Генератор Г-11A мотоцикла Урал.
Проверку и регулировку генератора Г-11 А мотоцикла Урал можно произвести разными способами. Исправность контролируется сигнальной лампочкой, а если она по каким-либо причинам отсутствует или перегорела, то нужно на средних оборотах двигателя снять с клеммы аккумулятора один из проводов. Если двигатель продолжает работать, значит, генератор исправен.
Генератор можно также проверить, соединив один конец провода с переносной лампой на массу, а второй — с зажимом Я реле-регулятора (при этом от зажимов Ш и Я провода должны быть отсоединены). Затем дать двигателю средние обороты, и если переносная лампа будет гореть, то генератор исправен.
Генератор Г-11А:
1 — шестерня привода; 2 — сальник; 3 — обмотка якоря; 4 — передняя крышка; 5 — корпус; 6 — деревянный клин; 7 — сердечник якоря; 8 — полюсный башмак; 9 — обмотка возбуждения; 10 — щетка; 11 — пружина щетки; 12 — контактные болты; 13 — шарикоподшипник; 14 — крышка подшипника; 15 — стяжной болт; 16 — вал якоря; 17 — щеткодержатель; 18 — коллектор; 19 — крышка; 20 — защитная лента.
Характеристики электрогенератора Г-11 А → подробнее.
Регулировка зацепления шестерен
Если генератор снимали, то при установке его на место необходимо произвести регулировку зацепления шестерен его привода.
Порядок регулировки генератора Г-11 А мотоцикла Урал следующий:
— установить на место в картер двигателя;
— запустить двигатель и прослушать шум, который издает привод;
— если привод шумит, надо увеличить зазор между шестернями;
— а если слышен стук — уменьшить зазор;
— отпустить болт стяжной ленты и, поворачивая генератор за корпус, установить на слух необходимый зазор между шестернями;
— закрепить стяжную ленту и вновь проверить шум шестерен.
Генератор Г-424 мотоцикла Урал
Электрогенератор Г-424 трехфазная машина, с электромагнитным возбуждением. Вырабатывает переменный ток. Установлен выпрямитель ВГБ-2А, работа которого преобразовать ток в постоянный, нужный для электрических потребителей мотоцикла. Для нормальной работы электрической машины требуется реле-регулятор РР-330. Работа, которого заключается в подключении в нежный момент к электросети генератора или аккумуляторной батареи.
Отличительная особенность генератора Г-424 не способность работать при разряженной аккумуляторной батарее. Для запуска двигателя и увеличения до 2400 оборотов в минуту, мотоцикл работает на аккумуляторе. Только после превышения этого порога работает электрогенератор в режиме самовозбуждения.
Схема генератора Г-424:
1 — крышка; 2 — сальник; 3 — ротор; 4 — обмотка статора; 5 — клеммная колодка; 6 — задняя крышка; 7 — щитковый узел; 8 — выпряительный блок; 9 — вентилятор; 10 — защитный кожух; 11 — подшипник.
Технические характеристики Г-424
1 – Напряжение – 14 вольт.
2 – Мощность – 150 ватт.
3 – Ток полной отдачи – 11 ампер.
4 – Полная масса – 3.8 кг.
5 – Направление вращения якоря – правое.
6 – Полярность корпуса мотоцикла – отрицательная (минус).
7 – Удельная мощность – 42 вт/кг.
8 – Срок службы – 40000 км.
Ротор Г-424 приводится в движение от шестерни, установленной на распределительном вале двигателя. Передаточное число между валами равно 1,33. Консольное крепление на картере выполнено двумя шпильками
Регулировка шума шестерен Г-424
Ослабив гайки шпилек крепления и запустив двигатель, поворотом генератора в ту или другую сторону. Добиваемся самого малого шума шестерен. Установив нужный зазор затягиваем гайки. Так производится регулировка зацепления шестерен привода.
Неправильно установленное зацепление шестерен привода ведет к перегреву, преждевременному износу шестерен и поломке вала.
Генератор Г-414 мотоцикла Урал.
На первых выпусках мотоциклов применялось электрическое оборудование шести вольт. Соответственно и генератор вырабатывал постоянный ток нужного напряжения. Устанавливается в специальное отверстие в картере двигателя и закрепляется стяжной лентой. Регулировка зацепления шестерен как на Г-11А описана выше.
Схема генератора Г-414:
1 – якорь; 2 – обмотка; 3 – бандаж; 4 – коллектор; 5 – крышка; 6 – задний подшипник; 7 – крышка; 8 – вывод; 9 – щитки; 10 – катушка; 11 – корпус; 12 – передняя крышка; 13 – защитная шайба; 14 – передний подшипник; 15 – сальник; 16 – шпонка; 17 – корончатая гайка.
Характеристики Г-414
1 – Напряжение постоянное – 6 вольт.
2 — Мощность – 65 ватт.
3 – Ток полной отдачи – 10 ампер.
4 – Полная масса – 3,5 кг.
5 – Направление вращения якоря – правое.
6 – Полярность корпуса мотоцикла (масса) – отрицательная (минус).
7 – Удельная мощность – 18,5 вт/кг.
8 – Срок службы – 30000 км.
Видео. Приколы на мотоциклах
Что из себя представляет генератор №14.3771 мощностью в полкиловатта для «оппозитов»? Этот агрегат есть, если сравнить с нашим временем, уже не новый, но и не старый, сравнить с Г-424. Он себя зарекомендовал в кругу «ураловодов» довольно неплохо. Поэтому поговорим подробнеё о устройстве данного генератора. Для начала — маленький экскурс в историю. В далеком 1973 году на диком Западе разразился первый крупный топливный кризис Резко упал спрос но большие и прожорливые автомобили. Экономика Японии, не имеющей своих нефтяных месторождений, испытала особые потрясения.
В этих суровых условиях японские конструкторы практически первыми смогли решить вопрос, как уменьшить потребление бензина. Следует снизить массу транспортных средств, но не в ущерб их ресурсу. Это коснулось всех узлов и деталей, как крупных, так и мелких, — в том числе даже электрооборудования и генераторной установки. Фирма «Bosch» не отстала от японцев в разработке генераторов. В результате е начале семидесятых годов сформировался современный вид генератора, так называемого «компактного» типа.
Рис. 1. График зависимости вырабатываемого генератором тока от оборотов вращения ротора.
К этому типу относится и наш мотоциклетный «полкиловаттник».
При его разработке были учтены многие современные требования: мощность генератора должна быть достаточной для обеспечения положительного баланса электроэнергии при любых режимах эксплуатации; надежное охлаждение; габаритные и присоединительные размеры не должны увеличиваться (это позволит использовать новый генератор но двигателях прежних лет выпуска безо всяких изменений); интегральный регулятор напряжения Я212А11Е (или 36.3702) встроен в генераторную установку, что упрощает схему электропроводки мотоцикла в целом.
Единственное техническое решение, обычно применяемое на современных автомобильных двигателях с генераторами «компактного» типа, но не использованное при создании генератора 14.3771, — повышение рабочих оборотов генератора путем изменения передаточного числа до — 1:3 с полихлиновым («ручейковым») ремнем. Применение на мотоцикле «Урал» новых шестерен привода генератора требует создания нового картера и исключает взаимозаменяемость с деталями старых моторов. От изменения передаточного числа отказались, однако комплекс использованных технических решений позволяет отнести генератор 14.3771 к самым современным.
У некоторых может возникнуть вопрос, не слишком ли завышена мощность генератора 14.3771 (14 В; 35 А)? Давайте посмотрим но график зависимости между отдаваемым генератором током и оборотами коленчатого вала двигателя.
И тут же посчитаем: система зажигания плюс габаритный свет и лампа стоп-сигнала потребляют ток около 5-6 А (рис.1 — пунктир). Старый генератор Г-424 мог обеспечить эти очень скромные потребности, начиная почти с : 2000 об/мин коленчатого вала. Вследствие этого при необходимости движения с малой скоростью (как на проселочной дороге, так и в городских «пробках») аккумулятор хронически разряжался. Включенная фара в темное время суток окончательно портила всю картину — и светила тускло, и неумолимо приближала конец аккумулятора.
Главное преимущество генератора состоит даже не в большой максимальной мощности, а в том, что уже при 900…1000 об/мин коленчатого вала (на холостых оборотах!) он способен выдать ток 15 А — как у Г-424 при полном «газе» (см. рис. 1).
Рассмотрим подробно конструкцию генератора. Возросшая мощность потребовало более эффективного охлаждений, поэтому крыльчатка вентилятора расположена внутри корпуса, на переднем торце ротора. Сам же корпус выполнен с многочисленными вентиляционными отверстиями.
Применение шарикоподшипников «тяжелой» серии в сочетании с динамической балансировкой ротора но компьютерном стенде позволило существенно увеличить ресурс генератора. Этому способствует и пропитка обмоток ротора и статора эпоксидным компаундом горячей сушки для лучшей защиты от воды, грязи и вибрации.
Наибольшим изменениям подверглось конструкция ротора. Щеточный узел вынесен из внутренней полости генератора на задний хвостовик вала. Это позволило сблизить подшипники (для улучшения вибростойкости) и применить контактные кольца с диаметром меньше, чем вал генератора. В результате увеличился срок службы колец вследствие уменьшения окружной скорости скольжения щеток.
Встроенный выпрямительный блок состоит из восьми силовых диодов, размещенных на алюминиевых радиаторах, на задней крышке генератора (каждый диод рассчитан на ток 20 А). Шесть из них составляют трехфазный выпрямительный мост. Оставшиеся два диода в мотоциклетной модификации генератора не используются и никуда не подключены.
Также в электрическую схему введено дополнительное плечо выпрямителя. Три маленьких диода (каждый на ток 2А) расположены но пластмассовой «подкове», обрамляющей внутренний край «подковы» силового выпрямителя. Это позволило исключить ток разряда через катушку возбуждения при включенном зажигании и неработающем двигателе, а также разгрузить контакты замка зажигания (коммутирующие питание на обмотку возбуждения) при работающем двигателе.
Интегральный регулятор Я212А11E или 36.3702 встроен в щеточный узел генератора. Вышеупомянутые регуляторы выпускаются разными заводами и, несмотря на различие в маркировке, имеют совершенно одинаковое внутреннее устройство и полностью взаимозаменяемы. По стандарту порог срабатывания регуляторов Я212А11Е и 36.3702 должен находиться в пределах 13,6-14,4 В.
Электрическая схема новой генераторной установки несколько отличается от того, к чему привыкли наши мотоциклисты, и требует пояснений. При включении «зажигания» загорается контрольная лампочка «ЛК», чем подтверждается работоспособность цепи подвозбуждения. После запуска двигателя генератор начинает вырабатывать напряжение и лампа «ЛК» гаснет, так как на выводе «D+» появляется напряжение, равное напряжению акку-муляторногй батареи. На случай перегорания лампы «ЛК» параллельно ей включен резистор «R» (56 Ом, 2 Вт). В крайнем случае резистор «R» можно и не ставить, но тогда необходимо возить с собой запасную лампочку (12В, 2-4 Вт).
Рис. 2. Электрическая установка с генератором 14.3771:
1 — щиток приборов или фара; 2 — резистор подвозбуждеиия генератора (560 Ом и 2 Вт); 3 — разъем для подключения электронного тахометра. 4 — силовая (положительная) клемма генератора: 5 — разъем цепи подвозбуждения генератора.
Не задействованную в работе генератора секцию силового выпрямителя (изображена на рис. 2. оранжевым цветом) предполагалось соединить с нулевой точкой обмотки статора (несуществующий провод изображен оранжевой пунктирной линией). Схема с подключением нулевой точки к выпрямителю способна увеличить мощность, отдаваемую генератором, но не более чем на 10-15% (- 3 А). Однако столь несущественной прибавкой решили пренебречь ради упрощения производства.
При работе генератора но клемме «W» возникает переменное напряжение, частота пульсации которого зависит от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Эта клемма изначально предусматривалась для подключения электронного тахометра.
Как уже говорилось, генератор 14.3771 легко может быть установлен на мотоциклы прежних лет выпуска. Для облегчения этой задачи приводится схема прежней генераторной установки с генератором Г-424 (рис. 3).
Перед теми кто пытается возродить к жизни старые мотоциклы, такие как М72, К750, МТ-9, М62 и по мере возможности их как то эксплуатировать в современных условиях сталкиваются в первую очередь с проблемой перевода бортовой сети мотоцикла с 6В на 12В. Зачастую продиктовано это из следующих соображений:
— Все современное электрооборудование данного класса ТС имеет 12 вольтовую схему и все оборудование заточено под это (Освещение, реле регуляторы, зажигание, реле поворотов и т.д.)
— По соображениям безопасности. Головной свет 6 В оставляет желать лучшего и не отвечает современным требованиям безопасности.
— Порой найти детали, в приемлемом состоянии, на старые мотоциклы очень сложно и это связано с большим временным промежутком, что недопустимо в столь короткий мотосезон нашего региона. Косвенно из этого же вытекает аспект и ремонтопригодности. Найти современную деталь куда проще, быстрее и дешевле.
С причинами вроде как разобрались, перейдем к путям решения.
Видится три основных технических решения в разных вариациях.
1. Покупка реплики генератора произведенного в современном производстве китайским населением планеты.
2. Изготовление переходной пластины для 12 вольтового генератора.
3. Установка автомобильного генератора через шкив с переходника на месте генератора.
http://oppozit.ru/node/53792
По этому пути идут по ряду причин.
А) Кого то не устраивает мощность уже так же архаичного 12В генератора Г424 – 150 Вт. Владикавказский завод их уже не выпускает, а качество Китайских производителей оставляет желать лучшего.
Б) Увеличение отдаваемой мощности и зарядку АКБ с холостых оборотов.
У данного способа есть один существенный недостаток, возросшая нагрузка на механизмы ГРМ.
Альтернативой этому способу служит следующий
4. Привод генератора от Маховика
http://oppozit.ru/post_71404.html
http://oppozit.ru/post_69622.html
Вопрос эстетики каждый решает для себя сам. Основные плюсы, это снята нагузка с ГРМ, отсутствует шум. Минусы в том, что может попасть грязь в полость маховика. Замена ремня генератора так же не представляется простой ситуацией, но не так и часто его надо менять.
5. Подводя итог выше сказанному и выразив свое мнение хочется порекомендовать пойти способом которым прошли Поляки. Установка современного мотоциклетного генератора через переходник без работ по доработке картера.
http://www.kolyaska.fora.pl/mechanika,7/alternator-k-750,437.html
(советую пролистать все 7 страниц и прочесть).
Минусы данного решения только в трудозатратах. В реальных условиях угроханного промышленного производства не так просто найти людей со станочным парком и материалами и возможностью все это вывезти через проходную. При этом при всем первый вариант не кажется таким дорогим.
Минусы все же есть, законы физики никто не отменял. Стандартный генератор выдает мощность в 65 Ват. Современные генераторы в разы превышают эту мощность. Чем больше нагружать генератор по мощности, тем больше нагрузка на ГРМ. Разумным видется не превышать мощность в 350 Вт.
Советую также ознакомиться.
http://forum.dnepromoto.com/tspg-b13/porshnya-s-vaz-klassiki-na-79-dlya-.
http://oppozit.ru/post_81846.html
http://oppozit.ru/post_88526.html
Статья безусловно полезная и интересная. Но позвольте указать на бросающиеся в глаза и портящие общее впечатление ошибки:
-"Зачастую это продиктовано"
-"недопустимо в столь короткий"
-"перейдем к путям решения"
-"не устраивает некоторую категорию"
-"Владикавказский"
-"основные плюсы, Это снята наГРузка"
-"работ по доработкЕ картера"
-"нИкто не отменял"
-"разумным видИтся" (без "ь")
-"также ознакомиться"
Запятые и дефисы в глаза не бросаются, можно оставить и так. Прошу не счесть за занудство 🙂