рядный 6-цилиндровый дизельный двигатель

  • Описание
  • Характеристики
  • Применение

Тип двигателя. 6-цилиндровый дизельный двигатель семейства ЯМЗ-650, 4-тактный, с рядным расположением цилиндров, жидкостной системой охлаждения, турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа “воздух-воздух”, установленном на транспортном средстве (без системы EGR).

Экология. По выбросам вредных веществ соответствует экологическому классу 4 для дорожной техники – Правилам ООН № 49-05C (уровень В1 с системой EOBD), № 24-03 – euro-4.

Конструктивные особенности. Для достижения экологического уровня euro-5 применена система SCR, установленная на транспортном средстве, и PM-CAT каталитический нейтрализатор.

Система топливоподачи. Топливная система аккумуляторного типа (ECRS) фирмы R.Bosch.

Опции

Предусмотрена возможность установки:

  • НГУР 20 л/мин. или 25 л/мин.,
  • компрессора кондиционера,
  • воздушного компрессора.

Двигатели могут комплектоваться коробками передач и сцеплениями различных производителей по SAE 1.

МАЗовский двигатель французского происхождения

Шестицилиндровый рядный дизельный двигатель ЯМ3-650 стал российским вариантом французского двигателя DCi11 от Renault Trucks. Лицензия на его серийного производство была приобретена «Группой ГА3» в 2006 году. Данный силовой агрегат широко использовался на тяжёлых грузовиках «Рено» предыдущего поколения и положительно зарекомендовал себя. Ресурс двигателя до капитального ремонта составляет 15 тысяч часов, или 1 000 000 км пробега; гарантийный ресурс – 140 000 км пробега.

ЯМЗ-65О – это турбированный дизель жидкостного охлаждения, рабочим объёмом 11,12 л; с непосредственным впрыском топлива; с охладителем наддувочного воздуха типа «воздух-воздух» (который ставится непосредственно на шасси грузовика). Эти моторы комплектуются коробками переключения передач и сцеплениями различных производителей, в частности: ZF, ZF-Sachs, Valeo. Степень сжатия – 16,4.

О французском происхождении

Ярославский моторный завод занимается выпуском двигателей DCi11 / ЯМ3-650 самостоятельно, используя для этого французскую технологическую линию и оснастку, т.е. не является сборочным производством. В соответствии с соглашением, ЯМ3 получил оборудование с завода в Лионе, и группа специалисов завода прошла стажировку во Франции.

В качестве производственной площадки использовали подразделение ЯМЗ – Тутаевский экспериментальный ремонтный завод (ТЭР3) – не путать с Тутаевским моторным заводом (ТМ3) – самостоятельным производством, не входящим в «Группу ГА3».

Об особенностях производства

Технологический процесс сборки ЯМЗ-65О происходит на напольном сборочном конвейере. Он состоит из 2-х последовательных нитей, разделенных по принципу: три четверти – одна четверть. Сборка двигателя производится поэтапно на автоматизированных постах конвейерной линии. Перемещение от поста к посту делается на специальных тележках-подставках, и по мере сборки агрегата грузоподъёмность тележек и способ установки силового агрегата изменяются.

На первом посту робот-манипулятор производит гильзовку блока цилиндров, потом будущий мотор, располагаясь в горизонтальном положении, комплектуется деталями поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. После монтажа коленвала осуществляется автоматическая проверка на проворачивание.

Далее блок цилиндров переводится в вертикальное положение, и после монтажа шестерён распределительного механизма, передней крышки и заднего картера ставятся шкив, маховик и топливный насос высокого давления Bosch. На последующих операциях технологического процесса поэтапно устанавливаются предварительно укомплектованная клапанами и форсунками головка блока цилиндров, далее штанги, коромысла и клапанная крышка. После чего двигатель снова переворачивается и крепится на финальную конвейерную тележку. Сборка снизу завершается монтажом поддона мотора.

Первые 3/4 конвейера завершаются его промежуточным испытанием. Герметичность полостей мотора контролируют на стенде воздухом, подаваемым под избыточным давлением в масляную магистраль. Дальше ЯМЗ-65О переводится на последнюю четверть конвейера. Там происходит установка навесного оборудования; коллекторов впускного и выпускного коллекторов, турбины, жгутов электропроводки и деталей электрооборудования. ЯМЗ-650, в отличие от стандартной комплектации Renault DCi11, имеет некоторую адаптацию к российским условиям: на впускном коллекторе предусмотрены спирали подогрева воздуха для холодного пуска.

Вторая контрольная опрессовка, целью которой является окончательная проверка качества сборки, завершает сборочный конвейер. Особое внимание уделяется системе охлаждения и герметичности установленных патрубков и соединений. Строжайший контроль качества на всех этапах сборки соответствует высоким стандартам, принятым в мировой автоиндустрии и автомобилестроении.

Перед отправкой заказчику каждый двигатель подвергается горячей обкатке на стенде. Для этого на ТЭРЗе оборудована специальная лаборатория. Двигатель заправляется заранее подогретым моторным маслом и охлаждающей жидкостью, а затем работает в разных режимах порядка 20 минут.

Применение двигателя ЯМЗ-650

Главным потребителем данного продукта первоначально стал, как это и планировалось, Минский автомобильный завод. Ещё на стадии опытных испытаний двигатели этой модели они устанавливались на МАЗовские двухосные седельные тягачи МА3-544ОА9 с полуприцепами МА3-9758ЗО-ЗОЗ2. ЯМЗ-65О используют для грузовиков, самосвалов, шасси и тягачей МА3 с общим весом до 52-х т, а также для автопоездов общим весом до 65-ти тонн.

Также ЯМЗ-65О нашёл применение на новых «Уралах» (эти автомобили Миасского автозавода выпускаются под эгидой «Группы ГАЗ»). ЯМЗ-65О применяются на грузовиках, самосвалах, шасси и тягачах «Урал» с общим весом до 41 тонны, а также для автопоездов общим весом до 54-х тонн. Моторы ЯМЗ-65О ставят также на большегрузные машины Минского завода колёсных тягачей (МЗКТ, торговая марка «Volat») и Машиностроительного завода «Тонар» (Московская область), на дизельные электростанции.

Была также перспектива оснащать ЯМЗ-65О тяжёлые грузовики Кременчугского автомобильного завода, но политическая напряжённость в отношениях между Россией и Украиной помешала сотрудничеству с КрАЗом. Другие перспективные направления, которые в будущем, возможно, получат конкретное воплощение – это тяжёлые трактора и комбайны, специальная промышленная техника.

Особенности конструкции

ЯМЗ-65О – это шестицилиндровый дизельный силовой агрегат рабочим объемом 11,12 л и максимальной мощностью до 412 л.с. По сравнению с V-образной «восьмёркой» ЯМЗ-658.10 мощностью 400 л.с., двигатель ЯМЗ-650 обладает более высокой (на 37,7%) литровой мощностью, бо́льшим на 5,5% крутящим моментом, меньшей на 280 кг массой и немного меньшим расходом дизтоплива. Кроме того, рядная «шестёрка» с точки зрения уравновешенно­сти гораздо эффективнее.

По конструкции ЯМ3-650 значительно моложе отечественных моторов. Здесь используется рядный шестицилиндровый чугунный блок цилиндров с мокрыми чугунными гильзами и с масляными форсунками для охлаждения поршней. Внутри на семи опорах установлен стальной коленвал с ходом поршня 156 мм, коренными шейками 108 мм и с шатунными шейками 77 мм. Шатуны – из стали, имеющие длину 300 мм; поршни – алюминиевые, диаметром по 123 мм. В единой для всех шести цилиндров головке на каждый из них приходится по четыре клапана: два на впуске и два на выпуске. Распредвал установлен в блоке.

Крышка клапанного механизма изготовлена из усиленного стекловолокном пласт­ика. Она изолирована от двигателя резиновой прокладкой, способствующей снижению общего уровня шумности. Шестерни привода распределительного вала и вспомогательных механизмов размещены в передней части мотора и повторяют конструкцию предыдущего поколения двигателей Рено.

2 полнопоточных масляных фильтра и центрифуга обеспечивают моторному маслу высокую степень очистки и оптимальный срок замены. Турбонаддув с промежуточным охлаждением обеспечивает увеличение удельной мощности и других важных показателей. Главной особенностью двигателя является система топливоподачи Bosch CR (Коммон Рэйл) II поколения. В основе системы – общий трубопровод-накопитель (аккумулятор). Следующий её компонент –насос высокого давления с модулем дозирования. По своему внешнему виду он напоминает обычный рядный топливный насос высокого давления. Он создает постоянное давление, распространяемое через накопитель и топливопроводы к форсункам. В составе системы – электронный блок управления двигателем Bosch EDC7 UC31 и серия датчиков.

В тот момент, когда начинается подача дизтоплива, блок управления посылает сигнал к соленоиду форсунки. И количество впрыскиваемого дизтоплива соответствует длительности импульса. За счёт разделения во времени процессов нагнетания и дозирования топлива Common Rail обеспечивает гибкое формирование цикло­граммы подачи топлива. Давление впрыска составляет 1400 бар, или 140 МПа (для базовой модели). Давление масла в прогретом моторе находится в пределах 4-6.6 кгс/см2. Базовые моторы ЯМ3-650 оборудуются турбокомпрессорами ТКР-90-2, на некоторых модификациях используются также ТКР 90-3.

Модификации ЯМЗ-650

Модификации ЯМ3-65О сделаны аналогично базовой модели, и отличаются от неё только регулировками топливной аппаратуры (за счёт корректировки параметров настройки ЭБУ – электронного блока управления).

1. ЯМ3-650 – базовая модификация двигателя, стандарта Евро-З, мощностью 412 л.с. при 19ОО об/мин; с крутящим моментом 187О Нм при 11ОО-13ОО об/мин. Нашла своё применение на грузовиках МА3-544О, 643О, 6ЗОЗ, 6З12, 5516, 65О1; Урал-6ЗО7, 69О2; Тонар-5422, М3КТ-6527 и 75О1.

  • ЯМ3-65О1 Евро-З – здесь по-другому настроен ЭБУ. Мощность З62 л.с. при 19ОО об/мин, крутящий момент 167О Нм при 11ОО-1ЗОО об/мин. Сделан мотор для Урал-6З67, 6З68, 647О, 656З; МА3-6З12, 64ЗО, 65О1.
  • ЯМ3-65О1.1О Евро-З. Мощность также – 266 кВт (З62 л.с.) Предназначен для грузовых автомобилей «Урал» дорожной гаммы 4×2, 6×4, 8×4; для шасси Урал-6З685-З1; на седельные тягачи Урал-647О-З1, Урал-6З674-З1; на самосвалы Урал-6З685-З1, Урал-656З-З1.
  • ЯМ3-65О2 Евро-З – тоже отличается настройкой блока управления. Мощность З11 л.с. при 2ООО об/мин, момент 1215 Нм при 11ОО-13ОО об/мин.

2. ЯМ3-651 – тот же самый базовый ЯМ3-65О, но оснащённый турбиной ТКР-9О-З, форсунками, EGR-клапаном, PM-CAT катализатором, более производительной помпой, другим вентилятором, встроенной вискомуфтой, другой настройкой ЭБУ. Давление впрыска увеличено с 14ОО бар до 16ОО бар. Этот мотор отвечает экологическому классу уже Евро-4. Его мощность составляет 412 л.с., при 19ОО об/мин, а крутящий момент равен 1911 Нм, при 12ОО-14ОО об/мин. Устанавливается двигатель ЯМ3-651 на МА3-5З4О, 544О, 6З12, 64ЗО, 65О1; Тонар-5422, 6528; М3КТ-6527, 75О1, 7511, 7512, 7ОО6, 7ОО7.

  • ЯМ3-651О1 Евро-4, 412 л. с., без системы EGR.
  • ЯМ3-6511 Евро-4 – аналог ЯМ3-651, но с другой прошивкой. Мощность снижена до З62 л.с. при 19ОО об/мин, крутящий момент равен 1765 Нм, при 11ОО-14ОО об/мин.
  • ЯМ3-6512 Евро-4 – двигатель с прошивкой на 32О л.с. при 2ООО об/мин, крутящим моментом 1569 Н.м, при 11ОО-14ОО об/мин.

3. ЯМ3-652 Евро-4 – аналог ЯМЗ-651, но с турбиной ТКР-9О-2, без EGR и охладителя выхлопа. Мощность та же – 412 л.с., при 1900 об/мин, крутящий момент – 1870 Н.м при 11ОО-14ОО об/мин. Устанавливаются такие моторы на Урал-58З1, 6ЗО7, 69О2; М3КТ-6527, 75О1, 7511, 7512, 7ОО6, 7ОО7.

    ЯМ3-6521 Евро-4 – тот же силовой агрегат, но с прошивкой на 362 л.с., при 19ОО об/мин, крутящий момент составляет1665 Н.м при 11ОО-14ОО об/мин.

4. ЯМ3-65З – доработанная до стандартов Евро-5 версия двигателя мощностью 422 л.с. при 19ОО об/мин, крутящий момент 2ООО Н.м, при 11ОО-13ОО об/мин.

  • ЯМ3-65З1 – та же версия, но настроенная на З67 л.с. при 19ОО об/мин, крутящий момент составляет 18ОО Н.м, при 11ОО-1ЗОО об/мин.

Некоторые технические параметры

  • Число и расположение цилиндров L6 (рядное).
  • Диаметр цилиндра – 12З мм.
  • Ход поршня – 156 мм.
  • Рабочий объём цилиндров – 11,12 литров.
  • Степень сжатия – 16,4.
  • Минимальный удельный расход топлива – 19О г/кВт·ч (14О г/л.с.·ч).
  • Габаритные размеры: 1286×935×1126 мм, или 2301×935×1126 мм, или 1286×935×1126 мм, или 1300×935×1126 мм, в зависимости от модификации.
  • Масса: 1100 кг, или 1148 кг, или 1468 кг, в зависимости от модификации.

Отзывы о двигателях ЯМЗ-650

Отзывов от владельцев автомобилей с ЯМЗ-650 немного. Это всё владельцы или водители большегрузных магистральных тягачей МАЗ. Отзывы – сугубо положительные. Реновские двигатели, адаптированные под отечественные условия, без проблем «ходят» по 300 с лишним, на данный момент, тысяч километров.

Эксплуатация демонстрирует, что двигатели это тяговитые, с 20-кой машина идёт совершенно спокойно, на подъёмах не «садится». Однако ошибки бортовой компьютер выдаёт регулярно, отмечает один из владельцев. Чтобы не ездить постоянно в сервис, есть смысл приобрести свой сканер и разбираться в них самостоятельно.

Стоимость ЯМЗ-650

Цена нового дизельного двигателя ЯМЗ-650 в 2018 году начинается с отметки 1 400 000 рублей (для МАЗов), с 1 150 000 рублей (для дизельных электростанций). Оба варианта – без сцепления и коробки переключения передач. На вторичном рынке этих двигателей, сравнительно новой модели, пока не видно.

Общая информация

Семейство включает 4 базовые модели, 5 модификаций и свыше 80 комплектаций. Модификации конструктивно выполнены аналогично базовым моделям и отличаются регулировками топливной аппаратуры за счет изменений параметров настройки электронного блока управления. Это дает возможность основным и потенциальным потребителям выбрать необходимую модель, по характеристикам наиболее подходящую выпускаемой технике.

Двигатели семейства ЯМЗ-650 по выбросам вредных веществ соответствуют Специальному техническому регламенту «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ»:

  • ЯМЗ-651: Правила ЕЭК ООН №24-03; №49RII-04; ГОСТ Р41.24-2003, ГОСТ Р41.49-2003 — Евро-4;
  • ЯМЗ-652: Правила ЕЭК ООН №24-03, №96-02, №85; ГОСТ Р41.85-99, ГОСТ Р41.24-2003;

Основные характеристики

Тип двигателя: дизель, 6-цилиндровый, D×S=123×156 мм, рабочим объемом 11,12 л, с рядным расположением цилиндров, 4-тактный, с непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом, жидкостным охлаждением, промежуточным охлаждением наддувочного воздуха типа «воздух-воздух» (охладитель устанавливается на изделиях). Степень сжатия 16,4. Ресурс до капитального ремонта 15 000 часов или 1 000 000 км пробега; гарантийный ресурс 140 000 км пробега.

Технические характеристики

Модель, комплектация ЯМЗ-651-01
(-11, -21, -31)
ЯМЗ-651
(-02, -12, -22, -32, -42, -52, -62)
ЯМЗ-651-03
(-13)
ЯМЗ-651-05
(-15, -25, -35)
ЯМЗ-6511-01
(-11, -21, -31)
Число и расположение цилиндров L6 (рядное)
Диаметр цилиндра, мм 123
Ход поршня, мм 156
Рабочий объем цилиндров, л 11,12
Мощность, кВт (л.с.) 303 (412) 266 (362)
Частота вращения, об/мин 1900±25
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) 1911 (195) 1765 (180)
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин 1200–1400 1100–1400
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) 193 (142) 194,5 (143)
Сцепление MFZ-430
Коробка передач
Габаритные размеры, мм 1286×955×1136
Масса*, кг 1150 1198 1150
Применяемость «Урал»: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи с колесной формулой 4×2, 6×4, 8×4, 8×8, 10×8, 10×10 полной массой до 41 т, автопоезда до 54 т МАЗ: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4 полной массой до 52 т, автопоезда до 65 т КрАЗ: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4, 8×6, 8×8 полной массой до 52 т, автопоезда до 65 т МЗКТ: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4 , 8×6, 8×8, 10×4, 10×6, 10×8, 10×10 полной массой до 52 т, автопоезда 65 т «Урал»: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 6×4, 8×4, 8×8, 10×8, 10×10 полной массой до 41 т, автопоезда до 54 т
Модель, комплектация ЯМЗ-6511
(-02, -12, -22, -32, -42, -52, -62)
ЯМЗ-6511-03
(-13)
ЯМЗ-6511-05
(-15, -25, -35)
ЯМЗ-6512
(-02, -32, -42)
Число и расположение цилиндров L6 (рядное)
Диаметр цилиндра, мм 123
Ход поршня, мм 156
Рабочий объем цилиндров, л 11,12
Мощность, кВт (л.с.) 266 (362) 234 (318)
Частота вращения, об/мин 1900±25 2000±25
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) 1765 (180) 1569 (160)
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин 1100–1400
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) 194,5 (143) 196 (144)
Сцепление MFZ-430
Коробка передач
Габаритные размеры, мм 1286×955×1136
Масса*, кг 1150 1198 1150
Применяемость МАЗ: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4 полной массой не более 44 т, автопоезда до 52 т КрАЗ: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4, 8×8 полной массой до 44 т, автопоезда до 52 т МЗКТ: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4 полной массой до 44 т, автопоезда до 52 т МАЗ: грузовые автомобили, шасси, самосвалы и тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6 полной массой до 36 т, автопоезда до 44 т

* масса заправленного двигателя в комплектности поставки (с транспортной подставой).