На территории РФ уже более 8 лет действуют поправки в правила дорожного движения (ПДД), в соответствии с которыми движущееся транспортное средство в светлое время суток должно быть обозначено фарами ближнего света, противотуманными фарами (ПТФ) или дневными ходовыми огнями (ДХО). Использование для этих целей головных и противотуманных фар имеет ряд недостатков. Поэтому водители предпочитают покупать готовые модули ходовых огней и самостоятельно их устанавливать в своё авто. Как правильно подключить дневные ходовые огни, чтобы их эксплуатация была безопасной и не противоречила действующим законам?

Нюансы включения ходовых огней

Основные предписания, касающиеся установки, технических параметров и подключения ходовых огней, перечислены в пункте 6.19 ГОСТ Р 41.48-2004. В частности, электрическая функциональная схема ДХО должна быть собрана таким образом, чтобы ходовые огни автоматически включались при повороте ключа зажигания (запуске двигателя). При этом они должны автоматически отключаться, если произведено включение фар головного света.

Пункт 5.12 указанного стандарта гласит о том, что фары головного света (ФГС) должны включаться только после включения габаритов, за исключением подачи кратковременных предупредительных сигналов. При самостоятельном подключении ДХО эту особенность обязательно нужно учитывать.

Правильное подключение ДХО не ограничивается грамотно продуманной функциональной схемой. Самое время вспомнить о блоке стабилизации для светодиодов. В самих ходовых огнях роль ограничителя тока выполняют резисторы, однако, из-за перепадов напряжения, резисторы не могут ограничить ток на одном уровне. Именно поэтому стабилизатор по напряжению в схеме подключения ходовых огней крайне необходим. Иначе срок эксплуатации светодиодных модулей ДХО значительно сокращается ввиду постоянных перепадов бортового напряжения. Некоторые автолюбители заявляют, что подключить ходовые огни можно и без стабилизатора.

Подключение и установка LED-драйвера – это лишняя трата времени, ведь ДХО на светодиодах месяцами исправно светят без какой-либо стабилизации…

Однако данное утверждение легко оспорить. Дело в том, что при каждом скачке напряжения на светодиодном модуле появляется более 12 В, прямой ток через светодиоды превышает номинальное значение, что ведёт к перегреву излучающего кристалла. Яркость светодиодов снижается, такие ДХО уже не смогут выполнять свою непосредственную задачу – издалека предупреждать водителей встречного транспорта, а со временем и вовсе начнут мерцать и выйдут из строя.

Использовать светодиодные ДХО без стабилизатора напряжения – значит выбрасывать каждый год, как минимум, несколько сотен рублей на новые модули и тратить время на их замену.

Для простоты понимания, нижеприведенные схемы показаны без использования стабилизатора.

Простейшая схема

Самая простая схема включения ДХО при запуске двигателя показана на рисунке. Плюсовой провод подсоединяют на клемму «+» замка зажигания. Минусовой провод крепят на корпус машины в удобном месте. В таком виде схема имеет существенный недостаток. Светодиодные ходовые огни будут излучать свет всё время, пока повёрнут ключ зажигания. К тому же их работа не согласована с работой остальных фар, а значит, не отвечает требованию ГОСТа.

Включение через габариты или ближний свет

Второй вариант схемы подключения ДХО предполагает задействовать цепь питания габаритной лампочки. Для этого плюсовой провод от ходовых огней напрямую соединяют с «+» от аккумулятора. В свою очередь, минусовой провод соединяют с «+» габаритного огня, который в данный момент электрически нейтрален. В результате образуется следующий путь протекания тока: от «+» аккумулятора через светодиоды к габариту, а затем через лампочку на корпус, который служит минусом всей цепи. Из-за малого потребления тока (десятки мА) светодиоды начинают светиться, а спираль лампы остаётся погашенной. Если водитель включит габаритные огни, то на плюсе габарита появляется +12 В, потенциалы на проводах ДХО выравниваются и светодиоды гаснут. Схема переходит в штатный режим, то есть ток течёт через лампочки габаритных огней.

В данном схемотехническом решении имеется несколько недостатков:

  • ходовые огни остаются в работе при выключенном двигателе, что противоречит действующим правилам;
  • схема не будет работать, если в габаритах тоже установлены светодиоды;
  • схема не будет корректно работать, если в ДХО размещены мощные SMD светодиоды, номинальный ток которых соизмерим с током лампочки;
  • с целью безопасности необходимо дополнительно устанавливать предохранитель.

Данный способ подключения можно усовершенствовать, соединив плюсовой провод LED-модуля не с «+» аккумулятора, а с «+» замка зажигания, тем самым избавиться от первого недостатка. Некоторые автомобилисты используют схемы включения ходовых огней через лампу ближнего света. То есть при включении ближнего света, ДХО автоматически гаснут, а в остальных случаях работают. Помимо вышеприведенных недостатков, данный способ не соответствует ГОСТу Р 41.48-2004 и ПДД.

При стоянке автомобиля в темное время суток, для его обозначения используются габаритные огни, использование ДХО ПДД запрещено.

Подключение через 4 контактное реле от генератора или датчика масла

Два следующих способа имеют общую основу и подразумевают работу дневных ходовых огней только после запуска двигателя. Схема включения ДХО от генератора базируется на переключении четырёх контактного реле и геркона. Контакты реле ДХО подключают так:

  • 30 – на плюсовые выводы светодиодных модулей;
  • 85 – на плюсовой провод к габаритам;
  • 86 – на любой вывод геркона;
  • 87 и второй вывод геркона – на «+» аккумулятора.

Проверив надёжность всех контактов, переходят к настройке. Для этого заводят двигатель и, перемещая геркон вблизи генератора, добиваются его срабатывания и стабильного свечения ДХО. Затем геркон прячут в термотрубку и с помощью нейлоновых стяжек фиксируют в найденном месте.

В момент пуска двигателя, а затем и генератора замыкаются контакты геркона и реле, подавая напряжение питания на светодиоды ходовых огней. При этом лампы габаритов остаются отключенными, так как ток через катушку реле мал, чтобы их зажечь.

В отсутствие геркона можно запитать ДХО от датчика давления масла. В этом случае 86-й контакт соединяют с лампой давления масла. В остальном схемотехника дублируется. Обе схемы имеют общий недостаток. Их нельзя применять, если в габаритах установлены светодиоды.

Подключение через 5 контактное реле

Теперь пришло время узнать о том, как подсоединить ходовые огни через реле с пятью контактами. Схема является наиболее универсальной, и собрана с целью исключить недостатки предыдущих вариантов. Сначала о подключении реле для ДХО:

  • 30 – на плюсовые выводы светодиодных модулей;
  • 85 – на плюсовой провод габаритной лампы;
  • 86 – на корпус авто;
  • 87а – на «+» с замка зажигания;
  • 87 – не подключать (заизолировать).

Работает схема с пяти контактным реле следующим образом. При повороте ключа на ДХО поступает напряжение +12 В, тем самым включая их. Если включить габаритные огни или фары головного света, то реле разомкнёт контакт 87а и замкнёт неактивный контакт 87. В результате ДХО погаснут, а габариты включатся. Схема полностью соответствует требованиям ГОСТа и ПДД и может работать с габаритными огнями даже на основе светодиодов.

Однако схема все же имеет один отрицательный момент – ДХО будут включаться сразу же после поворота замка зажигания. То есть если повернуть ключ в замке зажигания, но не заводить автомобиль, ДХО будут гореть.

Несмотря на все же имеющийся недостаток схема довольно удачна, но чтобы правильно подключить ДХО через пяти контактное реле понадобится обязательно дополнить схему стабилизатором напряжения.

Данный вариант включения интересен тем, что путь протекания тока через ходовые огни является независимым. Это позволяет устанавливать в фары габаритов и ДХО источники света любого типа и мощности.

Блок управления ДХО

Самым надёжным и наиболее простым является вариант подключения ДХО без реле, но с использованием специального блока управления ходовыми огнями. Он обеспечивает включение ДХО после запуска двигателя, гарантирует безопасную работу, защищает от перегрузок и может быть установлен на авто с любым типом ламп, включая светодиодные.

К сожалению, среди всего разнообразия промышленно изготавливаемых блоков ДХО подавляющая часть не соответствует ГОСТу и имеет посредственное качество сборки.

Касается это, в первую очередь, продукции с AliExpress, которая не соответствует требованиям практически по всем моментам.

Среди всего многообразия можно отметить всего 2 варианта: российский блок управления ДХО DayLight+ и немецкую продукцию от Philips и Osram. Блок управления DayLight+ разработан русским радиоинженером Исаченковым Фёдором с учетом всех особенностей бортовой сети автомобиля и обладает рядом положительных моментов:

  • имеется встроенная стабилизация напряжения;
  • полное соответствие ГОСТу;
  • максимальная долговременная мощность нагрузки составляет 36 Ватт (для ДХО требуется значительно меньше);
  • простейшая схема подключения.

Помимо вышеописанных моментов блок DayLight+ является универсальным и подходит на все автомобили с бортовой сетью 12 вольт, а также обладает хорошим качеством сборки и высокой степенью защиты от влаги и пыли. Немецкая продукция от Philips и Osram также обладает всеми вышеописанными преимуществами блока DayLight+, однако поставляются немецкие блоки управления только совместно с фарами дневных ходовых огней и обладают более высокой стоимостью.

Заводское решение блок-драйверов, собираемых полностью на автоматическом конвеере — www.drive2.ru/b/509232214408430630/
-Все без исключения блок-драйверы с режимом "габарит" имеют регулировку яркости этого самого режима "габарит" подстроечным резистором на плате блока.
-Самые яркие режимы блок-драйверов, такие как ДХО, Поворот, Стоп, ЗПТФ — устанавливаются изначально при сборке драйвера и не имеют регулировки.
-В блок-драйверах "ЗПТФ/Стоп/габарит" VER. RF/S/G и "Стоп(день)/Стоп(ночь)/габарит" VER. S1/S2/G — регулируются только два последних режима (Стоп/габарит и Стоп(ночь)/габарит соответственно) — режимы ЗПТФ и Стоп(день) — не регулируемые и задаются сразу при сборке блок-драйвера.
-Ни один из блок-драйверов не имеет "плавного набора яркости" режима ДХО или габарита, в общем — вообще не имеет функции "плавного набора яркости".

—————————————————————————————————————
Перечень step-down (BUCK — понижающих) блок-драйверов (модулей управления LED)
================================================================================
На максимально возможный ток выхода канала (каналов) не более 0,8-0,9А (800 — 900 мА)
( Все без исключения блок-драйверы с режимом "габарит" имеют регулировку яркости этого самого режима "габарит" подстроечным резистором на плате блока. Самые яркие режимы блок-драйверов, такие как ДХО, Поворот, Стоп, ЗПТФ — устанавливаются изначально при сборке драйвера и не имеют регулировки. В блок-драйверах "ЗПТФ/Стоп/габарит" VER. RF/S/G и "Стоп(день)/Стоп(ночь)/габарит" VER. S1/S2/G — регулируются только два последних режима (Стоп/габарит и Стоп(ночь)/габарит соответственно) — режимы ЗПТФ и Стоп(день) — не регулируемые и задаются сразу при сборке блок-драйвера.)

-1.DRL (VER.1) — однорежимный драйвер без регулировок (фиксированный выходной ток)
******************************************************************************************************************
-2.DRL (VER.1-Adj) — однорежимный регулируемый драйвер от 0 до 100% выходного тока

Доработка автомобильных дневных ходовых огней

Автор: SSMix
Опубликовано 17.09.2015
Создано при помощи КотоРед.

Многие автолюбители, после приобретения и установки на свой автомобиль дневных ходовых огней (ДХО) неожиданно для себя обнаруживают, что до этого исправно работающий радиоприёмник автомагнитолы при включении ДХО начинает выдавать один шум. Причём речь идет не о средних и длинных волнах, а о УКВ и FM диапазонах, где помехозащищённость намного выше. Такой сильный уровень радиопомех получается не от всех ДХО. Всё зависит от схемотехники встроенного импульсного преобразователя (если он вообще присутствует).
Вот и автору данной статьи не повезло с подобным приобретением. Речь идет о ДХО DRL101. По своим характеристикам фары вроде бы неплохие – в каждой по 5 одноваттных светодиодов 5000К с суммарной силой света 400 кд, возможность плавной регулировки яркости, водонепроницаемый корпус. При ясной солнечной погоде включенные DRL101 отлично видны с расстояния в несколько сотен метров. Единственный выявленный недостаток – это очень сильный уровень радиопомех. Для выяснения их причины DRL101 были вскрыты. Вот фото платы с обеих сторон:

Схема оказалась предельно простой, выполненной на двух светодиодных драйверах PT4115. Один из драйверов нагружен на три последовательно включенных светодиода, второй на два. Кстати, именно поэтому при плавном повышении напряжения питания сначала загораются два светодиода, а затем остальные три. Типовая схема включения PT4115 приведена ниже:

В фаре DRL101 схема включения несколько иная: диодный мост на входе заменён одним диодом SS14, токозадающий резистор Rs составлен из трёх параллельно соединённых резисторов по 1 Ом, индуктивность дросселя L составляет 100 мкГн, и на вход DIM (ШИМ управление яркостью) внешний сигнал управления подаётся через транзисторный инвертор.
Рабочая частота PT4115 составляет около 1 МГц. Вполне естественно, что единственный в схеме электролитический конденсатор на 100 мкФ 35В подавить радиопомехи на такой частоте не в состоянии. Эти самые радиопомехи свободно распространяются по подводящим питающим проводам, щедро излучая во все стороны. Также на плате имеются довольно длинные печатные дорожки к светодиодам, работающие как передающие антенны. В общем Китай он и есть есть Китай. Удешевили схему как только могли.
Для уменьшения уровня радиопомех фары были переделаны следующим образом:

1) Параллельно электролитам 100 мкФ запаяны чип-конденсаторы 1206 на 0,68 мкФ 50В. Можно использовать даже в корпусе 1210 для лучшего поглощения радиопомех.
2) Непосредственно между верхним по схеме выводом катушки и выводом 4 (CSN) микросхемы PT4115 запаян такой же конденсатор 0,68 мкФ для шунтирования длинных печатных проводников платы по высокой частоте.
3) На каждую фару добавлено по дополнительному входному фильтру для отсекания радиопомех по цепи питания:

Каждый фильтр собран на печатной платке из одностороннего фольгированного стеклотекстолита размерами 11х12 мм:

Плату даже не обязательно вытравливать – достаточно прорезать две полоски крест-накрест и механически удалить фольгу.
Все элементы применены в ЧИП-исполнении. Керамические конденсаторы – в корпусе 1206, танталовые – в корпусе B, дроссели – типа DLJ4018.
Собранная плата фильтра подключается в разрыв питающих проводов и свободно помещается внутри корпуса фары.
Дополнительно, снаружи каждой фары, на входные провода надет общий ферритовый помехоподавляющий сердечник.

Перед окончательной сборкой доработанных таким образом фар желательно промазать стыки корпуса силиконовым герметиком для обеспечения влагостойкости.

Испытания доработанных ДХО производились за 35-40 км от города. Производилось периодическое включение/выключение ДХО и прослушивание станций УКВ и FM диапазонов. Никаких помех радиоприёму не наблюдалось даже на слабых станциях.

Таким образом, подобную доработку можно рекомендовать владельцам не только описанной модели ДХО, но и других подобных, создающих значительные радиопомехи. Как правило, схемы у таких фар подобные.