Цель доработки все та же — повышения эффективности работы карбюратора «Солекс» за счёт доводки, подгонки карбюратора, другими словами, улучшение его свойств и характеристик путем шлифовки, расточки, сглаживания углов и т. д…
В данном посте речь пойдет о уменьшении гидравлических потерь (сопротивлений) при движении топлива в эмульсионном колодце карбюратора.
Вводные данные (для карбюратора Солекс):
• Предположим, что при равномерном движении со скоростью 100-110 км/час (на первой камере) автомобиль потребляет до 7 л бензина. При этом скорость истечения бензина через главный топливный жиклер 95 (примерный диаметр 0,95 мм) ГДС1 составит до 3 м/с.
• Площадь сечения калиброванного отверстия указанного жиклера 0,71 мм².
• Наружный диаметр эмульсионной трубки 23 (первой камеры) 4,5 мм.
• Диаметр эмульсионного колодца принимаем 5,15 мм (замеряно сверлом: 5,1 мм проходит, 5,2 мм нет)
Радиальные зазор (5,15-4,5)/2=0,325 мм. Площадь живого сечения 4 мм². Т.е. в 5,6 раз больше площади сечения топливного жиклера.
• Расстояние от жиклера до торца эмульсионной трубки 7 мм.
Теория и производство
Исходя из вводных данных посмотрим как видит подобный узел конструктор (проектант) карбюратора Вебер, знакомый с с таким предметом, как гидродинамика:
Разумно, не правда ли.
Теперь посмотрим как выполнили торец ЭТ производстенники:
Покатался я на доработанной ЭТ еще километров 200 (подробное описание доработки в третьей части, здесь кратко — запаян верхний ряд отверстий, между вторым и третьим просверлено сквозное отверстие, ниже шестого ряда просверлено сквозное отверстие). Выводы: хороший "подхват с начала движения, тяга на "низах" радует, трогается на холодную без провалов (не забывайте, что у меня на карбюраторе кроме ЭТ ещё "куча" доработок). Но вопрос за счёт чего? Выкрутил свечи и увидел, что они начали покрыватся чёрной сажей — значит смесь богаче чем надо (фото не сделал). Поэтому на месте запаянного первого ряда отверстий ∅1,8 мм просверлил отверстия ∅0,9 мм и заменил ВЖ165 на ВЖ170 (пропускная способность жиклёра проверена проливкой). "Попомер" сразу отметил, что у машины поубавилось излишней прыти. Через 30 км проверил свечи — начали светлеть:-).
А теперь главное этого поста. Я наконец-то воплотил очередную задумку по доработке эмульсионной трубки.
Цель доработки: Получить мелкодисперсную и значит более гомогенизированную топливную эмульсию на входе в МД.
Эта доработка нетехнологична и поэтому, я думаю, заводами не реализована. Я могу ошибаться, но, по-моему эта доработка эксклюзив для Солекса!
Я уже приводил в 3-ей части описание эмульсионной трубки тип F16 карбюратора WEBER: "Обычно отверстия эмульсионной трубки просверлены под прямым углом к ее оси…Другое «семейство» эмульсионных трубок карбюраторов Вебер представлено изображенной здесь трубкой F16. Его отверстия направлены вверх, что скорей помогает движению топливного потока, нежели замедляет его. В результате, эмульсионная трубка F16 заставляет ГДС вступить в действие раньше, чем трубки «семейства» F4 — F14.
Спасибо EndoSteel за своевременную ссылку на сайт Weber. Вот скриншоты оттуда:
Обратите внимание, в трубке всего 2 кольцевых ряда отверстий. При этом в нижнем кольцевом ряду 4 отверстия! а в верхнем 6!
Нашел также в патентной базе Казахстана описание полезной модели "Эмульсионная трубка с кольцевым расположением отверстий" kzpatents.com/4-u705-emul…lozheniem-otverstijj.html. Вот цитата с описания:"…большИе размеры отверстий в боковой поверхности эмульсионной трубки приводят к образованию слишком больших пузырьков воздуха в эмульсии, т.е. образованию грубодисперсной смеси, что отрицательно сказывается на воспроизведении идентичных последовательных рабочих циклов двигателя."
Поэтому в патенте предложено расположить в стенке ЭТ от 3 до 5 кольцевых рядов по 4 отверстия (естественно меньшего диаметра) в ряду. Оси отверстий расположены на двух взаимно перпендикулярных осях.
Так, теоритическая база доработки подведена, теперь практическое воплощение.
Взял ЭТ тип ZD (можно 23 или 11)
Проверил на проливочном стенде.
Для справки — пропускная способность трубки тип 23 составила 560 мл за 30 с. То есть у меня получилось по пропускной способности что-то среднее между тип ZD (с заглушенным торцом) и типом 23.
О Наш сообщник protonoid своим постом (www.drive2.ru/c/470751506459525433/) подтолкнул меня к продолжению экспериментов с ЭТ.
Сначала немного теории, которую почерпнул на сайте forum.allgaz.ru, автор поста Tomm:
"«Эмульсионные трубки». (Пэт Брэден).
Эмульсионная трубка
Эмульсионная трубка регулирует момент, когда становится значимой роль воздушного жиклера, а также скорость, с которой значимость этой роли возрастает. Вследствие этого, эмульсионная трубка оказывает влияние на общий характер и поведение автомобиля. Как правило, никто не берется экспериментировать с эмульсионными трубками, за исключением тех случаев, когда 1) у человека очень щепетильное отношение к своему авто и он располагаем достаточным временем для проведения экспериментов, или 2) имеются динамометрический стенд и приборы контроля для регистрации изменений в результате замены эмульсионных трубок.
Для большинства неопытных настройщиков лучше идти по линии наименьшего сопротивления и остановиться на изначальных [заводских] эмульсионных трубках. Выбор нужных топливных и воздушных жиклеров становится простым занятием, если купить «комплект для переоборудования авто» у поставщика Вебер продукции. Многие поставщики учитывают характеристики Вашей модели авто и предоставляют Вебер уже с необходимыми настройками.
ЭМУЛЬСИОННЫЕ ТРУБКИ
Эмульсионные трубки применяются как в главных дозирующих, так и переходных системах карбюраторов Вебер. Их предназначение – это насыщение топлива воздухом или его «эмульсирование», при этом притормаживая топливо и заставляя его течь со скоростью приближенной к скорости воздушного потока. Без эмульсионных трубок карбюратор обогащал бы смесь все сильнее по мере увеличения скорости потока смеси.
Компания Вебер дает довольно немногословное описание действия эмульсионной трубки. Добавьте эту немногословность к хаотичной системе маркировки эмульсионных трубок – у вас в кармане все элементы тайны за семью печатями. Поэтому, не удивительно, что эмульсионные трубки остаются для многих нераскрытой тайной. А эффект от замены эмульсионных трубок часто очень трудно уловим. Поэтому, о результатах замены порой трудно судить или даже часто невозможно оценить, особенно если замена была незначительной.
Вебер рассматривает эмульсионную трубку как «тормозной механизм». Т.е. ее предназначение состоит в том, чтобы притормозить/замедлить поток бензина, аналогично тому, как тормозная система авто замедляет его движение. Тормозящее действие трубки регулируется следующими ее параметрами:
— Внешний диаметр трубки;
— Количество отверстий в трубке;
— Ориентация отверстий в трубке;
— Объем воздуха проходящего через трубку (регулируется воздушным жиклером).
Рассмотрим каждый из этих параметров поочередно:
Диаметр
Эмульсионная трубка вставляется в колодец с запасом топлива, подающегося через топливный жиклер. Уровень топлива в колодце равен уровню поплавка в главной топливной камере. Если бы не было эмульсионной трубки или воздушного жиклера, то колодец напоминал бы ничто иное, как дополнительный резервуар топлива.
Внешний диаметр эмульсионной трубки, находящейся в колодце, действует барьером для прохождения топлива. Если бы эмульсионная трубка садилась вплотную в колодец, то топливо не проходило бы совсем.
Некоторые эмульсионные трубки изготовлены с постоянным внешним диаметром. У таких трубок ограничителем количество топлива, подаваемого вдоль стенок трубки, является размер их внешнего диаметра. Чем больше внешний диаметр трубки – т.е. чем меньше зазор между трубкой и стенками колодца, тем меньше топлива может подаваться вдоль его стенок, и соответственно – тем беднее становится смесь.
Некоторые эмульсионные трубки изготовлены со ступенькой, так что основной (наибольший) диаметр находится ниже первого ряда отверстий. От расположения этой ступеньки зависит давление, при котором распылитель (трубка Вентури или вспомогательный диффузор) начинает высасывать топливо из колодца; и, следовательно, момент, когда вступает в действие главная дозирующая система (ГДС).
Чем ниже расположена ступенька, тем раньше стартует ГДС и наоборот. Влияние ступеньки зависит от уровня в поплавковой камере. Именно по этой причине важно правильно выставлять уровень поплавка. Повышенный уровень в поплавковой камере оказывает так же эффект, как «понижение» этой ступеньки, а соответственно более низкий уровень поплавка оказывает такой же эффект, как при «поднятии» этой ступеньки. Ступенька призвана обеспечить эмульсификацию топлива, проходящего вдоль эмульсионной трубки, даже на самых малых скоростях.
Так же как и в случае с эмульсионными трубками постоянного диаметра, по мере уменьшения наибольшего диаметра трубки требуется более слабый сигнал от распылителя (=вентури) для подъема топлива по трубке. Сигнал в данном контексте следует понимать как степень падения давления у распылителя (вентури), при котором подается «сигнал» каналам подачи топлива. Таким образом, чем меньше наружный диаметр эмульсионной трубки, тем раньше вступает в действие ГДС, и тем меньше тормозящее действие эмульсионной трубки.
Количество отверстий
Воздух всасывается через отверстия в эмульсионной трубке, стремясь достичь зоны пониженного давления в диффузоре. Воздух вынужден перемещаться с топливом в виде пузырьков в колодце, чтобы достичь распылителя (вентури). Если на трубке имелось лишь одно или два отверстия, то лишь небольшое количество воздуха смогло бы переместиться из колодца к распылителю. Следовательно, чем больше отверстий и чем большего они размера, тем сильнее они оказывают тормозящее действие на топливо, и тем беднее смесь.
Отверстия в верхней части эмульсионной трубки «готовят эмульсию» при низких скоростях. По мере возрастания скорости потока, уровень топлива в колодце уменьшается под воздействием увеличивающегося притока воздуха через эмульсионную трубку. Таким образом, расстояние между рядами отверстий вдоль трубки, а также их количество и размеры регулируют и корректируют общую воздушную составляющую смеси.
Как правило, отверстия эмульсионной трубки более близко расположены друг к другу в верхней части, где рабочие давления более низки и очень важна точная дозировка. Отверстия на нижней части эмульсионной трубки работают при очень высоких давлениях и оказывают наибольшее влияние на систему.
Ориентация отверстий
Обычно отверстия эмульсионной трубки просверлены под прямым углом к ее оси. Характеристики этого «семейства» трубок даны в представленной таблице.
Обратите внимание на то, что расстояние между рядами отверстий сокращается от низа к верху трубки. Такое интервальное размещение отверстий позволяет регулировать поток топлива в зависимости от уровня топлива в колодце. При больших скоростях, когда топливо в колодце находится на самом низком уровне, тормозящее действие наиболее сильно выражено. Диаметр и расположение верхнего ряда отверстий играют крайне важную роль, так как, в сочетании с диаметром воздушного жиклера, они определяют момент начала тормозящего действия трубки. Схема с разрешения производителя Вебер.
Другое «семейство» эмульсионных трубок карбюраторов Вебер представлено изображенной здесь трубкой F16. Его отверстия направлены вверх, что скорей помогает движению топливного потока, нежели замедляет его. В результате, эмульсионная трубка F16 заставляет ГДС вступить в действие раньше, чем трубки «семейства» F4 — F14.Схема с разрешения производителя Вебер.
Объем воздуха
Количество воздуха поступающего в эмульсионную трубку регулируется воздушным жиклером ГДС (англ. air-correction jet – жиклер корректировки воздушной составляющей смеси). В некоторых карбюраторах Вебер воздушный жиклер является отдельным компонентом, не совмещенным с эмульсионной трубкой. В них эмульсионная трубка фиксируется в колодце воздушным жиклером. В других моделях, имеющих сборку с жиклером холостого хода, воздушный жиклер является частью эмульсионной трубки.
В карбюраторах марки DCOE и большинстве компоновок с жиклером холостого хода, воздушный жиклер, эмульсионная трубка и топливный жиклер объединены в один составной блок, который очень легко заменить.
Размер воздушного жиклера находится в обратной зависимости к соотношению воздушно-топливной смеси – чем больше жиклер, тем меньше топлива; и чем меньше жиклер, тем больше топлива подается к распылителю (вентури).
Маркировка эмульсионных трубок
Если Вы хотите сравнить эмульсионные трубки, то Вы никогда не обнаружите связь между их поведением и системой их обозначения. Цифры на эмульсионные трубки присваиваются в хронологическом порядке. Можете быть уверенными в том, что эмульсионная трубка F45 получила свое обозначение после F44, и на этом все.
Таблица критериев выбора эмульсионных трубок
При громадном ассортименте эмульсионных трубок с различными характеристиками и хронологическом присвоении им цифр к букве «F» для их обозначения, нижеприведенная Таблица должна помочь с настройкой наиболее популярных моделей карбюраторов Вебер.
Более богатые или бедные «топливные кривые» достигаются изменением диаметра самой трубки (для получения нужного объема топлива в колодце), ее внутреннего диаметра и расположения высверленных в ней радиальных отверстий. Включение ГДС (main metering) определяется положением и количеством отверстий в верхней части трубки. Вот основная причина важности правильной установки уровня поплавка в карбюраторах Вебер; при низком уровне поплавка двигатель будет работать на обедненной смеси до достижения воздушным потоком достаточной скорости для забора топлива из колодца вокруг трубки. При слишком высоком уровне поплавка происходит обратное."
Я делал доработку на эмульсионной трубке 23, на которой ранее в виде эксперимента уже была сделана спиральная проточка. .
— Запаял первый (верхний) ряд отверстий ø1,8 мм.
— На 4 мм ниже шестого ряда просверлил нижнее отверстие ø1,2 мм.
— Между вторым и третьим рядами просверлил верхнее отверстие ø1,2 мм.
Оба отверстия сквозные через две стенки, в плоскости перпендикулярной к штатной. Т.е. получил четыре новых отверстия.