Устройство и эксплуатация автомобиля ВАЗ 2121 Нива
Наши дополнительныесервисы и сайты:
e-mail:
office@matrixplus.ru tender@matrixplus.ru
icq:
613603564
skype:
matrixplus2012
телефон
+79173107414 +79173107418
г. С аратов
Статистика
Раздаточная коробка ВАЗ 2121
Раздаточная коробка предназначена для распределения крутящего момента между ведущими мостами автомобиля. На автомобиле установлена раздаточная коробка двухступенчатая, с принудительно блокируемым межосевым дифференциалом и ручным управлением.
Две передачи (низшая и высшая) с передаточными числами 1, 2 и 2,135 позволяют увеличить передаточные числа трансмиссии и удвоить общее количество передач, что дает возможность эффективнее использовать автомобиль в различных дорожных условиях. Межосевой дифференциал обеспечивает постоянный привод переднего и заднего ведущих мостов.
Принудительная блокировка дифференциала повышает проходимость -автомобиля. Переключение передач и блокировка дифференциала производятся с помощью рычагов, установленных на раздаточной коробке.
В картере 19 раздаточной коробки (рис. 32), отлитом из алюминиевого сплава, на подшипниках установлены ведущий 22 и промежуточный 24 валы, валы привода переднего 8 и заднего 27 мостов и корпус 25 дифференциала. На ведущем валу 22 свободно установлены косозубые шестерни высшей 17 и низшей 20 передач, имеющие зубчатые венцы и находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала 24, который выполнен в виде блока шестерен.
Между шестернями 17 и 20 на валу неподвижно закреплена ступица муфты 18 переключения передач, имеющая внешние шлицы, на которых установлена скользящая муфта. При включении высшей передачи муфта переключения передач 18 стопорит на ведущем валу 22 свободно вращающуюся шестерню 17, а при включении низшей передачи — шестерню 20. Блок шестерен промежуточного вала 24 находится в постоянном зацеплении с косозубой ведомой Шестерней 1, прикрепленной болтами к корпусу 25 дифференциала, который состоит из двух частей. На корпусе дифференциала на шлицах находится подвижная муфта 5 блокировки дифференциала. Внутри корпуса дифференциала установлена ось 30 с двумя сателлитами 29, находящимися в постоянном зацеплении с шестернями 35 и 28, которые связаны со шлицевыми концами валов 8 и 27 привода переднего и заднего ведущих мостов автомобиля. Вал 8 привода переднего моста в отличие от вала 27 привода заднего моста более длинный и имеет зубчатый венец 7 для блокировки дифференциала. При блокировке дифференциала подвижная муфта 5 соединяет вал 8 с корпусом 25 дифференциала. Механизм переключения передач раздаточной коробки включает в себя: рычаг переключения 43, ползун 42, вилку 44 и шариковый фиксатор 45. Рычаг 43 шарнирно установлен на оси 40 в проушинах кронштейна. Рычаг имеет фигурный конец, который входит в паз ползуна 42 и уплотняется в нем пружиной 38. На ползуне закреплена вилка 44, входящая в выточку муфты 18 переключения передач. Шариковый фиксатор 45 удерживает ползун 42 в нейтральном и включенном положениях. Привод блокировки дифференциала имеет устройство, аналогичное механизму переключения передач. Привод состоит из рычага 41, ползуна 39 с вилкой 36 и шарикового фиксатора 45. Раздаточная коробка крепится к кузову автомобиля на двух опорах, установленных на осях 33. Каждая опора состоит из кронштейна 16, в который запрессована резиновая подушка 32. Под опоры подвески раздаточной коробки устанавливаются регулировочные прокладки для ,ее центровки и правильной установки по отношению к коробке передач
Средства для мойки
форсунок в ультразвуковых ваннах и на стендах
Дезинфицирующие средства
широкого применения для дезинфекции на объектах железнодорожного транспорта, пищевой промышленности, ЛПУ, ветеринарного надзора
Моющие средства
для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- "Фаворит К" и "Фаворит Щ", внутренняя и наружная замывка вагонов.
Российский внедорожник Нива завоевал свою популярность не только в России, но и за ее пределами. Недорогой и простой в обслуживании автомобиль, который с успехом эксплуатируется при любых погодных условиях как на крайнем севере так и на юге.
Нива ВАЗ-2121 и его модификации повышенной проходимости. Все колеса — постоянно ведущие (неотключаемый полный привод), есть режим блокировки межосевого дифференциала. Кузов — несущий, цельнометаллический, сварной.
Рис. 1
Двигатель — четырехцилиндровый, рядный, бензиновый, четырехтактный; расположение — переднее, продольное. На ВАЗ-21213 устанавливается карбюраторный двигатель мод. 21213 рабочим объемом 1,7 л, на ВАЗ— 21214— двигатель 21214 того же объема с распределенным впрыском топлива. (Ранее на автомобили ВАЗ-21214 устанавливался двигатель 21214 с центральным впрыском топлива и микропроцессорной системой зажигания). ВАЗ-21215 (поставляется на экспорт) оснащен дизельным двигателем XUD-9SD рабочим объемом 1,9 л концерна «Пежо-Ситроен». Бензиновый двигатель с центральным впрыском и дизельный в России практически не встречаются.
Идентификационный номер (VIN) автомобиля выбит на брызговике правого переднего крыла. Дублирующий идентификационный номер (VIN) автомобиля выбит на полу багажного отсека справа.
Данные об автомобиле приведены в табличке, закрепленной на горизонтальной полке щита передка.
Номер двигателя выбит на блоке цилиндров слева над масляным фильтром.
Рис. 2
Автомобиль «Нива» – полноприводный, т.е. ведущими являются все колеса. Полный привод – постоянный: крутящий момент от двигателя всегда передается сразу на обе оси (мосты не отключаются). Такая схема повышает проходимость автомобиля, одновременно снижая нагрузки на узлы трансмиссии, но несколько увеличивает расход топлива. Передний и задний мосты связаны через межосевой дифференциал, позволяющий передним и задним колесам вращаться с разными угловыми скоростями в зависимости от траектории и условий движения. Межосевой дифференциал расположен в раздаточной коробке и аналогичен межколесным дифференциалам, расположенным в переднем и заднем мостах. Однако, в отличие от них, межосевой дифференциал можно принудительно блокировать (рычаг блокировки находится на тоннеле пола). При этом передний и задний карданные валы становятся жестко связанными между собой и вращаются с одинаковой частотой. Это значительно повышает проходимость автомобиля (на скользких подъемах, в грязи, снегу и т.п.), но ухудшает управляемость и увеличивает износ деталей трансмиссии и шин на покрытии с хорошим сцеплением. Поэтому блокировку дифференциала можно использовать только для преодоления сложных участков и на небольшой скорости. Для предупреждения водителя о включенном режиме блокировки служит контрольная лампа на панели приборов. Включать блокировку дифференциала можно при движении автомобиля, если колеса не буксуют.
Блокировка межосевого дифференциала не избавляет автомобиль от опасности «диагонального вывешивания», когда одно из колес на каждой оси теряет сцепление с грунтом – в этом случае подсыпают грунт под вывешенные колеса или подкапывают его под остальными. Для увеличения крутящего момента, подводимого к колесам, служит низшая передача в раздаточной коробке, ее передаточное число – 2,135. Высшая передача, предназначенная для нормальных условий движения, имеет передаточное число 1,20. Таким образом, водитель может использовать один из двух рядов передаточных чисел – с высшей или низшей передачей в раздаточной коробке. Суммарные передаточные числа «верхнего» ряда (с I по V передачу) – 4,40; 2,52; 1,63; 1,20; 0,98, «нижнего» – 7,82; 4,47; 2,90; 2,13; 1,75. Низшую передачу в раздаточной коробке включают перед преодолением заснеженных, песчаных участков, крутых подъемов, при буксировке грузов и т.п., когда ощущается недостаток тяги двигателя или для движения с очень малой скоростью. Включать низшую передачу в раздаточной коробке необходимо заранее, на стоящем автомобиле, так как муфта переключения передач не имеет синхронизаторов. Высшую передачу при некотором навыке удается включить и при движении со скоростью не выше 30–35 км/ч, однако, если есть возможность, лучше снизить скорость или остановиться. Автомобиль с постоянным полным приводом предъявляет особые требования к шинам. Они должны быть одинаковы не только по размеру, но и по степени износа. Разные радиусы качения шин вызовут повышенный износ дифференциалов при обычных условиях движения, а при включенной блокировке — повышенный износ других деталей трансмиссии и пробуксовку колес.
Итак начинаю полный отчет о переборке раздатки и установки КИТа 1:2,95 Все части читайте в БЖ.
Продефектовав раздатку было замечено: 1. Большой шат выходных валов на карданы. Подшипники были при этом живы. Были разбиты именно посадочные места в крышках. Менял подшипник задней крышки — www.drive2.ru/l/484998153498526091/. Шат остался. 2. Все подшипники в корпусе РК крутятся в посадочных местах 3. Шестерни промвала отколоты. 4. Подшипники в корпусе РК живы и здоровы. 5. Дифференциал угроблен (позже и токарем — www.drive2.ru/l/487278265736626662/).
Долго читая, мучаясь и доставая уважаемых людей с Д2 принято решение: 1. Шат выходных валов исключить заменой крышек на крышки с двухрядными подшипниками. 2. Подши в РК вклеить на красный абровский герметик (для самоуспокоения, ибо все сказали, что хрен с ними крутятся) 3. Промвал оставить, перевенцевать на звезду 42 зуба 4. Первичный вал перевенцевать на звезду 3й передачи. 5. Проточить корпус РК под увеличенные звезды. 6. Заменить крышку дифференциала, сателлиты оставить старые, заменив лишь палец сателлитов. 7. Заменить сальники в крышках + новые гайки валов. 8. Подшипники корпуса оставить. 9. Корпус собрать на бумажные прокладки + серый герметик АБРО 11. Заменить резиновые кольца штоков РК 12. Заменить сапуны на Г-образные сапуны новго образца от Шнивы. 13. Заменить болты карданов.
В итоге намучавшись с корпусом дифференциала, он был найден и куплен в Смоленскниве. Ребятам отдельное спасибо. Сильно переживал за сателлиты, есть корпуса под разные посадочные шестерен валов 34 и 36мм. У меня были сателлиты на 34мм, ребята промерили мне крышку еще до оплаты и доставки. Плюсом заказал у них новый палец сателлитов и шайбы под сами сателлиты.
Крышка была проточена токарем в размер 76,5х16мм. Токарь оказался профи. Все размеры чуть ли не микрометром вымерял и протачивал до десяток.
Эволюция крышек: первая моя нового образца (переточена и испорчена), вторая проточена правильно, но разбито посадочное под палец сателлитов, третья крышка новая, проточена по феншую)))
Диф собрал быстро. Сателлиты оставил свои, поменял только палец. У меня на моем старом дифе палец сателлитов крепился прижимными пружиными пластинами, на большинстве же корпусов он крепится стопорными кольцами + сами сателлиты стояли в корпусе, в обычных корпусах между корпусом и сателлитом шайбы. Я собрал симбиоз — сателлиты и шестерни приводов от моего дифа (но сателлиты установлены на шайбы) палец новый, установлена на стопорные кольца. Проверил, все крутится отлично.
Следующим этапом доработал (подпили) корпус РК, для того, чтобы встал промвал с бОльшей шестерней. Меня все предостерегали, что корпус тонкий, мол не пропили дыру. Потому точил аккуратно, толстым зачистным кругом. Получилось вот так.
Подготовил запчасти к сборке.
Все валы готовы!
Раздатку собирал на серый герметик абро + бумажные прокладки. Бутерброд выглядел так: на крышку мажем герметик + кладем прокладку + мажем ее сверху снова герметиком. Говорят так проще будет потом разобрать РК, хотя моя РК была собрана тупо на герметике абро и разобралась без проблем.
Подшипники обляпал красным фиксатором резьбы абро. Ну это так, для успокоения души. Остальная сборка вся по мануалу. Ничего нового.
Вот видео наглядно иллюстрирующее что раздатка стала 1 к 3:
Раздатка руками крутится, но не сказать. чтобы очень легко. Трещеткой крутится без проблем во всех режимах. Осталось установить и обкатать. Интересно, будет ли так разительно заметна разница между стоком/доработанной)))
Работы: 1. Перевенцовка промвала на 42 зуба + проточка корпуса дифференциала — 1800руб. (мне обошлось бесплатно, тк токарь угробил корпус дифа). 2. Проточка корпуса дифференциала — 500руб. 3. Доставка части запчастей из Смоленска — 460руб.
Итого: 10152 рубля. При том, что все работы кроме токарки делал сам. На СТО думаю цену можно умножить на два. Плюсом подшипники в самом корпусе не менял, были в нормальном состоянии, с ними было бы еще на 2-3 тысячи дороже.
Так же для инфы даю наименование подшипников корпуса РК (утащил с Niva-FAQ): 1. Подшипник ведущего вала (передний) — обозначение по ГОСТ 50706 — артикул ВАЗ 2101-1701033 2. Подшипник ведущего вала (задний) — обзначение по ГОСТ 50306 — артикул ВАЗ2101-1701190 3. Подшипники дифференциала (2 шт.) — обзначение по ГОСТ 209, 50209 4. Роликовый подшипник промежуточного вала — обзначение по ГОСТ 12507 — артикул ВАЗ 2121-1802092 5. Шариковый подшипник промежуточного вала — обзначение по ГОСТ 50306 — артикул ВАЗ 2101-1701190