Информационный сайт о накопителях энергии

Бывают случаи, когда аккумулятор телефона, шуруповерта или другого гаджета требуется срочно и полностью разрядить. Можно использовать емкую программу для телефона, закрутить в доску множество шурупов, добиваясь, чтобы потух экран или отказал инструмент. Всегда ли надо полностью разряжать новый аккумулятор смартфона, и с какой целью? Как правильно и быстро разрядить любой аккумулятор, применив специальные программы, приспособления, инструменты?

До какого напряжения можно разряжать аккумулятор

Есть понятие полностью разряженного аккумулятора с целью проведения дальнейших операций и разряженного в ноль, которому требуется реанимация. До скольки вольт разряжать аккумулятор, зависит от типа модели и количества банок в батарее. Соединение ячеек последовательное, напряжение на выходных клеммах суммируется. Поэтому и предел разряженности – величина разная для кислотных, щелочных, литиевых АКБ.

Нужно ли полностью разряжать новый аккумулятор? Да, если он никель-ионного или никель-металлогидридного типа. Такие аккумуляторы имеют эффект памяти. До начала работы их нужно 3-5 раз полностью разрядить, потом зарядить. В последующем любая зарядка батарей этого типа должна вестись после полной разрядки. На хранение АКБ убирается только полностью разряженной. Насколько можно разряжать никелевые аккумуляторы? Элемент для тренировки доводят до 0,9 -1,0 В. Зная количество ячеек, можно подсчитать самостоятельно, до скольки вольт разряжать аккумулятор.

Часто спрашивают, надо ли разряжать новый литий-ионный аккумулятор. В этом типе гальванических элементов нет эффекта памяти. Прибор работает устойчиво при среднем уровне заряда. Поэтому заряжать батарею можно в любой удобный момент специальным зарядником. Можно ли разряжать литий-ионный аккумулятор полностью? Можно, но после разрядки ниже 3,2 В потребуется применять особые приемы зарядки, при 2,0 В элемент невозможно восстановить. Обычно глубоким разрядом считается 2,5 В на ячейку.

До скольки вольт можно разряжать банки свинцово-кислотного аккумулятора? При снижении напряжения на выходах ячейки 1,70 В общее напряжение на батарее из 6 элементов составит 10,3 В. На полностью разряженном аккумуляторе останется минимальный резерв живучести. Нужно ли полностью разряжать кислотный аккумулятор? Необслуживаемый кальциевый автомобильный АКБ может испортиться даже после одного глубокого разряда. Все кислотные аккумуляторы после глубокого разряда непременно теряют часть емкости в результате сульфатации пластин.

Разные типы аккумуляторов требуют вариативного подхода к техобслуживанию. Поэтому нужно ли полностью разряжать аккумулятор, новый или в процессе калибровки и тестирования, написано в инструкции по эксплуатации прибора.

Каким током разряжать аккумулятор

Разряжать батареи правильно фиксированным по величине током. Для автомобильных аккумуляторов выбирается значение 9 % от емкости аккумулятора. В этом случае разрядить прибор до 10,3 В можно в течение 10 часов. При этом следует контролировать напряжение, не допуская переразряда. Автоматически разрядить аккумулятор до нужных параметров можно интеллектуальным зарядным устройством iMAX B6. При его отсутствии можно использовать, как сопротивление, автомобильную лампочку, напряжением 12 В, мощностью 60 ВТ, отбирающую 4, 95 А, что достаточно для АКБ 55 Ач. Если емкость АКБ другая, напряжение отличается, подбирают гирлянду из нескольких токоприемников.

Никель-кадмиевая батарея состоит из отдельных цилиндрических аккумуляторов. Каждый из них имеет напряжение 1,2 В, оптимальный ток разряда составляет 0,2 С или 240 мА. В батарее суммируется напряжение, емкость остается неизменной.

Литий-ионные аккумуляторы смартфона, ноутбука, планшета не терпят глубокой разрядки. Их можно разрядить только для калибровки контроллера. Обычно используют специальные программы или естественную выработку емкости до минимального уровня 20 % от полной емкости. Если аккумуляторная батарея разрядилась до 2,5 В, ее восстанавливают, особыми способами. Разрядить батарею можно, использовав постоянный ток. Для этого применяют гирлянду из лампочек или iMAX B6.

Как разрядить аккумулятор шуруповерта

В батарее шуруповерта используют цилиндрические ячейки из никель-кадмиевых, литий-ионных аккумуляторов. Они отличаются в обслуживании. Новый аккумулятор из никель-кадмиевых элементов нуждается в разгонке. Разряжать батарею придется лампочкой, напряжением 12 в, служащую нагрузкой. Батарея считается разряженной, когда свет лампы накаливания погаснет.

Литий-ионные аккумуляторы не нуждаются в раскачке. Может потребоваться калибровка, для корректной работы контроллера. В таком случае нужно воспользоваться интеллектуальным устройством с функцией разряда.

Как быстро разрядить аккумулятор

Сколько разряжать аккумулятор обычными нагрузками известно – примерно 7-10 часов, если батарея заряжена полностью. Но как можно быстро разрядить аккумулятор автомобиля или электронной техники?

Батарею в ноутбуке или планшете быстро разрядить можно естественной нагрузкой, используя игры, просмотр музыкальных и видеопрограмм. Чем больше приложений работает, тем активнее аккумулятор теряет энергию. Можно использовать программу «Быстрый разряд». Суть ее работы в том, что она сама запустит энергоемкие приложения, опустошая батарею.

Можно подключить фонарик к батарее, требующей разрядки. Результат не заставит ждать долго. Но если сборка установлена в корпус шуруповерта, чтобы не нарушать соединения можно использовать нагрузку в виде лампочек накаливания, равных по напряжению батарее. При этом аккумуляторы нужно вынуть, отсоединить от прибора, собрать схему, как показано на фото.

Нужны ли дополнительные усилия и приборы, чтобы быстро посадить автомобильный аккумулятор? Достаточно, если в бортовой системе будут включены фары, музыкальный центр или кондиционер. Энергоемкие приборы быстро заберут энергию в остановленном авто. Но после глубокой посадки напряжения необходимо срочно ставить АКБ на сетевую зарядку.

Видео

Предлагаем посмотреть видео на тему снятия заряда с АКБ автомобиля. Как выполнить разрядное устройство для безопасного процесса.

Одним из важных компонентов нормальной работы любого автомобиля является аккумуляторная батарея (АКБ). Он является залогом комфорта и обеспечение безопасности вашего авто. Частенько долгое время развлекает Вас музыкой. По несколько недель «охраняет ваш автомобиль» обеспечивая пинание для вашей сигнализации. Ежедневно по многу раз заводит Ваш двигатель, получая очень большой «стресс».
Но когда аккумулятор измученный жизнью теряет свой заряд и не хочет Вас заводить… Одна половина автомобилистов ищет тех, кто их «прикурит» другая половина просто заводит машину с толкача.

Все знают что за двигателем надо следить и проводить ТО. Менять масло, доливать разные жидкости и т.д. Но мало кто знает, что и за АКБ надо следить и проводить хотя бы один раз в год КТЦ АКБ и в течение эксплуатации следить хотя бы за уровнем электролита.
Но сейчас на рынке существуют множество АКБ самых разнообразных которые делятся на 4 типа: обслуживаемые, малообслуживаемые, гибридные и необслуживаемые.
В данной статье будут рассмотрены малообслуживаемые АКБ. Они установлены у значительного большинства автомобилистов. Если у Вас другой тип АКБ думаю, Вы это знаете, если Вы не уверены какой АКБ у Вас установлен обратитесь к специалистам.
И так мы определились, что КТЦ АКБ необходимо производить хотя бы ежегодно. Если у Вас имеется навык работы с электрооборудованием, то можно попробовать справится своими силами. Если Вы не поняли о чем идет речь, не видели, как выглядит мульти тестер и у Вас отсутствует зарядное устройство. То лучше обратитесь в СТО.

Проводим контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) АКБ

Для проведения КТЦ аккумуляторной батарее необходимо иметь: ареометр, мультитестер, зарядное устройство АКБ, нагрузка для разряда (лампа ближнего света 45-65Вт) и немного метаматематики)))
КТЦ — это операция, позволяющая в большинстве случаев восстановить работоспособность подержанных и сильно разряженных аккумуляторов АКБ, а также определить их пригодность к дальнейшей эксплуатации.
КТЦ включает в себя полный заряд, контрольный разряд и повторный заряд АКБ.
Сначала АКБ, снятую с автомобиля, полностью заряжают от внешнего зарядного устройства.

Этап №1 проведения КТЦ (полный заряд АКБ)

На рынке сейчас довольно много автоматических зарядный устройств. Если вы используете его то в несколько раз облегчите эту процедуру. Просто устанавливаете АКБ на заряд и ждете, когда автоматическое зарядное устройство полностью зарядит АКБ. Но все-таки советую после полной зарядки проверить плотность электролита. И убедиться что Ваше устройство полностью зарядило АКБ.
Плотность полностью заряженной батареи составляет 1.27- 1.28 г/см3, напряжение — 12.7 В

Как определить, сколько заряжать и как?

Есть формула, по которой можно узнать примерное время заряда АКБ.

Для начала проверяем плотность электролита в АКБ с помощью ареометра.
Например, ареометр показал плотность 1,21 г/см^3.

Это означает что АКБ разряжена на половину. Исходя из емкости АКБ например 65Ah мы высчитываем величину потери емкости АКБ.
65Ah * 50% / 100% = 65Ah * 0,5 = 32,5Ah
Значение зарядного тока I (А) не должно превышать 1/10 ёмкости батареи (упрощенно). В нашем случае не более 6,5А.
Теперь просто подставляем все значения в нужную формулу и примерное время заряда известно:
t = 2 * 32,5Ah / 6,5А = 10h (часов)

Но все же это примерное время заряда. И нельзя утверждать, что за это время АКБ полностью зарядиться. Во время всего процесса заряда необходимо проверять АКБ. И так как только АКБ показывает 12.7 В проверяем плотность она должна быть 1.27- 1.28 г/см3
АКБ полностью заряжена и можно приступить к следующему этапу КТЦ.

Этап №2 проведения КТЦ (разряд АКБ)

Полностью заряженный аккумулятор подключают к устройству, состоящему из мощного реостата, вольтметра и амперметра и разряжают током так называемого 10-часового режима, величина которого составляет 9%-10% от емкости АКБ в нашем случае это 6.5А.
Но где же взять это устройство не у Всех есть реостат))).
Можно пойти другим более простым путем. Купить обычную автомобильную лампочку. Но что бы все было как можно правильнее необходимо чтобы лампочка была давала нагрузку 6.5А. Как это посчитать.
I = P / U, где P – мощность измеряется в Вт, U напряжение 12 Вольт.
P = I * U = 6,5A * 12v = 78 Вт.
Теперь необходимо купить лампу, которая максимально приближенна к этой мощности.
У меня была лампа на 65 Вт, потому покупать ничего не стал.
Подключает лампочку к АБК и начинаем разряд.

Периодически проверяем вольтаж АКБ. Первое измерение проводят в начале разряда, второе -через 4 часа. Когда напряжение на клеммах снизится до 11 В, измерения проводят через каждые 15 минут и чаще, чтобы уловить момент окончания разряда.
Уменьшенное время разряда говорит о том, что параметры АКБ ухудшились. Например, если время разряда батареи емкостью 65 Ач током 5,4 А составило 6 часов 20 мин (6,3 часа), то количество электричества, отданного в нагрузку, равно: Q = 5,4 х 6,3 = 34,0 Ач. Это и есть реальная величина емкости аккумулятора, которая в данном случае заметно меньше паспортной (65 Ач).
НЕЛЬЗЯ! на долго оставлять разряженный АКБ. Рассчитайте время так чтобы хотя бы немного зарядить его.
Теперь мы полностью разрядили АКБ и снова заряжаем его как в Этапе №1.

После повторного заряда КТЦ законченно, но в лучшем случае проводить 2-3 раза весь цикл. Но хотя бы попробовать сделать это один раз. Что это вам даст: 1) Вы полностью и грамотно зарядите АКБ. 2) сможете узнать в каком состоянии у вас АКБ.
На весь процесс у меня ушло два дня первый день дозарядил АКБ и разрядил на следующий день зарядил. Никогда не оставляйте АКБ во время заряда или разряда. Вы можете испортить его. НЕЛЬЗЯ сильно разряжать АКБ. И так же нельзя заряжать большим током АКБ будет кипеть. Все это может привести к разрушению АКБ.
ЕСЛИ ВЫ НЕУВЕРЕННЫ ЧТО СПРАВИТЕСЬ С ЭТИМ, ТО ПЕРЕДАЙТЕ СВОЙ АКБ СПЕЦИАЛИСТАМ!
Но обслуживать АКБ НЕОБХОДИМО и хотя бы ежегодно делать КТЦ.
Некоторые факты почему надо это делать…

ОЧЕНЬ ВАЖНО ЗНАТЬ ВСЕМ!
1) Недопустимо оставлять на морозе разряженную батарею. Электролит низкой плотности замерзнет, и кристаллы льда приведут ее в негодность. При плотности электролита 1.2 г/см3 и ниже (это разряд батареи более чем на 60% ) температура замерзания электролита составляет около -20°С. А если плотность снизиться до 1,09 г/см3, что приведет к его замерзанию уже при температуре -7°С. Для сравнения –электролит плотностью 1.28 г/см3 замерзает при t=-65°С.
2) Средний срок службы современных АКБ при условии соблюдения правил эксплуатации — а это недопущение глубоких разрядов и перезарядов, в том числе по вине регулятора напряжения — составляет 4-5 лет. Иначе Ваш АКБ выйдет из строя намного быстрее.
3) Опрокидывание аккумуляторной батареи и слив электролита могут привести к замыканию пластин и выходу ее из строя.
4) Перед длительной зимней стоянкой также обслужите батарею, но не храните ее в теплом помещении, а оставьте на автомобиле со снятыми клеммами. Чем ниже температура, тем меньше скорость ее саморазряда.
Теперь по статье: если ты впервые читаешь что то по АКБ и никогда не обслуживал его. Перед самостоятельным обслуживанием. Изучи эту тему немного шире в данной статье описано как делать КТЦ. А тонкости при обслуживании намного больше очень просто ИСПОРТИТЬ АКБ. Современный АКБ в большинстве случаем малообслуживаемые и испортив его Вам придется раскошелится на НОВЫЙ АКБ!
ЕСЛИ ВЫ НЕ УВЕРЕННЫ В СВОИХ ЗНАНИЯХ И СИЛАХ НЕ ПРОБУЙТЕ САМИ ПРОВОДИТЬ КТЦ.
Уважаемые читатели также важно знать что тема аккумуляторные батареи очень обширна и описать её очень трудно в данной статье затронута только тема проведения КТЦ.
Если Вас заинтересовала тема и для общего развития можете изучить следующие понятия относящиеся к АКБ.
1) Саморазряд АКБ.
2) Сульфатация аккумуляторов

Спасибо за внимание и тем более если Вы это почитали.)))
Кому понравилась, жмем нравится, рекомендуем.

Существует множество мифов о свойствах и об эксплуатации гелевых и AGM аккумуляторов. Тем не менее, это всего-лишь более современные модификации жидкостных свинцово-кислотных АКБ, и то, что известно про обычные автомобильные аккумуляторы, в большей степени относится и к их гелевым и АГМ собратьям.

Конечно есть и отличия, а связаны они с разной плотностью кислоты и с различными типами сепараторов свинцовых пластин. Кроме того, в большинстве автомобильных аккумуляторных батарей толщина свинцовых пластин гораздо меньше и соответственно они меньше весят.

Далее мы приводим ответы на часто задаваемые вопросы по этой теме:

Что такое полный разряд аккумулятора или разряд в ноль?

Полный разряд — это неконтролируемый разряд АКБ до напряжения 0 (ноль) Вольт.

Разряд в ноль приводит к необратимой сульфатации и значительной потере емкости любого свинцового аккумулятора независимо от его типа. В большинстве случаев при разряде в ноль происходит полная необратимая потеря емкости и остается только утилизировать или продать скупщикам свинца такую аккумуляторную батарею.

К полному разряду зачастую приводит ситуация, когда на время длительного отсутствия нормальной эксплуатации забывают отключить всё, что подключено к плюсовой клемме АКБ. В результате отсутствия периодической подзарядки от сети, генератора или от солнечных батарей, даже небольшой ток от подключенного к АКБ оборудования приводит к неконтролируемому снижению напряжения ниже критического значения 10,5 Вольт.

Применительно к солнечным электростанциям, данная ситуация может возникнуть, если на зиму оставить подключенным контроллер заряда, а солнечные батареи засыпет снегом. Это приведет к тому, что в отсутствии подзаряда от солнечных батарей, собственное потребление контроллера медленно приведет к полному разряду АКБ.

Чтобы не допустить такой ситуации, перед тем как оставить солнечную электростанцию на даче на зиму, рекомендуется дождаться полного заряда АКБ, после чего отключить СБ от контроллера и отключить контроллер и всё остальное от плюсовой клеммы АКБ.

Что такое аккумулятор глубокого разряда и в чем отличие разряда на 100% от разряда в ноль?

Аккумуляторами глубокого разряда можно назвать любые гелевые или AGM АКБ, поскольку они обеспечивают в среднем от 200 до 400 циклов разряда на 100%.

При этом, чем больше масса аккумулятора при одинаковой емкости, тем больше в нем свинца и тем большее кол-во циклов он сможет проработать. Поэтому, выбирая аккумуляторную батарею для целей глубокого разряда (для электропогрузчиков, инвалидных электроколясок, детских электромобилей, лодочных электромоторов, солнечных электростанций), рекомендуется покупать модель с наибольшей массой.

Разряд на 100% (глубокий разряд) — это разряд АКБ до напряжения 10,5 Вольт, а не до ноля Вольт.

Вредно ли короткое замыкание гелевого аккумулятора?

Гелевые аккумуляторы при коротком замыкании способны выдавать очень большие токи (от сотен до тысяч Ампер в зависимости от емкости).