Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) – один из элементов системы управления двигателем. Его назначение — контролировать температуру жидкости в системе охлаждения. На основании этих данных блок управления двигателем корректирует состав топливно-воздушной смеси, частоту вращения коленвала, а также угол опережения зажигания.

На всех современных автомобилях ЛАДА (XRAY, Веста, Ларгус, Гранта, Калина, Приора или Нива 4х4) замена и проверка датчика температуры охлаждающей жидкости выполняются аналогично.

Признаки неисправности ДТОЖ

Датчик температуры охлаждающей жидкости влияет на запуск и работу двигателя. Вот некоторые симптомы, говорящие о том, что датчик может быть не исправен:

  • плохой запуск двигателя в холодную погоду;
  • повышенный расход топлива;
  • плохой выхлоп на холодном двигателе;
  • проблемы в работе вентилятора системы охлаждения двигателя.

Замена

Датчик температуры охлаждающей жидкости находится в корпусе термостата, на схема он под №14.

Чтобы поменять ДТОЖ своими руками следует:

  1. Слить охлаждающую жидкость (автоумельцы не сливают);
  2. Отсоединить разъем с проводами;
  3. Вывернуть датчик (ключ «на 19»).

Установка производиться в обратной последовательности. Для устранения течи замените медную шайбу или нанесите на резьбовую часть датчика термостойкий герметик.

Как проверить

После снятия датчика следует провести его визуальный осмотр на предмет повреждений или коррозии. Самый простой способ проверки ДТОЖ — заменить его на заведомо исправный.

  • мультиметр (в режиме вольтметра, омметр с пределом измерений от 100 Ом до 10 кОм);
  • термометр (с пределом измерений не менее 100 о С);
  • термостойкая емкость объемом 0,5 л.

Порядок проверки цепи питания ДТОЖ:

  1. Перевести мультиметр в режим вольтметра;
  2. Снять колодку с проводами с датчика и включить зажигание;
  3. Подсоединить «минусовой» щуп мультиметра к «массе» двигателя, а другой к выводу №1 колодки;
  4. Напряжение на выводе должно быть не менее 12 В.

Если напряжение нет или они меньше 12 В, значит, разряжен аккумулятор, неисправна цепь питания или ЭБУ.

Порядок проверки ДТОЖ:

  1. Перевести мультиметр в режим омметра;
  2. Подготовить емкость с горячей водой (около 100 о С);
  3. Подсоединить щупы мультиметра к выводам датчика и опустить его рабочую часть в воду;
  4. Измеряем сопротивление ДТОЖ по мере остывания воды.

Сопротивление датчика должно быть близким к данным, указанным в таблице:

Температура ОЖ, °С Сопротивление ДТОЖ, Ом
100 177
90 241
80 332
70 467
60 667
50 973
45 1188
40 1459
35 1802
30 2238
25 2796
20 3520
15 4450
10 5670
5 7280
0 9420

Процесс проверки также показан на видео:

Если ДТОЖ оказался исправным, возможно причина неисправности в плохом контакте разъема, обрыве проводки или неисправном ЭБУ.

Не забывайте вовремя менять тосол/антифриз в системе охлаждения, и использовать охлаждающую жидкость рекомендованную производителем.

Еще с конца девяностых отечественный завод АвтоВАЗ занимается производством модели Лада Калина. Сегодня она, пройдя через многочисленные этапы модернизации, вышла на новый виток своего развития. Аккуратная и эстетичная, практичная и вполне динамичная, эта машина покорила сердца огромной покупательской аудитории.

Сейчас Калина является одной из самых востребованных и популярных на российском рынке. Но, конечно, кроме плюсов у модели наблюдается и ряд серьезных недоработок. К ним относятся не самая лучшая подвеска, плохо справляющаяся с непростыми дорогами, уязвимая тормозная система, двигатель, мощность которого пока оставляет желать лучшего, и многое другое.

Не меньшие нарекания вызывает такой с виду простой и малозначительный прибор, как датчик температуры охлаждающей жидкости. Здесь указанное устройство наиболее часто выходит из строя, приводя к другим, более весомым проблемам технического характера. Что собой представляет датчик температуры охлаждающей жидкости Калина, каковы его особенности?

Роль датчика охлаждающей жидкости

Любой двигатель нуждается в системе охлаждения, так как в процессе интенсивной работы он подвергается сильному перегреву, а температура внутри корпуса подчас достигает 250 °С. За систему охлаждения отвечает небольшое, но очень важное электронное устройство — датчик температуры охлаждающей жидкости, или ДТОЖ. Прибор подает сигнал на электронную панель управления о состоянии охлаждающей системы на определенный момент.

По данным, высвечивающимся на блоке управления, водитель может судить об эффективности работы систем и принимать меры. Датчик представляет собой резистор, который работает за счет повышения или понижения сопротивлений, взаимосвязанных с температурными колебаниями. При повышении температуры сопротивление снижается, при охлаждении, наоборот, становится выше.

Прибор должен находиться в охлаждающей жидкости. Если ее уровень значительно падает, то датчик начинает выдавать неправильные данные, отчего все системы по цепной реакции начинают давать сбой. Вот почему так важно следить за уровнем жидкости, чтобы предотвратить технические проблемы.

Регулятор температуры воздуха, как правило, располагается на блоке термостата, в редких случаях его можно заметить на головке блока цилиндров мотора. В автомобилях нового образца встречается даже два измерительных устройства для надежности. Первый выполняет задачу ответственного контроллера электронной системы, а второй отвечает за эффективную работу вентилятора.

Принцип работы ДТОЖ

Внутри двигателя постоянно происходит сложные процессы колебания температур и напряжения. Когда температура становится ниже допустимой, для нормализации требуется обогащенная смесь. Если же шкала поднимается выше определенной метки, то, напротив, обогащенная смесь может привести к катастрофическим последствиям для двигателя. При нормальном функционировании ДТОЖ все эти данные приходят на приборную доску в идеальном формате, становясь отличными подсказками пожеланий автомобиля, адресованных водителю.

Но в случае обрыва, даже самого микроскопического, в проводках датчика эти измерения производятся уже в нарушенном формате. В результате, когда это не нужно, система подает обогащенную смесь, отчего в моторе происходит перерасход топлива. Силовой агрегат начинает работать в повышенном режиме на износ, итогом такой работы является высокий процент вредных выхлопов в атмосферу.

Бывает и другая ситуация, когда в датчике происходит короткое замыкание, тогда такой импульс воспринимается электронным блоком управления как явный перегрев внутри силового агрегата. Настроенная таким образом, чтобы препятствовать перегреву, система управления поставляет обедненную смесь. Так как на самом деле никакого перегрева нет, обедненная смесь приводит к неэффективной работе двигателя, отчего он теряет свою мощность и устойчивость. Итог — поломки, требующие ремонта.

Выявление неисправности датчика и его замена

Конструкция системы охлаждения Лады Калина
1 — расширительный бачок; 2 — отводящий шланг радиатора; 3 — наливной шланг; 4 — радиатор; 5 — паро-отводящий шланг; б — подводящий шланг радиатора; 7 — электровентилятор; 8 — кожух электровентилятора; 9 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 10 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 11 — дроссельный узел; 12 — кронштейн трубы насоса охлаждающей жидкости; 13 — насос охлаждающей жидкости; 14 — труба насоса охлаждающей жидкости; 15 — подводящий шланг радиатора отопителя; 16 — отводящий шланг радиатора отопителя; 17 — выпускной патрубок; 18 — шланг трубы насоса охлаждающей жидкости; 19 — корпус термостата

Чтобы определить, что датчик температуры испарителя находится в неисправном состоянии, следует для начала провести визуальный осмотр, тщательный и последовательный. Особое внимание нужно уделять проводам и их соединениям, так как именно здесь наиболее часто происходят микроскопические обрывы. Кроме того, отложения ржавчины, даже в мизерных дозах, могут привести к поломке.

Трещины в корпусе вызывают утечку охлаждающей жидкости, что тоже плохо. Итак, если на блок управления Калины поступает сомнительная информация об уровне охлаждающей жидкости, если мотор начинает давать ничем не обоснованные сбои, а после и вовсе глохнет, если мотор во время движения неожиданно начинает терять мощность и управляемость, в 80 процентах случаев это может говорить о неисправности датчика.

Поэтому, чтобы определить локализацию поломки, стоит сначала проверить этот прибор. Кроме этих симптомов о том, что датчик температуры охлаждающей жидкости нуждается в ремонте, сигнализируют следующие признаки:

  • на холостых оборотах двигатель нестабилен, запуск затруднен, происходит остановка;
  • внезапно увеличивается топливный расход;
  • контрольная лампа предупреждает о перегреве.

Понять, рабочий ли датчик температуры салона, можно путем проверки сопротивления и напряжения. Для диагностики необходимо снять датчик, затем опустить его в емкость с водой, температуру которой попеременно менять. В теплой воде напряжение должно варьироваться от 3 до 1 Вт в течение 4-5 минут. Помимо мониторинга датчика следует внимательно проверить и другие системы.

Радиатор и уровень наполненности охлаждающей жидкостью. Здесь очень важно знать, что крышку радиатора можно снимать только тогда, когда мотор остыл, иначе несложно получить серьезный ожог. Следует проверять и герметичность крышки. Если крышка негерметична, то в систему попадает воздух, что приводит к перегреву мотора и, как следствие, искаженным данным датчика.

Важно проверять химический состав охлаждающей жидкости. Производитель в равных пропорциях совмещает воду и антифриз, но если чего-то (как правило, воды) становится больше, то от жидкости будет не столько пользы, сколько вреда. Не следует заливать устаревшую жидкость, которой более 3 лет, она теряет свои технические свойства и становится бесполезной.

И последнее — необходимо следить за работоспособностью вентилятора, от которого тоже зависит многое. Чтобы демонтировать устройство ДТОЖ Калины, нужно сначала отсоединить от аккумулятора отрицательный провод. Далее необходимо слить всю охлаждающую жидкость. Третьим этапом становится отсоединение проводка от датчика. Теперь вооружаемся ключом на 21 и выкручиваем прибор.

Устанавливается новый в обратном порядке. Не забудьте в конце работы наполнить радиатор антифризом. Датчик температуры меняется только в крайнем случае, когда точно известно, что он неисправен. О проверке устройства говорилось в предыдущем пункте. Но иногда датчик меняется и при функциональном состоянии. Когда это делается? При необходимости полной переборки мотора Калины или его замены.

Подобные перемены в первую очередь отражаются на работе датчика, поэтому во избежание возможных сложностей и неприятностей лучше заменить устройство на новое. В случае аварийного перегрева силового агрегата и с датчиком происходят неполадки. Поэтому, занимаясь ремонтом двигателя Лады Калина, не забудьте уделить внимание и датчику.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) не так прост, как может показаться на первый взгляд. Многие думают, что он отвечает только за включение/выключение вентилятора охлаждения и отображение температуры ОЖ на приборной панели. Поэтому, при неисправностях двигателя, не обращают на него особого внимания. Именно поэтому я решил написать эту статью и рассказать в ней о всех признаках неисправности ДТОЖ.

Но для начала небольшое пояснение. Датчиков температуры ОЖ два (в некоторых случаях 3) — один дает сигнал стрелке на приборной панели, второй (2-х контактный) — контроллеру. Далее будет идти речь только об втором датчике, который передает информацию ЭБУ.

И так, первый признак — плохой запуск двигателя на холодную. Как это происходит — двигатель запускается и сразу же глохнет. Более-менее работает только с подгазовкой. После прогрева эта проблема уходит. Почему это может происходить? Датчик температуры ОЖ может подавать в контроллер не верные показания. К примеру, что двигатель уже прогрет (температура 90+ градусов). Для запуска холодного двигателя, как известно, нужно больше топлива, чем для горячего. А так как ЭБУ «думает», что двигатель горячий, то и дает ему мало топлива. От этого и плохой запуск на холодную.

Второй признак — плохой запуск двигателя на горячую. Здесь все с точностью наоборот. ДТОЖ может все время подавать заниженные показания, т.е. «говорить» контроллеру, что двигатель холодный. Для холодного запуска это нормально, а вот для горячего — плохо. Горячий мотор попросту будет заливать бензином. Здесь, кстати, может появляться ошибка P0172 — богатая смесь. Проверьте свечи зажигания — они должны быть в черном нагаре.

Третий признак — повышенный расход топлива. Это последствие, которое вытекает из 2-го признака. Если двигатель заливает бензином, то естественно вырастет и расход.

Четвертое — хаотичное включение вентилятора охлаждения. Т.е. двигатель работает вроде бы нормально, только иногда ни с того, ни с сего может включиться вентилятор. Это уже прямой признак неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости. Датчик может давать скачкообразные показания. Т.е. если реальная температура ОЖ повысилась на 1 градус, датчик может «сказать», что она повысилась на 4 градуса или же вообще не среагировать. Так вот, если температура включения вентилятора 101 градус, а реальная температура ОЖ 97 градусов (рабочая), то, перескочив на 4 градуса, датчик «скажет» ЭБУ, что температура уже 101 градус и пора включать вентилятор.

Хуже, если происходит наоборот — датчик иногда может занижать показания. Температура ОЖ может уже дойти до температуры кипения, а датчик будет «говорить», что температура в норме (к примеру, 95 градусов) и поэтому ЭБУ не будет включать вентилятор. Таким образом вентилятор может включится, когда двигатель уже закипел или же вообще не включиться.

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Я не буду показывать таблици со значениями сопротивлений датчика на определенной температуре, так как считаю этот способ проверки не совсем точным. Самая простоя и быстрая проверка ДТОЖ — просто снять с него фишку. Двигатель перейдет в аварийный режим, включится вентилятор, топливная смесь будет приготавливаться на основе показаний других датчиков. Если при этом двигатель стал работать лучше, то однозначно нужно менять датчик.

Для следующей проверки датчика температуры ОЖ понадобится диагностическое оборудование. Первое — нужно проверить показания температуры на холодном двигателе (к примеру утром). Показания должны соответствовать температуре окружающей среды. Допускается небольшая погрешность в 3-4 градуса. И после запуска двигателя температура должна плавно подниматься, не перескакивая между показаниями. Т.е. если температура была 33 градуса, а потом резко стала 35 или 36 градусов, это говорит о неисправности датчика.