуются любым съемником и спрессовывают запчасть. Затем выпрессовывают ведущий вал. Чтобы не сломалась черпательная трубка, шкив фиксируют в осевом направлении.

Далее из корпуса привода вентилятора двигателя ЯМЗ извлекают обойму заднего подшипника с распорной втулкой. Для снятия шкива и черпательной трубки выворачивают крепежные болты.

Распорную втулку выпрессовывают. Используют спецприспособление, чтобы избежать передачу осевого усилия через сепаратор. Затем из корпуса вынимают подшипник.

После разборки выполняют все необходимые ремонтные работы. Если на корпусе есть трещины или обломы, деталь подлежит замене. При наличии поврежденной резьбы, сорванных шлиц, вала с дефектами вентилятор не ремонтируют. Если механизм не подлежит восстановлению, устанавливают новый. Купить по выгодной цене привод вентилятора ЯМЗ вы можете в нашем магазине.

Привод вентилятора ЯМЗ-7511

Отвернуть гайку 38 и с помощью съемника (рисунок 80) спрессовать с вала ведомого 27 ступицу 36 (S=30).

Отвернуть болты крепления 34 (S=12) и аккуратно, не повредив уплотнительные прокладки 6, снять крышку 2 передней муфты в сборе с ведомым валом 27.

Извлечь из ведомого вала 27, пакет ведущих и ведомых дисков 4, 5, поршень в сборе с его упором и нажимной обоймой (поз. 29, 31, 32).

Отвернуть гайку (поз. 20) крепления шестерни (поз. 18). Зафиксировать шестерню привода от проворота с помощью съемника спрессовать ее с ведущего вала (поз. 19).

Выпрессовать ведущий вал (поз. 19). При этом шкив (поз. 26) должен быть зафиксирован в осевом направлении в осевом направлении во избежание поломки черпательной трубки.

Извлечь из корпуса привода (поз. 15) внутреннюю обойму заднего подшипника и внутреннюю распорную втулку вместе с уплотнительными кольцами (поз. 11, 12).

Отвернуть винты крепления ( поз. 10), снять черпательную трубку и шкив привода компрессора и генератора (поз. 9, 26).

Отвернуть болты крепления упорного фланца (поз. 17, 21) (S=12) и снять его. Выпрессовать наружную распорную втулку и наружную обойму заднего подшипника (поз. 16, 23).

Во избежание передачи осевого усилия через сепаратор переднего подшипника, выпрессовку необходимо проводить с помощью специального приспособления.

Извлечь из корпуса передний подшипник (поз. 25).

Сборка привода вентилятора ЯМЗ-7511

Установить в корпус привода (поз.15) с помощью оправки передний сферический подшипник (поз. 25). При установке недопустим перекос внутренней обоймы относительно наружной, а также передача осевого усилия через сепаратор.

Запрессовать наружную распорную втулку (поз. 23), поставить шайбу (поз. 22) и установить наружную обойму заднего подшипника (поз. 16).

Установить в наружную распорную втулку (поз. 23) внутреннюю распорную втулку (поз. 11), с предварительно надетыми на нее уплотнительными кольцами (поз. 12).

Установку распорных втулок в корпус привода необходимо производить, как изображено на рисунке 95, чтобы обеспечить совпадение маслоподводящих отверстий.

Установить упорный фланец (поз. 17) и закрепить его болтами с шайбами (поз. 21 и 40) (S=12).

Установить черпательную трубку (поз. 9) в корпус привода и закрепить ее винтами (поз. 10).

Вставить манжету (поз. 13) в корпус привода (поз. 15) и установить шкив компрессора и генератора (поз. 26), с предварительно запрессованной втулкой (поз. 24).

Напрессовать в предварительно подсобранный узел вал ведущий (поз. 19).

Напрессовать шестерню (поз. 18) на конец ведущего вала (поз. 19) и закрепить гайкой (поз. 20) (S=32).

Установить ведущий вал, поршень в сборе с его упором и нажимной обоймой, пакет ведущих и ведомых дисков.

Установить уплотнительные прокладки, манжету, крышку привода в сборе с валом ведомым и закрепить болтами.

Установить шпонку в паз ведомого вала и напрессовать ступицу на конец вала. Установить шайбу и завернуть гайку (S=30).

При сборке должны соблюдаться следующие требования:

— Перед сборкой все манжеты, резиновые и металлические уплотнительные кольца, а также подшипники должны быть смазаны дизельным маслом.

— При сборке пакета фрикционных дисков чередование ведущих и ведомых дисков должно быть таким, как изображено на рисунке.

При этом ведущие диски необходимо устанавливать так, чтобы направление, отжимных усов было против часовой стрелки, если смотреть на привод со стороны ступицы вентилятора.

При сборке привода вентилятора ЯМЗ-7511 необходимо обеспечить затяжку контролируемым моментом следующих резьбовых соединений:

— болтов упорного фланца от 18 (1,8) до 20 (2,0) Нм (кг/см);
— винтов черпательной трубки от 4,9 (0,5) до 7,8 (0,8) Нм (кг/см);
— болтов крышки привода от 19,61 (2,0) до 24,51 (2,5) Нм (кг/см);
— гаек шестерни и ступицы от 156,9 (16) до 196,1 (20) Нм (кг/см).

У собранного привода вращение шкива относительно корпуса должно быть свободным, без заеданий.

Вращение ступицы вентилятора относительно корпуса и шкива также должно быть свободным, без заеданий.

Установка привода вентилятора ЯМЗ-7511

Собрать термореле включателя вентилятора (4573733019) с шайбой (312766-П, 1 шт.) и приводом «массы» (КЭМ 32.160-01) и ввернуть в водяную трубу правой головки блока цилиндров вручную на 2-3 нитки резьбы от руки.

Завернуть термореле окончательно с Мкр=19,6-24,5 Нм (2-2,5 кг/см) (S=30).

Закрепить привод «массы» термореле на второй (считая от передненго торца двигателя к шпильке крепления правой водяной трубы (S=13).

Вставить 2 верхних болта крепления привода вентилятора с шайбами, установить прокладку (236-1308108-Б, 1 шт.) на шпильки крышки шестерен распределения (М10, 310423-П29, 4 шт.), установить привод вентилятора (7511.1308011-30, 1 шт.) на шпильки, ввернуть гайки с шайбами и болты на 2-3 нитки резьбы от руки.

Закрепить болты и гайки крепления привода вентилятора окончательно с Мкр=27,45-35,3 Нм (2,9-3,6 кг/см) (S=14, 17).

Собрать электромагнитный клапан КЭМ 32-23 с болтами (М8, 200270-П2, 2 шт.) и шайбами (252005-П29, 2 шт.) и (252135-П2, 2 шт.), проверить наличие уплотнительного кольца, установить на привод вентилятора, ввернуть болты на 2-3 нитки резьбы вручную, подложив кляммер (315455-П29, 1 шт.) с приводом КЭМ под правый болт.

Завернуть болты окончательно с Мкр= 13,7-17,6 Нм (1,4-1,8 кг/см) (S=12).

Собрать болт (М14, 310095-П29, 1 шт.) с шайбами (312326-П34, 2 шт.) ввернуть болт в отверстие электромагнитного клапана на 2-3 нитки резьбы от руки.

Вставить болт (М14, 310096-П29, 1 шт.) с шайбами (312326-П34, 2 шт.) в другой наконечник трубки, установить на болт еще одну шайбу и ввернуть болт в штуцер на 2-3 нитки резьбы от руки.

Установить на трубку прокладку (240Б-1318124, 1 шт.) и кляммер (236-1308097, 1 шт.), обжать, закрепить кляммер под болт крепления трубки окончательно с Мкр=39,2-49,0Нм (4-5 кг/см) (S=19).

Ввернуть угольник конечный (379737-П29, 1 шт.) в болт направив наконечником в сторону маховика (ключ 17х19).

ПРИВОД ВЕНТИЛЯТОРА

Рис. 42 – Привод вентилятора 7511.1308011-30 с электромагнитным клапаном КЭМ 32-23 (или КЭМ 32-23М)
1–манжета; 2–крышка; 3–подшипник; 4–диск ведомый; 5–диск ведущий; 6–прокладка; 7–пружина отжимная; 8–кольцо упорное; 9–трубка черпательная; 10–винт; 11–втулка распорная; 12–кольцо уплотнительное; 13–манжета; 14–клапан электромагнитный; 15–корпус; 16–подшипник; 17–фланец упорный; 18–шестерня; 19–вал ведущий; 20–гайка; 21–болт; 22–шайба; 23–втулка распорная; 24–втулка; 25–подшипник; 26–шкив; 27–вал ведомый; 28–подшипник; 29–обойма нажимная; 30–кольцо уплотнительное; 31–поршень; 32–упор поршня; 33–пружина нажимная; 34–болт; 35–кольцо уплотнительное; 36–ступица; 37–шпонка; 38–гайка; 39–шайба.

Двигатели в основном комплектуются отключаемым фрикционным приводом вентилятора производства ОАО «Агат» (см. рис. 42-45), предназначенным для включения и выключения вентилятора в зависимости от условий эксплуатации. Отдельные комплектации двигателей в зависимости от требований потребителя комплектуются постоянно работающим приводом вентилятора (см. рис. 46-48). Применяемость приводов вентиляторов на двигателях типа ЯМЗ-7511 и ЯМЗ-7601 приведена в таблице 3.

Рис. 43 – Привод вентилятора 238НД-1308011-В (отличается от 7511.1308011-30 шкивом привода генератора и компрессора и ступицей вентилятора)

Рис. 44 – Привод вентилятора 238-1308011-В (отличается от 238НД-1308011-В только шкивом привода генератора и компрессора)

Рис. 45 – Отключаемый привод вентилятора 238.1308011-Г (отличается от 7511.1308011-30 только шкивом привода генератора и компрессора)

Рис. 46 – Неотключаемый привод вентилятора 238К-1308011-В

Рис. 47 – Неотключаемый привод вентилятора 236НЕ-1308011-А2

Рис. 48 – Неотключаемый привод вентилятора 7514.1308011-01

Таблица 3 – Применяемость приводов вентиляторов на двигателях типа ЯМЗ-7511 и ЯМЗ-7601

Модель силового агрегата и комплектация Комплектность Конструктивные особенности комплекта
Модель привода вентилятора Модель включателя и термореле
ЯМЗ-7511.10* 7511.1308011-30 см. рис. 42 КЭМ-32-23М (или КЭМ-32-23) и 661.3710-01 Отключаемый (производства ОАО «Агат» – ступица вентилятора (238-1308052 сдвинута к приводу), диаметр шкива под ремень генератора ∅124 мм
ЯМЗ-7511.10-01 –«– –«– –«–
ЯМЗ-7511.10-02* –«– –«– –«–
ЯМЗ-7511.10-06 –«– –«– –«–
ЯМЗ-7511.10-10 –«– –«– –«–
ЯМЗ-7511.10-11* –«– –«– –«–
ЯМЗ-7511.10-12* –«– –«– –«–
ЯМЗ-7511.10-16 236НД-1308011-В см. рис. 43 КЭМ-32-23М (или КЭМ-32-23) и 661.3710-01 Отключаемый (производства ОАО «Агат» – ступица вентилятора (238-1308052 сдвинута к приводу), диаметр шкива под ремень генератора ∅124 мм
ЯМЗ-7511.10-18* 7511.1308011-30 (рис. 42) КЭМ-32-23М (или КЭМ-32-23) и 661.3710-01 Отключаемый (производства ОАО «Агат» – ступица вентилятора (238-1308052 сдвинута к приводу), диаметр шкива под ремень генератора ∅124 мм
ЯМЗ-7511.10-20 –«– –«– –«–
ЯМЗ-75117.10-22* –«– –«– –«–
ЯМЗ-75117.10-23* –«– –«– –«–
ЯМЗ-75117.10-26* –«– –«– –«–
ЯМЗ-75117.10-27* –«– –«– –«–
ЯМЗ-75117.10-36 –«– –«– –«–
ЯМЗ-75117.10-45* –«– –«– –«–
ЯМЗ-7512.10-02 –«– –«– –«–
ЯМЗ-7512.10-04 –«– –«– –«–
ЯМЗ-7512.10-05 238К-1308011-В см. рис. 46 нет Неотключаемый (производства ОАО «Автодизель»)
ЯМЗ-7513.10-01* 7511.1308011-30 (рис. 42) КЭМ-32-23М (или КЭМ-32-23) и 661.3710-01 Отключаемый (производства ОАО «Агат» – ступица вентилятора (238-1308052 сдвинута к приводу), диаметр шкива под ремень генератора ∅124 мм
ЯМЗ-7513.10-02* 236НЕ-1308011-А2 см. рис. 47 нет Неотключаемый (производства ОАО «Автодизель») – без упругой муфты, короткий вал (236НЕ-1308050-А), шкив под ремень генератора (236НЕ-1308025) ∅150 мм
ЯМЗ-7514.10 238-1308011-В см. рис. 44 КЭМ-32-23М (или КЭМ-32-23) и 661.3710-01 Отключаемый (производства ОАО «Агат» – ступица вентилятора (238-1308052 сдвинута к приводу), диаметр шкива под ремень генератора ∅124 мм
ЯМЗ-7514.10-01 7514.1308011-01 см. рис. 48 нет Неотключаемый (производства ОАО «Автодизель») – с упругой муфтой (236-1308090-В2), с проставочной втулкой между шкивом и муфтой, длинный вал (7514.1308050), шкив под ремень генератора (236-1308025–В2) ∅124 мм
ЯМЗ-7514.10-02 238-1308011-Г см. рис. 45 КЭМ-32-23М (или КЭМ-32-23) и 661.3710-01 Отключаемый (производства ОАО «Агат» – ступица вентилятора (238-1308052 сдвинута к приводу), диаметр шкива под ремень генератора ∅124 мм
ЯМЗ-7601.10-01* 236НЕ-1308011-А2 (рис. 47) нет Неотключаемый (производства ОАО «Автодизель») – без упругой муфты, короткий вал (236НЕ-1308050-А), шкив под ремень генератора (236НЕ-1308025) ∅150 мм
ЯМЗ-7601.10-04* 236НД-1308011-В (рис. 43) КЭМ-32-23М (или КЭМ-32-23) и 661.3710-01 Отключаемый (производства ОАО «Агат» – ступица вентилятора (238-1308052 сдвинута к приводу), диаметр шкива под ремень генератора ∅124 мм
ЯМЗ-7601.10-14* –«– –«– –«–
ЯМЗ-7601.10-18* 236НЕ-1308011-А2 (рис. 47) нет& Неотключаемый (производства ОАО «Автодизель») – без упругой муфты, короткий вал (236НЕ-1308050-А), шкив под ремень генератора (236НЕ-1308025) ∅150 мм
ЯМЗ-7601.10-19* 236НД-1308011-В (рис. 43) КЭМ-32-23М (или КЭМ-32-23) и 661.3710-01 Отключаемый (производства ОАО «Агат» – ступица вентилятора (238-1308052 сдвинута к приводу), диаметр шкива под ремень генератора ∅124 мм
ЯМЗ-7601.10-21* 236НЕ-1308011-А2 (рис. 47) нет Неотключаемый (производства ОАО «Автодизель») – без упругой муфты, короткий вал (236НЕ-1308050-А), шкив под ремень генератора (236НЕ-1308025) ∅150 мм
ЯМЗ-7601.10-22* 236НД-1308011-В (рис. 43) КЭМ-32-23М (или КЭМ-32-23) и 661.3710-01 Отключаемый (производства ОАО «Агат» – ступица вентилятора (238-1308052 сдвинута к приводу), диаметр шкива под ремень генератора ∅124 мм

* – двигатели с индивидуальными головками цилиндров.

Двигатели комплектуются фрикционным приводом вентилятора (рис. 49), предназначенным для включения и выключения вентилятора в зависимости от условий эксплуатации.
Применение фрикционного привода позволяет:
• Обеспечить оптимальный тепловой режим двигателя.
• Снизить расход топлива за счет снижения потерь мощности на работу вентилятора.
• Повысить надежность шестеренчатого привода двигателя за счет снижения динамических нагрузок на шестерни.
• Обеспечить бродоходимость автомобиля без снятия вентилятора.
• Сократить время прогрева двигателя.
• Улучшить комфортабельность за счет поддержания надлежащего микроклимата в кабине и снижения шумности.

УСТРОЙСТВО И РАБОТА ФРИКЦИОННОГО ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА

Фрикционный привод может работать в трех режимах: автоматическом, постоянно включенным и постоянно выключенном. Управление вентилятором осуществляется с помощью электромагнитного включателя.
Вентилятор при неработающем двигателе находится в отключенном состоянии. После пуска двигателя крыльчатка вентилятора может вращаться за счет трения в подшипниках и других сопрягаемых деталях дисковой муфты с частотой 200-500об/мин.
При достижении температурного состояния двигателя близкого к высшему оптимальному (+85°-+93°С) масло от электромагнитного включателя под давлением поступает в канал подвода масла корпуса 14 (рис. 49). Далее через отверстие в корпусе, радиальные отверстия во втулках 10 и 22 попадает в осевое отверстие ведущего вала 18, а оттуда к поршню 30. Поршень начинает перемещаться, передавая усилия через пружины 32 на обойму, которая давит на диски 4 и 5, выбирая зазоры между ними. После сжатия ведущих и ведомых дисков ведомый вал 25 с крыльчаткой начинает вращаться с рабочей частотой. После того как, температурное состояние двигателя достигнет значения близкого к низшему оптимальному, включатель прекращает подачу масла. Масло, находящееся под поршнем 30, под действием центробежных сил, а также пружин 7, 32 через дренажные отверстия по специальным каналам перемещается во внутреннюю полость передней крышки 2 и шкива 24. С помощью черпательной трубки 9 и далее по каналам в корпусе масло попадает в картер двигателя.
По мере освобождения полости под поршнем 30 от масла он перемещается под действием пружин 7, 32. Диски фрикционного привода расходятся и вентилятор отключается.

Рисунок 49 – Привод вентилятора 7511.1308011-30
1 – манжета; 2 – крышка; 3 – подшипник; 4 – диск ведомый; 5 – диск ведущий; 6 – прокладка; 7 – пружина отжимная; 8 – кольцо упорное; 9 – трубка черпательная; 10 – винт; 11 – втулка распорная; 12 – кольцо уплотнительное; 13 – манжета; 14 – корпус; 15 – подшипник; 16 – фланец упорный; 17 – шестерня; 18 – вал ведущий; 19 – болт; 20 – шайба; 21 – втулка; 22 – втулка распорная; 23 – подшипник; 24 – шкив; 25 – вал ведомый; 26 – подшипник; 27 – обойма нажимная; 28 – кольцо уплотнительное; 29 – кольцо уплотнительное; 30 – поршень; 31 – упор поршня; 32 – пружина нажимная, 33 – болт; 34 – ступица вентилятора.